Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Твой современник |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юлий Райзман |
сценаристы: | Евгений Габрилович, Юлий Райзман |
видеооператор: | Наум Ардашников |
художник: | Георгий Турылёв |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 января 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 27 мин |
Юрий Райзман - режиссер, в мастерстве которого вряд ли кто-то будет сомневаться. В этом фильме он решил продолжить историю главного героя-коммуниста, которую начал еще в своем одноименном фильме за десять лет до этого. Теперь в кадре действует сын 'Коммуниста'.
Надо сказать, что стилистически этот сиквел совсем другой, нежели первый фильм, он отвечает всем веяниям киноискусства конца 60-х. И ч/б пленка, и работа оператора Ардашникова. Видно, что за прошедшее десятилетие кино сильно изменилось.
Не могу не отметить уровень актерских работ. Конечно же и Игорь Владимиров, тот самый сын, принципиальность которого стала корнем конфликта, двигающего сюжет. Обаятельнейший Николай Плотников, который за эту роль получил приз в Карловых Варах, Нина Гуляева, тоже отмеченная там же. Совсем молодой Алексей Борзунов, который потом стал мастером дубляжа, Татьяна Надеждина...
Мы видим этих людей 60-х, которые уверены, что они строят коммунизм, стесняются только что обличенного культа личности, пытаются догнать и перегнать Америку по производству нужных промышленности химикатов. Много разговоров о финансах, миллионах потраченных государственных рублей, постоянно появляются западные корреспонденты (настоящие, кстати, а не актеры).
Но в общем фильм можно смотреть не один раз. И размышления о том, каким на самом деле должен быть коммунист, как это не удивительно, оказываются сейчас вполне актуальны. И вопросы о том, хочет ли Америка большой войны - тоже!
8 ноября 2022
Количество заявленных тем и смыслов представленных авторами в фильме поражает широким охватом, ведь большинство из них служат целыми жанровыми направлениями в Советском кинематографе — от «производственно-конфликтных» драм, до проблем взросления юношества. Причём высказывания авторов противоречат друг-другу, то ли являясь сознательным приёмом режиссуры — противопоставления, то ли в попытке показать всю полноту жизни современников, иначе же, показывая собственный сумбур в в ориентирах и смыслах. Тут высокопарные фразы в «высоких» кабинетах сказанные положительным героем соседствуют с столь же высокопарными сказанными «старушкой процентщицей», говорится о достижениях социалистического гос-ва и в то же время вставляется эпизод с интервью журналистам США, причём сыгранным не актёрами, а реальными журналистами, как бы с оглядкой на их мнение, как-то они смотрят на нас, другого смысла я в этой сцене не усматриваю, настолько она прилеплена. И в том же интервью вопрос об уровне жизни в Америке (имея в виду США) вполне коррелируется с показанными трудностями в СССР: явная недостача денег от зарплаты до зарплаты у одинокой матери — героини Надежденой, хамство официантов и обувщиков, откровенные взятки за номер в «отеле», да собственно и употребление этого «отель», вместо гостиница, вполне многое говорит об персонаже Владимирова, как и фраза об определении степени мужественности по способности дать взятку — «презент». И всё это противопоставляется заявлениями персонажа, что он коммунист!
Далее весь этот бардак в быту, да и сложностями по принятию ответственных решений вполне последовательно «лакируется» сверху новыми лозунгами спущенными сверху: о прекращении бояться высказывать своё мнение, подчёркиваю, НЕ БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, а высказывать мнение, отсюда и волокита — слишком много мнений, а ответственность так себе — ну снимут с работы, чай найду себе место в рядах строителей коммунизма. Вот благодаря таким мнениям у нас и разбазарились, по итогу к 1991 году, богатства на всякие незапланированные новшества — один зоопарк танков и самолётов чего стоит. Да технические и научные успехи держат нас на плаву и доселе, но сколько было нерационально растранжирено — десяток миллионов туда, десяток сюда, да и кстати по угольной технологии будучи в то время передовыми сейчас «пасём задних» — просто нефть и газ стали приоритетней, а к углю не отнеслись рачительно. Китай предлагает сейчас угольные электростанции с почти нулевыми выбросами и гигантским кпд. Но это просто просмотр фильма совпал с прочитанной статьёй.
Теперь по поводу «культа личности», вот без упоминания попередников уже нельзя было обойтись никак! Я не знаю как там было, но исходя из собственного опыта, вижу, что все пришедшие на смену по умолчанию «лучше» чем им предшествующие и такая тенденция сложилась именно в смене той парадигмы, что заявлена фильмом. Да и просто по экранным событиям: у Вас уже как 15 лет нет «культа», а в быту хамство и ответственность за решительные действия никто не хочет брать, отбаяриваясь совещаниями и утряской мнений! Как-то всё это не впечатляет, но тут главное, видимо, вворачивать об ответственности, повторюсь, попередников, не видя собственной корыстной рациональности.
И главное это досужие размышления об морали, совести, ответственности особенно для молодых людей вступающих в жизнь. Ничего кроме туманных измышлений, цитат из классиков и современников авторы нам не преподносят, к сожалению в самой прогрессивной стране именно это важное общественное поле было отдано деятелям культуры, не науки, что послужило сперва полной путанице в понятиях, а затем и деградацией смыслов, вслед за деградацией преподносителей этих смыслов. На западе же к этому отнеслись серьёзно и теперь необходимо учится у них, как у лучших, чтобы противопоставлять свои смыслы привнесённым. Но время упущено, в том числе благодаря и этому произведению — ведь ничего более «умного» чем о том, что персонаж юноша сам поймёт сказано определённо не было. Зато ввернули сравнения «нового» подхода со «старой школой», которая не смотря на свою кондовость и патетику была всё-таки системой, с низким кпд, но всё же имела степень свободы по развитию, если бы не была погребена под многочисленными «личностными» суждениями, а там и до хатынок на Швейцарщине оказалось, как выяснится позднее, совсем нге далеко…(Для читателей «не в курсе» поясняю: у первогосекретаря ком. партии УССР вдруг необъяснимым образом в 1991 году обнаружилась недвижимость в стране сыров и озёр…)
4 мая 2020
Юлий Райзман, режиссёр эпически прекрасных фильмов «Визит вежливости», «Странная женщина», «Время желаний» и «Частная жизнь», в 1957 году создал х/ф «Коммунист» про непоколебимого героя нашего времени Василия Губанова, который с излишним энтузиазмом строил социализм и потому погиб. «Твой современник», снятый спустя 10 лет, рассказывает о губановском сыне — которого в «Коммунисте», кстати, показывали пару минут, в виде новорождённого кулька с глазами.
В фильме «Твой современник» этому кульку, названному в честь отца Василием, уже за пятьдесят, он крупный инженер, спроектировавший завод по производству из угля крайне важного в народном хозяйстве синтетического вещества — пенополипроститурола. Когда страшные миллионы на этот проект правительством уже выделены, местные якуты выселены с территории строительства в Казахстан в одних трусах, тайга вырублена, проживавшие там звери расстреляны и сожжены, Василий Губанов, основываясь на последних достижениях науки, внезапно понимает, что пенополипроститурол стратегически выгоднее делать не из угля, а из нефти, а значит, начатое с таким размахом строительство необходимо остановить.
Но маховик-то уже запущен. Никому нет дела до того, что там выгоднее, а что нет. «Строим завод — и прекрасно, построим — премии получим, а после нас хоть потоп; не дёргайся, Вася, ты самый умный, что ли? Тем более, ты сам же этот завод и спроектировал».
То есть, как и сегодня, всем всё до лампочки, поэтому Губанов вынужден в одно лицо воевать с косной и агрессивной чиновничьей массой. Смотреть на это крайне интересно, так как проходных персонажей в фильме нет вообще — каждый приличный человек и каждый подлец тут сугубые индивиды.
20 декабря 2018