Софья Перовская
7
6.1
1968, драма, биография, история
СССР, 1 ч 54 мин
В ролях: Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов
и другие
1 марта 1881 года группой народовольцев, руководимой Софьей Перовской, убит Александр II. Гриневицкий, бросивший по знаку Перовской бомбу, схвачен и вскоре казнён. Преданные бывшим единомышленником Рысаковым многие народовольцы подвергаются аресту, в том числе и Софья Перовская. Находясь в следственной камере, она вспоминает свое детство, юность...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Софья Перовская

год: 1968
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Александр Шеленков, Чен Ю Лан
композитор:
художники: Саид Меняльщиков, Семен Валюшок
монтаж:
жанры: драма, биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 марта 1968 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография, история

Постер фильма «Софья Перовская», 1968

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Софья Перовская», 1968

Не в тренде

Биография одной из руководительниц Народной воли - Софьи Перовской.

Выбивавшееся из трендов тогда и уж тем более нетрендовое кино сейчас. Почему тогда... Народники хоть и революционеры, но, можно сказать, мелкобуржуазные. И поэтому при создании фильма надо было проигнорировать собственно взгляды Перовской и товарищей, сильно отличавшиеся от марксизма.

Сегодня же поднимать террористов как, хоть и противоречивый, но идеал - дико сомнительная идея.

Так что у не шибко известных авторов и актёров могла получиться очень уж узкая и одномерная картина революционеров. Но... Не получилась. Избежать удалось и революционного пафоса, и обличения, и лакуны из идеологии не слишком заметны. Кстати, царь и служители закона, к счастью, картонными, пародийными или гротесковыми тоже не вышли, но, естественно, они интересуют во вторую очередь.

Режиссёр резонно сосредотачивается на нравственном конфликте и на целесообразности жертв народовольцев...

Сейчас такой вопрос и поставить то кощунственно. Но народовольцы ставят: а заслуживает ли жизни тиран, который равнодушен к тысячам голодных смертей? А не станем ли мы убийцами, такими же как он? А целесообразно ли убийство?

Для зрителя должен быть важен ещё и вопрос о новой нравственности...

Так или иначе, но фильм даёт ответы на эти вопросы и достойно сыгранные:

Голод, болезни? К Перовской приходит жандарм, а она спокойно говорит ему про то, что сначала примет роды. В этом ли не действенное (совсем не теоретическое) сострадание?

Убийцы? Но Гриневицкий ничтоже сумняшеся жертвует и своей жизнью, а уж Перовская точно знает, что значат жизни крестьян... И они для неё не менее (в смысле более) ценны, чем жизнь императора. Здесь, кстати, противопоставляется мистическое чувствование смерти княгиней Долгорукой от немистического понимания жизни и смерти народниками.

И сомнения в целесообразности есть... Как же хлестко, но без пафоса, звучат слова Плеханова в сцене собрания в деревенском ангаре!

А затем и сцена после цареубийства - Перовская и Гельфанд (?) идут по улице и переживают почти отчаяние, что будто бы ничего не произошло. Неужели все зря?..

Немаловажным фрагментом стали отношения Софьи и Желябова (на мой взгляд, то ли слабая роль, то ли сам Желябов был чересчур пламенным). Как кажется, трактовка роли Александрой Назаровой (в советский период не имевшей больших ролей, зато в постсоветский чуть не ежедневно снимающейся в сериалах типа Моей прекрасной няни) отчасти и заключена в перешагивании через прежнюю религиозную мораль, которая заморозила вечную несправедливость и унижение и переход к новой - гуманистической морали. Вот и отношения с Желябовым - это не свободная любовь, а... Наверное, Софье сложно было стать его женой, потому что в этом она могла видеть очернение, что ли, идеи служения народу... Но разве ж можно служить и не любить?

Впрочем, всё это не так уж очевидно, хотя и достойно сделано и сыграно. Наверное, человеку, хоть немного знающему историю, проще ориентироваться в теме фильма, поэтому смыслы таким или не таким образом могут считываться. А вот не знающему будет сложнее... В этом, пожалуй, главный минус - но в финале почему-то этим террористам сочувствуешь, вспоминая персонажа из другого фильма, который, кстати, их поминал - про высокую себестоимость жестокой, но наивности и ошибочности действий этих людей...

8 января 2023

Очередная внезапно обнаруженная жемчужина.

Хотела посмотреть только из-за Александры Назаровой в главной роли, ожидала, что фильм будет скучным и идеологизированным…

Он оказался искренним, страстным, живым и горячим. Видно, что создатели горели своей работой, верили в нее.

Отлично выстроены мизансцены. Где надо — чувствуется напряжение, где надо — трагизм, где надо — лирика.

Реквизиторы и костюмеры поработали на славу. И где бы хоть один провод из двадцатого века торчал! *передергиваясь, вспоминает свежий российский сериал про 1982 год с кондиционерами на окнах*

А актеры! Какими бы пафосными и книжными ни казались диалоги и монологи — когда они произносятся с таким огнем, не верить в них невозможно.

Больше всех блистает, конечно, Александра Назарова. Не зря она называла Перовскую своей лучшей ролью. Редкий случай, когда этой актрисе выпало играть главную роль и в драматическом амплуа. Видно, как она буквально живет своей героиней.

И совсем не хочется оценивать фильм с точки зрения историчности и правдоподобия. Но героиню, убийцу, жаль до слёз. «Мама, принеси мне свежий воротничок и манжеты. Мне хочется быть опрятной на суде».

7 декабря 2020

Фильм на редкую тему и с неплохим сценарием

В целом «Софья Перовская» — фильм средний. В нём нет сюжетных дыр, нелогичностей и плохой постановки. Но в нём нет и чего-то выдающегося. Однако есть два достоинства, которые позволяют выделить это кино.

Первое — это сама тема. Кинематографическое изображение народовольцев — большая редкость. Настолько большая, что «Софья Перовская» — наверное, самый главный фильм на эту тему. Ленты 1920—1930-х годов либо утеряны, либо неоцифрованы, а то, что снимается сегодня, затрагивает тему народовольцев-террористов косвенно (эпизодические фрагменты из сериала «Любовь императора» да фантазия Акунина в экранизации «Статского советника»).

Второе достоинство — неплохой сценарий. Сюжет подан нелинейно: начинается фильм с убийства Александра II, а затем нам параллельно рассказывают и показывают судебный процесс и предысторию покушения 1 марта. Это позволяет обойтись без лишних слов, которые бы неумелый сценарист добавил бы закадровым голосом — здесь соблюдается принцип хорошего сценария «не рассказывай, а показывай». «Обрывы» повествования в начале (сразу после взрыва второй бомбы Гриневицкого) и в конце (когда нам не показывают повешенных народовольцев, а заканчивают фильм фразой «Музыка кончилась) тоже выглядят аккуратными сценарными элементами.

Вывод. Фильм будет интересен любителям старого советского кино о русской истории и особенно фанатам истории революционного движения. Можно также смотреть в образовательных целях для закрепления материала по курсу истории России, связанного с историей народничества. Остальным — как мне кажется, будет неинтересно.

5 октября 2019

Хороший фильм

Русскому народу всегда жилось нелегко… Войны, перевороты, беспредел правительства и многие другие события сопровождали его на протяжении всей истории. И в каждый период нашей истории находились люди, которые от всей души хотели помочь ему. Но не у всех это получалось.

Софья Перовская с товарищами также хотела помочь людям. Но они выбрали неправильную стратегию, убийство царя не принесло желаемых изменений в обществе. Никому не стало жить лучше.

Фильм рассказывает нам о Софье Перовской. Несмотря на некоторые исторические неточности, его очень интересно смотреть, он не потерял своей актуальности. Поэтому можно сказать, что это очень хороший и, одновременно, грустный фильм.

16 сентября 2011

Драма Софья Перовская появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Лев Арнштам. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов, Екатерина Райкина, Владислав Стржельчик, Светлана Коркошко, Ефим Копелян, Борис Бибиков, Виктор Байков, Алексей Головин, Тамара Абросимова, Лаврентий Масоха, Геннадий Юдин.

Страна производства - СССР. Софья Перовская — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.