Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Опасные гастроли |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георгий Юнгвальд-Хилькевич |
сценарий: | Михаил Мелкумов |
видеооператор: | Федор Сильченко |
композитор: | Александр Билаш |
художники: | Юрий Богатыренко, Борис Кноблок |
монтаж: | Этна Майская |
жанры: | боевик, мюзикл, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 января 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Дамы, господа — других не вижу здесь!
Блеск, изыск и общество — прелестны!
Да, эти слова в полной мере могут относиться к нашему сайту. Хотя Владимир Высоцкий пел это об Одессе в «Опасных гастролях» — фильме, который вошёл в золотой фонд советского кино. Этот фильм стал своеобразным бенефисом Высоцкого, где он получил не только главную роль, но и возможность спеть несколько песен и романсов. Причём, в отличие от «Стряпухи», говорил и пел он там своим голосом. Правда, режиссёру Юнгвальд — Хилькевичу стоило немало трудов добиться разрешения всё — таки снять уже бывшего тогда в опале Высоцкого в этом фильме. Если «Интервенция» — это комедия — буфф о революции, то «Опасные гастроли» — это фильм — ревю о революции. В фильме множество вокальных и танцевальных вставных номеров. Под канкан, куплеты, цыганские песни и пляски актёры варьете, а на самом деле революционеры — подпольщики, распространяют во время гастролей подпольную литературу и листовки. Перевозится всё это вместе с театральным реквизитом под носом у жандармов.
В этом фильме танцует Владимир Шубарин, танцор от Бога, как говорили тогда. По популярности с ним не мог сравниться никто. Именно он потом танцевал с Пугачёвой в фильме «Женщина, которая поёт». Роль Бенгальского — безусловная удача Высоцкого. И половина успеха всего фильма. Играя актёра — революционера, подпольщика и конспиратора он показал такие чудеса с переодеваниями и перевоплощениями, меняя имидж, голос и походку и легко уходя от приставленных для слежки за артистами шпиков, что от его актёрской игры получаешь такое наслаждение, какое может сравниться только с его же куплетами и романсами. Именно благодаря этому фильм стал невероятно популярен. Зритель не просто любил Высоцкого, он обожал его. Хотя чиновники от культуры зрителя особо в этом плане не баловали. И фильм стал настоящим подарком для его многочисленных поклонников.
Тем более что фильм собрал целое созвездие популярнейших в то время актёров. Это и Ефим Копелян, и Георгий Юматов, и Иван Переверзеев, и Николай Гринько, и Бронислав Брондуков и многие-многие другие, к сожалению уже навсегда ушедшие от нас актёры. Актёры, которые плохо играть вообще не умели. Тот же Брондуков, появившийся в кадре на несколько минут, создал настолько яркий и запоминающийся образ, что его слова: «Я свистел, я стрелял, а он хватает меня за ружжо и как блызнет по башке!» стали крылатыми.
В принципе даже можно было бы сказать, что фильм основан на реальных событиях. Ведь сценарий был написан на основе воспоминаний Александры Коллонтай о том, как они ввозили в 1909—1915 гг. в Россию оружие. Хотя кому теперь всё это интересно… Как и слова матроса о том, что если подпольщики не успеют вовремя доставить листовки, то сорвётся стачка и первомайская демонстрация, вызывают лишь усмешку. Тоже мне трагедия! И что, ради этого теперь жизнью рисковать? Да, многое изменилось за эти 100 лет, разделяющие нас и события, о которых рассказывает фильм. Да и сам фильм был снят почти 40 лет назад. Но удовольствие, которое я испытываю, когда смотрю и пересматриваю его время от времени, как и «Интервенцию», осталось таким же, как и тогда, когда мне посчастливилось увидеть его впервые. Да, оказывается, в мире есть вещи, над которыми время не властно. И которые оно изменить не в силах. И одна из этих вещей — наша любовь к дорогим нам фильмам и актёрам. С годами эта любовь становится только ярче и крепче. Потому что связывает нас с нашим детством и юностью. И сопровождает нас всю жизнь. Кино и музыка… Музыка и кино…То, что мы полюбили в то время остаётся с нами на всю жизнь.
9 из 10
15 апреля 2012
Я решил написать отзыв на этот фильм по двум причинам. Первая, этот фильм один из немногих, в которых в главной роли сыграл великий поэт, актер, бард и просто настоящий артист Владимир Семёнович Высоцкий. И вторая, на КиноПоиске есть всего-навсего один отзыв на этот фильм, что меня одновременно удивило и разочаровало. Для начала стоит упомянуть то, что фильм снимали в Советском Союзе, а тогда, как мне кажется, фильмы просто не умели снимать плохо, но сейчас, в наши тяжелые времена, они смотрятся как-то наивно, но от этого они ни в коем случае не становятся хуже. Сюжет фильма простой, но при этом интересный. 1910 год. Одесса. Некий француз, Виконт де Кордель, с дозволения губернатора и «отцов» города организует театр-кабаре. В нем выступают эстрадные артисты: куплетист Бенгальский, очаровательная танцовщица, цыганский дуэт и, конечно же, кордебалет. Однако на самом деле это шикарное заведение создано… большевиками. Для конспирации: революционная работа целой группы подпольщиков под носом у врага с такой ширмой, как это кабаре, — лучше и не придумать!
Все события фильма осветлены как-то двухсторонне. Первая сторона, это обычный театр, то есть весь фильм комедийная история-фарс о двойной жизни артистов со всеми подробностями и выступлениями. А вторая сторона, это социальная драма о людях, которые выдают себя за артистов ради Великой цели — распространения запрещенной литературы, а в конце фильма герой Высоцкого сообщает, что они переходят на перевоз оружия, то есть масштаб их труда увеличивается. Фильм смотрится легко, и до конца неизвестно чем все это закончится. Финал непредсказуемый, но в чем-то справедливый, ведь нарушение закона не может быть безнаказанным. Очень порадовало то, что создатели оставили в фильме надежду, на прекрасное будущее и, безусловно, красивый финал передает главную цель фильма — жизнь продолжается, не смотря ни на какие события, которые могли бы нас ранить. Снято, все очень весело и задорно и поэтому многие не воспринимают этот фильм всерьез, но я считаю, что это намного больше просто исторического фильма.
В фильме замечательная музыка. Александр Билаш постарался на славу, но без Высоцкого музыка бы не оставила таких впечатлений. «Песня об Одессе» должна заслуживать особого внимания. Её по праву можно назвать народной. И в ней только истина, реальная жизнь, как и во всех песнях Владимира Семёновича. Снято все прилично, но неоднозначно о чем писал выше. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич постарался на славу, но у меня при просмотре возникало чувство, что он хочет показать одно, а оператор и актеры другое, возможно если это так, то это и есть объяснением того, что фильм получился двухсторонний.
И, конечно же, стоит упомянуть актеров. Они все подобраны просто замечательно. Начну с эпизодических ролей. В эпизодической роли появилась молодая Кира Муратова, появление было совсем незначительным, однако увидеть её было очень приятно. Борислав Брондуков сыграл сторожа Антипа, которого очень красиво убрали актеры. Эпизод с допросом вообще очень запоминающийся, но Брондукова в фильме очень мало. Максима сыграл Георгий Юматов, но почему то, из роли Юматов ничего не выжал, и сыграл как-то незаметно. Иван Переверзев в роли генерал-губернатора Казимира Казимировича Кульбраса запомнился отчетливо. Получился образ обычного грязного генерал-губернатора, которого мало интересует народ, зато очень сильно интересуют деньги. Его ухаживания за мадемуазель Софи и конкуренция с Думбадзе вызывают жалость к его персонажу, ведь он такой несчастный, и никто его не считает авторитетом, для всех ему уже давно пора на покой, а он все никак не угомонится.
Лионелла Пырьева в роли мадемуазель Софи на фоне Бенгальского и Думбадзе выглядела как-то вторично, просто красивая танцовщица, не более того. Николай Гринько в роли Виконта де Корделя получился таким простым борцом за справедливость, который считает что его дело не просто долг, а Миссия. Я считаю, что его имя не заслужено стоит первым в списке актеров, ведь, во-первых, у него не так уж много экранного времени, и, во-вторых, есть два образа гораздо интересней Виконта, и он на их фоне уходит на второй план. Видно, что в 1969 году имя «Николай Гринько» могло обеспечить кассу и не вызывало столько же споров как имя «Владимир Высоцкий», но в этом фильме Николай не показал ничего такого, за что его имя можно было бы вписать в титры первыми.
Одним из самых сильных образов в фильме стал борец за справедливость, фараон, Бобруйский-Думбадзе Иван Тариэлович в прекрасном исполнении великолепного Ефима Копеляна. Самое интересное то, что его герой, единственный благородный персонаж в фильме, для которого «закон», «честь» и «долг» не просто слова. Он глубоко убежден в том, что правительство во главе с императором, которое уже есть, должно быть. Его взгляды сильно отличаются от других. Он верен им, и для него те, кто борется с правительством преступники, и их вина не подлежит обсуждению. Ему нравится Софи, и он оказывает ей всяческие знаки внимания, и ему одновременно не нравится остальные участники труппы актеров. Он чувствует, что эти актеры, не просто актеры, что они замешаны в чем-то очень серьезном. Копелян молодец, он показал все стороны своего героя, и я сожалею только тому, что так мало фильмов видел с этим прекрасным актером.
И наконец, Владимир Семёнович Высоцкий в роли главного исполнителя планов Виконта Николая Коваленко, который выступает под именем Жорж Бенгальский. Высоцкий гений, и это не просто слова, в этом фильме каждый эпизод с его участием является настоящим зрелищем, которое должны увидеть все его поклонники. Его герой, борется за свою справедливость, но у него другие взгляды на жизнь, и он очень сильно отличается от Думбадзе. Он используют все, что работает, обманывает, разыгрывает, перевоплощается ради своей Цели, но при этом он переступает через то, что так дорого его оппоненту. Он бесстрашен, и артистичен, у него есть возлюбленная, любовь зрителей, признание, место в обществе, но ему этого мало, и он решает помочь своему старому приятелю Андрею Максимовичу (он же Кордель) в перевозке запрещенной литературы. Мне лично очень запомнился эпизод у памятника Пушкину, Высоцкий его отыграл просто прекрасно. Буду краток, Высоцкий сыграл изумительно, он настоящий Артист, и этот фильм доказательство того, что он сыграл не только капитана Глеба Жеглова. Эти два образа уже заставляют нас посмотреть этот фильм.
Подведу итог. Фильм интересный, но неоднозначный, с прекрасным актерским составом и двумя гениальными образами, с задорной музыкой, и красивыми пейзажами. Советую посмотреть всем любителям Советского кино и поклонникам Владимира Высоцкого.
10 из 10
6 сентября 2010
Прекрасно задуманная и отлично реализованная идея о революционной борьбе, противостоянии большевиков (и революционеров) вообще с главой одесской жандармерии. Честно говоря, несмотря на откровенное сочувствие революционерам, проникаешься уважением к шефу жандармов, бесподобно сыгранного Ефимом Капеляном.
Революционеры хитроумно обманывают туповатых жандармов и престарелого ловеласа генерал-губернатора. Но беспощадная машина тайной полиции идёт по их пятам, не отставая не на полшага… Роман между главными героями разворачивается на фоне подпольной революционной борьбы, ярчайших, восхитительных водевилей и красивых песен и романсов.
Отличная игра актёров и яркие типажи героев, красивое, динамичное, увлекательное и полезное с исторической точки зрения кино, всем очень советую.
8 из 10
11 октября 2009