Чайковский
7.4
6.3
1970, драма, биография
СССР, 2 ч 37 мин
В ролях: Владислав Стржельчик, Евгений Леонов, Бруно Фрейндлих, Алла Демидова, Евгений Евстигнеев
и другие
Рассказывая о наиболее ярких эпизодах жизни великого русского композитора, создатели фильма стремятся передать удивительное своеобразие его мироощущения, приоткрыть завесу тайны, всегда укутывающей творчество гения.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Чайковский

год: 1970
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Маргарита Пилихина
композитор:
художники: Александр Борисов, Юрий Кладиенко, Людмила Кусакова
монтаж: ,
жанры: драма, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 31 августа 1970 г.
на DVD: 8 мая 2001 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Чайковский», 1970

Видео: Фильм (серия 2) (Чайковский, 1970) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм (серия 2)
Видео: Фильм (серия 1) (Чайковский, 1970) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм (серия 1)

Постеры фильма «Чайковский», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Чайковский», 1970

Чайковскому было бы скучно это посмотреть

В белокаменной старушке-Москве камерно поживает степенный человек в цилиндре — сам Петр Ильич Чайковский. Заслуженный композитор строчит и строчит свои знатные произведения, вот только критика не всегда благодушна к его творчеству. Да чего уж там, Чайковского чаще всего вообще не понимают. Впрочем, есть у Петра Ильича и своя постоянная поклонница — меценатка Надежда фон Мекк, которая безрассудно влюблена в музыку Чайковского, а если разобраться, то и в самого композитора. Ну а чтобы у Чайковского все складывалась благополучно, фон Мекк регулярно одаривает своего кумира значительными финансовыми возлияниями. А почему бы и нет? Может себе позволить.

Несомненно, каждое редкое попадание отечественной картины в оскаровские номинанты, вызывает пристальный интерес и умеренную гордость. Особенно, когда в картине светятся такие мена, как Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, Евгений Леонов и Евгений Евстигнеев. Но вот в данном случае наши сняли, а американцы заметили откровенную клюкву. Признаюсь, никогда не слышал ранее о режиссере Игоре Таланкине, но его метода съемок — эта чудовищная архаика и камерная скукота.

Правда, еще большие вопросы возникают к сценарию, который в принципе ни о чем. Да, байопик о композиторе заведомо неблагодарная задумка. Гей-похождения Чайковского, которые здесь естественно не показаны даже намеком, сразу упускаем. В конце 60-х цензура на заданную тематику была не только в Союзе, но и в формально свободных Штатах. Но повторюсь, кто и с кем трахался — это ерунда. И вполне логично было бы ожидать появление какой-то худо-бедно увлекательной биографии о композиторе, передающей его творческий рост и внутренний гений. Но вместо этого Таланкин предложил зрителю такой себе психологический портрет Чайковского, подражая стилю молодого Тарковского, только с учетом разницы талантов в размер бесконечности между двумя режиссерами. «Думы и сомнения Чайковского» в фильме даже не доминируют — они здесь везде. Петруша постоянно чем-то озабочен, а между тем не раскрываются даже самые простые поступки режиссера. Например, зачем он женился на заведомо глупой девчушке, которая его раздражала уже во время свадьбы? Почему он так и не встретился со своей покровительницей фон Мекк? Вообще, какой-то цельности даже отдельного временного периода жизни композитора в этом фильме нет никакой.

А вот актерский состав в фильме, конечно, ударный. Но это тот случай, когда имена не вытягивают картину, а делают ее только не совсем пропащей. Под Смоктуновского, сыгравшего Чайковского, специально писался сценарий. И вообще, актер в заданных рамках был хорош. Но это не ТА история для ТАКОГО актера, да еще и с ТАКИМ режиссером. 44-летний Евгений Леонов почти традиционно для себя сыграл комедийную роль верного слуги. Кириллу Лаврову досталась самое скользкое амплуа — игра неудачника-пианиста, работающего в услужении у фон Мекк. Кстати, Надежду фон Мекк сыграла Антонина Шуранова, ранее засветившаяся у Сергея Бондарчука в «Войне и мир», где она изображала холодную княжну Болконскую. Здесь также использовали только ее колоритную внешность, потому что актриса она так себе. Здесь же в роли критика мелькнул Евгений Евстигнеев, на подмостках прогарцевала Майя Плисецкая, а живчик Владислав Стржельчик (все у того же Бондарчука играл Наполеона) вполне удачно отыграл напористого и иногда поддатого дирижера. Всем хороши актеры, кроме фильма, в котором им дали поиграть.

Ну ладно, наши, сняли чепуху и забыли. Не за деньги ж инвесторов работали, а за колхозно-народное. Хотя, кстати, в советском прокате фильм стал хитом, собрав почти 24 миллиона человек. Но что американцы во всем этом заприметили аж на две оскаровские номинации, не совсем понятно.

P.S. К слову, проект изначально был заточен под западные призы-няшки. Натурные съемки проходили во Франции и Британии, что для советских режиссеров было само по себе почти невероятным. А над музыкальными композициями здесь трудился сам Дмитрий Тёмкин, который из советской России свалил при первой же возможности и очень успешно осел в Голливуде. Правда, потрудился Тёмкин для этой картины так себе. Хотя дежурную оскаровскую номинацию за лучший саундтрек таки получил.

6 из 10

30 мая 2021

Смоктуновский для меня — актёр N1, его роли надо видеть все. Главная роль в фильме «Чайковский» 1969 года — не исключение. Хотя фильм слабый, особенно первая серия. Режиссёр не знает, что делать со сценарием, общую несобранность сюжета разбавляет жуткими видами берёз. Во второй серии режиссёр просыпается и начинает долгожданное повествование. Смоктуновский спасает положение. Ему можно молчать минутами и зритель не отойдёт от экрана.

Всегда хотел посмотреть на дирижера в работе. На 3й сценее Мариинки это можно себе позволить — зрительный зал кругом вокруг сцены. В фильме нам показывают, как дирижирует Смоктуновский. Он так изящен в образе Чайковского, статен, красив и прозрачен, так не похож на привычного Смоктуновского, что в итоге композитор навсегда приобретает именно те черты, что я увидел у актёра. Так я представляю себе Толстого — по роли другого великого актёра и режиссёра — Сергея Герасимова.

У «Чайковского», оказывается, аж две номинации на Оскар, номинация на Золотой глобус. В Сан-Себастьяне Смоктуновский получил приз за лучшую мужскую роль.

Снимать художественный фильм о гениях — задача сложная. Мне кажется, непосильная. Там всегда считанные метры до провала в пошлость и пафос (потому что надо не покопаться в личной жизни и не надувать щеки о величии героя). У Герасимова с «Толстым» получилось, лично у Смоктуновского получилось, но есть ли ещё примеры… Кирилл Серебренников снимает сейчас своего «Чайковского». Что будет?

14 июня 2015

Собственно, смотреть эту картину я стал из-за участия в ней сразу двух моих любимых актеров Леонова и Евстигнеева. Но стоит признать, что в картине вообще прекрасный подбор актеров. Смоктуновский, который играет главную роль, роль знаменитого композитора, играет просто потрясающе. Его не узнать. И дело даже не в гриме, а скорее в том, насколько хорошо перевоплотился актер в эту роль. Иннокентия в ней не видно совсем — складывается ощущение, что на экране сам великий композитор.

Что касается Леонова, то он также сыграл очень неплохо в свойственной ему манере, а Евстигнеева меньше, чем хочется.

Картина расскажет нам самые важные события, которые происходили в жизни Петра Ильича. Конечно, не все аспекты его жизни удалось перенести на экран, но общее понимание истории жизни композитора видно и понятно. На протяжении всего фильма, зритель сможет не только окунуться в жизнь главного героя, но и насладится его творчеством — музыка Чайковского, что и понятно, наполняет фильм.

Кстати, стоит отметить, что эта лента номинировалась на Оскар и Золотой глобус, что несомненно является достойным аргументом картины. Правда, не в одной номинации (а их было три), выиграть фильму не удалось.

В общем и целом, фильм, который разделен на две серии, смотрится с интересом. Но, что меня очень сильно разочаровало и испортило общее отношение к картине, так это последние минут двадцать второй серии. На мой взгляд, они нестерпимо затянуты, что вызывает откровенную скуку и желание выключить фильм.

29 сентября 2014

Чайковский Смоктуновского

На крупнейшем международном сайте о кино можно прочесть ряд отзывов на советский фильм о Петре Ильиче Чайковском: три восторженных (10 звездочек) и три резко отрицательных (1 звездочка). Причем и в том, и в другом лагере нашлось по человку (оба — американцы), которых задело то, что якобы «не все аспекты жизни деятеля отображены в фильме». В случае ругательном это вылилось в град обвинений СССР и современной России в гомофобии, узколобости и т. д.

И это показательно. Год завершения съемок, напомню, 1969. Американские хипстеры, подогреваемые медиа, даже не задумываются над тем, что в 60-х годах прошлого века их собственная страна прав и свобод считала гомосексуализм уголовным преступлением и всячески боролась с этими больными людьми (а это официально считалось болезнью). В отдельных штатах дело доходило до психушек, кастрации и даже лоботомии! Естественно, кино также подвергалось нещадной цензуре. Например, фильм итальянского мастера ужасов Марио Бавы Black Sabbath 1963-го года, название которого Оззи Озборн позднее украл для своей группы, в американском прокате был перемонтирован и переснят единственно из-за лесбийского подтекста.

Год 1969-й же запомнился американским гомосексуалистам т. н. Стоунволлскими бунтами против полиции, которая привычно шмонала подпольные гей-бары. Так зародилось то, что сегодня называют «ЛГБТ движение». Каких-то 40 лет назад. Кстати, тогда же с новой силой начала раскручиваться подзабытая тема «гомосексуалиста-композитора», поднятая еще в 1937-м году сразу двумя женщинами: известной русско-армянской эмигранткой Ниной Берберовой и некоей Кэтрин Дринкер Боуэн, американским биографом-самоучкой, от которой в ужасе шарахались историки, но которую отлично раскупали массы. Собственно, первым же ее бестселлером стала «История любви Чайковского и Надежды фон Мекк» в «соавторстве» с женой внука фон Мекк — Варварой Карповой, которая любезно перевела для Кэтрин переписку родственницы с Чайковским.

Уже в 1971 году книгу экранизирует известный британский режиссер Кен Расселл (известный, прежде всего, вольными адаптациями исторических новелл и биографий, обильно сдобренных насилием, обнаженкой, садо-мазохизмом, богохульством и прочим трешем; кто «Дьяволов» смотрел, тот над Тромой не смеется). Естественно, столь аутентичная биография удостоилась и соответствующего фильма гомо-эротического содержания. Сегодня он считается классикой, а у зрителей даже не возникает вопросов насчет великого композитора. «Мы говорим — Чайковский, подразумеваем — кувыркание с мальчиками в борделе».

Как ни странно, в основу советского фильма легла все та же переписка Чайковского с Надеждой фон Мекк. Правда, без переводов и сплетен, нашептанных сестрами Пургольд лично Нине Берберовой и Александре Орловой-Шнеерсон. Что не помешало «Чайковскому» попасть в шорт-лист номинированных на «Оскар» лент сразу в двух номинациях: «Лучший фильм на иностранном языке» (победила итальянская драма о нелегкой жизни евреев в фашистской Италии) и «Лучшая музыка к фильму» (победил американский мюзикл о нелегкой жизни евреев в царской России). Еще фильм был номинирован на «Золотой глобус», а Иннокентий Смоктуновский получил приз на фестивале в Сан-Себастьяне за исполнение роли Петра Ильича.

Советские зрители тоже сочли его лучшим актером в 1970 году, и их можно понять. Просматривая картину, я ни на секунду не усомнился, что передо мной — он, Чайковский. Это ж надо так сыграть! Застенчивый, поглощенный творчеством композитор, разрываемый душевными порывам и противоречиями, которого вдохновение настигает в самые неожиданные и сложные моменты жизни. Творческий процесс показан посредством образов, вдохновлявших Чайковского. Например, гарцующая балерина (Майя Плесецкая). Или Германн, выспрашивающий секрет трех карт у старухи (неожиданно сам Смоктуновский без грима). Несчастная любовь, безжалостная критика, 13-летняя переписка «вслепую» — все наложило отпечаток. Печать русского гения.

Это очень эгоцентричный фильм. Редкие персонажи — Рубинштейн, Пахульский, Тургенев, Ларош — возникают время от времени и снова исчезают куда-то. Подобраны и сыграны они, тем не менее, безупречно. Надежда фон Мекк и вовсе существует в какой-то параллельной реальности, живет мечтами и мольбами, преданно любит Чайковского через его письма и музыку. Евгений Леонов в роли слуги Алеши, который всюду таскается за хозяином, привносит так называемый comic relief — минутку комедии. Но большую часть времени мы наблюдаем за одним Иннокентием… да ну, за Петром Чайковским, так что воспринимается фильм даже не как моноспектакль, а едва ли не как работа скрытой камеры.

Этому способствуют и редкие красоты, несмотря на то, что съемки проходили в достаточно изысканных местах Англии и Франции, плюс натурные виды российских лесов и полей. Но все это показано как-то рвано и малохудожественно. Грех было бы ругать тезку-режиссера Игоря Таланкина, поэтому всю вину я возлагаю на оператора Маргариту Пилихину, чья заслуга в кино главным образом заключалась в двоюродном брате — маршале Советского Союза Жукове Георгии Константиновиче…

Многие вехи биографии оказались пропущенными, многие подробности — опущенными. И тем не менее, «Чайковский» — лучшее, что снято о великом композиторе на сегодняшний момент. И не только потому, что добрая часть экранизаторов бешено экранизирует на его «тайную сексуальную жизнь». Просто авторам удалась органичность личности и музыки. Личность и музыка — в этом весь фильм.

8 из 10

22 марта 2014

«В музыке жизнь Чайковского»

Бесспорно фильм «Чайковский» принадлежит к числу великих советских фильмов. Но к большому сожалению его не показывают по телевизору. Я посмотрел его потому, что случайно купил DVD диск. После просмотра я остался доволен только игрой этих замечательных мастеров. Сам же сюжет мне нечего не сказал о настоящей его жизни.

Давайте попробуем разобрать этот фильм как можно подробнее.

В первом кадре мы видим маленького Чайковского, который стучит по крышке рояля. А после у него происходит нервный срыв, (Поясню: судя по симптомах, которые с ним происходили, я могу сказать что это музыкальное перенапряжение связанное с тем, что тем вечером он чересчур увлекся музицированием)а затем он уже сочиняет свой знаменитый первый концерт. Ладно, его учеба не актуальна в фильме. Но перескакивать на пять и больше лет- это не серьезно.

В фильме почти не затронута психология его внутреннего «эго»(я не говорю про гомосексуализм). Вообще фильм состоит из кусков его жизни. Нет встреч с другими знаменитыми людьми, кроме Рубинштейна и Тургенева. Я думаю что и встречу с Толстым можно было снять. Большая часть фильма это прогулки по лесу, да просиживание в кабаках. Где кадры о его творческих процессах? Далее мы видим его слугу Алексея Сафронова. Как вы думаете сколько ему можно дать в фильме? Около тридцати. Но в реальной жизни ему было восемнадцать, когда Чайковскому было тридцать два. Далее его женитьба. Почему режиссер не удосужился показать интимную обстановку жизни гения с женой. Свадьба, бал и попытка самоубийства. Не будь я любителем его сочинений, я бы понял только то, что она себя дурно вела. И якобы это и вызвало сильнейшую истерию, побудившую его на такой шаг. Далее его смерть. В кино совершенно ничего не показано о том как, он умер от холеры. Он дирижирует шестой симфонией, и потом пишут о его смерти на экране. Кстати несколько слов о его смерти.

О смерти Чайковского написано масса статей и очерков, но все они не говорят о том как на самом деле умер Чайковский. Официальная версия его смерти, это холера. Да действительно в 1893 году в Санкт-Петербурге ходила эпидемия холеры. Но тогда мне остается не ясным одно. Ведь всех кто был болен холерой герметично заколачивали в гробах. Почему гроб с Чайковским был открыт, и все желающие подходили к нему. В отчетах докторов обнаруживается масса ошибок в постановке диагноза. Не один врач не поставил Чайковскому сто процентный диагноз «Холера». А получить он ее мог только благодаря выпитому стакану сырой воды. Но мы не можем точно утверждать что вода в нем была заражена.

Так же есть неофициальная версия, и заключается она в том что Чайковский покончил жизнь самоубийством. Первую версию его суицида выдумали две сестры по фамилии Пугрольд. Одна из которых хотела выйти за Чайковского. Развила и сделала ее популярной Музыковед Александра Орлова которая живет в США. Ни каких же подтверждений его суицида нет. Ее версия такова. Чайковский щеголял за племянником царя. Царь узнал об этом, и устроил чтоб его однокашники произвели над ним суд чести, в коем он должен добровольно уйти из жизни. Тоже нет ни каких подтверждений. Да и сам суд кажется чем-то из ряда вон выходящим. Ведь среди судей были его друзья такие же геи как и он. Да и царь знал об всех гомосексуальных притонах. А то что племянник царя посещал такие притоны, знали многие. Тем самым нет ни одного доказательства подтверждающей версию Орловой.

Если внимательно прочитать последние письма, то в них нет ни одного намека на смерть. А напротив, в них он делиться своими планами на будущее. В одном из писем он пишет что в будущем хочет писать оперу в духе «Кармен». Есть еще одна версия. И гласит она то, что на самом деле Чайковского отравили. И сделал это его родной брат Модест. Судьба Модеста была не из лучших. На литературном поприще он себя никак не проявил (Исключения: неплохие переводы сонетов Шекспира). И известен он как либреттист опер брата. Все его пьесы успеха не имели и он все время занимал у брата. Чайковскому надоело его нахлебничество, и он предложил заниматься чем угодно но только не литературной деятельностью. Модест был в бешенстве. Ведь слава Петра все росла и росла. И тогда он решает отравить Чайковского мышьяком, (кстати симптомы идентичны холере) и выдумать две версии, первая это холера, вторая самоубииство. Именно у этой версии есть несколько улик свидетельствующих против Модеста. Незадолго до смерти несколько человек слышали краем уха из уст Модеста об отравлении.

Теперь что касается фильма. Режиссерская работа заслуживает похвалу. В эпизоде в поезде, где Чайковский придается разным мыслям, режиссер решает реализовать их, соединив Фон Мекк с Чайковским. Это неплохо. Далее режиссер все же дает нам намек на его гомосексуальность фразой «Ты же знаешь, я не могу дать то, чего она от меня ждет». А нам мужчинам должно быть понятно ее истенное намеренье. Актерский состав настолько хорош, что я не нахожу слов. Гениальная игра Смоктуновского производит такое впечатление, что перед нами действительно Петр Ильич.

О музыкальном оформлении и говорить не стоит. Перелестную оркестровку Чайковского испоганили до нельзя.

Фильм это стоит посмотреть людям которые собираются проникнуться в его гениальную музыку. А так же кто устал от сегодняшнего американского «Ширпотреба». И гениальная игра Иннокентия стоит того чтобы посмотреть эту вещь.

15 ноября 2008

Драма Чайковский появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссером является Игорь Таланкин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владислав Стржельчик, Евгений Леонов, Бруно Фрейндлих, Алла Демидова, Евгений Евстигнеев, Лилия Юдина, Лилия Евстигнеева, Герасим Воронков, Павел Романов, Александр Петров, Нина Агапова, Татьяна Струкова, Наталья Климова, Анатолий Сахновский, Аркадий Трусов.

Страна производства - СССР. Чайковский — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.