Возмездие
7.7
7.2
1967, драма, военный
СССР, 2 ч 6 мин
18+

В ролях: Анатолий Папанов, Людмила Крылова, Александр Плотников, Юрий Стосков, Григорий Гай
и другие
Фильм посвящен героям Сталинградской битвы, их неповторимым судьбам, связанным общим стремление к победе.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Возмездие

год: 1967
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Николай Олоновский
художники: Иван Пластинкин, Евгений Серганов, Ганна Ганевская
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 мая 1969 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Возмездие», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Возмездие», 1967

«Возмездие» и возмездие — двойной смысл

Литературная основа сильнее экранного воплощения. Выяснилось, поскольку ещё на День Победы всей семьёй решили смотреть киноклассику. «Живые и мёртвые» и «Солдатами не рождаются» смотрели, не отрываясь. На «Возмездии» атмосфера ушла, начались споры.

Эти три фильма сняты с небольшим перерывом, но о «Возмездии», как выяснилось, не зря писали, что фильм загрызла цензура. Старшее поколение вспомнило, что в кинопрокате начала семидесятых такого фильма не помнят, с трудом припомнили, что видели его по телевизору очень давно. И все удивились, заметив Высоцкого в эпизодической роли.

В статьях и воспоминаниях современников упоминается глумление цензуры над полемическими фрагментами фильма. Это вызвало такое ожесточение, что Симонов отказался оставить свою фамилию в титрах, а ведь роман в окончательном виде был дописан и опубликован Симоновым только через одиннадцать лет после первой книги, вроде бы. И автор, как теперь известно, выдержал настоящий бой с цензорами и литературными «генералами».

В целом, похоже, всем фильмам, которые теперь правильнее не делить на серии, надо было бы присвоить имя «Живые и мёртвые». Есть причины полагать, что и Симонов бы с этим согласился, если бы финал трилогии не был так изуродован идеологическими вождями, помыкавшими мастерами киноискусства.

В «Возмездии» всё слабее, только несколько ярких эпизодов, как показалось, дотягиваются до уровня первых частей прекрасного фильма. Несколько ошарашил эпизод участием Визбора, посвящённый удалению с линии фронта поволжского немца, заслужившего третью медаль «За отвагу». Его тоже почему-то никто из наших стариков не помнит.

Не исключено, что уже в поздние времена удалось хотя бы частично восстановить авторскую версию фильма. Если бы Симонов (годы жизни: 1915—1979) мог бы в нашем веке провести экспертизу финальной части фильма, у нас была бы авторская версия событий. Но мы видели фильм, который производил, увы, не такое впечатление, как первые два.

Учтём, что трилогия писателя об участниках войны («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), в виде книг выходила в 1959, 1964 и в 1970 году. А режиссёр Столпер не зря заинтересовался темой маккартизма. Есть ощущение, что он охотно снял бы кино о московской «охоте на ведьм», а не о страхах американцев перед бесчинствами комиссий, расследовавших антиамериканскую деятельность.

И натурально Высоцкий стал главным героем фильма, снятого об этом Столпером в 1972 году, по ясной причине: нужно было демонстрировать лояльность и отбиваться от лютой сокодавки сусловских идеологов.

Печально, но карьера мастера закончилась в 1977 году совсем уж никаким «Отклонением — ноль». И до конца жизни уже фильмов Столпер не ставил. Есть причины огорчаться, так как он был автором нескольких киношедевров.

Надо бы ещё сказать о фильме. «Возмездие» явно спасали от цензуры. Просто ощущается перед экраном, что фильм был намного острее и правдивее, чем то, что мы увидели, обратившись на сайт «Мосфильма».

Папанов был так же хорош, как и первых частях, только стал несколько холоднее. Лавров показал своего Синцова уже окрепшим, точно попав в мотив «солдатами не рождаются, а становятся». Отлично удалась роль выходца из кузницы Гражданской войны генерала Кузьмича (роль Плотникова).

В итоге ясно, что пытаться написать рецензию на недобитый цензурой фильм не получится. Оценить можно только зрительское ощущение.

6 из 10

5 июля 2021

Художественное осмысление войны.

Этим и отличается произведение писателя от творчества лейтенантов, сержантов и даже генералов с маршалами. и не сказать о том, что автор не знаком с «реалиями» — ведь написано всё с «натуры» если и не с «передка», то со второй линии уж точно — по горячим следам отгремевших боёв и неостывших впечатлений. А взгляд и память писательская вполне сохраняет то что для остальных прошло мимо — без яркой эмоциональной «подсветки». И не вовлечённость в конфликты и некий взгляд со стороны позволяет быть менее пристрастным в передачи многочисленных отражений фронтовой жизни, да и сама не «привязанность» к определённой гео. точке или конкретному учреждению позволяют иметь большее количество впечатлений как вглубь — от штабов, до окопов, так и вширь — по всем родам войск и ширине же доступности для передвижения.

Вот такой литературный подход и личные наблюдения позволяют Симонову описывать происходящее красивым художественным языком и с литературными же диалогами. И не зря режиссёр допустил в картине закадровый голос «от автора» — ведь многое из сложно и красиво описанного в книге просто невозможно или очень сложно отразить в фильме. А без этого пояснения за кадром картина будет не полной и может из худ. произведения запросто предстать в виде пересказа действия персонажей.

Взгляд писателя не позволяет персонажам вываливаться из характеров строго держа их существование и особенно диалоги в рамках созданных образов. Диалоги и монологи не только литературно и художественно обработаны, но и служат выражению мыслей «от автора», которые неизменно глубже чем демонстрируемый сюжет. И поэтому разговоры теряя в натуралистичности, приобретают смысловое наполнение для передачи идей заложенных писателем в произведение. Через диалоги также великолепно поданы характеры персонажей — их слова и действия находятся в художественной цельности оставляя особый, литературный «привкус» после просмотра фильма.

8 из 10

16 мая 2020

Изначально я не собирался смотреть эту экранизацию книги Константина Симонова «Солдатами не рождаются», второй части трилогии «Живые и мертвые». Но уж слишком понравилась картина по первой части (так она и называется — «Живые и мертвые»). Понравилась именно в плане исполнения — режиссер Александр Столпер проделал отличную работу.

Однако «Возмездие» не удержало ее уровень. С драматургией проблем нет — актерский ансамбль знает свое дело (да и могут ли такие мастера как Кирилл Лавров и Анатолий Папанов сыграть плохо?). Но сам Столпер снимает скорее вымученно, чем вдохновенно. Впрочем, дело не только в нем. Жаль, что нет информации по бюджетам советских фильмов, но, по ощущениям, финансовое довольствие «Возмездия» было на порядок ниже, чем у «Живых и мертвых». Соответственно, картинка вышла на порядок скуднее. Местами она настолько камерна, будто это телеспектакль. Бросается в глаза, что эпические сцены (вроде горы трупов в лагере военнопленных) вычитываются закадровым голосом, а не показываются.

Но и это не главное. Если уж на то пошло, проблема в первоисточнике. Две экранизации соотносятся друг с другом, как соответствующие им части симоновской эпопеи: «Живые и мертвые» — вещь выдающаяся, «Возмездие» — просто хорошая. Пожалуй, Симонов не справился с тем, чтобы логично, последовательно и увлекательно связать судьбы той массы персонажей, которую он ввел в начале трилогии. Во многом сюжет страдает от того, что номинальный протагонист Иван Синцов в «Солдатами не рождаются» перестал быть центральной фигурой и получил равный статус с двумя-тремя другими героями.

Наконец, свои коррективы внес ход истории. Если описываемый в первой части 1941-й год шокирующе и бесповоротно ломает людские судьбы, что располагает к экзистенциальным размышлениям, то в 1942—1943 годы, в разгар кампании, ситуация устаканивается, и настроение сменяется на рабоче-будничное. Так или иначе, в «Возмездии» пропал эпопейный монументализм в толстовском духе — лишь мельком проскакивают обобщения насчет цели и смысла войны (и то не всегда по делу).

Подводя итоги: советую «Возмездие» всем, кому полюбились герои картины «Живые и мертвые» (из новичков второй части по колоритности с ними может соперничать только генерал Кузьмич, отлично сыгранный Александром Плотниковым). Но как самостоятельное произведение «Возмездие» не выделяется из общего ряда военных фильмов.

P.S. Перечитал написанное — слишком много критики. Справедливости ради надо сказать, что Симонов, а вслед за ним Столпер, задают очень верную тональность в плане постижения военной психологии. Она отражена в заглавии: живой ты или мертвый — вот единственный вопрос, имеющий смысл на фронте. Показательны следующие фразы:

- Знаете, почему я вспомнил про свою жену? Сегодня, когда Паулюса взяли, я впервые подумал о своей жизни после войны.

***

- Чему улыбаешься?

- Просто рад, что дожили до сегодняшнего дня.

Это может выглядеть тысячу раз скучно, но, по-моему, здорово, что появление в кадре женщины не означает автоматически, что с ней крутит роман половина полка. Нет, семейные и лирические моменты в трилогии тоже есть, но они не выглядят пошлыми и неуместными. Казалось бы, такая мелочь — но почему-то авторам современных лент о ВОВ это, как правило, не под силу.

7 из 10

30 ноября 2011

Драма Возмездие появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Александр Столпер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Анатолий Папанов, Людмила Крылова, Александр Плотников, Юрий Стосков, Григорий Гай, Нина Ургант, Игорь Старыгин, Софья Павлова, Валентинс Скулме, Виктор Титов, Юрий Горобец, Петр Глебов, Леонид Хмара, Игорь Соловьев, Елена Тяпкина.

Страна производства - СССР. Возмездие — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.