Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Абсурдная встреча со страхом |
английское название: |
Absurd Encounter with Fear |
год: | 1967 |
страна: |
США
|
режиссер: | Дэвид Линч |
сценарий: | Дэвид Линч |
жанры: | ужасы, фэнтези, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 мин |
Вероятно, каждый молодой человек однажды задавался вопросом: а почему девушки любят цветы? Почему подруги, невесты, жены им радуются, ведь эти сорванные частицы природы так мало живут? Разумеется, и в шестидесятых годах прошлого века, и тем более сейчас, люди понимали, что дороги не сами цветы, а то внимание, которое они символизируют. Неважно, о каких именно растениях идет речь — о пышных алых розах, или же о смятых тускло-желтых одуванчиках. Любые цветы — сама жизнь, аромат которой приятно вдыхать, чувствуя свое соприкосновение с нею. Ритуал дарения сложно вообразить себе отталкивающим, но Дэвиду Линчу не потребовалось даже заканчивать университетов, чтобы суметь сделать его таковым. Необязательно вымазывать кожу синей краской, чтобы превратить приятное юношеское лицо в страшный слепок, гораздо важнее пугающий в своей естественности антураж. Пара десятков шагов до желанной цели с задумчивыми глазами и длинной косой, тревожный музыкальный отыгрыш на скрипке в знак приближения чего-то ужасного и потертые в юношеских руках одуванчики рассыпаются рядом с девушкой. Это такое признание в любви, вероятно, но автор рассуждает по-своему, во всяком случае, на лице избранницы нет и робкой тени радости. Все происходящее настолько далеко от романтических представлений, насколько сам Линч далек от пропаганды мира, любви и благополучия.
В какие-то две минуты фильма лишь очень изобретательный постановщик мог вложить ребус, ключ к которому запрятан на шумящем поле. Синяя кожа молодого человека обозначает болезненное состояние, которое плохо стыкуется с влюбленностью. Впрочем, влюблен ли юноша? На это чувство намекает дарение цветов, но извлечение их из ширинки брюк — издевательский акт, «повестись» на который благонравная особа едва ли способна. Значит, «посинел» парень от переизбытка гормонов, и режиссер явно оправдывает своего героя, ведь это девушки любят наслаждаться ароматами, головы их кавалеров занимают совсем другие вещи. Саркастичность Линча зримо проявляется в его отстраненности от происходящего. Режиссер лишь настраивает музыкальные аккорды, предоставляя необычной парочке самостоятельно разобраться со своими чувствами.
Несомненно главенство действия над размышлениями. Линч предоставляет человеку право добиваться своей цели теми средствами, которые ему близки и которые имеются у него в наличии. Не каждому по душе широкие жесты и поэтичные признания. Свое веское слово режиссер произносит в последние мгновения ленты, а до них — упивается удивлением, вперемежку с потрясением. Эти два качества на долгие годы станут основными для мастера сюрреалистических этюдов. Потому для своей двухминутной зарисовки Линч избрал такое длинное название. Смысл упрятан именно в нем, а цветы лишь дополнение. Абсурдный облик, абсурдное дарение, абсурдные чувства. Лишь страх перед неизвестным естественен всегда, он и остается главенствовать на этом странном поле, приглашая новых желающих разгадывать ребусы «великого и ужасного».
8 апреля 2016
Фильмы Дэвида Линча будоражили и будут будоражить умы людей ещё очень долго. Сюрреалистические приемы, непривычные для любителей похрустеть попкорном, гнетущая атмосфера, отпугивающая от экранов любителей happy end-ов, использование психоделической музыки, не позволяющей смотреть фильмы без каких-либо эмоций — всё это про него. «Человек-слон», «Голова-ластик», «Шоссе в никуда», «Маллхоланд драйв», «Бабушка», «Алфавит», «Безногая», «Синий бархат» — фильмы, благодаря которым его узнал весь мир, и он обзавелся большим количеством поклонников. Но лично для меня составляет интерес именно эта его ранняя работа, начало длинного режиссёрского пути.
Перед тем как изложить свои соображения, хочу предупредить:
во-первых, данная короткометражка весьма необычна, у многих вызовет негодование, непонимание и возмущение, собственно, как и многие другие фильмы Линча;
во-вторых, чтобы попытаться разобраться в сием творении, мне необходимо будет раскрыть сюжет, в противном случае могу только ограничиться словами «этот фильм даже пытаться понимать не надо», «у каждого Линч свой», «смысла нет у фильма никакого» и т. д. Таким образом, данная рецензия предназначена для людей, уже посмотревших эту короткометражку!
Что, спросите вы, можно написать в рецензии на двухминутный фильм? Как это неудивительно, «Встреча абсурда со страхом» содержит много интересных мыслей, сразу понять которые неподготовленному зрителю довольно сложно.
Фильм начинается с того, что юноша идёт по полю. В какой-то момент он замечает девушку, сидящую к нему спиной. Парень подходит, расстёгивает ширинку и начинает… вытаскивать одуванчики из своих штанов и кидать на землю! В этот момент крупным планом нам показывают лицо девушки, которая сильно напугана. Юноша резко оборачивается, мы видим его синее лицо, после чего он падает на землю. Всё. Все «события» сопровождаются пронизывающей вашу голову музыкой. С виду может показаться, что данная короткометражка — полный бред, как и первая работа Линча «Шестеро заболевают». Но как человек, достаточно изучивший творчество Дэвида, попытаюсь найти в двух минутах хотя бы какой-нибудь смысл. Приступим.
Если описывать всю ситуацию в двух словах, то режиссер показывает взаимоотношения парня и девушки на первом этапе. Ну а теперь подробнее.
Юноша долго идёт по полю — имеется в виду то, что он ищет свою любовь. Поле является символом большого пространства, совокупности жизненных обстоятельств, действий, событий. Внезапно он замечает девушку, сидящую спиной — он наконец-то находит вторую половинку, но она не проявляет к нему никаких симпатий, не знает его как человека и боится его узнать. Парень начинает доставать из штанов одуванчики и кидать их на землю, а испуганное лицо девушки нам показывают крупным планом — тут режиссер хочет показать мужчину, который нуждается в половом акте (об этом свидетельствует его синий цвет кожи — символ ненормального физиологического состояния героя), но так как девушка боится, не хочет ему открыться (даже не поворачивается), приходится дарить ей цветы, которые на самом деле ни на что не влияют — девушка не меняет своего поведения и даже не пытается узнать мужчину. Однако стоит выделить то, что Линч критикует в этой сцене не только женское поведение, но и указывает мужчинам путём аллегории — вместо пышных и красивых цветов юноша «дарит» скомканные, грязные, обычные полевые одуванчики и после этого надеется на искренние отношения. Вдруг парень резко падает мертвым на землю — тут имеется в виду то, что парень, не добившийся желаемого, устает в определенный момент дарить цветы, перестает добиваться сердца девушки и навсегда уходит из её жизни (это замечательно показано при помощи смерти героя).
Поэтому напрашивается логичный вывод: большинство людей не сходятся из-за страха женщины узнать поближе мужчину и из-за абсурда, то есть того, чем приходится заниматься потом мужчине (не непосредственно половым актом, установленным для всех людей природой, а, по сути, глупостью — дарением цветов и т. д.). В данном фильме Дэвид Линч и показывает эту самую встречу абсурда со страхом, которая может произойти в жизни любого человека.
Советую посмотреть фильм всем поклонникам творчества Линча, любителям «кино не для всех» и киноманам просто для общего развития.
P.S. Быстро. Необычно. Злободневно. Сюрреалистично.
Знакомьтесь, Дэвид Линч.
9 из 10
14 сентября 2014