Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полуночная жара |
английское название: |
In the Heat of the Night |
год: | 1967 |
страна: |
США
|
слоган: | «They're going to pin something on that smart cop from Philidelphia . . . maybe a medal . . . maybe a murder!» |
режиссер: | Норман Джуисон |
сценаристы: | Джон Болл, Стирлинг Силлифант |
продюсер: | Уолтер Мириш |
видеооператор: | Хаскелл Уэкслер |
композитор: | Куинси Джонс |
художники: | Пол Грессе, Роберт Пристли, Алан Ливайн |
монтаж: | Хэл Эшби |
жанры: | драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в США: | $24 379 978 |
Мировые сборы: | $24 379 978 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 августа 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Невольно хочется сравнить этот фильм с «Зеленой книгой», где тоже преуспевающий чернокожий человек с демократичного Севера приезжает на отсталый и консервативный Юг, сталкиваясь с совершенно другим отношением.
Сидней Пуатье (в жизни это был не просто выдающийся актер, но и дипломат, представитель Багамских островов в других странах) великолепно создал образ умного, образованного, владеющего собой и с чувством собственного достоинства чернокожего в условиях расистского общества. Его умное лицо с выразительной мимикой запоминается надолго. Будто на контрасте с элегантным и подтянутым Пуатье подобрали других актеров - Род Стайгер играет роль оплывшего, любящего выпить, разочарованного Шерифа, остальные персонажи играют сельских дегенератов разной степени тупости. Особенно запомнился Энтони Джеймс, сыгравший продавца в закусочной, выглядящий будто дитя инцеста, который, по слухам, так распространен в среде white trash.
В фильме много остроумных диалогов и комичных ситуаций, которые вызывают и смех, и восхищение поведением главного героя. Также небезынтересен фильм тем, что позволяет взглянуть на реалии Юга, а ведь известных фильмов, снятых именно про южные штаты Америки не так уж много. Фильм также по касательной задел и проблемы начинающейся сексуальной революции и эмансипации женщин. Так, одна из героинь - словно кукла, которую перетягивают из рук в руки мужчины, между тем, у нее явно своя точка зрения по поводу того, как именно ей прожигать свою молодость. В общем, от фильма можно получить удовольствие как с точки зрения драматургии, диалогов, детективной линии, так и с точки зрения антропологии- наблюдения за историческими реалиями 60- летней давности столь далекого от нас юга Америки.
21 ноября 2021
В провинциальном городке Луизианы с характерным названием Спарта произошло убийство местного фабриканта. Подручные шефа полиции Билла Гиллеспи тут же и главного подозреваемого отыскали — некоего заезжего ниггера «одевающегося как белый» по имени Вёрджил Тиббс. И вроде бы дерзкое убийство «раскрыто по горячим следам», но дерзкий ниггер, проезжавший мимо Спарты, оказался… копом. Более того, какой-то филадельфийский шеф Тиббса настоятельно порекомендовал Гиллеспи, чтобы тот осмотрел труп убитого — оказывается наглый ниггер какой-то супер-пупер спец по убийствам. И Гиллеспи, скрепя зубами, соглашается допустить негра к расследованию. Но слава Б-гу, славные парни Гиллеспи вскоре арестовывают нового подозреваемого, только уже со 100% уликами — у попавшегося паренька обнаружен бумажник убитого. Но и здесь встревает борзый заезжий ниггер, который потрогал за руки арестованного и тут же заявил, что «это не он». Наглый негр явно попутал берега и теперь начинает навязывать свои цветные порядки в Спарте…
В кои-то веки киноакадемики в победители на лучший фильм года определили, действительно, мощную и увлекательную картину. Последний раз что-то по-настоящему интересное среди победителей «Оскара» было пять лет назад, когда главного слона киноакадемики вручили «Лоуренсу Аравийскому» Дэвида Лина. В этот раз киноакадемики решили сразу несколько текущих конъюнктурных проблем. Во-первых, «отметили» убийство Мартина Лютера Кинга, из-за похорон которого перенесли даже на два дня проведение церемонии награждения «Оскар». Во-вторых, получили железный довод именно в 1968 году наконец-то выписать главный «Оскар» фильму, поднимающему вопросы расовой сегрегации. Подобные фильмы и раньше неоднократно мелькали среди оскаровских номинантов, более того, исполнитель главной роли Сидни Пуатье неоднократно именно в таких картинах и играл. Но в конце 60-х лед окончательно тронулся и об этом уже можно было заявить публично, затоптав окончательно все расовые предрассудки. И, наконец, в-третьих, постановка Нормана Джуисона (годом ранее его политическая сатира «Русские идут! Русские идут!» уже номинировалась на лучший фильм года, хотя тот фильм был на порядок слабее) сама по себе, даже без удачной конъюнктуры и темы расовой сегрегации, достойна была получить главный приз киноакадемии 1968 года. Джуисон экранизировал отличный детектив Джона Болла «Душной ночью в Каролине», который интересен сам по себе без «двойного дна» в виде расовой темы.
Впрочем, захватывающий сюжет, колоритная одноэтажная Америка и социальная актуализация фильма могли быть легко нивелированы без потрясающей игры ведущей актерской пары Сидни Пуатье и Рода Стайгера. Пуатье в очередной раз досталась роль славного парня и он снова отлично справляется со своей ролью. Терпеливый, с интеллектуальным превосходством, упертый и находчивый герой Сидни гарцует в фильме королем. У него всегда есть туз в рукаве, он профессионал и опережает целую свору белых остолопов-копов даже не на шаг, а на беговой круг на стадионе. Как по мне, 40-летний Сидни Пуатье сыграл одну из лучших ролей в своей блестящей карьере и очень странно, что он не получил номинацию на «Оскар». Ну а сцена, в которой он объявляет о том, что он коп, равно как и его «запросы» в морге перед осмотром трупа — это украшение фильма.
А вот кто по-настоящему сделал фильм — так это Род Стайгер. Его шеф полиции Билл Гиллеспи — это местечковый харизматичный парень, продукт своего городка со всеми его стереотипами и недостатками. Но Гиллеспи все же чуть выше остальных, потому что он способен саморазвиваться. Ему неприятен ниггер, но коль уж он коп, то парня надо отпустить. Ему также неприятно, что ниггер слишком шустрый на мозги, но Гиллеспи также способен признать, что окружающие его идиоты, которых он же и возглавляет, интеллектуально уступают негру. Наконец, Гиллеспи способен сделать для себя открытие — «Господи, да ты такой же как и мы!» Блестящая работа Стайгера, который будучи традиционно актером второго плана, совершенно заслуженно заработал «Оскар» за лучшую мужскую роль. Этим фильмом Род сделал качественный рывок в своей и до того отличной карьере.
Отличный детектив, который ко второй части хоть и клинит основательно в тему расовой сегрегации, интересен в первую очередь именно своим увлекательным расследованием. Ну и потрясающая игра пары Пуатье — Стайгер заслуживает высокой похвалы.
7,5 из 10
30 марта 2020
Америка шестидесятых годов прошлого века. Многие люди, в частности режиссеры, привыкли идеализировать ту эпоху и показывать имевшие место события лишь со светлой стороны. Дескать было время, когда деревья были большие, трава была зеленее, а молоко никто не разбавлял. Вот только многие забывают, что в шестидесятые годы двадцатого века негры, коих впоследствии будут называть афро-американцами, получили право участвовать в избирательной кампании, тем самым правительство Соединенных Штатов признало «цветных» как полноправных членов общества. Естественно белое население «самой демократичной страны в мире» не пришло от этой новости в восторг, что уж говорить о разного рода плантаторах, которые были убежденны, что негры ничем не лучше животных, если даже не хуже. И сегодняшний фильм посвящен как черному парню, что выбрался в люди и стал полицейским, так и тем у кого руки чешутся пристрелить наглого ниггера в деловом костюме сующего свой длинный нос куда не просят. Итак, это — «Полуночная жара».
Провинциальный городок Спарта, что в Миннесоте. Место тихое и спокойное. Во всяком случае, так принято считать, но все меняется, когда полицейские находят труп известного чикагского магната и подозрение тут же падает на черного парня, что в этот самый момент находился неподалеку от места происшествия на вокзале и ждал поезд. Шериф Геллеспи тут же обвинил «грязного ниггера» во всех смертных грехах, разумно рассудив, что добропорядочный гражданин не будет сидеть в два часа ночи на вокзале в ожидании поезда. И вроде бы все сходиться, да вот только задержанный оказывается не простым чернокожим парнем, а крутым детективом из Филладельфии — Вёрджиллом Тиббсом. Казалось бы, случилась недоразумение, которое можно исправить извинениями да пожеланием доброго пути, но дело в том что шериф Геллеспи — расист. И естественно мистер Тиббс услышит не извинения, а доброе напутствие от шерифа, которое заключается в том, чтобы самовлюбленный ниггер валил из его города пока он, Геллеспи, занят расследованием. Ну и что остается полицейскому из Филладельфии? Конечно же, задержаться в Спарте и заняться собственным расследованием убийства уважаемого чиновника, попутно раздражая шерифа своим видом. Вёрджилл, а тебе никто не говорил, что ты самоубийца?
Я очень часто слышу обвинительные слова в адрес старых кинофильмов. Дескать, они донельзя затянутые и в них практически ничего не происходит. И знаете в подобных обвинениях есть доля правды, ибо ураганного экшена, да безумных гонок на автомобилях, к которым привык современный зритель, в старых кинокартинах нет. Нет их, потому что на первый план там выдвигались простые люди, такие же как мы с вами, с их непростыми взаимоотношениями. В старых фильмах всегда, ну или почти всегда, присутствовал оригинальный сюжет. Не всегда создателям удавалось его должным образом реализовать, но главное что кудесники из Голливуда и впрямь пытались чем-то порадовать и удивить зрителя. Именно в старых картинах присутствует та неумолимая магия, благодаря которой я и полюбил кино все сердцем. А вот в современных картинах этой магии все меньше и ей на смену пришли бездушные спецэффекты, но сейчас речь не об этом. Сейчас речь о том, что перед нами фильм с живыми главными героями которым хочется сопереживать, причем обоим. Ведь как бы не хорохорились Геллеспи и Вёрджилл, и как бы они не буравили друг друга взглядами общего у них гораздо больше чем отличии. Это люди, которые пошли работать в полицию, дабы простые люди могли спать спокойно. Они отказались от собственной личной жизни в угоду работы, и они ужасно одиноки. Да и как может быть иначе если один является «суперкопом» на которого все равняются, а второй пожилым шерифом, который порыкивает на своих подчиненных по любому поводу? Так что чем дольше длиться фильм, тем большей симпатией проникаешься к героям Пуатье и Стрейгера, а когда же дело близиться к развязке то понимаешь, что не готов прощаться со столь обаятельными персонажами.
Что же касается сюжета, то он интересный, и я бы даже сказал многогранный. У нас имеется расследование, которое проводят Геллеспи и Вёрджилл, причем каждый из героев проводит расследование по-своему и нельзя сказать, что один из героев все делает правильно, а другой нет. Просто над Геллеспи висит дамоклов меч в лице мера города, который желает чтобы расследование было завершено в кратчайшие сроки и ему плевать кого при этом посадят, а у Вёрджилла есть большой опыт в расследовании убийств, вот только за ним вскоре начинают охоту группа местных жителей, которым не нравиться, что какой-то черный парень приехал в их город и устраивает тут свои порядки. При этом хотелось бы заметить, что Вёрджилл Тиббс не является идейным продолжателем Шерлока Холмса или же прототипом для лейтенанта Коломбо. Вёрджилл не будет строить предположений и с самого начала досаждать настоящему убийцы. Чернокожий полицейский будет собирать информацию по крупицам, и это именно то чего ждешь от подобного рода фильмов.
По сути своей можно было бы упомянуть музыкальное сопровождение, что подобрано просто блестяще, второстепенных актеров, каждый из которых справился со своей ролью на твердую пять и смог что называется запасть в душу. Можно много чего еще упомянуть, но ничего из вышесказанного не сможет передать тот спектр эмоции, который вызывает данный фильм, это надо просто видеть. Так что если вам нравятся старые фильмы, где во главе угла поставлены непростые взаимоотношения между героями и интересный сюжет, то я всенепременнейше рекомендую данный фильм к просмотру. Ну сим откланиваюсь.
8 из 10
12 июля 2014
И это еще цветочки! Следом выясняется, что прежний шериф (даром что «Служить и защищать!») придерживался аналогичных взглядов и вполне мог (а, по мнению многих, так и должен был) оказать в этом содействие «жестоко оскорбленному» белому джентльмену. Выходит, «время» это «было» совсем недавно. Во-первых. «Хорошее» это «было время», судя по всему. Во-вторых. Что-то изменилось. В-третьих. В-главных, я бы даже сказал. И фильм — аккурат об этом.
Очень хороший, надо сказать, фильм. Тот случай, когда награды, действительно, нашли героев, а не были розданы кому попало, как это частенько бывает. Так, сценарий, на мой взгляд, порадует и любителей детективного жанра — тут есть, над чем поломать голову, и, конечно же, ценителей драм социально-этнического и политического характера. И не беда, что картина вот-вот отметит свой полувековой юбилей. Затронутые в ней вопросы, к сожалению, своей актуальности ничуть не утратили и потому вызывают самый живой интерес.
Единственное (собственно, отчего и небольшое снижение итоговой оценки), не очень мне понравилось то, как было показано заседание «большого бредлама». Слишком много намеков и явный дефицит конкретики. Учитывая, что жертвой преступления стала фигура довольно серьезного масштаба, о взаимоотношениях покойного с «товарищами по работе» стоило, мне думается, рассказать подробнее либо же не упоминать вовсе. Это один момент. И второй. Личность «коварного обольстителя». Я понимаю, что барышня в силу своего темперамента особенной разборчивостью не отличалась, но чтобы опуститься до такого… Как-то даже не верится, если честно. Ибо… Чересчур омерзительно. Это второй мой вопрос по части сценария. Частности, но, знаете ли, тем не менее. А так — очень интересная и содержательная история.
Или возьмем главную мужскую роль. По-моему скромному убеждению, Р. Стайгер не просто заслужил свой Оскар — ему удалось создать совершенно знаковый образ, изобразить своего героя таким, что его имя, будь оно чуть проще для произношения (шучу, конечно, но, как говорится, в каждой шутке…), могло бы стать именем нарицательным. Чрезвычайно яркая роль и первоклассная актерская работа. Нет вопросов по линии С. Пуатье, но фирменные желтые очки, неизменная жвачка и неповторимая мимика шерифа Гиллеспи… Отныне (лично для меня) это классика! Как и сам фильм в целом.
8 из 10
3 апреля 2014
Хочу сказать перво-наперво, что фильм — легенда! Не потому, что поднята «расистская проблема». Может быть, это играло какую-то роль для членов жюри киноакадемии…
Фильм жив и будет жить. Кто-то услышал Рэя Чарльза, кто-то — поклонник Рода Стайгера или Сидни Пуатье.
Перед нами — детектив, увлекательный детектив, нестандартный детектив! Нестандартно все: и время, и место, и все подозреваемые.
Кто-то посмотрит фильм, кто-то прочтет роман Болла… Каждый что-нибудь да вынесет!
10 из 10
5 октября 2013
В маленьком и тихом городке где-то в глубинах южных штатов США происходит убийство. Жертва — один из влиятельнейших его жителей. По горячим следам местные полицейские арестовывают показавшегося им подозрительным человека. Он хорошо одет, в бумажнике у него 200 долларов, но он чернокожий, и этого повода оказывается достаточно для ареста. Выросшие под влиянием расистских стереотипов полицейские не могут даже и предположить, что человек, чья раса отличается от их, может хорошо выглядеть и зарабатывать больше, чем они. Тем более занимаясь точно тем же. Арестованный оказывается полицейским, да не обычным патрульным, а настоящим специалистом по убийствам. Раздосадованным копам не остается ничего другого, кроме как извинится перед ним, а позже даже попросить помочь в расследовании. Черный коп знает свое дело куда лучше, и потому ненависть к нему, как со стороны местных жителей, так и со стороны временных коллег все растет.
В 1964 году было достигнуто важное достижение в борьбе чернокожего населения Америки за свои права. После 15-летней борьбы, начавшейся с единичного бунта Розы Паркс, конгресс США наконец-то принял Закон о Гражданских Правах, формально запрещающий расовую дискриминацию. Но в сознании простых людей, эти изменения происходили куда дольше, к чему и привлекает внимание фильм «Полуночная жара», вышедший всего через три года после принятия того закона. И немудрено, что главным его лейтмотивом является противостояние, разворачивающееся между чернокожим детективом и населением расистского городка. Талантливого знатока убийств Верджилла, постоянно пытаются задеть, унизить и даже убить. Особый негатив проявляет шериф полиции Билл Гелисти, воспитанный в ортодоксальном духе ненависти к черным. На фоне расследования убийства на первый план выходит именно личностный конфликт двух полицейских и их взаимная антипатия, переходящая к концовке в близкую дружбу. Детективной же составляющей фильма создатели уделили куда меньше времени, что и понятно. «Полуночная жара» — в первую очередь кино на злобу того дня, помогающее ощутить тяжелое положение чернокожих в Американском обществе и необходимость перемен, в этом обществе происходящих. Что, впрочем, не значит, что кроме как на противоборство рас, в «Жаре» не на что смотреть. На момент выхода фильма, его сюжет смотрелся свежим и оригинальным, что помогает оценить его положительно и сейчас. Интрига в расследовании убийства сохраняется и поддерживается героями на протяжении всего фильма, хотя сейчас некоторые сюжетные повороты могут показаться банальными, или утрированными. Но высококлассная актерская игра и впечатляющая достоверность происходящего сглаживают некоторые сюжетные шероховатости и превращает «Полуночную жару» в то, чем этот фильм является сейчас — культурным феноменом 20 века и классикой своего жанра.
25 сентября 2013
Закон о гражданских правах, который уравнивал в правах афроамериканцев и белых был принят в 1964 году. Ему предшествовали годы упорной борьбы и море пролитой крови.
Фильм снят в 1967 году. А Лютера Кинга, возглавлявшего борьбу за равные права, убьют в 1968 году. Так что белое население весьма неохотно смирялось с отменой сегрегации.
Насколько серьезным было положение говорит тот факт, что фильм не отважились снимать в штате Мисисипи, где по сценарию происходит действие. Фильм снимали в Иллинойсе и тоже с большими опасениями.
Ни о какой политкорректности в те времена не было и речи. Снимать подобный фильм в южном штате, наоборот, было гражданским подвигом.
Так что все Оскары заслуженны вполне.
Сценарий просто великолепный, на хорошей литературной основе. Детективный жанр особенно оживляет тот факт, что к расследованию убийства местный щериф, сделав над собой недюженное усилие, привлекает чернокожего детектива из северного штата. Малого того, шериф, по ходу действия, начинает признавать его профессионализм и даже доверять ему.
Норман Джуисон в прошлом театральный режиссер, поэтому он великолепно работает с актерами.
Дуэль двух превосходных актеров — Стайгера и Пуатье никого не оставит равнодушным. Тонкий психологизм, великолепные диалоги, напряженное противостояние. В фильме много актерской импровизации, что делает его очень живым.
В фильме просто великолепная музыка, сама по себе достойная всяческих похвал.
Американцы умеют снимать фильмы с четкой гражданской позицией, даже в самые непопулярные для этого времена. Это, безусловно, заслуживает уважения.
С 2002 года фильм хранится в медиатеке Конгресса США.
10 из 10
24 февраля 2013
Расизм — одно из самых мерзких и низких качеств, присущих человеческой натуре. Расизм был и, к сожалению, остается актуальной проблемой, для решения которой власти не предпринимают никаких мер и даже попыток, ограничиваясь лишь изменениями в законодательстве и не пытаясь пойти хотя бы на какие-нибудь активные действия. Особо обостренно эта проблема проявила себя в США в 50-е — 60-е гг, когда тысячи чернокожих вынуждены были жить словно в каком-то концентрационном лагере посреди цивилизации. Попытки сказать, что все люди равны, демонстрировались везде, включая и искусство, особенно кинематограф. Одним из таких шедевров стала замечательная картина «Полуночная жара».
Сюжет
Действие фильма разворачивается в 60-е годы, когда расовая неприязнь и предрассудки к чернокожим ощущались повсюду, включая даже полицейские ряды. Сюжет происходит в небольшом американском городке с расовыми предрассудками Спарта, в котором проездом оказывается чернокожий полицейский-детектив Вёрджил Типс. По несчастливой случайности он прибывает в городок в тот самый момент, когда происходит убийство видного человека. Подозрения сразу падают на Типса, но вскоре он доказывает свою непричастность местному шерифу. Типс сам берется за расследование, что раздражает шерифа. Начинается интеллектуальная гонка не только между двумя детективами, но также между представителями враждующих между собой рас.
Игра актеров
Актеры блистательно исполнили свои роли, каждая роль была уникальна по-своему. Потрясающий чернокожий актер Сидни Пуатье сыграл потрясающего персонажа Верджила Типса, который оказывается, пожалуй, единственным человеком в этом захолустном городишке. Особо запомнилась необычная по своей характеристике роль Рода Стайгера, сыгравшего шерифа Гилеспи, также полицейского с предрассудками, который спустя время привязывается к Типсу и даже делает все возможное, чтобы тот не пострадал.
Сценарий
К сожалению, мне не довелось прочесть книгу, по мотивам которой был написан сценарий и снят это потрясающий фильм, хотя горю желанием это сделать по ряду причин. Во-первых, хочу отметить главную тему сюжета, т. е. расизм. Авторам сценария удалось воплотить на экране эту проблему без всяких штампов и клише, словно ты смотришь документальный фильм. Во-вторых, хочу похвалить автора книги за детективную линию, которая была хитро заплетена, и было неясно кто — убийца до самого конца. И, наконец, еще одна отличительная сторона фильма — это обилие диалогов, в которых напрямую тема расизма редко поднимается, однако ощущается буквально в каждой фразе.
Монтаж
Для меня, пожалуй, самой примечательной технической особенностью стал именно монтаж фильма. Я никак не ожидал, что в 1967 году монтажеры будут заниматься нарезкой фильма с учетом техники и методов, которые по полной программе используются в современных фильмах. Так, например, я никогда не забуду вводную сцену, в которой фотографировали труп, когда кадр сменялся другим, а переходом была вспышка камеры, что очень часто используется в современных триллерах.
Итог
«Полуночная жара» — это один из тех фильмов, который порядочный зритель обязательно должен увидеть, как говорится, «перед концом света». Блистательная актерская игра, интригующий сценарий, глубокий смысл — все это в сочетании обязательно оставит приятный осадок на душе. Поэтому настоятельно рекомендую фильм к просмотру.
10 из 10
16 января 2013
«In the heat of the night
I`m a feelin motherless somehow
Stars with evil eyes stare from the skies
All mean and bright…»
Несравненный Рэй Чарльз поёт заглавную песню, а между тем жёлтое пятно на горизонте медленно превращается в полуночный поезд, проносящийся мимо. На тёмной пустынной станции маленького городка с него сходит некий хорошо одетый пассажир. Лица путника не видно, но цвет кожи выдаёт в нём афро-американца… А между тем в городке под покровом ночи происходит громкое убийство местного промышленника. Два этих на первый взгляд несвязанных события скоро объединятся в сюжете великолепного детективного фильма Нормана Джуисона — «Полуночная жара».
Всем известно, что в детективе важны правильные вопросы и точные ответы. И вот вопросы:
Куда?
Куда прибывает поезд? — это первоочередной вопрос. Поезд прибывает не куда-нибудь, а в городок под названием Спарта, штат Миссисипи. Кто не знает, южный бедный штат по прозвищу «штат магнолии» надолго закрепился в умах американцев как расистский штат. Здесь чернокожие люди как минимум до 60—70-х годов 20-го века считались людьми второго сорта, о чём рассказывает, например, замечательный фильм Алана Паркера «Миссисипи в огне»(1988). И символично, что город, в котором происходят события фильма, называется Спарта. Когда-то исторический герой по имени Спартак возглавил знаменитое восстание против тотального рабства, а ведь юг США в 60-е годы как раз населяли прямые потомки рабов, ещё не привыкшие к свободе и равноправию в правах с белыми.
Почему?
Почему же проездом оказавшийся в Спарте герой Сидни Пуатье остаётся в этом недружелюбном к чернокожим местечке? Успешный, преуспевающий человек у себя в Филадельфии, здесь в Миссисипи он всего лишь ещё один ниггер, которого большинство ненавидит, но тем не менее Вирджил Тиббс решает остаться. Почему? Потому что он умнее, талантливее и образованнее многих белых, населяющих эту глушь. Он хочет «утереть им нос», а заодно восстановить справедливость, о которой здесь мало что слышали. Дело убитого промышленника становится для него делом чести… А почему изначально расисстки настроенный шериф в исполнии Рода Стайгера постепенно начинает симпатизировать герою Пуатье? Да потому что рано или поздно рассовые предрассудки уходят на задний план, когда интуиция по отношению к людям и жизненный опыт говорят, что этот конкретный человек — достойный, пусть он и другого цвета кожи. Тогда традиционное «белое» воспитание даёт трещину и человек меняет своё мировоззрение. Похожий процесс можно наблюдать, например, в герое Роберта де Ниро в фильме «Военный ныряльщик».
Кто?
Кто же заварил всю эту кашу, убив богатого промышленника, кто виновен? На этот вопрос ответит сам фильм. Но нужно отметить, что результат к героям ленты Джуисона пришёл лишь тогда, когда они забыли о расовых предрассудках и личных мотивах, которые словно болезнь слепили их, не давая нормально работать и трезво оценивать факты. Вместо этого лучше ответить на другой вопрос: кто виновен в успехе фильма? Их несколько, но главный виновник — уникальный режиссер Норман Джуисон. Уникальность Джуисона в том, что он снимал замечательные фильмы ещё в 60-х («Полуночная жара», «Скрипач на крыше», «Афера Томаса Крауна»), но не растерял свой талант заинтересовывать зрителя к концу 90-х (например, мощнейший «Ураган» с Дензелом Вашингтоном). Характерно, что героями многих его фильмов были борцы за права, свободу и справедливость. За «Полуночную жару» режиссер удостоился номинации на «Оскар», а сам фильм стал лучшей картиной 1967 года… Другие творцы успеха картины — это сценарист Стёрлинг Силлифант, адаптировавший книгу Джона Болла и сохранивший интригу до самого конца; это актёры и прежде всего Род Стайгер, за роль харизматичного шерифа Билла Гиллеспи получивший «Оскар», а также Сидни Пуатье, Уоррен Оутс, Ли Грант; это оператор Хэскелл Уэкслер, предложивший оригинальные планы, особенно при съёмке динамичных сцен.
Фильм Нормана Джуисона совсем не выглядит устаревшим, наоборот, он актуален и сейчас, как и его посыл. А сила «Полуночной жары» в интересной истории, в отношениях между героями, развитии персонажей. Ведь все персонажи яркие и интересные, как и диалоги между ними. Детективная линия фильма плавная, но чёткая, не дающая возможности прояснить всё раньше времени. Картинка яркая, сочная, гораздо ближе к 70-м нежели 50-м годам. В общем, одна из лучших американских лент 60-х.
«…Oh Lord, it won`t be long
Yes, just you be strong
And it`ll be all right
In the heat of the night.»
21 января 2011
Сюжет фильма прост, как полуваленок: в маленьком американском городке происходит убийство и под горячую руку попадает негр, который, как мы узнаем позже, является полицейским. Этот городок находится на юге США, где, как известно, проживает самая неотесанная и консервативная часть населения Америки. Легко можно самому додумать что происходит дальше: вначале афроамериканца притесняют все, кому не лень, в том числе и шериф города, затем оказывается, что он не такой уж и плохой и даже хороший, но кроме шерифа, которому он помогает расследовать убийство, на это всем плевать.
В общем, типичный сюжет про двух, казалось бы, несовместимых полицейских, которым приходится работать в паре. Вначале грызутся, затем — обнимаются. То же «Смертельное оружие», имеющее сходный сюжет, не претендует на серьезную драму, однако выглядит куда умнее и драматичнее этого фильма.
Кто-то может сказать, что это 1967 год, в то время все фильмы были занудными и не очень оригинальными. Тем, у кого в голове возникли такие мысли: «12 разгневанных мужчин». Фильм был снят на 10 лет раньше этого, но приковывает внимание получше большинства современных образцов кинематографа.
За что же фильм получил пять «Оскаров»? Тут надо вспомнить историю. В 1964 году в США был принят Закон о гражданских правах , запрещающий любые формы дискриминации. Данная картина вышла через три года после этого и была, что называется, на злобу дня. Зная это, вряд ли кто-нибудь удивится количеству «Оскаров». Как тогда, так и сейчас, вполне в порядке вещей давать награды не за фильм, а за политику.
Заключение. Слабый, малоинтересный фильм про политкорректность. 8 из 14
Стоит ли смотреть? Я бы не советовал.
6 из 10
3 ноября 2010
Надо заметить, что кто читал роман, по которому была снята кинолента, смотреть будет не так интересно как тем, кто его не читал. Режиссер не стал сильно перестраивать сюжетную линию и изменил немногое, а даже убрал ненужные как для меня любовные отношения Сэма Вуда. Но признаюсь, что получил удовольствие от просмотра даже зная, кто убийца.
Классический детектив с хорошим музыкальным оформлением, качественным сценарием и отличной игрой актеров. «Полуночная жара» очень сродни фильму «Убить пересмешника» затрагивающие борьбу с расизмом в Америке. «Убить пересмешника» дает размышление и философские мысли и более многогранный, а «Полуночная жара» насыщен действиями и больше прямолинейный, но обе эти киноленты хороши.
В наш век политкорректности тяжело представить чтбы белый оскорбил черного и ударив его не получил сдачи. В фильме часто затрагивают темы унижающие цветных, но герой Сидни Пуатье мастерски раскроет убийство, над которым ломает голову шериф провинциального городка, сыгранный актером Родом Стайгером.
Этот фильм можно смотреть всей семьей. И жалко, что редко сейчас снимают хорошие детективы.
20 сентября 2010
Чем лично для меня примечателен сей фильм так это актерской игрой Рода Стайгера, которую я считаю одной из лучших актерских работ в истории кино среди мужчин, он сыграл не далекого шефа полиции городка в южном штате, где расовые проблемы всегда были особняком, всегда с жвачкой, строгое выражение лица. Я часто пересматриваю эту ленту именно из-за него, и кстати чем больше пересматриваю, тем больше нахожу что то новое и интересное в мелочах, чего не замечал по-началу.
Помимо расовой темы, без сомнения важной, так же присутствует очень насыщенная детективная сторона и обе они прекрасно сочетаются. Все начинается с того, когда на дороге найден труп, кто его убил и зачем неизвестно, а тем временем полицейские задерживают чернокожего на станции, который ждал поезда. Выясняется, что он так же полицейский, причем эксперт, который так необходим для расследования этого запутанного убийства и они вместе с шефом полиции в исполнении Стайгера, чьи расовые южанские предубеждения отличаются не в лучшую сторону, начинают расследование дела. А дело кстати запутанное, интерес не спадает до самого конца. Сидни Пуатье сыграл очень хорошо, но далеко не лучшую свою роль.
Мне особенно нравится момент на плантации, когда герой Пуатье получает пощечину от старого владельца плантаций, для которого черный это просто раб, а не свободный человек, нужно видеть выражение его лица, когда герой Пуатье тут же дает сдачу, у человека воспитанного в штате белых англосаксов был шок и когда все ушли он от этого шока плакал, момент на все времена, кстати по сценарию сдачи не было, эта идея принадлежит самому Сидни Пуатье, на которой он настоял и идея просто гениальная.
На мой взгляд заслуженный Оскар за лучший фильм года, не смотря на то, что были очень сильные конкуренты в лице Бонни и Клайда и культового Выпускника.
9 из 10
17 июля 2010
… в своё время фильм стал настоящим откровением, но сейчас, убери противостояние чёрного и белого, и останется обычный крепко сбитый детектив, словно сошедший со страниц романов Микки Спилейна. Политкорректные американцы с перепуга надавали фильму Оскаров, как же не дай бог обвинят в расизме, а так видите какие мы хорошие, навручали Оскаров картине рассказывающей о расовом неравноправии.
При просмотре фильма обязательно нужно помнить год в котором он снят — 1967, что безусловно накладывает свой отпечаток, Род Стайгер слишком шериф, слишком белый, слишком жуёт жвачку, и в пику ему безупречно одетый с иголочки и всегда с непроницаемым лицом Сидни Пуатье, ну и ряд второстепенных персонажей выглядят довольно лубочно.
Отдельно хочется отметить саундтрек, он выше всяких похвал, обязательно включу его в свою фонотеку.
Резюмирую: не шедевр, но прекрасный образец детективного жанра, с американским колоритом 60-х, отличным саундтреком и хорошими актёрскими работами.
7 из 10
4 марта 2010
Детектив, ставший классическим не только из-за того, что получил 5 Оскаров, а из-за приемов подачи сюжета и грамотной режиссуры. Смотря его сейчас, понимаешь, откуда у современных детективов растут корни. Тут тебе и стиль, уже упоминаемая режиссура, а операторская работа заставляет не отвлекаться от происходящего на экране, постоянно меняя кадр за кадром и еще… наверное, даже фишка — это саундтрек. Из-за него весь фильм полностью пропитан 60-ми и ценность картины возрастает еще больше после такой музыки.
И все-таки добавлю еще кое-что. Фильм показателен еще тем, что даже расследование убийства скорее не главное, а именно выживание чернокожего детектива из большого города в маленьком городишке под названием «Спарта», где силен расизм, и эта ненависть местных жителей постоянно мешает в расследовании. Даже в местном полицеском участке его приняли за преступника, пока он не показал свой жетон.
Так что, картина показательно еще и в плане отношений тех времен.
Классический образец кинематографа. Смотреть стоит.
8 из 10
14 августа 2009
Интеллигентный, безукоризненно одетый негр сидит на вокзале и ждет прибытия поезда. Он приехал из севера проведать свою матушку. В городе в это время совершается убийство одной из денежных шишок которая много значила для города. В первую очередь полицейские обшаривают все злачные места и вокзал, и натыкаются на Негра. На юге это уже свидетельствует о том что он на половину виноват. Но негр оказывается ни кем инным как ихним коллегой из Филадельфии и не просто коллегой, а лучшим специалистом по убийствам. И его просят остаться и помочь, вопреки желанию местного шерифа(Род Стайгер). Вот так начинает разворачиваться сюжет в этом фильме.
Фильм очень яркий и динамичный. Полно напряженных сцен и диалогов, накала страстей и агрессии. В городе жарко, жарко от пролитой крови, от крутящихся в воздухе денег, от сексуальности его обитательниц, от негра(Сидни Пуатье) который позволяет себе через чур много. Жара осязаема даже для зрителя она накапливается холодным конденсатом на мониторе, она пересушивает все во рту, она делает мысли липкими, а тело ленивым. И лишь постоянная динамика фильма держит на грани между забытьем и суетой. Много ярких персонажей на протяжении фильма, отлично прописаны характеры даже глубоко второстепенных героев. Два главных копа, а особенно Сидни Пуатье просто превосходны, смотря на него понимаешь откуда Дензел Вашингтон черпает свое мужество и вдохновение. Музыка отличная, но без гениальности. Работа оператора дает возможность и не напрягаться и все время быть в курсе событий, но иногда скатывается к примитивизму. Отлично прописаны нравы горожан и отличные декорации, все очень натурально. Актерский состав очень гармоничный и практически нету, каких-то грубых неучей. Немного слабоват идейный смысл, прихрамывает идейная нагрузка.
В целом фильм отличный, одновременно и незатейливый и комплексно-профессиональный. Нету глупой банальщины. Великолепный Стайгер и особенно гениальный Пуатье. Славный фильм (можно смотреть семьей).
7 августа 2009
Замечательное противостояние двух превосходных актеров: Пуатье и Стайгера, как противостояние севера и юга, аболиционизма и расизма. И все это на фоне расследования загадочного убийства. Жаркая южная ночь как осязаемая почти духота и как нарастающая напряженность между заезжим полицейским и целым городом.
9 из 10
20 января 2008