Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Если сегодня вторник, то это должна быть Бельгия |
английское название: |
If It's Tuesday, This Must Be Belgium |
год: | 1969 |
страна: |
США
|
слоган: | «The Vaccinated Americans. How to spot them.» |
режиссер: | Мэл Стюарт |
сценарий: | Дэвид Шоу |
продюсеры: | Стэн Маргулис, Дэвид Л. Волпер |
видеооператор: | Вилис Лапеникс |
композитор: | Уолтер Шарф |
художники: | Марк Фредерикс, Ховард Шоуп |
монтаж: | Дэвид Саксон |
жанры: | комедия, мелодрама, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $6 000 000 |
Мировые сборы: | $6 000 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 апреля 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Гид англичанин Чарли везет группу американских туристов в автобусный тур по Европе.
Режиссер высмеивает всю прозу таких путешествий, ставшую известной и нашим соотечественникам после появления в России зарубежных пакетных туров: тихая ненависть гида к туристам при хороших манерах; магазины «со скидками», предполагающими на самом деле отстёжку гиду; кафе с псевдоэтническим антуражем для туристов, в которое местные никогда не ходят; нескончаемая череда памятников, исторических дат, имён бывших правителей — всего того информационного мусора, который выветривается из головы на следующий же день; прогулка по ночному городу, входящая в программу поездки, но зажатая гидом под шумок, и ещё много чего.
Большинство туристов в ходе восемнадцатидневного тура попадает в свои собственные маленькие квесты, из которых и состоит фильм, но основная линия всё же за романом между Чарли и Самантой — самой красивой экскурсанткой.
Смачная, ироничная комедия. То, что надо!
8 мая 2016
Группа туристов из США путешествует по Европе 60-х годов. Поездка длится 18 дней. За весь фильм ничего сверхъестественного не происходит. Но…
Проснувшись на пятый или десятый день путешествия, турист, первым делом, спрашивает: «В какой мы стране?». И это не шутки для того, кто хоть раз путешествовал в длительном автобусном туре по Европе. Вы посещается самые туристические места, когда личные интересы тянут свернуть с пути, а строгое время категорически вам в этом отказывает; проноситесь мимо не самых популярных и привлекательных городков (а то и стран), в которых, если повезет, только ночуете и, конечно, не высыпаетесь, несмотря на уверения в тур бюро, что выспаться успеете и в автобусе; вас безумно достают привычки (а так же нетерпеливость, медлительность, говорливость, храп и прочее) ближайших соседей; и уже в конце первого / второго дня вы вопрошаете: «Зачем? Ну, зачем?». Но, удивительное дело происходит уже к середине маршрута: в вас просыпается второе дыхание; длительные пешеходные экскурсии не вызывают усталости; вы начинаете прислушиваться к тому, что же все-таки говорит гид, и даже находите его рассказы интересными; встретив во время свободного времени кого-то из группы вместо: «А-а, опять эти…», произносите с улыбкой: «О! Снова наши!»; вы понимаете, что молниеносный «обзорный» взгляд на город, не дает быстро в этом городе разочароваться, что неразгаданная загадка продолжает оставаться интересной.
Как поётся в заглавной песне фильма: «Я чувствую, что никогда не захочу домой» и в тоже время: «Мне не терпится рассказать обо всем друзьям, когда вернусь домой».
Фильм состоит из множества сценок, происходящих с немалым количеством персонажей. На первые места никто не рвется, зритель сам решает за кем интересней следить. Тут и бывший военный, впервые вернувшийся в Европу со времен Второй мировой; и итало-американец желающий встретиться с родственниками; и ворчливая пара со скучающей дочкой-подростком; и решивший, что будет хвастаться перед друзьями фотографиями девушек из каждой страны (так и есть: только фотографиями); и вор-любитель с пустым чемоданом. На протяжении всей картины высмеиваются стереотипы, то по отношению к американцам, то американцев к европейцам, а то и к туристам в целом. «Если сегодня вторник, то это должна быть Бельгия» мог бы сойти за документальный по своей реалистичности изображаемых в нём сцен, несмотря на то, что слишком близкое внимание к стольким многим персонажем кажется нереалистическим.
Без приключений не обходиться: одна женщина, перепутав автобусы, присоединяется к группе японцев и всю дорогу её муж в одиночестве и волнении ожидает встречи с ней, когда их маршруты сойдутся. А ведь, и не такое возможно! Когда я путешествовала по Италии, в Пизе несколько человек из нашей группы подсели в автобус к китайцам. Другая туристка попадает в тюрьму в Риме (и о таком мы слышали!).
Состояние туриста к концу поездки можно сравнить с состоянием влюбленности. Или же состояние влюбленности возникает само собой (в города, в страны, в автобус, в конце концов). Не удивительно, что кто-то может направить это возникшее чувство на кого-то из тех, кто постоянно находится рядом. Так произошло с героиней фильма Самантой, а гид Чарли, привыкший видеть в девушках (коих у него «в каждом порту») только объект утоления своей страсти, ответно влюбился в необычную рассуждающую туристку, принимая эту влюбленность за любовь.
Любое путешествие, на мой взгляд, идеальный жанр. Во-первых потому, что оно имеет четкое начало и четкий конец. Во-вторых, нам легче замечать и понимать изменения произошедшие (или же нет) с героями. Путешествие подходит к концу, и это разумно. Люди, поставленные в начале поездки перед фактом, что к группе придется привыкнуть, как к большой семье, вынуждены расстаться с ними и, скорее всего, навсегда. Туристы возвращаются домой, представляя, как их автобус заполняют совершенно чужие люди; а их гид вместо ставших почти родными лиц, видит очередное недоверие и усталость: всё с самого начала. Все они понимают, что такое уже никогда не повторится, сколько бы раз они не возвращались в те же места. И пусть в их головах каша из названий и фотографий с невидимой подписью «где это я?», сейчас они твердо понимают, что никогда не забудут именно эту пару недель.
20 июня 2015
Старая голливудская комедия про американских туристов в Европе. Как и любая группа туристов любой страны, это винегрет из лиц, желаний, мотивов, амбиций и планов, который сталкивается с принимающей стороной. Никто из заказывающих и выбирающих тур почти никогда не задумывается, во что это может вылиться на практике желание заполучить все и сразу. Вот именно вокруг этого и вертится весь сюжет. Ну и конечно нужна любовная линия, а лучше не одна.
Опят таки классическое, что одни едут ОТСЮДА, а другие едут ТУДА. Большинство, по большому счету, тащат все свое с собой, как улитки свои домики. Не особенно возражая против привычных гамбургеров и питания в кафе для американских туристов, куда местные не заходят. Для желающих покритиковать, достаточно наезженных американских штампов про Европейские страны и народы. Нет глобальной драматургии. Да и бОльшая часть динамики сюжета обеспечивается физическим перемещением автобуса или кораблика с главными персонажами.
В конце шуточная подборка якобы личных фото, и намек на реализацию основной любовной линии, а может и нет. И вроде как я раскритиковала фильм вдребезги. Но для тех, кто любит старое кино, кому нравится его юмор без фекалий и скабрезностей, его порой пуританская сдержанность и даже временами наивность, получит искреннее удовольствие от фильма на фоне открыточных видов Европы, моды 60-х с аляповатыми расцветками и мини, с вставкой посиделок начинающих хиппи или битников (не сильна в классификации), улиц Рима запруженных смешными экономичными коробочками, с которых начинался итальянский автопром…
В этом случае фильм смотреть просто обязательно! Атмосфера передана не смотря и вопреки, как и настроение тех самых шестидесятых, которые охватили не только нашу страну, а кажется всю планету. 7 из 10.
16 ноября 2013