Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Главные действующие лица |
английское название: |
I protagonisti |
год: | 1968 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Марчелло Фондато |
сценаристы: | Марчелло Фондато, Эннио Флайяно |
продюсеры: | Уго Гуэрра, Элио Скардамалья |
видеооператор: | Марчелло Гатти |
композитор: | Луис Энрикес Бакалов |
художники: | Пьеро Полетто, Гая Романини |
монтаж: | Татьяна Казини Мориджи |
жанры: | боевик, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 июля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Доподлинно известно, что остросюжетный фильм «I protagonisti» итальянского режиссёра Марчелло Фондато вскоре после выхода должен был демонстрироваться в ходе ближайшего Каннского кинофестиваля, но этому помешали потрясшие всю Францию майские события 1968 года. Отталкиваясь от этого факта, вполне по силам предположить и прикинуть, насколько в действительности сильна эта картина, и имела ли она реальные шансы произвести глубокое впечатление на зрителей престижного конкурса.
Лёгкие сомнения в этом возникают с самого начала, ещё при знакомстве с личностью Фондато, для которого эта работа стала первой в карьере. Конечно, стОит учитывать, что на тот момент он был опытным сценаристом, участвовавшего в создании разножанровых лент, среди которых неn по-настоящему великих, зато есть культовые, вроде «Кровь и чёрные кружева» и «Чёрная суббота…» Марио Бава. Комедии, вестерны, ужасы, которых коснулось перо Марчелло, несколько смягчают настороженность, вызванную его неопытностью, как постановщика, и заставляют ожидать, как минимум, продуманной сюжетной линии, способной вытянуть на себе все возможные слабости.
Оптимизм возрастает, когда за списком «главных действующих лиц» мы видим персоналии актёров, которым было доверены эти ответственные роли. Очаровательная, холодная и загадочная Сильвия Кошина, обворожительная в своей наивной, почти детской непосредственности Памела Тиффин, опытный и харизматичный Луиджи Пистилли, и умеющий быть одновременно мужественным и романтичным Жан Сорель представляют из себя отличный ансамбль, способный выдать яркий концерт, качество которого зависит от полученных ими нот от главного «композитора» и «дирижёра». Кстати, если говорить о реальном композиторе, то здесь его функции возложены на известного мастера и будущего «оскароносца» Луиса Энрике Бакалова.
Но увы, имея под рукой отличные возможности ярко проявить себя в новом качестве, Фондато использует их в лучшем случае наполовину. Начать с самой истории, разработанной автором совместно с Эннио Флайяно(8 с половиной). Фильм начинается практически без раскачки, и вскоре загоняет недоумённого зрителя в такие каменные дебри, что попыток разобраться в них может с лихвой хватить до самого финала. Нет, здесь нет и намёка на сюрреализм, игры воображения, арт-хаус, зато есть взятая за основу тематика, малопонятная человеку, не знакомому с особенностями жизни некоторых жителей острова Сардиния. Какие-то горы, стремящиеся туда люди, бандит-шоумэн, зарабатывающий на своём скандальном имидже лёгкие деньги.. Всё это слишком привязано к местной криминальной кухне.
Так киноман для полного понимания происходящего должен просто с самого начала быть в курсе существования на Сардинии прошлого и даже нынешнего века своеобразной по своим признакам преступности. Речь идёт о кровной мести, агрессивном отношении к влиянию государства и его законам, небескорыстном участии в «спорах хозяйствующих субъектов», похищении людей с целью выкупа, играх в «благородных разбойников», незаслуженно оболганных, скрывающихся в горах от «бессовестных» сотрудников правопорядка и, наконец, ключевом понятии «барбаджа». Барбаджа — это негласный наследуемый кодекс чести, игравший ключевую роль в жизни отдельных сардинцев, и основанный на известном нам понятиях «куража», «дерзости» и, попросту говоря, лихой наглости.
Но если зритель не в курсе всех этих тонкостей, сможет ли он понять, что происходит с главными героями, желающими «купить» встречу с одним из таких «Робин Гудов» (что в реальности прежде всего касалось представителей прессы, желавших получить горячий эксклюзив из первых рук)? Как минимум, это создаёт огромную проблему, прикрыть которую может актёрская игра, наложенная на драматичный захватывающий сюжет. Но увы, хорошим актёрам особо нечего делать в этом сером, и очень невыразительном кино. Не сумев определиться с главной идеей, Фондатто сваливает в одну кучу боевик, остросоциальную тематику, тревожащую страну в те годы, обрядовые танцы, и немножко эротики, в целом дающие весьма сомнительный результат.
Ещё через год за тему, затронутую Фондато, возьмётся гораздо более умелый Карло Лиццани, развернувшийся в ней во всю доступную ширь в виде байопика «Барбаджа» (1969). Вот он оказался по-фестивальному универсален, понятен и серьёзен. Этого совершенно нельзя сказать о «I protagonisti», все лучшие моменты которого (сцена с выдачей «гостям» героя Лу Кастеля ружей) буквально раздавлены безликостью режиссёра, по большому счёту так себя на этом поприще и не проявившего. Не добавил ничего положительного и саундтрек Бакалова, такой же незаметный и не запоминающийся. И, боюсь, попытки объяснить всё это вариациями особого рода реализма, работают слабо.
Как этот фильм оказался отобран в Канны остаётся для меня немалой загадкой, поскольку делать ему там нечего. Как, впрочем, и любой другой средней по качеству картине, грубо и примитивно освещающей проблемы отдельной области не менее отдельно взятой страны. Такое вот «barbasploitation»)
5 из 10
23 июня 2020
Напряженный психологический триллер и яркая социальная драма. Пятеро обывателей отправляются, по тайному уговору, пофотографировать известного сардинского бандита Таддеу (Лу Кастель). Видавший виды респектабельный женолюб (Луиджи Пистилли), темноволосая интеллектуалка, светловолосая (пергидрольная) барби, юный торговец автомобилями. И руководитель группы, так сказать, который и договорился о рандеву с убийцей, человек, держащийся несколько отстраненно, наблюдательно (Жан Сорель). Кажется, скука существования этих образцовых граждан, жажда риска влечет их в сардинские горы, но, как постепенно обнаруживается, у каждого есть или возникает и свой партикулярный интерес. А по их следам, втайне от них, следует полиция и армия. Как далеко может завести свидание со «злом» пятерых обывателей? В каком низвержении всех и всяческих масок они станут «главными действующими лицами».
Фильм не может не напомнить «Скромное обаяние буржуазии» Буньюэля, снятый, однако, позже. Да и многие фильмы 60—70-ых, снятые на подъеме антибуржуазности. «Скромное обаяние» вспоминается скорее потому, что Жан Сорель сыграл мужа Катрин Денев в «Дневной красавице» того же Буньюэля в 1967 году. Вообще про обаятельных красавцев европейского кино почти всегда можно с уверенностью сказать, что они обязательно попали в какой-нибудь фильм Висконти: от Делона до Фреда Уильямса, позднее «звезды» пресловутого Хесуса Франка. Сорель сыграл в «Туманных звездах Большой Медведицы» мэтра Висконти. Вот и колумбийский скандинав Лу Кастель побывал среди статистов «Леопарда». Но открыл его Марко Беллоккьо («Кулаки в карманах», 1965). Снимала его и Кавани. А у Карло Лиццани в 1967 он играл вместе с самим Пьером Паоло Пазолини и его почти неизменной парочкой актеров Читти и Даволи в спагетти-вестерне «Покойся с миром». Все это немаловажно, поскольку именно Пазолини, Кавани, Беллоккьо решили, что им надоела «итальянская комедия нравов» и они хотят снимать кино об устройстве социальной жизни. Даже в спагетти-вестерне старшего режиссера Лиццани, с его интересом к политике, речь скорее об этом, а не о крутых нравах бутафорского «Дикого Запада». Лу Кастель стал образом молодого бунтаря, восстающего против плутократического общества. Таким он попал потом и к Шабролю в фильм «Террористическая группа Ничто», к Фассбиндеру в Осторожно, святая блудница». Побывал у Дамиано Дамиани и Вендерса.
Вообще немного грустно. Не жаль взрывной лихорадки 68-ого года, но жаль таких персонажей истории кинопрома, как Сорель или тот же Уильямс, которые, имея несколько ролей у кого-то из перворазрядных режиссеров, в том, что стало «классикой», мыкались в основном по грайндхаусу или фильмам на грани грайндхауса, джалло, опять-таки макаронным вестернам, где прекрасно себя чувствовал, например, тот же Пистилли, актер узкого амплуа, но не бездарный. А эти, подобно прекрасного актеру Энтони Перкинсу, были виноваты только в том, что постарели. Речь, понятно, не о Делоне и не о Лу Кастеле. Зато в известной степени это относится к Жаку Перрену, Томасу Миллиану, Фабио Тести… Возможно, большого дарования у них и не было. Но большого дарования, казалось бы, не было и у Хельмута Бергера, друга Висконти, и он играл черти-где. Однако гениальный друг-эстет сумел раскрыть его в «Людвиге». А вот Сореля или Уильямса кому было с такой любовью раскрывать — Джессу Франко? Лючио Фульчи?
8 из 10
11 октября 2017