Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Происшествие, которого никто не заметил |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Володин |
сценарий: | Александр Володин |
видеооператор: | Константин Рыжов |
композитор: | Вениамин Баснер |
художники: | Александр Блэк, Лилия Мошкина |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
15 апреля 1968 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 6 мин |
- Как мы встретимся?
-Не знаю.
- Мы должны встретиться. Я позвоню Вам, Настя.
- А у меня телефона нет.
- Тогда Вы мне позвоните, я Вам дам телефон.
- Не надо.
Умел Александр Володин рассказать самую простую историю и выделить в ней самое важное. Одним из лучших примеров является лента о скромной Насте. Милая девушка лишена мужского внимания. Но однажды все меняется. Все окружающие мужчины будто с ума сходят. Они видят в ней красавицу. Это многое меняет в ее жизни, но перемены эти только внешние.
Много позже эту ленту переснимет Георгий Данелия. У него роль Насти играло сразу две актрисы. Так было легче зафиксировать перемену. В вот в первоисточнике все вела Жанна Прохоренко. Самобытная актриса, яркая и эффектная женщина сразу же заняла все пространство фильма. Ее сложно было представить в роли «серого утенка», да и предположить, что на ее Настю могли не обратить внимание мужчины выглядит нонсенсом. Впрочем, именно эта актриса и «делает» фильм. В памяти остаются лишь ее милые проходки по ленинградским улицам и модные в те годы танцы с юным Виталием Соломиным.
Запоминается своей двусмысленностью и сцена свидания Соломина и Прохоренко. Девушка едва ли не навязывается, чтобы ее проводили и приглашает явно перепившего мужчину к себе домой, на чай к больной матери.
Конечно постановочная часть этой экранизации не дотягивает до необходимых полутонов. В первой части ленты чрезмерно много слов. Заумные диалоги кажется перенапрягают химию, возникающие от соприкосновения рядом Жанны Прохоренко и Виталия Соломина. Когда они вдвоем, выглядят избыточными глубокомысленные размышления о причинах того, почему сейчас нет культа женщин или аллюзии о том, что Иванушка-дурачок — прообраз русского интеллигента. Это утяжеляет ленту. Тем более, что ближе к финалу автор «вынырнет» из словесной канвы в сторону визуальной гармонии — прогулки Жанны по ленинградским набережным выдержаны в стилистике «новой волны». Гармония проистекает из формы.
- Вот сапог, а... Ну дуб...
- Это стыдно. А если бы он Вас так?
6 из 10
26 мая 2024
Такой занятный фильм. Буквально все и каждый приходят к нему через Г. Данелию и его «Настю». Ну, хорошо, пришли. Но абсолютно не стоит и нет смысла судить о картине в таком обратном порядке.
Во-первых, Петербург. Вы видели когда-нибудь фильм, снятый в/о Петербурге, который бы никак не отображал дух и богатую наполненность этого гео-социального пространства? Конечно нет. Казалось бы невозможно скрыть величественность набережных Невы, широту и мрачность проспектов и прочие прелести Петрограда за сюжетной линией киноленты. Посмотрите — такого солнечного Ленинграда Вы не видели.
Во-вторых, «сказка с музыкой». Сказка сама диктует правила, как известно. В сказке свои законы. А главное, сказки бывают не только для детей! Этот фильм — самая настоящая сказка для взрослых. По-советски. Знаете, есть сказка «Синяя борода» — страшная сказка о поехавшей крыше бородача, которую даже в самой щадящей редакции не каждому ребёнку можно читать, и крепко задуматься в каком возрасте. Так вот тут сказ(ка) о поехавшей крыше девушки и её эга. Только без последствий в реальности. Внутренние переживания героини и её реальная жизнь в картине переплетаются совершенно незаметным для зрителя образом. Если отбросить своё вечное «фи», после просмотра в лучших кинематографических традициях даже может остаться ощущение недосказанности, лёгкого недопонимания: где же была правда, а где вымысел. На мой личный взгляд — это о тех, кто ещё способен не расчленять сказки на фрагменты и органы, а совершенно по-детски целостно воспринимать мир чудес. Надо заметить, что создатели фильма постарались в плане поддержания сказочного духа в картине — не раз придётся улыбнуться наивным приёмам и монтажным уловкам.
А тем временем, оказывается, что героиня фильма гуляет по картине с занятной идеей — найти «маме зятя», удовлетворить больную престарелую женщину в её фантазиях о счастливой судьбе дочери, а заодно разобраться в себе. Более того, переживая разочарование в собственной наружности (агония пубертата?), героиня бросается в омут перверсий. Мечтая о собственной божественной привлекательности и визуализируя новый мир, где она — вожделенная красавица, девушка, тем не менее, сталкивается с рядом совершенно житейских и реальных разочарований — классическим мужским обманом, тонкостями флирта, прозаичностью мира межполовых отношений в целом. Это не даёт скатиться образу героини в лапы дядюшки З. Фрейда, одновременно добавляя щепотки здорового социалистического нравоучительства.
В-третьих, 1967г., твист и Ella Fitzgerald поёт «This could be the start of something big» в качестве музыкальной составляющей сказки. Весьма необычно, как мне кажется. И очень хорошо.
8 из 10.
8 января 2016
Очень вдумчивый, глубокий, атмосферный и лирический фильм! Весь построенный на созерцании внутреннего мира с виду обычный, но душою,- неотразимо прекрасный девушки, переживания и размышления которой выражаются через очень ёмкие а парой совсем абстрактные образы, и сопровождаются очень характерной игрой отличных актёров на втором плане…
… А на первом плане, Она!
Не ожидал что такое сложное, образное, совершенно Артхаусное кино могло быть снято в 1967 году, в Советском Союзе! Браво!
К сожалению это единственная режиссёрская работа, сценариста Александра Володина в кино, но лирическо-волшебная энергия «Происшествия, которого никто не заметил»,- просто завораживает!
9 из 10
4 октября 2015
Когда заходит разговор о фильме «Происшествие, которого никто не заметил», сразу вспоминается лента`Настя» Г. Данелия. И звучит мысль, которая, возможно, начисто отобьет желание смотреть работу Володина. «Как же много зависит от работы режиссера. Данелия сделал картину намного лучше, чем Володин, использовавший свой сценарий», — вердикт зрителей примерно таков. Мне повезло. До фильма «Настя» я пока не добралась, поэтому я постараюсь быть бесстрастной.
Девушка Настя работает в магазине. Она, как Алиса, которую в «гостях не застать. Алиса почти всегда дома». Настя ухаживает за больной матерью. А родительница ждет и ждет: когда же дочь начнет приглашать в дом ухажеров и настойчиво выгоняет ее из дома гулять. Но, как назло, не срастается: знакомство с неким Шуриком на вечеринке обернулось ничем, у подруг не нашлось еще одного спутника. Но, попадая в гости к директору магазина, она знакомится с Анатолем. И он открывает ей глаза на участь женщины. По его словам, если раньше женщинам писали «„Я помню чудное мгновение / Передо мной явилась ты..“, то теперь им почему-то нужно за кем-то бегать, кого-то кормить. И эти слова молодая Настя запоминает.
Уступая подругам в красоте, раскованности, она мечтает однажды выйти из дома красавицей. Стоило только захотеть: и весь город замирает, когда она идет по улице. Девушка ловит на себе многочисленные взгляды. Восхищению со стороны прохожих нет предела. Мужчины окружают ее своим вниманием. Но неужели внешняя красота — это самое важное для девушки? А как же внутренний мир, приличие, самолюбие, в конце концов? Слава красавицы не вскружила голову молодой героине. Она решительно говорит «нет» взрослому ухажеру, который, оказывается, поссорился со своей женой и увлеченному мужчине, забывшему о любимом человеке.
Красота Насти — это, если можно так сказать, полезная красота, созидательная. И даже когда волшебный сон заканчивается, в девушке ничего не меняется. Она остается тактичной, вежливой, приличной, внимательной. Но в девушке происходит важная метаморфоза. Она начинает любить себя, обретает независимость, чем и привлекает загадочного Анатоля, который пришел в магазин извинится «за то, что наговорил странных вещей».
Так что же за происшествие, которого никто не заметил? На мой взгляд, их в фильме даже несколько. Первое — это проблемы на работе у Толи, которые больше никогда не вспоминает ни один из героев. И были ли они на самом деле, раз на следующий день молодой человек извинялся за свои слова? А второе — это девушка-красавица, которая даря улыбки, у кого-то отнимала счастье. И ее, прекрасную, не пропустил никто. А вот происшествия никто не заметил. Даже те, очарованные, кто спокойно отпускал самых близких.
«Сказка с музыкой» — это, безусловно, лучший жанр для подобного сценария. Настя — это и героиня, и рассказчица. Режиссеру удался переход от реальности к волшебному, но такому настоящему миру, и наоборот. Но картине не хватило противодействующих сил, отрицательных персонажей. Может быть, даже завистников. Мораль, заложенная в картине, стара как мир. И линейное положительное развитие действия приводит к счастливой концовки. Режиссеру не хватило фантазии для того, чтобы усилить свой простой, понятный посыл зрителям, даже, может быть, усложнить его подачу. Но интригу и ожидание происшествия он провел до самого конца. А оказалось, что происшествие — это самое светлое и доброе событие в картине.
6 из 10
14 октября 2012
Римейк этой пьесы от Георгия Данелия, снятый четверть века спустя после «Происшествия, которого никто не заметил», поставленного автором сценария Александром Володиным, — очередное доказательство того, что успех картины зависит, прежде всего, от таланта режиссера.
Притом, что я искренне восхищаюсь самобытностью драматургии Володина и несмотря на блистательный актерский состав, этот фильм оказался на порядок слабее «Насти» и, как по иронии, в истории отечественного кинематографа оказался «происшествием, которого никто не заметил»…
23 августа 2010