Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возмездие |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Столпер |
сценаристы: | Александр Столпер, Константин Симонов |
видеооператор: | Николай Олоновский |
художники: | Иван Пластинкин, Евгений Серганов, Ганна Ганевская |
монтаж: | Александра Камагорова |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
Произведения Константина Симонова настолько живые, что кажутся идеальными для экранизации. Их наверное просто невозможно снять плохо. Даже явные изъяны ретушируются психологически выверенными ситуациями и переживаниями людей, оказавшихся на грани жизни и смерти...
Эти слова допустимы и к «Возмездию» Алексея Столпера. Тут не будет боев и перестрелок. Даже взрывы будут минимальны. Действие будет происходить тогда, когда всем уже стало ясно, кто побеждает в Сталинградской битве. В центре внимания оказываются судьбы нескольких человек...
И вправду... Все уходит на второй план, когда мы знакомимся с судьбой генерала Серпилина. Военачальник, который перед самой войной оказался в тюрьме... Сын которого так переживал, что сменил свою фамилию... Оказывается, что и в шестидесятых с экранов могли вполне откровенно рассказывать о репрессиях. Но дело не в этом. Каждое появление в кадре Папанова показывает мудрость и здравомыслие его героя. Он уважает отвагу, ненавидит ложь. Как ценна его встреча со взрослым сыном. Мужчина даже не желает размениваться на объяснения. Все и так понятно. Но вот после того, как сын признается, что он никогда не верил, что его отец враг народа происходит срыв..
… - В глубине души пытался оправдать тебя. Думал — запутали, заморочили голову, запугали в конце концов. Поверил. Поверил и поэтому отказался. А ты оказывается просто сменил фамилию, словно сбежал с боя переодетым.
Так авторы дарят нам гениальную по своему накалу сцену, где Анатолий Папанов и Михаил Матвеев выжигают искры в ходе непростой семейной беседы. В ленте она получит свои печальные последствия. Однако, зрителю может быть не совсем понятно на какую именно фамилию сменил свою сын Серпилина. Тут следует обратить внимание на первоисточник — дело в том, речь идет как раз не о сыне, а о пасынке Серпилина. В ленте этот момент прояснять не стали.
Вторым полюсом притяжения становится командир батальона Иван Петрович Синцов — Кирилл Лавров. Он тут вроде на втором плане, но всегда поблизости с самыми острыми событиями. И несмотря на внешнюю легкость также скрывает тяжелое потрясение — гибель жены...
Все эти психологические моменты настолько убедительны и точны, что кажется и не нужно никаких фиксаций ратных подвигов. Не нужен и антивоенный пафос. Не нужны глубокомысленные размышления. Только землянка и живые люди с их судьбами.
Вышло просто, но неимоверно выразительно. На мой вкус нужно было представить более последовательной сюжетную часть, или наоборот, намеренно подчеркнуть обрывистость повествования. Но и в заданных Столпером координатах многие моменты сложно позабыть, пусть и в целом лента не очаровывает своей изысканностью
7 из 10
9 июля 2024
Литературная основа сильнее экранного воплощения. Выяснилось, поскольку ещё на День Победы всей семьёй решили смотреть киноклассику. «Живые и мёртвые» и «Солдатами не рождаются» смотрели, не отрываясь. На «Возмездии» атмосфера ушла, начались споры.
Эти три фильма сняты с небольшим перерывом, но о «Возмездии», как выяснилось, не зря писали, что фильм загрызла цензура. Старшее поколение вспомнило, что в кинопрокате начала семидесятых такого фильма не помнят, с трудом припомнили, что видели его по телевизору очень давно. И все удивились, заметив Высоцкого в эпизодической роли.
В статьях и воспоминаниях современников упоминается глумление цензуры над полемическими фрагментами фильма. Это вызвало такое ожесточение, что Симонов отказался оставить свою фамилию в титрах, а ведь роман в окончательном виде был дописан и опубликован Симоновым только через одиннадцать лет после первой книги, вроде бы. И автор, как теперь известно, выдержал настоящий бой с цензорами и литературными «генералами».
В целом, похоже, всем фильмам, которые теперь правильнее не делить на серии, надо было бы присвоить имя «Живые и мёртвые». Есть причины полагать, что и Симонов бы с этим согласился, если бы финал трилогии не был так изуродован идеологическими вождями, помыкавшими мастерами киноискусства.
В «Возмездии» всё слабее, только несколько ярких эпизодов, как показалось, дотягиваются до уровня первых частей прекрасного фильма. Несколько ошарашил эпизод участием Визбора, посвящённый удалению с линии фронта поволжского немца, заслужившего третью медаль «За отвагу». Его тоже почему-то никто из наших стариков не помнит.
Не исключено, что уже в поздние времена удалось хотя бы частично восстановить авторскую версию фильма. Если бы Симонов (годы жизни: 1915—1979) мог бы в нашем веке провести экспертизу финальной части фильма, у нас была бы авторская версия событий. Но мы видели фильм, который производил, увы, не такое впечатление, как первые два.
Учтём, что трилогия писателя об участниках войны («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), в виде книг выходила в 1959, 1964 и в 1970 году. А режиссёр Столпер не зря заинтересовался темой маккартизма. Есть ощущение, что он охотно снял бы кино о московской «охоте на ведьм», а не о страхах американцев перед бесчинствами комиссий, расследовавших антиамериканскую деятельность.
И натурально Высоцкий стал главным героем фильма, снятого об этом Столпером в 1972 году, по ясной причине: нужно было демонстрировать лояльность и отбиваться от лютой сокодавки сусловских идеологов.
Печально, но карьера мастера закончилась в 1977 году совсем уж никаким «Отклонением — ноль». И до конца жизни уже фильмов Столпер не ставил. Есть причины огорчаться, так как он был автором нескольких киношедевров.
Надо бы ещё сказать о фильме. «Возмездие» явно спасали от цензуры. Просто ощущается перед экраном, что фильм был намного острее и правдивее, чем то, что мы увидели, обратившись на сайт «Мосфильма».
Папанов был так же хорош, как и первых частях, только стал несколько холоднее. Лавров показал своего Синцова уже окрепшим, точно попав в мотив «солдатами не рождаются, а становятся». Отлично удалась роль выходца из кузницы Гражданской войны генерала Кузьмича (роль Плотникова).
В итоге ясно, что пытаться написать рецензию на недобитый цензурой фильм не получится. Оценить можно только зрительское ощущение.
6 из 10
5 июля 2021
Этим и отличается произведение писателя от творчества лейтенантов, сержантов и даже генералов с маршалами. и не сказать о том, что автор не знаком с «реалиями» — ведь написано всё с «натуры» если и не с «передка», то со второй линии уж точно — по горячим следам отгремевших боёв и неостывших впечатлений. А взгляд и память писательская вполне сохраняет то что для остальных прошло мимо — без яркой эмоциональной «подсветки». И не вовлечённость в конфликты и некий взгляд со стороны позволяет быть менее пристрастным в передачи многочисленных отражений фронтовой жизни, да и сама не «привязанность» к определённой гео. точке или конкретному учреждению позволяют иметь большее количество впечатлений как вглубь — от штабов, до окопов, так и вширь — по всем родам войск и ширине же доступности для передвижения.
Вот такой литературный подход и личные наблюдения позволяют Симонову описывать происходящее красивым художественным языком и с литературными же диалогами. И не зря режиссёр допустил в картине закадровый голос «от автора» — ведь многое из сложно и красиво описанного в книге просто невозможно или очень сложно отразить в фильме. А без этого пояснения за кадром картина будет не полной и может из худ. произведения запросто предстать в виде пересказа действия персонажей.
Взгляд писателя не позволяет персонажам вываливаться из характеров строго держа их существование и особенно диалоги в рамках созданных образов. Диалоги и монологи не только литературно и художественно обработаны, но и служат выражению мыслей «от автора», которые неизменно глубже чем демонстрируемый сюжет. И поэтому разговоры теряя в натуралистичности, приобретают смысловое наполнение для передачи идей заложенных писателем в произведение. Через диалоги также великолепно поданы характеры персонажей — их слова и действия находятся в художественной цельности оставляя особый, литературный «привкус» после просмотра фильма.
8 из 10
16 мая 2020
Изначально я не собирался смотреть эту экранизацию книги Константина Симонова «Солдатами не рождаются», второй части трилогии «Живые и мертвые». Но уж слишком понравилась картина по первой части (так она и называется — «Живые и мертвые»). Понравилась именно в плане исполнения — режиссер Александр Столпер проделал отличную работу.
Однако «Возмездие» не удержало ее уровень. С драматургией проблем нет — актерский ансамбль знает свое дело (да и могут ли такие мастера как Кирилл Лавров и Анатолий Папанов сыграть плохо?). Но сам Столпер снимает скорее вымученно, чем вдохновенно. Впрочем, дело не только в нем. Жаль, что нет информации по бюджетам советских фильмов, но, по ощущениям, финансовое довольствие «Возмездия» было на порядок ниже, чем у «Живых и мертвых». Соответственно, картинка вышла на порядок скуднее. Местами она настолько камерна, будто это телеспектакль. Бросается в глаза, что эпические сцены (вроде горы трупов в лагере военнопленных) вычитываются закадровым голосом, а не показываются.
Но и это не главное. Если уж на то пошло, проблема в первоисточнике. Две экранизации соотносятся друг с другом, как соответствующие им части симоновской эпопеи: «Живые и мертвые» — вещь выдающаяся, «Возмездие» — просто хорошая. Пожалуй, Симонов не справился с тем, чтобы логично, последовательно и увлекательно связать судьбы той массы персонажей, которую он ввел в начале трилогии. Во многом сюжет страдает от того, что номинальный протагонист Иван Синцов в «Солдатами не рождаются» перестал быть центральной фигурой и получил равный статус с двумя-тремя другими героями.
Наконец, свои коррективы внес ход истории. Если описываемый в первой части 1941-й год шокирующе и бесповоротно ломает людские судьбы, что располагает к экзистенциальным размышлениям, то в 1942—1943 годы, в разгар кампании, ситуация устаканивается, и настроение сменяется на рабоче-будничное. Так или иначе, в «Возмездии» пропал эпопейный монументализм в толстовском духе — лишь мельком проскакивают обобщения насчет цели и смысла войны (и то не всегда по делу).
Подводя итоги: советую «Возмездие» всем, кому полюбились герои картины «Живые и мертвые» (из новичков второй части по колоритности с ними может соперничать только генерал Кузьмич, отлично сыгранный Александром Плотниковым). Но как самостоятельное произведение «Возмездие» не выделяется из общего ряда военных фильмов.
P.S. Перечитал написанное — слишком много критики. Справедливости ради надо сказать, что Симонов, а вслед за ним Столпер, задают очень верную тональность в плане постижения военной психологии. Она отражена в заглавии: живой ты или мертвый — вот единственный вопрос, имеющий смысл на фронте. Показательны следующие фразы:
- Знаете, почему я вспомнил про свою жену? Сегодня, когда Паулюса взяли, я впервые подумал о своей жизни после войны.
***
- Чему улыбаешься?
- Просто рад, что дожили до сегодняшнего дня.
Это может выглядеть тысячу раз скучно, но, по-моему, здорово, что появление в кадре женщины не означает автоматически, что с ней крутит роман половина полка. Нет, семейные и лирические моменты в трилогии тоже есть, но они не выглядят пошлыми и неуместными. Казалось бы, такая мелочь — но почему-то авторам современных лент о ВОВ это, как правило, не под силу.
7 из 10
30 ноября 2011