Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жить, чтобы жить |
английское название: |
Vivre pour vivre |
год: | 1967 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «After "A MAN AND A WOMAN", the new love story by Claude Lelouch» |
режиссер: | Клод Лелуш |
сценаристы: | Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен |
продюсеры: | Роберт Амон, Жорж Дансижер, Александр Мнушкин |
видеооператор: | Патрис Пугет |
композитор: | Франсис Ле |
художник: | Ив Сен-Лоран |
монтаж: | Клод Барруа, Клод Лелуш |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
В этой простой истории Лелуш старается как можно дольше избегать нравоучительности. Он рисует образ этакого, уверенного в себе мужчины, готового быть в центре самых важных событий планеты. Он всемогущ, он в самом сердце коренных изменений. Сегодня прогуливается в Амстердаме, завтра в Париже, потом ловит носорогов в Африке. А после — война во Вьетнаме. И в личной жизни старается не отставать — красивая жена, красивая любовница, и это не считая краткосрочных моментов. Для полноты картины Клод Лелуш усиливает эмоциональный фон — перед нами истинный сухарь, не готовый делится эмоциями с женщинами. Он дарит им нечто мимолетное, мерцающее, залихватское подобие мужественности. И это кажется так круто, уверенно, мощно.
Впрочем, ближе к финалу Лелуш таки не сдержался. Весь этот эффектный замок, который воздвиг себе герой Ива Монтана, стал стремительно разрушаться. Если ранее, все было поставлено на то, что дамы покорно ждали нашего героя, притворяясь, что не замечают ровным счетом ничего странного в его поведении, то потом все изменилось. Ну разве это такой уж бравый романтический герой, если дамы попросту теряют к нему интерес?
Впрочем, немногословные зарисовки Лелуша запоминаются надолго. Обрывочный поток воспоминаний выдает имитацию документалистики. Придают лоска и эффектные позиционирования на экране Монтана, Кэндис Берген и Анни Жирардо. Да и Лелуш, рисуя столь незамысловатый экзерсис проводит некую параллель с годаровским Пьеро. Наш герой вроде благополучен и уверен в завтрашнем дне. Но так беспросветно бунтует, бежит от цивилизации, стремится избавиться от социальных оков, что вовсе и не отдает себе отчета в том, зачем ему все это нужно. И вправду, за харизмой Ива Монтана — пустота. Совсем не тот герой, который может вдохновлять. Он скорее кажется, нежели существует.
7 из 10
2 февраля 2019
«Любовь прекрасна и грустна
И нам с тобою ясно:
Грустна для третьего она,
А для двоих прекрасна»
Проснувшись знаменитым после выхода фильма «Мужчина и женщина», Клод Лелуш предпочел не только создавать ленты с поэтическим настроением, но и написать с помощью киноязыка собственный катехизис. Свой самый известный фильм он положил в основу так называемой «трилогии жизни», продолженной лентами «Жить, чтобы жить», «Жизнь, любовь, смерть». Сюжет второй части цикла не нов: в фокусе кинополотна знакомый любовный треугольник — он, она и та, что встала между ними. Он — талантливый журналист Робер, ведущий репортажи из самых «горячих точек» планеты. Она — его преданная жена Катрин. Ну, а третья — американка Кэндис — молода и прекрасна. Многолетний брак, пресные отношения, творческая профессия, позволяющая иметь вокруг себя свободное пространство. Препаратор человеческих душ Клод Лелуш хитро завлекает нас в тугую паутину любовных связей между персонажами. Вступительный эпизод — Робер, покупающий газету по дороге к любовнице, — как книга, начинающаяся с диалога, погружает в сюжет без предварительных описаний и прологов — у зрителя создается впечатление, что он опоздал к началу сеанса.
Режиссер вкрапляет в действие коллаж с портретами, сопровождаемый сентиментальной мелодией, знакомя нас с женой Робера Катрин так, словно мы являемся свидетелями того, как мужчина фотографирует в осеннем парке свою возлюбленную средь желтой листвы и мокрых опустевших скамеек. И это милое любование демонстрирует крайне индивидуальную эстетику: она держит курс на визуальные эффекты, на видеоряд без диалогов. Создается рисунок того женского образа аристократичной и утонченной француженки, который умеет показать молодой феномен. Но создатель фильма не утомляет лирикой, опасаясь сделать историю излишне «сладкой». Лелуш не был бы Лелушем, если бы не подключил камерную историю адюльтера к мировым событиям: документальные вставки, демонстрирующие войну во Вьетнаме, революционные волнения в странах Африки, возрождение нацизма в Баварии. Профессия героя позволила режиссеру в структуру фильма ввести историческую неустойчивость второй половины 60-хх годов.
По ходу дела мастер выстраивает режиссерское высказывание о локальных войнах во благо буржуазного общества на полях смерти в Африке и Юго-Восточной Азии. Эта мысль звучит в монологе наемника из тренировочного лагеря в Конго: «Мы защищаем Европу, сражаемся против коммунизма». И сразу же в противовес им — романтические импрессии мостов Амстердама и заснеженных Альп — мест, помнящих короткие встречи репортера с любящей женой. На фоне приключений отважного журналиста в Уганде и Кении разыгрывается запутанная комбинация взаимоотношений, в омуте которых Робер оказывается все глубже, крепко увязая во лжи. Действие разбавляется сценами охоты на носорогов, бизонов и антилоп. Туристские секвенции дополнены боксерскими поединками, снятыми в псевдодокументальной манере. Стоит сюда присовокупить и схваченные камерой налету пейзажи Африки, и прекрасный вид на башни Нью-Йорка из иллюминатора самолета. Причем, несмотря на скорость меняющихся кадров, каждый из них композиционно выстроен — Лелуш-оператор безупречно выбирает ракурс. Настроением картинки управляют не осветительные приборы, а сама природа. Например, отблески костра на лице улыбающейся женщины как средство глубокой передачи эмоции.
В этом фильме наибольшую концентрацию обрела стилистика режиссера создавать некую «мешанину» сюжетов: Лелуш ловко сочетает музыку и действие, нарядное цветовое решение модных костюмов от Ива Сен-Лорана и скупость документального монохрома, импровизацию и изящную пластику. Даже когда герои занимаются любовью — все на полутонах, словно режиссер не стремиться показать страсть, а лишь нежность. Может быть, благодаря этому, Робер не кажется сластолюбцем без чести и совести. Как ни странно, герой лишен болезненной похоти, зачастую присущей таким персонажам. Режиссер не стал наделять его какими-то чудовищными пороками, заставляющими репортера безвозвратно скользить в вязкую гулкую бездну разврата. Постановщик не любит много слов на экране. Он избегает банальных, ни к чему не обязывающих разговоров, используя вместо них музыку. Кино Лелуша — это жесты, взгляды, мимика. Крупные планы лиц, рук, бокалов, сигарет. Набор уникальных художественный приемов с расстановкой смысловых акцентов на мелких деталях позволяет творцу наделить каждый кадр жизнью. Поэтому, герои фильма «вкусно» едят, так естественно пьют вино из бокалов, заразительно и жизнерадостно смеются в редкие минуты счастья.
И все же, этот фильм — о любви. О верности, о хрупкости отношений между супругами. художник рассказывает о любви в подлинном значении слова. Не о той красивой афише, которой прикрываются, дабы возвысить обычные плотские отношения, и не о той болезни, которой есть название в справочниках психиатров. Умрет ли окончательно любовь или возродится в финале? — задумываемся мы, ожидая развязки. Кажется, этого и добивался мастер — этот извечный баловень судьбы, талант и романтик.
27 сентября 2015
Мне лично фильм очень понравился. Как во всех фильмах Лелуша такого жанра очень приятная музыка. Фильм не многословен. Даже наоборот. Очень мало диалогов. Многие сцены показаны немыми, и тут надо отметить отличную операторскую работу, которая в сочетании с музыкой и работой звукооператора, замечательно передает атмосферу сюжета и той или иной сцены.
Таких как прогулка Анни по Амстердаму, сцены в ресторане, охота в Африке и конечно же документальные кадры.
Документалистики в фильме много. И может кто-то скажет что она тут не к месту. Но мне кажется она оправдана тем, что главный герой имеет к этим кадрам самое прямое отношение — это его работа. И для него это может даже больше чем работа. На самом деле это его жизнь. Он все время в командировках, то тут то там. Возможно жена его раньше совсем не поддерживала и не собиралась с ним никуда ехать. А теперь бы и хотела, да.. .
Видно что Робер устал. Причем в самом начале фильма. Он убегает от любовницы домой. А дома бежит от жены. И тут новая искра в жизни — он влюбляется. Любовь эта мимолетна. И прошла стоило ему лишь завоевать сердце Кэндис Берген. Но и жену он больше обманывать не в силах. Он хочет что-то изменить. и разочаровывается. Да он не сыграл в конце глубокое раскаяние. Но он сыграл саму настоящую сцену сожаления. Сожаления о совершенной ошибке. О потере самого дорого им человека. То самое мужское чувство, когда наблюдаешь любимую женщину счастливую с другим.
Вы не увидите здесь большой динамики, не увидите высокой игры актеров.
Но вполне насладитесь музыкой, красивой операторской работой. И мудростью жизни.
Пусть даже сюжет не оригинален, но он предствален с ноткой присущей только Лелушу!
9 из 10
3 апреля 2015
Да простят меня поклонники творчества Клода Лелуша, но его картина «Жить, чтобы жить» мне не очень понравилась. Под свои знамена знаменитый французский кинорежиссёр призвал не менее популярных чем он сам звёзд французского кино и голливудскую секс диву Кэндис Берген. Но не смотря на всё вышеперечисленное, фильм не тронул. Не тронул и всё тут.
История, какую захотел поведать Лелуш, какой-то новизной мягко говоря не отличается. Обычная такая мелодрамма, не более.24 года прожили вместе супруги. Всё это время Робер изменял своей жене. Такое в жизни на каждом шагу. Ладно. Идём дальше. Муки совести Робера, которого играет Ив Монтан, я не заметил. Более того, решив завязать с короткими связями, он находит молодую, которая годится ему в дочери, американку (Кэндис Берген). Любит ли он её ?Не думаю, да и не видно такого сильного чувства в глазах Робера-Монтана. Любит ли он свою жену ?Тоже большой вопрос. В перерывах между отношениями с женой и любовницей, наш герой работает. Он журналист и по долгу службы ему приходится мотаться по разным горячим точкам. На сей раз предстоит поездка в Африку. Но чего зазря ехать одному. Надо совместить полезное (работа) с приятным (любовница) и поэтому в Африку он отправляется не один, а с… Да, не с женой, которая его любит и поехала бы за ним на край света, а с той красивой особой, которая помоложе. Такой поворот событий нами уже был отсмотрен не в одном фильме.
В фильме много натуралистических сцен, как идёт охота на животных, как главный герой берёт интервью у наёмников. Допускаю, что всё это нужно, но уж больно эти сцены затянуты. Чем то этот фильм мне напомнил «Комедиантов», но там и чувства глубже и смысла больше.
Анни Жирардо, играющая жену главного героя, смотрится, но особого впечатления, такого, чтобы бы сказал: «Вот это Женщина», или «Вот эта триумфальная игра» не производит. Кэндис Берген безусловно красива, но опять же, такого глубокого чувства к герою я не увидел. Просто страсть, не более.
Резюмируя могу сказать, что я пересматривать не буду. А вам, ну если только посмотреть на молодую Кэндис, и не очень старую Жирардо, без складок и морщин…
5 из 10
21 октября 2013