Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Березняк |
английское название: |
Brzezina |
год: | 1970 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Анджей Вайда |
сценаристы: | Ярослав Ивашкевич, Анджей Вайда |
видеооператор: | Зигмунт Самосюк |
композитор: | Анджей Кожиньский |
художники: | Мацей Мария Путовский, Рената Власов |
монтаж: | Галина Пругар-Кетлинг |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 ноября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Кинопоэма о неразрывной связи жизни и смерти. Если природа живет этим союзом в гармонии, то для человека он является страданием и пожизненным испытанием. Фильм изобилует символизмом и насыщен эмоционально настолько, насколько это могут быть последние дни человека, который придается простым радостям жизни. В фильме изображена одна из красивейших метафор смерти человека. «Березняк» находится в одном ряду с такими поэтическим шедеврами как «Земля» Довженко и «Тени забытых предков» Параджанова. Относительно драматургии, нагнетания конфликта и внимания к свету также чувствуется влияние Бергмана.
Главный герой Станислав неизлечимо болен чахоткой. Он приезжает к брату Болеславу, чтобы в его доме, на опушке березняка прожить последние недели своей жизни. Их первая встреча после долгой разлуки выдается напряженной. Нервный монтаж, резкая смена между полукрупными планами братьев намечает конфликт двух отчаяний – умирающего человека и человека, переживающего тяжелую утрату.
Для русского уха имя Болеслав говорящее (на самом деле «прославленный»). Недавно Болеслав похоронил свою жену в лесу под березами. Возвращение чахоточного брата нарушило его гнетущее уединение. Ненужные движения в доме, вопросы лихорадочного Станислава – Болеслав нехотя и с раздражением ему отвечает. Смертельно больному еще предстоит открыть своему брату, что его ждет скорая смерть. Но пока мы видим на экране рыжего, худощавого молодого мужчину, которого лихорадит. Его улыбки, смех, маленькие шалости кажутся слегка взвинченными на контрасте с погруженным в скорбь Болеславом.
Музыка и цветовой символизм
Станислав умеет играть на фортепьяно и узнает от брата, что тот свой продал. После этого он заявляет, что им срочно нужно купить пианино, иначе ему будет скучно. Классическая и фортепьянная музыка звучит на протяжении всего фильма. Игра Станислава выводит печальный дом из оцепенения, постепенно вселяет в него задор и признаки жизни. В первый же вечер после того, как Станислав одолжил инструмент у тяжелобольной женщины из города, он садится за него играть – к большому недовольству Болеслава, который вскоре приходит в комнату брата.
Последующая сцена разговора между братьями является ключевой для понимания их конфликта. В темной комнате, освещенной только лампой, лица братьев разделены пополам: на одной стороне лежит мертвый синий, как будто лунный свет – на другой живой, теплый красный. Только половины у братьев по-разному разделены: у Станислава левая сторона лица освещена синим, у Болеслава – правая. Возникает ассоциация с убывающей и растущей луной. Одному предстоит умереть, второй будет жить дальше, несмотря на то что его сознание блуждает во тьме. В этой сцене братья дополняют друг друга, уже разведенные по разные стороны жизни и смерти. Станислав, бесцеремонно нарушивший траур брата, хочет жить, но не может – когда его брат мог бы, но не хочет, так как ему больше свет немил.
28 октября 2021
Философская притча Анджея Вайда «Березовая роща» хоть и изобилует метафорами, на самом деле проста для понимания и восприятия. Ясные и выразительные образы в камерной обстановке фильма при всей своей многогранности чётко выражают главную позицию режиссера, и несмотря на многочисленные отклонения в психологическом контексте, остаются в своей канве до самого финала.
Понятные герои ведут не менее красочные и открытые диалоги, и легкая доля завуалированности не сбивает с толку даже самых невнимательных зрителей. Актеры преподносят своих героев с самой благоприятной стороны, а у Даниэля Ольбрыхского получается лишь взглядом и мимикой выразить все терзающие его эмоции — от тоски до похоти. Ольгерд Лукашевич справился с не менее сложной задачей показать радость жизни в безвыходной ситуации, когда его жизнерадостный герой постепенно угасает от смертельной болезни, пытаясь при этом вдохнуть жизнь в своего брата. Стремление жить умирающегочеловека и эмоциональная «смерть» здорового — актерский тандем справился с задачей просто прекрасно.
Отдельную атмосферу в простецких декорациях создает природа и музыка, гармонично отражающие настроения главных героев. Лес выглядит мрачно и жутко при появлении Ольбрыхского, и купается в лучах солнца, когда по нему гуляет Лукашевич. Ту же роль играют композиции, которые братья играют на рояле — они вновь и вновь ясно показывают зрителю внутреннее состояние персонажей.
Историю, которую показал Анджей Вайда, поучительна и гениальна одновременно. В ней все выглядит просто и естественно, но лишь при внимательном рассмотрении видна та невероятная борьба, которую братья ведут со своим внутренним «я».
8 из 10
23 марта 2014
Одной из интереснейших картин Анджея Вайды является лирико-эпическая притча о неуемной жизни умирающего человека и смерти в живой плоти. На примере двух братьев, перед зрителем проносится поучительная история об отшельнике, лелеющем собственное эго и о мужчине, вселяющим в брата жизнь, ценой своего угасания, но перед смертью подарившего свет семье и женщине, которую полюбил.
С первых кадров картины, зритель знакомится с двумя очень непохожими людьми. Болеслав, находящийся в трауре по жене, угрюм и мрачен. Его не узнает даже собственный брат, отмеченный смертью, но бодрый духом. Станислав, проведший многие годы, на лечении понимает, что жизнь в деревне и любовь, подаренная племяннице и брату — единственно важные вещи, которые он еще может сделать. Он не испытывает аппетита и харкает кровью, но отбивает степ и играет на рояле, будто не в комнате, а в концертном зале и обнимает родных так, чтобы они навсегда его запомнили.
Режиссер, намеренно зеленя лицо больного, делает упор на розовощекости героя Ольбрыхского, с точностью до наоборот фиксируя жизнь в угасающем человеке, а смерть в живущем. Болеслав, лишь смертью жены задумывается о своей сути, а его внутренняя тоска — лишь отражение собственной вины по отношению к ней. Мужчина, борется с животным инстинктом в себе, исправляя прошлое, а в женщине он хочет видеть мать его ребенку.
Фильм смотрится на одном дыхании, делая боль невыносимой. Березовая роща, озарив сиянием братьев, принимает их в свои объятия, наделяя Божьей благодатью, хрупкой, как сверкающий хрусталь, но теплящий дальнейшей жизнью и голубизной ясного неба. Анджей Вайда, сняв поэтичную картину, вызывает в зрителе, эмоции тоски угасанием человеческой жизни, но и верой в его светлое завтра.
Картины Вайды, объединяют трагическое и пессимистическое мировосприятие режиссера. Он снимает жестокие, экспрессивные, насыщенные метафорами, но и тонкие картины, о красоте человеческой души. Не зря автор часто повторяет, что у автора должны быть темперамент война и душа поэта, которая, прежде всего, проявляется в экранизациях польского писателя Ярослава Ивашкевича. По мотивам одного из рассказов снят фильм «Березняк»: чувственный, лиричный и камерный, в котором герои, торопятся жить, понимая, ее ценность. Даже простая сельская баба, любит всех, кто любится, и ей веришь, что она искренна. А Даниэль Ольбрыхский и Ольгерд Лукашевич, создают незабываемые образы братьев. Оба остаются в памяти, героями завтрашнего дня, от которых можно почерпнуть что-то для себя.
Позднее актеры снялись вместе в польском сериале «Ведьмак»…
10 из 10
24 июля 2011