Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чайковский |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Таланкин |
сценаристы: | Будимир Метальников, Игорь Таланкин, Юрий Нагибин |
продюсер: | Виктор Цируль |
видеооператор: | Маргарита Пилихина |
композитор: | Дмитрий Тёмкин |
художники: | Александр Борисов, Юрий Кладиенко, Людмила Кусакова |
монтаж: | Леонид Нехорошев, Зинаида Веревкина |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 1970 г. |
на DVD: | 8 мая 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 37 мин |
В белокаменной старушке-Москве камерно поживает степенный человек в цилиндре — сам Петр Ильич Чайковский. Заслуженный композитор строчит и строчит свои знатные произведения, вот только критика не всегда благодушна к его творчеству. Да чего уж там, Чайковского чаще всего вообще не понимают. Впрочем, есть у Петра Ильича и своя постоянная поклонница — меценатка Надежда фон Мекк, которая безрассудно влюблена в музыку Чайковского, а если разобраться, то и в самого композитора. Ну а чтобы у Чайковского все складывалась благополучно, фон Мекк регулярно одаривает своего кумира значительными финансовыми возлияниями. А почему бы и нет? Может себе позволить.
Несомненно, каждое редкое попадание отечественной картины в оскаровские номинанты, вызывает пристальный интерес и умеренную гордость. Особенно, когда в картине светятся такие мена, как Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, Евгений Леонов и Евгений Евстигнеев. Но вот в данном случае наши сняли, а американцы заметили откровенную клюкву. Признаюсь, никогда не слышал ранее о режиссере Игоре Таланкине, но его метода съемок — эта чудовищная архаика и камерная скукота.
Правда, еще большие вопросы возникают к сценарию, который в принципе ни о чем. Да, байопик о композиторе заведомо неблагодарная задумка. Гей-похождения Чайковского, которые здесь естественно не показаны даже намеком, сразу упускаем. В конце 60-х цензура на заданную тематику была не только в Союзе, но и в формально свободных Штатах. Но повторюсь, кто и с кем трахался — это ерунда. И вполне логично было бы ожидать появление какой-то худо-бедно увлекательной биографии о композиторе, передающей его творческий рост и внутренний гений. Но вместо этого Таланкин предложил зрителю такой себе психологический портрет Чайковского, подражая стилю молодого Тарковского, только с учетом разницы талантов в размер бесконечности между двумя режиссерами. «Думы и сомнения Чайковского» в фильме даже не доминируют — они здесь везде. Петруша постоянно чем-то озабочен, а между тем не раскрываются даже самые простые поступки режиссера. Например, зачем он женился на заведомо глупой девчушке, которая его раздражала уже во время свадьбы? Почему он так и не встретился со своей покровительницей фон Мекк? Вообще, какой-то цельности даже отдельного временного периода жизни композитора в этом фильме нет никакой.
А вот актерский состав в фильме, конечно, ударный. Но это тот случай, когда имена не вытягивают картину, а делают ее только не совсем пропащей. Под Смоктуновского, сыгравшего Чайковского, специально писался сценарий. И вообще, актер в заданных рамках был хорош. Но это не ТА история для ТАКОГО актера, да еще и с ТАКИМ режиссером. 44-летний Евгений Леонов почти традиционно для себя сыграл комедийную роль верного слуги. Кириллу Лаврову досталась самое скользкое амплуа — игра неудачника-пианиста, работающего в услужении у фон Мекк. Кстати, Надежду фон Мекк сыграла Антонина Шуранова, ранее засветившаяся у Сергея Бондарчука в «Войне и мир», где она изображала холодную княжну Болконскую. Здесь также использовали только ее колоритную внешность, потому что актриса она так себе. Здесь же в роли критика мелькнул Евгений Евстигнеев, на подмостках прогарцевала Майя Плисецкая, а живчик Владислав Стржельчик (все у того же Бондарчука играл Наполеона) вполне удачно отыграл напористого и иногда поддатого дирижера. Всем хороши актеры, кроме фильма, в котором им дали поиграть.
Ну ладно, наши, сняли чепуху и забыли. Не за деньги ж инвесторов работали, а за колхозно-народное. Хотя, кстати, в советском прокате фильм стал хитом, собрав почти 24 миллиона человек. Но что американцы во всем этом заприметили аж на две оскаровские номинации, не совсем понятно.
P.S. К слову, проект изначально был заточен под западные призы-няшки. Натурные съемки проходили во Франции и Британии, что для советских режиссеров было само по себе почти невероятным. А над музыкальными композициями здесь трудился сам Дмитрий Тёмкин, который из советской России свалил при первой же возможности и очень успешно осел в Голливуде. Правда, потрудился Тёмкин для этой картины так себе. Хотя дежурную оскаровскую номинацию за лучший саундтрек таки получил.
6 из 10
30 мая 2021
Смоктуновский для меня — актёр N1, его роли надо видеть все. Главная роль в фильме «Чайковский» 1969 года — не исключение. Хотя фильм слабый, особенно первая серия. Режиссёр не знает, что делать со сценарием, общую несобранность сюжета разбавляет жуткими видами берёз. Во второй серии режиссёр просыпается и начинает долгожданное повествование. Смоктуновский спасает положение. Ему можно молчать минутами и зритель не отойдёт от экрана.
Всегда хотел посмотреть на дирижера в работе. На 3й сценее Мариинки это можно себе позволить — зрительный зал кругом вокруг сцены. В фильме нам показывают, как дирижирует Смоктуновский. Он так изящен в образе Чайковского, статен, красив и прозрачен, так не похож на привычного Смоктуновского, что в итоге композитор навсегда приобретает именно те черты, что я увидел у актёра. Так я представляю себе Толстого — по роли другого великого актёра и режиссёра — Сергея Герасимова.
У «Чайковского», оказывается, аж две номинации на Оскар, номинация на Золотой глобус. В Сан-Себастьяне Смоктуновский получил приз за лучшую мужскую роль.
Снимать художественный фильм о гениях — задача сложная. Мне кажется, непосильная. Там всегда считанные метры до провала в пошлость и пафос (потому что надо не покопаться в личной жизни и не надувать щеки о величии героя). У Герасимова с «Толстым» получилось, лично у Смоктуновского получилось, но есть ли ещё примеры… Кирилл Серебренников снимает сейчас своего «Чайковского». Что будет?
14 июня 2015
Собственно, смотреть эту картину я стал из-за участия в ней сразу двух моих любимых актеров Леонова и Евстигнеева. Но стоит признать, что в картине вообще прекрасный подбор актеров. Смоктуновский, который играет главную роль, роль знаменитого композитора, играет просто потрясающе. Его не узнать. И дело даже не в гриме, а скорее в том, насколько хорошо перевоплотился актер в эту роль. Иннокентия в ней не видно совсем — складывается ощущение, что на экране сам великий композитор.
Что касается Леонова, то он также сыграл очень неплохо в свойственной ему манере, а Евстигнеева меньше, чем хочется.
Картина расскажет нам самые важные события, которые происходили в жизни Петра Ильича. Конечно, не все аспекты его жизни удалось перенести на экран, но общее понимание истории жизни композитора видно и понятно. На протяжении всего фильма, зритель сможет не только окунуться в жизнь главного героя, но и насладится его творчеством — музыка Чайковского, что и понятно, наполняет фильм.
Кстати, стоит отметить, что эта лента номинировалась на Оскар и Золотой глобус, что несомненно является достойным аргументом картины. Правда, не в одной номинации (а их было три), выиграть фильму не удалось.
В общем и целом, фильм, который разделен на две серии, смотрится с интересом. Но, что меня очень сильно разочаровало и испортило общее отношение к картине, так это последние минут двадцать второй серии. На мой взгляд, они нестерпимо затянуты, что вызывает откровенную скуку и желание выключить фильм.
29 сентября 2014
На крупнейшем международном сайте о кино можно прочесть ряд отзывов на советский фильм о Петре Ильиче Чайковском: три восторженных (10 звездочек) и три резко отрицательных (1 звездочка). Причем и в том, и в другом лагере нашлось по человку (оба — американцы), которых задело то, что якобы «не все аспекты жизни деятеля отображены в фильме». В случае ругательном это вылилось в град обвинений СССР и современной России в гомофобии, узколобости и т. д.
И это показательно. Год завершения съемок, напомню, 1969. Американские хипстеры, подогреваемые медиа, даже не задумываются над тем, что в 60-х годах прошлого века их собственная страна прав и свобод считала гомосексуализм уголовным преступлением и всячески боролась с этими больными людьми (а это официально считалось болезнью). В отдельных штатах дело доходило до психушек, кастрации и даже лоботомии! Естественно, кино также подвергалось нещадной цензуре. Например, фильм итальянского мастера ужасов Марио Бавы Black Sabbath 1963-го года, название которого Оззи Озборн позднее украл для своей группы, в американском прокате был перемонтирован и переснят единственно из-за лесбийского подтекста.
Год 1969-й же запомнился американским гомосексуалистам т. н. Стоунволлскими бунтами против полиции, которая привычно шмонала подпольные гей-бары. Так зародилось то, что сегодня называют «ЛГБТ движение». Каких-то 40 лет назад. Кстати, тогда же с новой силой начала раскручиваться подзабытая тема «гомосексуалиста-композитора», поднятая еще в 1937-м году сразу двумя женщинами: известной русско-армянской эмигранткой Ниной Берберовой и некоей Кэтрин Дринкер Боуэн, американским биографом-самоучкой, от которой в ужасе шарахались историки, но которую отлично раскупали массы. Собственно, первым же ее бестселлером стала «История любви Чайковского и Надежды фон Мекк» в «соавторстве» с женой внука фон Мекк — Варварой Карповой, которая любезно перевела для Кэтрин переписку родственницы с Чайковским.
Уже в 1971 году книгу экранизирует известный британский режиссер Кен Расселл (известный, прежде всего, вольными адаптациями исторических новелл и биографий, обильно сдобренных насилием, обнаженкой, садо-мазохизмом, богохульством и прочим трешем; кто «Дьяволов» смотрел, тот над Тромой не смеется). Естественно, столь аутентичная биография удостоилась и соответствующего фильма гомо-эротического содержания. Сегодня он считается классикой, а у зрителей даже не возникает вопросов насчет великого композитора. «Мы говорим — Чайковский, подразумеваем — кувыркание с мальчиками в борделе».
Как ни странно, в основу советского фильма легла все та же переписка Чайковского с Надеждой фон Мекк. Правда, без переводов и сплетен, нашептанных сестрами Пургольд лично Нине Берберовой и Александре Орловой-Шнеерсон. Что не помешало «Чайковскому» попасть в шорт-лист номинированных на «Оскар» лент сразу в двух номинациях: «Лучший фильм на иностранном языке» (победила итальянская драма о нелегкой жизни евреев в фашистской Италии) и «Лучшая музыка к фильму» (победил американский мюзикл о нелегкой жизни евреев в царской России). Еще фильм был номинирован на «Золотой глобус», а Иннокентий Смоктуновский получил приз на фестивале в Сан-Себастьяне за исполнение роли Петра Ильича.
Советские зрители тоже сочли его лучшим актером в 1970 году, и их можно понять. Просматривая картину, я ни на секунду не усомнился, что передо мной — он, Чайковский. Это ж надо так сыграть! Застенчивый, поглощенный творчеством композитор, разрываемый душевными порывам и противоречиями, которого вдохновение настигает в самые неожиданные и сложные моменты жизни. Творческий процесс показан посредством образов, вдохновлявших Чайковского. Например, гарцующая балерина (Майя Плесецкая). Или Германн, выспрашивающий секрет трех карт у старухи (неожиданно сам Смоктуновский без грима). Несчастная любовь, безжалостная критика, 13-летняя переписка «вслепую» — все наложило отпечаток. Печать русского гения.
Это очень эгоцентричный фильм. Редкие персонажи — Рубинштейн, Пахульский, Тургенев, Ларош — возникают время от времени и снова исчезают куда-то. Подобраны и сыграны они, тем не менее, безупречно. Надежда фон Мекк и вовсе существует в какой-то параллельной реальности, живет мечтами и мольбами, преданно любит Чайковского через его письма и музыку. Евгений Леонов в роли слуги Алеши, который всюду таскается за хозяином, привносит так называемый comic relief — минутку комедии. Но большую часть времени мы наблюдаем за одним Иннокентием… да ну, за Петром Чайковским, так что воспринимается фильм даже не как моноспектакль, а едва ли не как работа скрытой камеры.
Этому способствуют и редкие красоты, несмотря на то, что съемки проходили в достаточно изысканных местах Англии и Франции, плюс натурные виды российских лесов и полей. Но все это показано как-то рвано и малохудожественно. Грех было бы ругать тезку-режиссера Игоря Таланкина, поэтому всю вину я возлагаю на оператора Маргариту Пилихину, чья заслуга в кино главным образом заключалась в двоюродном брате — маршале Советского Союза Жукове Георгии Константиновиче…
Многие вехи биографии оказались пропущенными, многие подробности — опущенными. И тем не менее, «Чайковский» — лучшее, что снято о великом композиторе на сегодняшний момент. И не только потому, что добрая часть экранизаторов бешено экранизирует на его «тайную сексуальную жизнь». Просто авторам удалась органичность личности и музыки. Личность и музыка — в этом весь фильм.
8 из 10
22 марта 2014
Бесспорно фильм «Чайковский» принадлежит к числу великих советских фильмов. Но к большому сожалению его не показывают по телевизору. Я посмотрел его потому, что случайно купил DVD диск. После просмотра я остался доволен только игрой этих замечательных мастеров. Сам же сюжет мне нечего не сказал о настоящей его жизни.
Давайте попробуем разобрать этот фильм как можно подробнее.
В первом кадре мы видим маленького Чайковского, который стучит по крышке рояля. А после у него происходит нервный срыв, (Поясню: судя по симптомах, которые с ним происходили, я могу сказать что это музыкальное перенапряжение связанное с тем, что тем вечером он чересчур увлекся музицированием)а затем он уже сочиняет свой знаменитый первый концерт. Ладно, его учеба не актуальна в фильме. Но перескакивать на пять и больше лет- это не серьезно.
В фильме почти не затронута психология его внутреннего «эго»(я не говорю про гомосексуализм). Вообще фильм состоит из кусков его жизни. Нет встреч с другими знаменитыми людьми, кроме Рубинштейна и Тургенева. Я думаю что и встречу с Толстым можно было снять. Большая часть фильма это прогулки по лесу, да просиживание в кабаках. Где кадры о его творческих процессах? Далее мы видим его слугу Алексея Сафронова. Как вы думаете сколько ему можно дать в фильме? Около тридцати. Но в реальной жизни ему было восемнадцать, когда Чайковскому было тридцать два. Далее его женитьба. Почему режиссер не удосужился показать интимную обстановку жизни гения с женой. Свадьба, бал и попытка самоубийства. Не будь я любителем его сочинений, я бы понял только то, что она себя дурно вела. И якобы это и вызвало сильнейшую истерию, побудившую его на такой шаг. Далее его смерть. В кино совершенно ничего не показано о том как, он умер от холеры. Он дирижирует шестой симфонией, и потом пишут о его смерти на экране. Кстати несколько слов о его смерти.
О смерти Чайковского написано масса статей и очерков, но все они не говорят о том как на самом деле умер Чайковский. Официальная версия его смерти, это холера. Да действительно в 1893 году в Санкт-Петербурге ходила эпидемия холеры. Но тогда мне остается не ясным одно. Ведь всех кто был болен холерой герметично заколачивали в гробах. Почему гроб с Чайковским был открыт, и все желающие подходили к нему. В отчетах докторов обнаруживается масса ошибок в постановке диагноза. Не один врач не поставил Чайковскому сто процентный диагноз «Холера». А получить он ее мог только благодаря выпитому стакану сырой воды. Но мы не можем точно утверждать что вода в нем была заражена.
Так же есть неофициальная версия, и заключается она в том что Чайковский покончил жизнь самоубийством. Первую версию его суицида выдумали две сестры по фамилии Пугрольд. Одна из которых хотела выйти за Чайковского. Развила и сделала ее популярной Музыковед Александра Орлова которая живет в США. Ни каких же подтверждений его суицида нет. Ее версия такова. Чайковский щеголял за племянником царя. Царь узнал об этом, и устроил чтоб его однокашники произвели над ним суд чести, в коем он должен добровольно уйти из жизни. Тоже нет ни каких подтверждений. Да и сам суд кажется чем-то из ряда вон выходящим. Ведь среди судей были его друзья такие же геи как и он. Да и царь знал об всех гомосексуальных притонах. А то что племянник царя посещал такие притоны, знали многие. Тем самым нет ни одного доказательства подтверждающей версию Орловой.
Если внимательно прочитать последние письма, то в них нет ни одного намека на смерть. А напротив, в них он делиться своими планами на будущее. В одном из писем он пишет что в будущем хочет писать оперу в духе «Кармен». Есть еще одна версия. И гласит она то, что на самом деле Чайковского отравили. И сделал это его родной брат Модест. Судьба Модеста была не из лучших. На литературном поприще он себя никак не проявил (Исключения: неплохие переводы сонетов Шекспира). И известен он как либреттист опер брата. Все его пьесы успеха не имели и он все время занимал у брата. Чайковскому надоело его нахлебничество, и он предложил заниматься чем угодно но только не литературной деятельностью. Модест был в бешенстве. Ведь слава Петра все росла и росла. И тогда он решает отравить Чайковского мышьяком, (кстати симптомы идентичны холере) и выдумать две версии, первая это холера, вторая самоубииство. Именно у этой версии есть несколько улик свидетельствующих против Модеста. Незадолго до смерти несколько человек слышали краем уха из уст Модеста об отравлении.
Теперь что касается фильма. Режиссерская работа заслуживает похвалу. В эпизоде в поезде, где Чайковский придается разным мыслям, режиссер решает реализовать их, соединив Фон Мекк с Чайковским. Это неплохо. Далее режиссер все же дает нам намек на его гомосексуальность фразой «Ты же знаешь, я не могу дать то, чего она от меня ждет». А нам мужчинам должно быть понятно ее истенное намеренье. Актерский состав настолько хорош, что я не нахожу слов. Гениальная игра Смоктуновского производит такое впечатление, что перед нами действительно Петр Ильич.
О музыкальном оформлении и говорить не стоит. Перелестную оркестровку Чайковского испоганили до нельзя.
Фильм это стоит посмотреть людям которые собираются проникнуться в его гениальную музыку. А так же кто устал от сегодняшнего американского «Ширпотреба». И гениальная игра Иннокентия стоит того чтобы посмотреть эту вещь.
15 ноября 2008