Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сочувствие дьяволу |
английское название: |
One + One |
год: | 1968 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Jean-Luc Godard on Black Power, Rape, Murder, Fascism, Acid, Pornography, Sex, Revolution, Brutality and all the other things that make life worth living.» |
режиссер: | Жан-Люк Годар |
сценарий: | Жан-Люк Годар |
продюсеры: | Майкл Пирсон, Иэн Кворрир, Елени Коллар |
видеооператор: | Энтони Б. Ричмонд |
монтаж: | Кеннет Ф. Роулз |
жанры: | документальный, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 ноября 1968 г. |
на DVD: | 10 октября 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Мне кажется, что говорить об этом фильме как о документальном не совсем верно.
Все неигровые моменты — это обычные репетиции популярных музыкантов, на которых ничего, кажется, незаурядного не происходит. Годар, как бы издеваясь, говорит: «вы любите Роллинг Стоунз? пожалуйста: вот, они курят, они настраиваются, вот, советуются. это их звукорежиссер. а вот, я приношу им чай и угощаю своими сигаретами. они, кстати, записывают новую песню…» Что мы видим кроме этого: девушку в лесу, у которой берут интервью на тему легких наркотиков и секса, а она, отвечая односложными «да» и «нет», пытается побыстрее улизнуть; грозного чернокожого парня из гетто, который говорит о неизбежной войне и невозможности мира, о конфликте с белой расой на уровне языка и на фоне этого остальные парни покланяются белой женщине, словно богине, восхищаясь ее кожей и волосами и безсмысленно передают друг другу автоматы, как будто они что-то замыслили; молодого человека, который выкрикивает тезисы о минусах буржуазных идеалов и порнографии полу-фашистского, полу-марксистского характера в книжном магазине, на полках которого стоят комиксы про супергероев и эротические журналы;слышим закадровый текст который мало имеет отношения к происходящему на экране и т. д.
Блюдо, которое история приготовила в 20 веке размазалось разноцветным пятном по тарелке 1968 года, желудок молодого поколения просто не справился с этим варевом, и тогда оно выплеснуло в ответ плоды своей тошноты. Молодежь, словно зеркало, разбилась на множество осколков, правых и левых, белых и черных, она ощутила потребность в побеге от такой реальности в необходимости высказать свое недовольство, пользуясь разными методами ссылаясь, на разных авторитетов. В результате этот взрыв оказался таким оглушительным, что вряд ли можно было друг друга расслышать и толком понять.
Мне кажется, именно эту картину тотальной бессмыслицы наполненной множеством смыслов, хочет создать Годар, выбирая форму как бы документального кино, многослойную и довольно сложную для восприятия, но по сути шуточную и игровую. На пример, когда текст озвучки не соответствует визуальному ряду создается абсурдное впечатление, учитывая, что и озвучка и сам визуальный ряд, вроде, весьма абсурдны. Если пользоваться определением Джона Грирсона: документальное кино как «творческая разработку действительности», а Годар мастерски разработал действительность, тогда жанр документального кино целиком применителен к этому фильму, пусть так и будет. Хотя, это не имеет ни какого значения.
Как говорил историк Джордж Тест: «Если это проделки дьявола, то ему можно только посочувствовать, т. к. вряд ли из всего этого выйдет хоть что-нибудь толковое.»
10 из 10
15 января 2011
'Не следует делать политических фильмов. Нужно делать фильмы политически.»
Жан-Люк Годар
Именно в таком ключе и снял выше упомянутый французский режиссер свой документальный фильм «Sympathy for The Devil», выбрав главным действующим лицом популярную в тот период группу «The Rolling Stones». Это не фильм про будни одной группы, этот фильм рассказывает о проблемах населения в тот период, прежде всего политических. «Сочувствие дьяволу» состоит из сюжетных вкраплений, где человек читает книгу, произносит различные политические лозунги и размышляет о проблемах того поколения. Годар затронул темы: Мао, Брежнева, Сталина, фашизм, войну во Вьетнаме, казалось бы, не осталось ни одной темы, о которой бы он не упомянул в своей картине. Прежде всего, он рассуждал о проблеме черных, об их жизни в США в то нелегкое для них время.
Между политическими излияниями режиссера, которому всегда есть что сказать, мы видим репетицию выше названной группы, которая поет в течение фильма одну и ту же песню Sympathy for The Devil. Таким образом, режиссер хотел показать наиболее важные моменты жизни общества 60х годов, выбрав эту песню своеобразным гимном. В конце этой документальной ленты появляется и сам мастер в костюме кирпичного оттенка и непременных черных очках, он подкуривает сигарету Киту Ричардсу и исчезает с экрана.
Это документальное кино полностью подтверждает его фразу о том, что не следует делать политических фильмов, а нужно делать их политически.
25 марта 2010
Имея дурную привычку неоднократно просматривать интересующий меня материал, вчера посмотрел фильм во второй раз. И вот что имею вам сказать: во-первых, это — документально-игровой фильм, документальная часть которого рассказывает о работе Rolling Stones, а игровая…
Тут сложнее. И примитивная идея, что Годара можно смотреть без какой-либо минимальной подготовки, не проходит. Здесь, как говорил один из незабвенных моих учителей, надо включать мозги. Собственно, о чем идет речь и что проповедует один из главных героев — этот черный доминантный молодой человек, так похожий на раннего Ильича? Дескать: «Мы пойдем другим путём!»
И пошли. Своим рождением радикальная марксистская группировка «Черные пантеры» обязана, как ни странно, расистской организации «Невидимая империя Юга» или — Ку-клукс-клану. Черные стали убивать белых за то, что белые убивали черных. И тут разыгрался такой вот шахматный гамбит: когда застрелили Малколма Литла (Малколм Икс) — окончился период непротивления времен Мартина Лютера Кинга. Именно тогда в черных гетто Америки появились черные люди в черных беретах и в голубых водолазках с рисунком черной пантеры.
Существует легенда, что Хью Ньютон, один из основателей организации, однажды вышел навстречу полицейской машине вооруженный до зубов и заявил: «У тебя есть оружие, но и у меня есть оружие. И если ты меня тронешь, я буду защищаться…» Шокированные стражи порядка уехали, сильно ругаясь: мол, что себе позволяет это черное меньшинство: совсем распоясалось! надо бы показать ему кузькину мать! Конечно, сегодня «человека с ружьём» в любой из «стран победившей демократии» просто бы застрелили, как бешеную собаку, но тогда — первая партия белыми была проиграна.
А тем временем движение набирало силу: днем черные демонстративно разгуливали по Гарлему со стволами за поясом, а ночью жестоко убивали белых расистов. 4 апреля 1968 года — скончался раненный пулей снайпера черный человек, у которого была мечта, который — побывал на Вершине горы и который стал наконец-то свободен. С момента убийства Мартина Лютера Кинга — началось вооруженное противостояние.
В Индианаполисе, Лос-Анджелесе, Чикаго, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско, Нью-Йорке — состоялись бои местного значения, в которых погибли десять черных и 12 полицейских. К концу 1970 года власти арестовали большую часть активистов «Черных пантер», лидеры организации перессорились в дебатах и поисках правильного пути и радикальная террористическая группировка умерла. Но дело её живет: черные доказали белым свое право защищать черное человеческое достоинство.
А теперь основополагающая цитата из Элдриджа Кливера — одного из активистов Черной революции:
«Мы никогда не говорили на английском в совершенстве. Это потому, что наш народ сознательно противился языку, который им не принадлежит. Никогда не принадлежал и не будет… Для нас вопрос общества — это вопрос цвета, а не географии и территории. Любовь, терпимость и братство. Мы должны быть вместе, чтобы выжить. Единый фронт черных — вот кто мы! Это не вопрос правого или левого — это вопрос черного! Ты должен понимать это как форму сопротивления. Мы должны осознавать, кто наш главный враг. Белый — наш главный враг! И его расистское общество…»
И еще вот это:
«Все магазины откроются, если ты скажешь волшебные слова: «Это ограбление!»
«Забрать их жизни! Взять всё от жизни! Убейте их! Не будет на земле мира, пока не освободят всех черных…»
Это мы уже проходили. В России, в начале XX века.
Сцена собеседования, как и сцена в библиотеке, не столь просты и односложны, как это может показаться на первый взгляд, и достаточно информативно насыщенны, чтобы поразмыслить об истоках сексуальной революции и французского молодежного движения шестидесятых. Обо всей этой инфантильной розовой чепухе, основанной на цитатах раннего Мао.
Что касается исторических персонажей и брендов, речь о которых в закадровом тексте: Сталин, Рузвельт, Бонд, Битлз, Фидель, Че Гевара, Косыгин. Если для вас они — не плоские и мертвые фантомы, а вполне адекватные и дееспособные лица на матрице реальности — тогда фильм гармонично дополнит общую картинку отражения мира. Надо только одно: спокойно и адекватно реагировать на закадровый текст в ритме стёба, в котором, конечно же, есть доля правды.
22 июля 2008