Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Голубой лед |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Соколов |
сценаристы: | Цезарь Солодар, Юрий Нагибин |
видеооператор: | Александр Чечулин |
композитор: | Яков Вайсбурд |
художники: | Александр Блэк, Александр Компанеец |
жанры: | драма, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 января 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 11 мин |
У этой картины были все необходимые предпосылки, чтобы стать если не шедевром, то кино-событием и лидером проката.
Была козырная тема - фигурное катание, которое было в СССР самым любимым видом спорта, наряду с хоккеем и футболом. Но если футбол-хоккей всегда оставался чисто мужской территорией, то 'фигурка' объединяла у экранов всю огромную страну.
Был, находящийся в расцвете лет и сил, казавшийся очень перспективным режиссёр - Виктор Соколов, снявший за несколько лет до этого один из главных фильмов 'оттепели' (закрывший, по сути, эту яркую страницу в истории советского кино) - 'Друзья и годы' (1965).
Была крепкая пара сценаристов - один из самых одарённых советских прозаиков - Юрий Нагибин, весьма преуспевший в сценарном деле. На 'боевом счету' Нагибина уже были: легендарный 'Председатель', великолепная 'Девочка и эхо', весьма достойное 'Бабье царство'. А в том же 1969г. на экран выйдут ещё три выдающихся фильма ('Красная палатка', 'Чайковский' и 'ДИректор'), снятые по сценариям Юрия Марковича.
В создании сценария Нагибину помогал небезызвестный Цезарь Солодарь, в качестве 'специалиста по спорту'.
За камерой стоял надёжный оператор - Виктор Чечулин, снявший год назад 'Мёртвый сезон'.
И, наконец, главные роли исполнили мужественно-вальяжный олимпиец - Александр Горелик и нервно-нежная 'всесоюзная Настенька' - Наталья Седых, которые идеально смотрелись в кадре.
Александр Горелик - знаменитый фигурист -парник, серебряный призёр Олимпиады в Гренобле (в паре с Татьяной Жук). Доподлинно знаю, что большая часть женской аудитории (не только в СССР, кстати) болела на той Олимпиаде-68 именно за пару Жук-Горелик, а не за великих Белоусову и Протопопова. Причиной тому было мужское обаяние Горелика.
Наталья Седых тоже попала в этот фильм неслучайно. Она с четырёх лет занималась фигурным катанием. Именно благодаря фигурному она попала в кино, сыграв небольшой эпизодм в том самом 'Штрафном ударе', о котором я недавно рассказывал. Благодаря фигурном катанию её заметил однажды и Александр Роу. Великий сказочник увидел в ней Настеньку для своего 'Морозко'. Эта роль сделала юную Наташу Седых любимицей всего Союза.
На момент съёмок в 'Голубом льду' Седых заканчивала хореографическое училище (училась у знаменитой Суламифи Мессерер, тётки и приёмной матери Майи Плисецкой), после чего была принята в балетную труппу Большого Театра.
Кстати, роль в 'Голубом льду' стала первой (и осталась единственной) главной ролью Седых в серьёзном драматическом фильме.
Кроме пары Горелик-Седых в этой камерной, по сути, картине больше нет значимых персонажей. Зато есть ещё пара знаменитостей в качестве камео: легендарный комментатор Сергей Кононыхин и чемпионка СССР 1969 (в паре с Алексеем Мишиным) в парном катании -Тамара Москвина, будущий великий тренер, которая в этом фильме играет. .. тренера главных героев).
Таковы исходные данные.
Да, судя по исходным, картина могла и должна была стать выдающейся. Но не стала. Она была изругана критиками и холодно принята зрителями.
Почему так произошло? Попробую разобраться и пройду по порядку по всем 'исходным'.
Тема.
Зрители ждали от фильма ледовой феерии. Захватывающего шоу. А получили психологическую драму камерного свойства. Изматывающие тренировки и туманные разборки занимают бОльшую часть хронометража.
Режиссёр.
Соколов, как мне кажется, захотел снять что-то арт-хаусное (хотя тогда этот термин ещё не был в ходу), в духе французской 'новой волны'. Но у мосфильмовского руководства, скорее всего, было иное видение будущей картины. Им, наверняка, нужна была очередная пафосная агитка о победительной силе советского спорта. Эти противоречия явно сказались на качестве картины. Получилось ни рыба, ни мясо, с точки зрения режиссёрских акцентов и авторской концепции.
Сценарий.
Есть подозрение, что сценарий был намного интересней в своём изначальном виде. Заявленный спортивно-любовный треугольник оказался на экране явно недокрученным. Линия соперницы/разлучницы просто схлопнулась едва обозначившись.
Диалоги а ля 'нувель вог' выглядят то манерными, то истеричными, то самнамбуличными.
Взаимоотношения между главными героями больше похожи на отношения, свойственные артистической богеме, чем спортсменам экстра-класса. Они захлёбываются в рефлексии.
Вряд ли такой мастер психологических портретов и сюжетных поворотов как Нагибин мог позволить себе подобные оплошности.
Оператор.
Вот к оператору, как мне кажется, никаких претензий быть не может. Визуализация - самое сильное место 'Голубого Льда'.
Артисты.
Они замечательно смотрятся вместе и по отдельности. Камера их любит. Недостаток опыта и актёрских навыков эта их киногеничность вполне могла бы нивелировать, но. .. не смогла. Причины кроются в том, что я написал относительно режиссёрской работы и сценарных оплошностей.
Итог: картина не стала событием в кинематографическом плане. Она так и осталась единственным советским художественным фильмом о фигурном катании.
С точки зрения художественной значимости - провал.
Но. .. пришло новое время. Время нового всплеска любви к отечественному фигурному катанию. Время бесконечных ледовых шоу и последовавших за ними фильмов и сериалов о фигурке.
Вот тут я и увидел разницу между неудачным советским фильмом и новыми 'блокбастерами'.
Разница эта напоминает мне разницу между птенцом, выпавшим из гнезда, и раскормленным бройлером, зажаренным на гриле.
'Голубой лёд' выпал из чуждого эстетического гнезда и не смог взлететь. Но он оставался птицей. Потенциально он мог взлететь. Он пытался и старался. Не получилось.
Современные бесконечные 'льды' расчётливо раскармливались непомерными бюджетами и штампованными сюжетами, выращивались в клетке голливудо-поклонства и зажаривались на горячем огне рекламного хайпа, после чего скармливались публике до степени тошнотворного обжорства безвкусным продуктом. Фильмы-бройлеры.
Я выбираю птенца.
21 января 2023
Я люблю картины о спорте. А мой любимый вид спорта — фигурное катание, я с детства с интересом и восхищением наблюдала за соревнованиями фигуристов, за их красивыми костюмами, динамичными и плавными движениями и умопомрачительными прыжками. Особенно я любила парное катание — танцы и спортивные танцы. Интересно было наблюдать за взаимоотношениями двух людей на льду.
Но сколько же усилий фигуристы должны были приложить, чтобы легко и грациозно скользить по льду под восхищенными взглядами зрителей. В спорте не все гладко. И картина Голубой лед очень правдоподобно оказывает нам это. Выступления на чемпионатах — только завершающая стадия многих, часто утомительных морально и физически тренировок. А в паре спортсмены еще должны «сработаться» между собой. И не всегда это легко получается и не у всех.
Приятно удивила в этом фильме актриса Наталья Седых. Сначала я услышала ее тоненький, звонкий, почти детский голос, и подумала, а где же я ее могла раньше видеть. Потом пригляделась повнимательнее — и узнала ее, ту актрису, которая снималась у Александра Роу в его сказках. Что и говорить — настоящая русская красавица с длинной косой. Приятно было увидеть ее в фильме другого жанра, приятно было увидеть, как она выступает на льду и узнать, что ее прошлое было связано с фигурным катанием. Порадовало, что ее партнер — профессиональный спортсмен. Насколько поняла, у них было парное спортивное катание, судя по некоторым элементам. Вот только линия Сергея с другой фигуристкой, Линой, на мой взгляд, могла быть раскрыта получше. Ей было уделено мало времени.
Но все-таки приятно, что Лена и Сергей помирились и продолжили кататься вместе. Спасибо создателям фильма. Картина интересная и лиричная.
8 из 10
27 ноября 2010