Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Варежка |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Роман Качанов |
сценарий: | Жанна Витензон |
продюсер: | Натан Битман |
видеооператор: | Иосиф Голомб |
композитор: | Вадим Гамалия |
художник: | Леонид Шварцман |
монтаж: | Вера Гокке |
жанры: | драма, мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 8 декабря 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 10 мин |
Не раз пересматривала этот добрый советский мультик про девочку, которая, как и Малыш, друг Карлсона, мечтала о собаке.
Почему же у детей такая тяга к животным? Нас так создал Бог! Он задумал, чтобы люди владычествовали над животными, а это подразумевало заботиться о них. С самой зари человечества людей тянет к «братьям меньшим», особенно к домашним животным, которые для нас образные друзья и спутники. Мне понравился эпизод с дрессировкой собак. По нему видно, сколько радости получают люди, которые гуляют со своими питомцами. Был смешной момент, когда хозяйка, болеющая за свою собаку на соревновании, не выдержала, взяла ее на руки и побежала вместо нее. И удивительно, как питомцы похожи на своих хозяев!
Практичная строгая мама, похожая на научного сотрудника, с торчащими волосами, вечно уставшая после работы, с газетой и сигаретой никак не давала добро на щенка. Тогда девочка, за неимением лучшего, задействовала воображение, сделав себе питомца из обычной варежки.
Любимые питомцы наполняют наш дом добротой и теплом. Они создают атмосферу уюта. Они помогают снимать стресс и делают нас мягче и добрее.
На примере этого мультика взрослые могут присмотреться к детям и узнать их потребности, в чем нуждается ребенок. Важную роль играет общение с детьми. «Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» - гласит библейская мудрость(Притчи 20:5). Так можно увидеть даже страдания ребенка, у которого есть горячая мечта.
Так сбываются ли мечты?
21 апреля 2023
Маленькая девочка грустит. Незаметно, но оттого особенно горько. Маме не до неё сейчас: этот бешеный, бесконечный телефонный разговор, суть которого постоянно ускользает от девочки, эта вечная уборка, готовка, встреча гостей, работа и быт, эта беспрестанная спешка куда-то к кому-то или от кого-то, суета сует, возведённая в степень абсолютизма. И мать, кажется, словно потеряла связь с собственной дочкой-крохой, окружив её запретами, границами, рамками, растворив в своём авторитете.
Маленькой девочке одиноко, а быть одиноким тогда, когда ещё только ростом с аршин, когда только познается мир вокруг, и чистое существо как сосуд наполняется сутью человеческой природы — это, пожалуй, хуже всего. Неподдельная, настоящая чистота души может вымыться из неё серной кислотой равнодушия, бездушия, невнимательности. Ей нужен друг, всего лишь друг, другое живое существо, с которым маленькая девочка, живущая в большом городе, будет делиться своей любовью, заботиться. Порой детский эгоизм бывает альтруистичен, ведь что может быть лучше, когда чистая, совершенная ещё душа отдаёт всю себя, не всегда осознанно, иному, бессловесному существу, приручая его и самостоятельно приобретая витальный опыт добра?
Роман Качанов относится к той категории советских мультипликаторов, совершенно не нуждающихся в каком-либо дополнительном представлении. Выдающийся кукольный аниматор, создавший цикл о Крокодиле Гене и Чебурашке, а помимо этого еще с десяток не меньших славных образцов классической советской анимации, Качанов говорил всегда о детях, для детей и про детей на их языке, не опускаясь при этом до нарочитой манипулятивности и спекулятивности нз эмоциях, порождая их в своих работах совершенно естественно. Возможно, для зрителя малолетнего нынешнего, испорченного аниме, наследием Пиксара и вообще двинутого по фазе на всяческой компьютерной дребедени, творения Качанова покажутся уж слишком наивными, простыми — но в этой кажущейся простоте таится истинное мастерство человека, своей анимацией буквально врастающего в разум маленького зрителя, дабы остаться там очень надолго, если не навсегда.
«Варежка» Романа Качанова, один из наиболее признанных мультфильмов режиссера, ставший к тому же трамплином для Юрия Норштейна, на первый взгляд кажется достаточно невзыскательной историей о том, как одна маленькая девочка обрела желанного питомца — щенка, сумев привлечь внимание своей вечно занятой и вечно строгой матери привычным способом, сперва выдумав себе друга. Подкупая искренней интонацией и непритаенной печалью, Качанов, между тем, легкими и изящными режиссерскими штрихами обнажает куда как более значительную глубину в этой непритязательной городской сказке о тотальной отчужденности. Человеческая фантазия способна творить удивительные и непостижимые вещи, продуцируя их в нашу реальность, меняя порой до неузнаваемости не только самого фантазера, но и мир вкупе с людьми вокруг. Но если фантазия взрослого подчас губительна, опасна, тлетворна своей эскапистской сущностью, то детская фантазия чиста как зеркало ледяного хрусталя на окнах в пору зимнюю. Особенно если дитя недолюблено, то лишь там, в мире снов и химер, среди вымышленных друзей, ему будет хорошо. В этой детской попытке бегства кроется спасение от горестей снаружи, и фантазия не калечит, но лечит уже израненную невинную душу. Вымышленный друг это тоже друг, вымышленный щенок это тоже щенок, пускай для большинства это просто красная варежка, кровавым заревом лежащая на кристальной шапке снега. И с этим другом маленькой девочке хорошо.
Лаконизм немого нарратива позволил Качанову разыграть перед зрителем за 10 минут едва ли не драму о том, как маленький человек стремится превозмочь своё одиночество, как ещё по сути мало что понимающий ребёнок оказывается взрослее любых взрослых подле него. Финальное прозрение в свою очередь кажется запоздавшим, ведь в нем видится лишь временное раскаяние за слишком частое отсутствие понимания и, в конце концов, любви. Попытка прощения за собственную черствость.
31 июля 2015
Возможно, у маленькой девочки мало друзей. Возможно, ей не хватает внимания вечно занятой мамы. Все люди на улице имеют собак: больших и маленьких, пушистых и кудрявых, энергичных и ленивых. Каждый такой питомец похож на хозяина и становится таким, каким его хозяин хочет видеть. Вот и одиночество девочки превратилось в маленькую умную собачку-варежку с незамысловатым узором на спине. Теперь ей есть, о ком заботиться.
Если вам не нужна живность в доме, то ни в коем случае не показывайте «Варежку» своим детям, иначе бесконечного нытья точно не избежать, хотя она и может оказаться наглядным пособием для наивных глаз, полных желаний и фантазии. Каким бы чистым и дружелюбным ни оказался мир, всегда стоит опасаться гвоздей, зацепившись за которые, твоё счастье расползётся на нитки. Это — не суровая правда жизни, но призыв к осторожности. Детство не окончится с первой травмой и потерей, но одиночество со временем будет приобретать более тривиальные формы, в отличие от собаки, которая всегда будет тебе верным другом, лучшей фантазией, олицетворяющей небольшое зёрнышко в душе, которое всегда будет ярко сиять вне зависимости от выбранного пути.
Там, на чистой улице, в атмосфере полной гармонии добрых шестидесятых под джазовый аккомпанемент Вадима Гамалия, разворачивается умилительная история о девочке, чья красная варежка способна была на многие удивительные вещи, которым позавидовали бы остальные варежки. Качанов отказался от человеческих голосов, а внятному сценарию предпочёл почти что немую притчу, где каждое движение отражает эмоции, придавая молчаливой картине удивительную и универсальную выразительность. И именно эту выразительность в кои-то веки оценили на западе. Особенно — активно шевелящего бровями бульдога, похожего то ли на Брежнева, то ли на самого Качанова. Маленькая девочка становится очередным изображением кристальной чистоты детства, а занятая мать зарабатывает искупление для всего рабочего класса, старающегося прокормить семью, забывая об этой самой семье.
Мультфильм без слов, но полный звонкого и счастливого лая. Без имён, но с такими яркими и забавными персонажами. Подкупающий своей чистотой и простотой. Первый мультфильм тепло принятый за рубежом, не обделённый наградами. В принципе, «Варежка» — скорей, духовный резонатор, и серьёзные оценки по ней находить очень сложно, да и абсолютно ненужно. Детская душа — это нечто идеальное, и «Варежка» является одним из лучших её олицетворений.
13 июня 2013
Как говорил Евгений Гришковец, «…и наконец начинается вот эта мультфильмная музыка, вот эти вот мультфильмные буквы, и ты не выдержал, сбегал пописал, и эти мультфильмные буквы уже тебя радуют, и ты уже от предвкушения уже прям ногами дрыгаешь… Ну и что, и показали, конечно, какие-то кукольные мультфильмы. Кукольные. Как можно живым детям показывать кукольные мультфильмы?» Я тоже их в детстве просто ненавидела, и часть ответственности за это лежит на «Варежке». Той самой, где девочка так хотела собачку — но нет! И она стала играть со своей варежкой, представляя, что она собачка, и всё закончилось так печально, так печально, что я рыдала, глядя на красные варежки, и клялась больше никогда, никогда-никогда это не пересматривать. Но вот, годы прошли, мультфильм отсмотрен. Лёгкая грусть, ощущение детского одиночества, неуместное «тра-ля-ля» на заднем фоне, милая девочка, кавайный щенок. Главный вопрос: что это было? История про маленькую девочку с богатым воображением, которая очень-очень хотела собаку? Экскурс в мир детства, где варежка вполне может превратиться в щенка? Изощренная манипуляция с целью надавить на мать? Одна галлюцинация из жизни девочки? Просмотрев дважды, я не смогла определиться.
Мультик объективно может быть хорошим, отличным и даже шедевром, но детские раны — самые глубокие, поэтому
5 из 10.
14 февраля 2012
Как охарактеризовать понятие «друг»? Многие мыслители и философы вкладывали в это слово различные значения: «Друг — это любовь без крыльев», «Дружба — это одна душа в двух телах» и проч. Однако, невозможно ориентироваться в дружбе на чье-то мнение, пусть даже это мнение знаменитого философа. Для каждого человека друг — это нечто своё, особенное, единственное и неповторимое.
Так, для девочки из мультфильма «Варежка» другом стала вязаная вещичка — довольно необычное решение для советской мультипликации (это на западе давно привыкли разговаривать с вымышленными друзьями в виде собственных конечностей). Варежка превращается в собаку и становится для девочки настоящим преданным товарищем.
Короткометражка, длящаяся менее 10-ти минут, настолько трогает за душу, что невольно задумываешься о том, как одинок порой бывает человек. Мы чувствуем себя непонятыми и брошенными миром в то время, когда на планете миллиарды людей! Мы сходим с ума от собственных мыслей, рожденных в пустой комнате. Мы забываем друзей, которых прежде называли родными и любимыми. Мы заменяем их варежкой…
В мультфильме не звучит ни одного слова. Всё — фон и речь — передается посредством музыки. Музыка разговаривает на всех языках. И, нужно сказать, в «Варежке» она подобрана здорово, весело и органично вписываясь в действия.
Мультфильм добрый и «душевный». Спасибо «Варежке» за пищу к размышлению. Безусловно…
Мой высший балл.
10 из 10
Спасибо за внимание и за то, что прочли мою рецензию.
26 февраля 2011
Судя по произведениям детской литературы, это — распространенная детская мечта. Меня в детстве вполне устраивал и кот, да и не заведи мы его, милого Маркиза, тоже не сильно бы расстраивалась. Дело, я думаю, в том, что иметь собаку так истово и страстно хотят только дети, обделенные вниманием родителей. Ну вроде героини этого мультика, чья мама, приходя с работы, утыкается в книгу, не сказав дочке ни слова.
Одиночество и беспомощность приводят к необходимости завести себе питомца, для которого ты и друг, и хозяин. С людьми такого обычно не получается (с кошками, вообще-то, тоже не очень), остается собака.
А вот если собаки нет… на помощь приходит фантазия.
Хотя я никогда не любила кукольные мультфильмы, «Варежка» мне нравится. Она лаконичная, трогательная, местами забавная… в детстве я переживала за девочку, а это для мультфильма большая заслуга — заставить ребенка сопереживать героям, чьи проблемы ребенку лично не близки.
Сейчас я, правда, думаю, что собака-варежка куда удобнее настоящей. Кормить не надо, выгуливать тоже, лужи там вытирать… а живая. И бессмертная. Впрочем, удобнее всего вообще без собаки, это я по опыту знаю, выслушивая постоянно от знакомых рассказы об очередных художествах их питомцев.
Так что родителям, которые увидели, что их ребенок играет с воображаемой собакой, я бы посоветовала не покупать настоящую, а просто побольше внимания своей детке уделять.
8 из 10
21 февраля 2010
Почему в 21 веке аниматоры обязательно должны тратить огромные суммы денег на производство мультфильмов, которым рукоплещет весь мир, а критики расхваливают на все лады?
Неужели для того, чтобы выдавить из глаз черствого современного зрителя скупую слезу, необходимо использовать ЗD-технологии?
Нет, конечно, я не плакал при первом просмотре «Варежки» — я тогда был совсем маленьким ребенком. Но уже в том возрасте я (как, думаю, и многие другие) после появления титров чувствовал непонятное щемящее чувство в сердце.
Непонятное — из-за такого странного сочетания эмоций: неловкости, грусти, но с примесью радости за эту маленькую девочку, которая не побоялась выглядеть странной, которая стойко выдерживала негативное отношение окружающих к ней и ее шерстяному другу.
Если посмотреть на сюжет мультфильма взрослым, аналитическим взглядом, то многие поймут, что главная героиня после отказа мамы подарить ей щенка замкнулась в себе, в своем придуманном мире, где красная варежка может превращаться в преданного друга, так горячо любимого и любящего тебя.
К сожалению, многие дети, наверное, очень часто испытывают чувство непонимания, отчуждения со стороны родителей, и как хорошо, что именно дети обладают таким огромным воображением, которое помогает справляться им с трудностями детства.
Эта тема поднимается во многих фильмах и мультфильмах, полнометражных и не очень, но ведь весь смысл и эмоции можно передать зрителю, взрослому и не очень, и всего за несколько минут.
За несколько минут такой старой, но доброй «Варежки»…
10 из 10
13 июля 2008