Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Софья Перовская |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Арнштам |
сценаристы: | Евгений Габрилович, Лев Арнштам |
видеооператоры: | Александр Шеленков, Чен Ю Лан |
композитор: | Дмитрий Шостакович |
художники: | Саид Меняльщиков, Семен Валюшок |
монтаж: | Людмила Фейгинова |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
16 марта 1968 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 54 мин |
Биография одной из руководительниц Народной воли - Софьи Перовской.
Выбивавшееся из трендов тогда и уж тем более нетрендовое кино сейчас. Почему тогда... Народники хоть и революционеры, но, можно сказать, мелкобуржуазные. И поэтому при создании фильма надо было проигнорировать собственно взгляды Перовской и товарищей, сильно отличавшиеся от марксизма.
Сегодня же поднимать террористов как, хоть и противоречивый, но идеал - дико сомнительная идея.
Так что у не шибко известных авторов и актёров могла получиться очень уж узкая и одномерная картина революционеров. Но... Не получилась. Избежать удалось и революционного пафоса, и обличения, и лакуны из идеологии не слишком заметны. Кстати, царь и служители закона, к счастью, картонными, пародийными или гротесковыми тоже не вышли, но, естественно, они интересуют во вторую очередь.
Режиссёр резонно сосредотачивается на нравственном конфликте и на целесообразности жертв народовольцев...
Сейчас такой вопрос и поставить то кощунственно. Но народовольцы ставят: а заслуживает ли жизни тиран, который равнодушен к тысячам голодных смертей? А не станем ли мы убийцами, такими же как он? А целесообразно ли убийство?
Для зрителя должен быть важен ещё и вопрос о новой нравственности...
Так или иначе, но фильм даёт ответы на эти вопросы и достойно сыгранные:
Голод, болезни? К Перовской приходит жандарм, а она спокойно говорит ему про то, что сначала примет роды. В этом ли не действенное (совсем не теоретическое) сострадание?
Убийцы? Но Гриневицкий ничтоже сумняшеся жертвует и своей жизнью, а уж Перовская точно знает, что значат жизни крестьян... И они для неё не менее (в смысле более) ценны, чем жизнь императора. Здесь, кстати, противопоставляется мистическое чувствование смерти княгиней Долгорукой от немистического понимания жизни и смерти народниками.
И сомнения в целесообразности есть... Как же хлестко, но без пафоса, звучат слова Плеханова в сцене собрания в деревенском ангаре!
А затем и сцена после цареубийства - Перовская и Гельфанд (?) идут по улице и переживают почти отчаяние, что будто бы ничего не произошло. Неужели все зря?..
Немаловажным фрагментом стали отношения Софьи и Желябова (на мой взгляд, то ли слабая роль, то ли сам Желябов был чересчур пламенным). Как кажется, трактовка роли Александрой Назаровой (в советский период не имевшей больших ролей, зато в постсоветский чуть не ежедневно снимающейся в сериалах типа Моей прекрасной няни) отчасти и заключена в перешагивании через прежнюю религиозную мораль, которая заморозила вечную несправедливость и унижение и переход к новой - гуманистической морали. Вот и отношения с Желябовым - это не свободная любовь, а... Наверное, Софье сложно было стать его женой, потому что в этом она могла видеть очернение, что ли, идеи служения народу... Но разве ж можно служить и не любить?
Впрочем, всё это не так уж очевидно, хотя и достойно сделано и сыграно. Наверное, человеку, хоть немного знающему историю, проще ориентироваться в теме фильма, поэтому смыслы таким или не таким образом могут считываться. А вот не знающему будет сложнее... В этом, пожалуй, главный минус - но в финале почему-то этим террористам сочувствуешь, вспоминая персонажа из другого фильма, который, кстати, их поминал - про высокую себестоимость жестокой, но наивности и ошибочности действий этих людей...
8 января 2023
Очередная внезапно обнаруженная жемчужина.
Хотела посмотреть только из-за Александры Назаровой в главной роли, ожидала, что фильм будет скучным и идеологизированным…
Он оказался искренним, страстным, живым и горячим. Видно, что создатели горели своей работой, верили в нее.
Отлично выстроены мизансцены. Где надо — чувствуется напряжение, где надо — трагизм, где надо — лирика.
Реквизиторы и костюмеры поработали на славу. И где бы хоть один провод из двадцатого века торчал! *передергиваясь, вспоминает свежий российский сериал про 1982 год с кондиционерами на окнах*
А актеры! Какими бы пафосными и книжными ни казались диалоги и монологи — когда они произносятся с таким огнем, не верить в них невозможно.
Больше всех блистает, конечно, Александра Назарова. Не зря она называла Перовскую своей лучшей ролью. Редкий случай, когда этой актрисе выпало играть главную роль и в драматическом амплуа. Видно, как она буквально живет своей героиней.
И совсем не хочется оценивать фильм с точки зрения историчности и правдоподобия. Но героиню, убийцу, жаль до слёз. «Мама, принеси мне свежий воротничок и манжеты. Мне хочется быть опрятной на суде».
7 декабря 2020
В целом «Софья Перовская» — фильм средний. В нём нет сюжетных дыр, нелогичностей и плохой постановки. Но в нём нет и чего-то выдающегося. Однако есть два достоинства, которые позволяют выделить это кино.
Первое — это сама тема. Кинематографическое изображение народовольцев — большая редкость. Настолько большая, что «Софья Перовская» — наверное, самый главный фильм на эту тему. Ленты 1920—1930-х годов либо утеряны, либо неоцифрованы, а то, что снимается сегодня, затрагивает тему народовольцев-террористов косвенно (эпизодические фрагменты из сериала «Любовь императора» да фантазия Акунина в экранизации «Статского советника»).
Второе достоинство — неплохой сценарий. Сюжет подан нелинейно: начинается фильм с убийства Александра II, а затем нам параллельно рассказывают и показывают судебный процесс и предысторию покушения 1 марта. Это позволяет обойтись без лишних слов, которые бы неумелый сценарист добавил бы закадровым голосом — здесь соблюдается принцип хорошего сценария «не рассказывай, а показывай». «Обрывы» повествования в начале (сразу после взрыва второй бомбы Гриневицкого) и в конце (когда нам не показывают повешенных народовольцев, а заканчивают фильм фразой «Музыка кончилась) тоже выглядят аккуратными сценарными элементами.
Вывод. Фильм будет интересен любителям старого советского кино о русской истории и особенно фанатам истории революционного движения. Можно также смотреть в образовательных целях для закрепления материала по курсу истории России, связанного с историей народничества. Остальным — как мне кажется, будет неинтересно.
5 октября 2019
Русскому народу всегда жилось нелегко… Войны, перевороты, беспредел правительства и многие другие события сопровождали его на протяжении всей истории. И в каждый период нашей истории находились люди, которые от всей души хотели помочь ему. Но не у всех это получалось.
Софья Перовская с товарищами также хотела помочь людям. Но они выбрали неправильную стратегию, убийство царя не принесло желаемых изменений в обществе. Никому не стало жить лучше.
Фильм рассказывает нам о Софье Перовской. Несмотря на некоторые исторические неточности, его очень интересно смотреть, он не потерял своей актуальности. Поэтому можно сказать, что это очень хороший и, одновременно, грустный фильм.
16 сентября 2011