Рейтинг мультфильма | |
![]() |
6.2 |
![]() |
5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Орлёнок |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Витольд Бордзиловский |
сценарий: | Жанна Витензон |
продюсер: | Анна Зорина |
видеооператор: | Елена Петрова |
композитор: | Татьяна Назарова |
художник: | Владимир Тарасов |
монтаж: | Любовь Георгиева |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
27 февраля 2012 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
20 мин |
Любовь русского человека к жанру попаданчества необъясним, но имеем древние и почтенные корни: и пускай литературоведы ставят под вопрос жанровую чистоту сказки «Чёрная курица», советский миф активно использовал все необходимые элементы попаданческого сюжета — вместе и по отдельности. Уместно вспомнить не только «Ивана Васильевича» (который в оригинале вовсе не настолько разухабистый триумф советских приключенцев на территории средневековой Руси, каким его показал Гайдай) и одного из немногих серьёзных представителей жанра, «Трудно быть богом», но и многие другие истории, в том числе рассчитанные на детей: куда только советский школьник не попадал — в Страну Невыученных Уроков, в сказку «Красная Шапочка», древнюю Грецию, разные другие исторические периоды… в том числе и относительно недавние.
«Орлёнок» — интересный образец жанра попаданчества в целом и советского приключенческого сюжета в частности: несмотря на обилие героических сюжетов про подвиг детей в Гражданскую Войну, именно историй про попаданцев в момент шестидесятых практически нет. Это уже в постсоветскую эпоху, когда одни сумасшедшие фантасты непременно хотят вернуть власть Советам, а другие — защитить идеалы белогвардейской армии, попаданцев в период с 1917 по 1920 гг. пруд пруди, а тогда их было совсем немного. И примечательно то, что «Орлёнок» рассказывает не о подвиге современного пионера, попавшего в непростое время и решившего стать героем — нет, он о том, что прошлое не исправить, а надо из него делать правильные выводы и стать героем уже в своё собственное время. Мотив, абсолютно чуждый эскапистской современности, не желающей смотреть на проблемы, но при этом контрастирующий с героико-пафосной атмосферой остального фильма.
P.S.: пародия на романтику белогвардейских кавалеров с шампанским и усами намного смешнее любой «серьёзной» карикатуры периода Гражданской войны и почти достигает комического эффекта современных лент о величии монархии.
14 июня 2019