Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Алфавит |
английское название: |
The Alphabet |
год: | 1969 |
страна: |
США
|
режиссер: | Дэвид Линч |
сценарий: | Дэвид Линч |
продюсер: | Х. Бартон Вассерман |
видеооператор: | Дэвид Линч |
монтаж: | Дэвид Линч |
жанры: | ужасы, мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 февраля 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 4 мин |
Плачь мертвого малыша, которого забыли убить в утробе своей матери, когда она смотрела кино…
Алфавит
Эй, Би, Си, Эй, Би, Си, Эй, Би, Си — изучаем четырехминутную короткометражку Дэвида Линча, которую он снял только потому, что является повелителем жутких снов. Хотя он обвинил во всем племянницу своей жены…
Буква А. А я снял короткометражку «Алфавит». Буква Б. Боже, почему я живу? Буква В. Вам нужно поймать крупную рыбу, чтобы понимать Дэвида Линча. Буква Г. Гениальный режиссер не стал бы снимать фильм «Дюна». Буква Д. «Дюна» — худший фильм Дэвида Линча? Буквы Е и Ё. Если бы можно было умереть прямо сейчас, то я бы открыл свой рот. Буква Ж. Жизнь не имеет смысла, если ты ждешь новый «Твин Пикс».
Буква З. Замечательно пересматривать «Внутреннюю империю» с человеком, которого ты терпеть не можешь. Буквы И и Й. Иррациональный режиссер — Нолан, а не Линч. Буква К. Как хорошо, что есть «Простая история». Буква Л. Линч любит Лору. Буква М. Мне нельзя показывать фильм «Голова-ластик» на ночь. Буква Н. Нет никого в этом мире, кто смог бы. Буква О. Однажды мы будем вместе. Буква П. Плевать на киноманов, которые находят смысл во всем.
Буква Р. Расс Майер является человеком, которого ограбил Линч на монтаж. Буква С. Секс не был важной деталью Линча, потому что он и без него умеет извращаться. Буква Т. Тяжело пересматривать любой современный фильм, чем картины Дэвида. Буква У. У всех обычный кинематограф, а у Линча — сон. Буква Ф. Фильм «Малхолланд Драйв» зажег печку Наоми Уоттс. Буква Х. Ха-ха-ха, а мы возьмем и отдадим Оскар лучше Стоуну. Подождите, я даже ради этого сейчас проснусь. Они реально отдали Оскар политикану Стоуну! Извините Дэвид, в твоем гениальном «Синим бархате» вшивая режиссура.
И это 80-ые, которые я обожаю! Абзац всему, если честно. Не буду я больше продолжать алфавит Линча, сбили мне все этим Стоуном. Теперь буду обычным скучным киноманом, который написал еще одну рецензию на Линча. «Алфавит» мне понравился, но не так сильно, как многие полнометражные работы Линча. 4 минуты. Первые две — это анимация (на любителя, давайте признаем…). Вторые две — это уже Пегги Линч в кровати. Вторая половина — нереально крутая, ребят.
В этой картине Линча можно найти много чего интересного. Жутко, страшно, мерзко, но невозможно оторваться…
P.S.
В молодости, когда я работал разносчиком, я постоянно ел соевые бобы. Они плохо усваиваются, но стоят недорого и полезны для здоровья. Поэтому я их и ел… (с) Линч
7 из 10
21 февраля 2017
«Спокойной ночи, дорогая, приятных тебе снов!» Разумеется, произносящий эти будничные пожелания человек и мысли не допускает, какой ужасающей противоположностью они могут обернуться в тихом океане ночи. Ничего не может быть безобидней, чем детская азбука, родной каждому алфавит, без которого все так и остались бы немыми рыбами. Кошмар, порожденный столь неожиданной вещью, может оказаться страшнее «штатных ребят» вроде зубастых монстров, живых мертвецов, выводка пауков или стаи летучих мышей, ведь он гораздо более непредсказуем. Активная фаза сна любого человека — царство сумасбродного сюрреализма. Если спящего суметь вовремя разбудить, то сбивчивые впечатления могут стать основой неплохого хоррора. Дэвиду Линчу при создании «Алфавита» повезло больше, чем исследователям сна — необходимая картина, которая при всей своей абсурдности способна напугать, уже была перед глазами. Символично, что вторую ленту подряд тогдашняя жена режиссера Пегги исполняла роль до смерти напуганной особы — естественность страха ничуть не менее важна, чем гиперболическая визуализация букв-убийц. Если во всем мире принято прививать тягу к знаниям, то адепт авангарда Дэвид Линч потащил к ним мирно спящую жертву удавкой.
Материализующиеся из сферического образа женщины буквы подобны отчаянным возгласам умирающего народа. Для режиссера не имеет значения причина, ему даже не важен пол страдальца, неслучайно голова героини прорисовывается из мужского члена. Кровь, мучения, боль — вот что гарцует на экране под леденящие кровь аккорды. Следствие — оно всему голова у Линча, а причину каждый способен выдумать самостоятельно, благо кошмары имеют разные воплощения. Режиссер как раз и стремился к эдакой литературной усредненности. Идея с алфавитом — даром, что не была придумана самостоятельно — дала возможность выставить человека жалким созданием, который не сладил с собственным образованием. Почему-то некоторые люди любят кичиться своими «знаниями» в духе «подними меня среди ночи, и я расскажу то-то и то-то». А, может, ночью лучше просто спать крепким сном, в который не залезут ужасы? Линч не консультировался с профессиональными сомнологами при создании своей ленты, его вообще не интересовала научная подоплека алфавитного кошмара, талант аниматора вкупе с безграничной фантазией позволил воссоздать страдание спящей женщины наяву. Линч «облагородил» свою Пегги на экране десятком образов, не забыв рассыпать кровавые семена, что стали символом вдребезги расколотого сознания.
Но ведь любой сон должен закончиться?! Только не такой, где беленькие буквы опаснее острых, как бритва сюрикенов. Кошмар Линча не исчезает с финальными титрами, режиссер отправляет финал в черную бездну, которая сообщается с дном человеческой души. Люди сами художники своих сновидений, мозг спящего воспроизводит информацию по неведомым алгоритмам, но какими бы страшными ни были ночные образы, а их расшифровка может принести благо. Главная закавыка в том, что Линчу этим заниматься не нужно. Не антивоенные гимны он поет в «Алфавите», а глумится над невозможностью человека стать хозяином его же кошмара. Циничная черта большого мастера, но ее запросто можно оправдать, ибо лишь высвобожденные демоны перестают быть опасными. Жестокая терапия, от которой сморщится любой сомнолог, но когда кровь начинает литься ручьями, сантиментам не место. Душа молит о спасении, но по шоссе Дэвида Линча можно бежать лишь в одну сторону.
10 апреля 2016
Дэвиду Линчу всё-таки снятся интересные сны, которые он потом крепко запоминает и тщательно отбирает для своих фильмов. События «Алфавита» — сущий сюрреалистический кошмар в хорошем смысле слова.
Честно говоря, я даже не мог бы понять смысл короткометражки, не прочитав к ней коротенького анонса. Это относится и к прочему у режиссёра. Зато образы в картине яркие, запоминающиеся, пугающие своей непосредственностью. Такое ни за что не захочешь увидеть ночью во сне, но с извращённым удовольствием можно утолить жадное до мелочей любопытство человека, желающего преодолеть тот или иной страх. Почему-то из головы всё не выходит фрагмент, когда женщина вырывает кровью, и эта до ужаса миленькая буквенная мелодия…
Что ты со мной делаешь, Линч?!?
Заслуженное
7 из 10
11 февраля 2012
Что именно хотел вложить в эту короткометражку Линч — избитую душу американского народа, извергающуюся потоками крови из горла его жены, или же ужасную тайну наших сновидений, проведенных через неоднократное повторение алфавита, неизвестно до конца. Как там говорят? У каждого свой Линч, верно. И даже вновь обращаясь к «Алфавиту», пребывая в полной уверенности, что ты уже видел это неописуемое сумасшествие от первой секунды до последней, ты все равно открываешь для себя новый психоделичный мирок. Что дотошно прорисованные детали этого искаженного и уродливого мира, что машины, разваливающиеся на части и обнажающие человеческие органы, что опостылевшие звуки сирен сливающиеся со стонами и скрипами — все это формирует во всех отношениях чокнутый и нездоровый сон, который, возможно, и впрямь имел место в воображении Пегги Линч. Так или иначе, картина на сто процентов соответствует настрою старого доброго Линча — она притягивает и отталкивает, от неё хочется убежать, а со временем приходит сумасшедшая мысль вернуться к этому плоду фантазии безумного и гениального режиссера; голова идет кругом, внутри бушует множество разных впечатлений, а в итоге из них всех должно сложиться всего одно.
Зритель, доведенный до состояния «прощай крыша», подавленный эмоционально и едва не убитый физически — это обычная составляющая аудитории Линча. Сложное и странное кино, которое вы точно никогда не забудете и ещё не раз переосмыслите. Пожалуй, самая странная и жуткая короткометражка в моей жизни. Хотя, кто бы сомневался, да, Линч?
25 августа 2011
Обычно в человеческих снах проявляются те самые нежелательные темы, которых человек очень и очень боится. Все люди разные, у всех различные фобии, а посему встречаются и разнообразные тематические подборки человеческих ночных кошмаров. Снятся сновидения и детям, которых, конечно, мучают темы, вызывающие у взрослых только смех, но на определенных этапах растущий мозг подвергается такому давлению со стороны ненавистных ужасов, что ребенок под напором может кричать во сне, разговаривать, брыкаться и т. д. Именно об этом детском и взрослом состоянии решил зрителю поведать Дэвид Линч с помощью этой своей работы и с помощью тогдашней жены Пегги.
Темная комната, на дворе давно уже ночь, кромешная тьма. По центру стоит одинокая кровать, на ней спит девушка, которой снится вполне серьезный и явный кошмар, заставляющий потеть, ерзать и что-то постоянно бормотать, повторять, не переставая. Девушка произносит, проговаривает алфавит от «A» до «Z», медленно, неспешно, наполняя звуками свою спящую комнату и навевая ужас на зрителя.
Если сквозь сон ребенок будет произносить алфавит, то тут все сразу станет предельно ясно — ему за день наскучили эти английские буковки, которыми его мучают. А вот, если подобное будет сниться взрослому человеку, то здесь есть, над чем подумать, есть в этом какие-то намекающие знаки, заставляющие остерегаться неведомо чего.
«A, B, C, D, E, F, G…'.
В этой работе Дэвида Линча уже чувствуется зарождающаяся мистика, содержимым которой являются предложения, направленные непосредственно к зрителю и предлагающие ему поразмышлять. Экранная сонная обстановка, которая наводит ужас, периодически сменяющийся изображением сна, приходящего к героине в виде мультипликации, заставляющей вспоминать о букварях и учебных программах, усердно программирующих твой разум.
В «The Alphabet» присутствует нечто манящее и одновременно отталкивающее. Симпатичная Пегги Линч, спящая и страдающая во сне, она напоминает всем и каждому, кто смотрит эту работу Линча, что и нам всем предстоит погрузиться в сон, да и не совсем известно, что или кто нам явится сегодня ночью…
19 июля 2011
Мне кажется, что после просмотра картин Линча, каждый человек думает о чем-то своем. Это такой режиссер, который не подносит ответов на блюде, скорее он даёт пищу для размышлений. Наверное каждый увидит что-то своё.
Моё мнение таково, что Линч совместил в этой картине две вещи:
1) Он снял сон. Именно сон, вместе со всей его абсурдностью, какими-то казалось бы несвязными вещами. Ведь только во сне человек может по-настоящему верить в то, чего на самом деле никогда не может быть.
2) Сама идея. Тут я расскажу о своем понимании увиденного. Мы видим алфавит. Мы слышим какой-то детский плач и повторение единственной буквы «А». Может быть эти слёзы вызваны непониманием мира, желанием узнать больше. Вот голова наполняется новыми и новыми знаниями, и что же происходит? Что происходит, когда человек познает что же такое жизнь? Человека тошнит кровью.
Так я понял эту картину, как стремление человека к знаниям о мире и последующее разочарование, ведь мир не такой, как мы думали в детстве.
Я думаю каждый должен посмотреть это и задать себе вопрос «Что он хотел сказать?»
10 из 10
31 января 2011
Мне нравится Дэвид Линч. Мозги у него будто соскребли с самого дна Бермудского треугольника — таким мрачным и необъяснимым он создаёт своё кино. Я всегда знал, что ничего толком о нём я и не знаю. Вот такой компромисс. Вот такой Дэвид Линч.
Эта короткометражка отвратительна и великолепна! Психологическое давление здесь неимоверно. А настроение она отнюдь не улучшает. Так что вполне нормальной реакцией будет ваш уход подальше от фильма (например в церковь) взмолиться об изгнании из вас всякого «дэвидалинча».
Но интересно и то, что этой короткометражкой он создаёт нам целый превью-лист своих последующих работ в кино. В отличии от своего фактического дебюта «Шесть Блюющих Мужчин», где он, «накормив» короткометражку гулом сирены, показывает тошниловку шести нарисованных карандашом карикатур шесть раз, этот фильм, хоть и не вручает нам никакой смысл (мне так кажется), но выглядит более колоритным и осмысленным. Здесь очень виден этот самый полуантихристский талант Линча к головоломкам и психологическому эффекту над зрителем.
Плюс и дочурка у папки сыграла! И, конечно же, в честь такого праздника, у неё изо рта брызжет кровь. Ну а как ещё? Линчи…
8 из 10
18 декабря 2010
«Я подумал: «С такими деньгами можно снять многое». Я должен был купить себе собственную камеру. Я пошёл в «Фотораму» в центре Филадельфии ещё до того, как мне были выплачены деньги. Я увидел «Болекс» — это была моя мечта. Он был в кожаном футляре, практически в идеальном состоянии и стоил примерно 500 долларов…»
В 1968 году Дэвида Линча, молодого человека снявшего анимационную короткометражку «Шестеро заболевают», заприметил член судейской комиссии по ежегодной выдаче наград — Бартон Вассерман. Бартону очень понравилась короткометражка Дэвида и он решил помочь парню… Просто дал ему денег и попросил снять что нибудь эдакое. Так на свет появился фильм «Алфавит» — сюрреалистическая нарезка анимации и кадров сна главной героини фильма. Главной и единственной — на то время жены Линча — Пегги.
Надо сказать — что «Алфавит» — это уже вполне законченное произведение. Намного более цельное и динамичное, чем предыдущее «Шестеро заболевают». Это фильм о девочке, которая видит во сне кошмар с перечислением алфавита и в конце концов алфавит начинает изливаться из нее кровавым потоком. Навеяно это было сновидением племянницы Пегги. Мне кажется «Алфавит» очень любопытный фильм. Его надо посмотреть всем любителям раритетных короткометражек и необычного видения режиссера Дэвида Линча. Отличное сюрреалистическое кинцо:
10 из 10
15 сентября 2010
Знакомство с творчеством Линча продолжается.
Посмотрел его вторую работу, благо, что не длинную, поэтому особо выискивать свободного времени не пришлось. Название фильма и опыт, полученный от просмотра первого фильма Линча немного насторожили в том плане, что эта картина получится точно такой же — как и предыдущая — бессмысленный набор неменяющихся картинок. Я рад, что мои ожидания не оправдались.
Начинается немного сюрреалистично — нам показывают несколько букв вылетающих из чего-то непонятного, потом идет довольно страшная сцена у зеркала, ну а дальше песенка про алфавит, который, как я уверен, многие учили в школе.
Должен заметить, что короткометражка получилась довольно странной и своеобразной. Но, в отличие от первой работы — здесь определенно есть смысл и показано это, хоть и странно, но занимательно. Да — эта короткометражка — переложение кошмара на экран и, надо заметить, получилось отлично. Хотя мне еще и не такое снилось и этой картиной меня не напугать, ну, кроме сцены у зеркала.
7 из 10
9 марта 2010
Посмотрел этот сюжет сразу же после «6 Блюющих» и могу с уверенностью сказать, что через 2 года получилась хорошая, захватывающая короткометражка, на несколько порядков выше 1 эксперимента. Несмотря на то, что она идет также, как и первая 4 минуты, для меня она пролетела в шесть раз быстрее.
Во-первых, в сюжете не было зацикленности, как раньше. Стремительно уходили старые и появлялись новые буквы. Наметилась немного различимая идея.
Во-вторых, вместо опять же зацикленной сирены, появились несколько алфавитных песенок, которые я тоже пел, изучая в первые годы английский язык, разные вставки звуков — вплоть до плача собственной дочери.
Фильм основан на сне племянницы, что вызывает тоже интерес, так как экранизировать сон — задача не из легких и с трудом достижимых.
«Алфавит» напоминает мне творчество Сальвадора Дали, архитектуру Гауди и песни Анри Жанно. Это короткометражка — один из ярчайших примеров сюрреализма в чистом его виде.
Вряд ли кто-нибудь полностью понял идею, я даже не уверен, что ее вполне осознавал и сам Линч. А главный интерес «Алфавит» нам представляет тем, что Линч им же выделился из толпы экспериментаторов и оправдал рискованные ожидания Вассермана, на чьи деньги, Дэвид купил камеру.
В целом короткометражка производит положительное впечатление…
6 февраля 2010
Это вторая работа великого режиссера Дэвида Линча. Этот фильм я смотрел сразу после просмотра его первого фильма «Шестеро заболевают». «Алфавит» рассказывает зрителю о снах, о кошмарах, заглядывая в самые глубокие уголки человеческого мозга. Фильм не так уж легко понять, впрочем как и любые работы Линча. Тем не менее «Алфавит», как мне кажется, понять легче, чем предыдущую работу режиссера. Фильм мне напомнил работы великого художника Сальвадора Дали. Все эти рисунки, смешанные с фотографиями, режиссура, необычная работа оператора и звуковые эффекты погружают в атмосферу творчества именно Дали.
Хотя многие люди могут сказать, что этот фильм состоит просто из глупых картинок и никакого смысла в них нет, я с ними совершенно не согласен.
За свою любовь к творчеству Линча и к авторскому кино целом ставлю:
10 из 10
6 сентября 2009
Всегда была большой поклонницей Линча. Его мозг умеет создавать шедевры!
Да, этот фильм непонятен. Он сложный, тяжёлый, странный. Но я в полнейшем восторге! И начало, и конец просто замечательны. Даже если вы не уловили суть, не огорчайтесь. Здесь это и не очень-то важно. Не понятно — значит не надо грызть свой мозг. Это не вы виноваты. Это Дэвид такой. Он сам по себе очень сложный человек. Не буду больше ничего писать.
Смотрите. Не пожалеете.
28 марта 2009
Главная идея этого «кино» останется для вас закрытой, если не посмотреть интервью с Линчем, ну или хотя бы не прочитать его. Это, так сказать, любительская нарезка из кадров, анимации, и просто роскошного звука. Смотрится, надо сказать, впечатляюще.
10/10
21 мая 2007