Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Американский солдат |
английское название: |
Der amerikanische Soldat |
год: | 1970 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Райнер Вернер Фассбиндер |
сценарий: | Райнер Вернер Фассбиндер |
продюсеры: | Пер Рабен, Райнер Вернер Фассбиндер |
видеооператор: | Дитрих Ломанн |
композитор: | Пер Рабен |
художники: | Курт Рааб, Райнер Вернер Фассбиндер |
монтаж: | Теа Эймеш |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 280000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 октября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
«Американский солдат» производит довольно тягостное и мрачное впечатление даже на искушенного зрителя, ибо уже содержит специфически фассбиндеровское восприятие жизни как онтологического краха. Главный герой, ветеран Вьетнама, а по совместительству наемный убийца, воплощает собой все то, чего так не хватает героям фильма: жесткость, мужественность, хладнокровие, почти потустороннюю выдержку, выступая для них своего рода символическим Отцом во фрейдовско-лаканианском смысле этого слова. Именно его фигура обеспечивает ту онтологическую вертикаль, благодаря которой окружающий персонажей мир еще держится.
Ричард Мерфи (так зовут главного героя) абсолютно свободен от буржуазных предрассудков, с точки зрения Фассбиндера, это почти ницшеанский сверхчеловек, попирающий нормы не только буржуазной, но и общечеловеческой морали и плюющий на родственный связи и чувства. Именно такой изувер свободен от априорных форм буржуазного мира, это почти нечаевский революционер, совершающий переворот внутри своей личности и вокруг себя. Но именно такой герой становится своего рода законодателем новой, революционной морали, без него мир обрушится, станет копошением в грязи мелких людей. Так видит его Фассбиндер.
Финальные манипуляции с трупом героя выступают именно как тщетная попытка его воскресить, ибо все влюблены в него, и мужчины, и женщины, именно как в фаллическое превосходство, как в законодателя новой морали, как в носителя вертикальной устремленности. Ричард Мерфи — почти не человек, а ангел смерти, несущий гибель разлагающемуся миру, но он так красив, что все влюблены в него, хоть он и несет им смерть. Конечно, Фассбиндер, ориентировался в своей картине прежде всего на «Самурая» Мельвиля, где герой Делона, также был своего рода ангелом-истребителем, неудобным для мира и вместе с тем исполненным для него танатологического очарования.
Но в «Американском солдате» есть не только литания новой морали и сверхчеловеку, разрушающему буржуазные априорные формы, но и первые сомнения в успехе его дела (иначе бы фильм не был столь выдающимся, превратившись в однобокий панегирик Ницше). Сцены монологов горничной, убийства Мерфи любимой женщины, общая атмосфера безысходности свидетельствуют о том, что Фассбиндер сильно сомневается в том, что априорные формы, обеспечивающие наше восприятие мира, можно разрушить (потому герой и гибнет) и что они несут исключительно социальный и экономический характер.
Как мы видим в этой ленте режиссер устанавливает интертекстуальный диалог не только с Шопенгауэром, но и с Ницше, Марксом и психоанализом, но делает выбор в финале все равно в пользу Шопенгауэра: мир — наше представление о нем, он не существует без субъекта, и с этим поделать ничего нельзя, а те, кто пытаются, что-то с этим сделать, гибнут. В «Американском солдате» впервые проглядывает шопенгауэровское утверждение, что мир — не только обусловлен представлением, но еще и мировой волей, слепой и безжалостной силой, которая направляет наши желания и пойти против которой невозможно.
8 мая 2018
Один из первых просмотренных фильмов великого немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера, который произвел на меня большое впечатление.
Статичная камера, чередование крупных и общих планов, диалоги и размышления героев, молчаливый главный герой и показ Германии в необычном ракурсе (сцена возвращения Рикки в родной квартал). Фильм полностью выдержан в нуар стиле, держит в напряжении и потом выстреливает в голову великолепной концовкой, под которую идут титры. Если бы не колоритный немецкий вид героев, фильм легко можно причислить к нуар классике Голливуда. В наиболее важных сценах незатейливо играет мелодия, низкий поклон композитору. Видно уже тогда большое мастерство и талант режиссера, который ещё только ищет нужную тематику и визуальный стиль для последующих своих фильмов, но тематика послевоенной Германии следует уже с первых его фильмов.
8 из 10
23 октября 2013
Мой первый и самый любимый фильм замечательного немецкого режиссера.
Снятый на основе впечатлений от американского гангстерского кино и фильмов французской «новой волны», «Американский солдат» является квинтэссенцией и вершиной уникального стиля раннего Фассбиндера.
Профессиональный убийца Рикки, американский иммигрант и участник войны во Вьетнаме, нанят продажными мюнхенскими копами. Задача киллера — устранить ряд криминальных элементов, которые не могут быть убраны силами полиции. Вернувшийся на родину Рикки брутален и лишен эмоций, небрежно водит машину и с одинаковым выражением лица употребляет неразбавленный Ballantine’s и встречающихся роковых красоток.
Американский солдат производит сильное впечатление своей минималистической эстетикой и подчеркнуто суровой реальностью действия. Но уже с первых минут фильма, когда Рикки едет в машине с проституткой и рассуждает о том, что наш мир всего лишь сфера, а не шар, мы начинаем понимать, что это будет довольно необычный нуар. И действительно, от классического черного кино здесь взята только оболочка, а ирония Фассбиндера еще и в том, что роковым в фильме является не женщина, а мужчина.
Отдавая дань жанру, на самом деле режиссер исследует поведение человека, являющегося бездушной машиной для убийства. И не столь важен задний фон — им мог бы быть спокойный Мюнхен, холодный Чикаго или военный Вьетнам — неразговорчивый убийца как будто подчинен навязанному свыше алгоритму, сворачивать с которого права не имеет, но относится к нему с равнодушным презрением.
С такой же холодностью Рикки обращается со всеми, попадающимися на его пути, и даже встреча с матерью и братом, своего рода психологическая кульминация фильма, выходит минималистически выхолощенной и почти лишенной проявления эмоций. Отношение инфантильного младшего брата к Рикки носит скрытый гомосексуальный, а к матери — еще более незаметный инцестуальный характер, что, несомненно, выражало внутренние переживания самого Фассбиндера.
Очень интересна сцена в гостиничном номере, когда горничная, как в машине времени, рассказывает немного измененный сценарий будущего фильма режиссера «Страх съедает душу», в котором пожилая немка выходит замуж за молодого гастарбайтера из Турции.
Отдельных восторженных слов заслуживает песня «So much tenderness» под потрясающую музыку Пера Рабена, которая является лейтмотивом всего фильма, а за одну из самых гениальных финальных сцен в истории мирового кинематографа — браво, Фассбиндер!
9,5 из 10
24 января 2010
В детстве Райнер Вернер Фассбиндер смотрел в кинотеатре, куда отводила его мать, по 3—5 фильмов в день. Большую часть этих фильмов представляла продукция голливудской фабрики грез. Наверняка среди них были и наводнившие в 30—40-е годы американские прокаты нуары.
Уже став режиссером Фассбиндер решил переосмыслить классическую формулу нуара, переиначив ее на европейский лад. Все это было сделано как с изрядной долей уважения к богатому жанру, так и с небольшой долей стеба и иронии. Так на свет появился «Американский солдат» — нуар по духу, но, по сути, добротное европейское авторское кино с зарождающимся, но уже узнаваемый фирменным режиссерским стилем. Не исключено, что «Солдат» был сделан под воздействием вышедшего несколько лет назад годаровского «Альфавилля», в котором французский маэстро вовсю поиздевался над бондианой в частности и американскими детективами в целом.
Как уже упоминалось выше, Фассбиндер все делает по букве классического нуара, только правда чересчур гипертрофированно и даже порой неестественно. Например, его гангстеры носят шляпы с настолько широкими полями и такие длинные плащи, что выглядят немного карикатурно. Режиссер сознательно разрушает границы жанра, подходя ко всему со знанием своего дела. Практически полностью исключена павильонная съемка сцен, где присутствует движущийся автомобиль. Везде в этих сценах видна динамика и отражение камеры в начищенных капотах машин. Даже хронометраж картины неприлично короток, но и его с лихвой хватает, чтобы рассказать всю историю целиком. Присутствует в фильме и немногословный с тяжелым взглядом ганфайтер, меняющий женщин как перчатки и не позволяющий себе проявления ни единой эмоции.
Правда в отличие от голливудских типажей, наемник Фассбиндера не лишен человеческого и ему даже удается немного сопереживать. Режиссер не стесняется выплескивать на экран свою мощную сексуальную энергетику. Только на экране женщины выглядят на редкость асексуально, а привлекательными предстают мужчины. Они вроде на первый взгляд словно сделаны из камня, но при этом очень яркие и живые, способные на чувства и эмоции. Надо только посмотреть под необходимым углом, что Фассбиндер с нескрываемым удовольствием и делает.
Еще один немаловажный штрих картины заключается в том, что она насквозь театральна. Все персонажи до невозможного манерны, их реплики отточены и выверены, а диалогам мог позавидовать любая театральная постановка. Это не случайно, т. к. в фильме задействован весь состав знаменитого «антитеатра» Фассбиндера, к сожалению просуществовавший очень недолго. Даже сам режиссер проскальзывает на несколько мгновений в кадре.
В отличие от американских нуаров, Фассбиндера в его фильме интересуют совсем другие темы, чем его американских коллег. Весь смысл фильма открывается долгим последним кадром, длящимся казалось, чуть ли не целую вечность под невероятно красивую музыку. Именно тут можно окончательно понять, что весь фильм Фассбиндер упоенно дурил голову зрителю, подсовывая тому вроде знакомый рецепт, но с совершенно другими целями, разрушая пафос американского наследия и добавляя своих красок. Смерть по Фассбиндеру бессмысленна и неожиданна, но только в том случае, если человек не готов раскрыть свою яркую внутреннюю сущность, в чем то не похожую на других. Это сродни практически предательству самого себя. Вот только немного жаль, что немец прекратил дальнейшие изыскания в сием благородном жанре и отправился на дальнейшие поиски, продолжая экспериментировать с формой.
Тем не менее, повторюсь, некоторые черты складывающегося неповторимого режиссерского стиля уже видны в данной картине невооруженным взглядом. В последствие режиссер будет все это последовательно развивать и уже станет тем, кем мы его знаем и поныне. Талант то не спрячешь. Поэтому «Американского солдата» можно рассматривать как небольшой ключик ко всему дальнейшему творчеству режиссера. С помощью этого ключика можно открывать уже более сложные замки в творчестве Райнера Вернера Фассбиндера.
8 февраля 2009