Рейтинг фильма | |
![]() |
7.5 |
![]() |
7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Записки сумасшедшего |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Белинский |
сценаристы: | Александр Белинский, Николай Гоголь |
видеооператоры: | Владислав Виноградов, Леонид Волков |
композитор: | Надежда Симонян |
художник: | Сергей Скинтеев |
монтаж: | Н. Медведева |
жанр: | драма |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
54 мин |
«Записки сумасшедшего», СССР, 1968
«Записки сумасшедшего», поставленный по одноименной повести Н. В. Гоголя, входящей в цикл «Петербургские повести», телевизионный спектакль 1968 г. Спектакль снят прекрасным режиссером Александром Белинским.
Блестящая экранизация Гоголя. Удачное сочетание минимализма декораций, монохромного изображения, глубокого понимания самого произведения и блестящей игры Евгения Лебедева.
Соглашусь, что это лучшая роль Е. Лебедева. Очень тонко, глубоко и одновременно иронично ему удалось показать, как сходят с ума. Телеспектакль короткий и поэтому очень трудно показать нарастание душевного расстройства, но Лебедеву это удалось. Сумасшествие мелкого чиновника Поприщева вызывает жалость и сострадание и, одновременно, когда у героя обнаруживается мания величия и он начинает себя мнить испанским королем Фердинадом, все это вызывает улыбку. Не злую и саркастичную, а грустную. В этом «маленьком человеке», которому свойственно все «человеческое, слишком человеческое», думаю без преувеличения, каждый может узнать многих своих знакомых, а то и самого себя. «Маленькому человеку» так хочется быть сильным и значимым. И как одинаково грустно все это заканчивается.
Сцены в сумасшедшем доме просто потрясающие по своей силе, проникновенности и философичности. Визуальный образ сумасшедшего дома — высокой, почти до неба, глухой каменной стены с очень маленькими окошками и решетками на них — символизирует глухую непроницаемую оторванность этих несчастных людей от нормальной человеческой жизни.
Одновременно в спектакле очень сильна и сатирическая составляющая. Еще прижизненные критики Гоголя отмечали, как много в «Записках сумасшедшего» остроумного, ироничного и жалкого. Характеры мелких чиновников показаны в телеспектакле живо и очень правдиво (хотя и гротескно): зависть, жестокость, трусость, лакейство и лизоблюдство.
Все вышеперечисленные достоинства телеспектакля дополняет прекрасная музыка, способствующая погружению и самого главного персонажа, и зрителей, в атмосферу осеннего Петербурга, всем своим климатом, воздухом и атмосферой распространяющего это сумасшествие.
10 из 10
24 декабря 2018