Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Огонь, вода и ... медные трубы |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Роу |
сценаристы: | Николай Эрдман, Михаил Вольпин |
видеооператор: | Дмитрий Суренский |
композитор: | Николай Будашкин |
художник: | Арсений Клопотовский |
монтаж: | А. Овчарова |
жанры: | фэнтези, мелодрама, мюзикл, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 декабря 1968 г. |
на DVD: | 19 ноября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
«Славушка, славушка, славная отравушка!»
© Квартет злодеев
Не фильм, а настоящий праздник для любителей творчества Александра Роу. Обретя статус мастера киносказок, в 1967 году режиссёр устроил взрывной аттракцион, объединив в одном фильме все свои излюбленные темы. Тут и Кощей, и ведьмы, и подводный мир, и куча танцев. Действительно всё, за что зрители полюбили почерк Роу!
Судя по всему, режиссёр принял к сведению восторженные (и испуганные) отзывы зрителей на свой предыдущий фильм «Морозко», поэтому здесь снова появляется оборотень, теперь уже волкодлак. Очень ненадолго, но Роу вновь заставляет зрителей испугаться, как бы намекая, что он умеет снимать ужастики. Можно было бы грустно вздохнуть от того, что режиссер ни разу не снял настоящего хоррора, но сейчас это, пожалуй, неуместно, поскольку у нас, я ещё раз напомню, праздник. Премьера-то состоялась в декабре 1968 года, к тридцалителию «сказочной» карьеры Роу. И юбилей радует нас актёром, который к тому моменту уже являлся всеобщим любимцем. Георгий Милляр играет здесь сразу двух злодеев. Баба-Яга будто прямиком заскочила сюда из «Морозко», а вот Кощей сильно отличается от версии 1944 года. Не слишком худой и не такой старый, он выглядит не просто красиво, но даже стильно. Насколько я понимаю, именно в этом фильме мы впервые видим Кощея в чёрном костюме с белыми полосками, имитирующими кости. Дополняет образ кроваво-красный плащ, придающий персонажу неумышленное сходство с Дракулой. Такой Кощей, конечно, способен напугать (чего стоит тёмная сцена, где у него сверкают глаза), но способен и развеселить. Тем более что по сюжету случаются аж три свадьбы!
Главный герой в исполнении Алексея Катышева примечателен в первую очередь тем, что его зовут Вася, в отличие от многочисленных Иванов из других сказок. Алёнушка в исполнении Натальи Седых воспринимается более раскованной версией Настеньки из «Морозко». Персонаж Павла Павленко тоже более смел и уверен, чем старичок из предыдущего фильма. На втором плане можно заметить и Эдуарда Изотова, персонаж которого поёт песню по дороге на ярмарку. Зоя Василькова играет царскую советницу, хотя когда-то играла саму царицу. Приятным дополнением актёрской команды становится Алексей Смирнов, которому уже не раз приходилось воплощать чудаковатых и глуповатых мужичков.
Готов поспорить, что режиссёр испытывал стыд перед Верой Алтайской за то, что в четырёх предыдущих киносказках ей приходилось играть неприятных тёток, поэтому теперь в качестве большого подарка ей досталась положительная роль. Причём, героиня актрисы по сюжету переживает трагедию и демонстративно рыдает, желая вызвать у зрителей заветное «Прощаем!» Я уверен, простили. Анатолий Кубацкий – ещё один постоянный актёр в фильмах Роу с 1950-х – предстаёт перед нами в привычном хитром амплуа. Нашлась роль и для Александра Хвыля, у которого к большой неожиданности отрицательная роль. Должен отметить интересный грим актёра: лысый и лишённый усов, но зато с бородой.
В фильме вообще всё отлично, что касается визуала. Определённой вершиной является логово Кощея, где полно конских черепов и каменных идолов, чем-то напоминающих монолиты с острова Пасхи. Приморское царство тоже выглядит интересно: арка в виде корабля, статуи русалок и яркий зал, где проходит пиршество. Михаил Пуговкин, впервые снимающийся у Роу, настолько запоминается своим голосом и своей улыбкой, что его персонаж в одиночестве появляется на постере фильма. Это ли не честь? Впрочем, возможно, тут скрывается намёк на те самые медные трубы.
Самой изумительной красотой обладает, конечно, подводный мир. О том, что Роу неравнодушен к воде, режиссёр намекал ещё в своём дебютном «По щучьему веленью», где появлялась щука. В 1956 году Роу посвятил рыбалке «Драгоценный подарок», главные герои путешествовали под воду в «Коньке-Горбунке» и «Марье-искуснице», но в этот раз перед нами настоящий бриллиант: ласкающее взор синее царство, где много красивых кораллов, морских звёзд и прекрасных утопленниц. Примечательно, что именно в 1960-е гг в советских фильмах часто начинают сниматься актрисы, которых можно назвать красивыми и по современным стандартам. Совсем неузнаваем здесь Аркадий Цинман, чей персонаж похож на беззубого моржа. Любители киносказкок улыбнутся от упоминания Садко, фильм про которого ранее снял Александр Птушко — главный конкурент сказочника Роу.
Этот фильм полон весёлых песен и драк, и его можно ещё долго хвалить, но лучше теперь рассказать о недостатках. Их два. Во-первых, Роу слишком заигрывается со спецэффектами, заставляя объекты и персонажей таять в воздухе за искрами или исчезать при помощи такой «магии» как монтаж. Подобные методы отнюдь не новаторские, поэтому злоупотреблять ими не стоило. Во-вторых, осовременивание. Именно с этого фильма в киносказки всё чаще и чаще начинают вставлять намёки и отсылки на новейшее время. Конечно, их здесь немного, но всё-таки они портят впечатление. Погружаясь в сказку, зрители хотят чувствовать себя в сказке, поэтому без упоминаний пароходов вполне можно обойтись. «Огонь, вода и медные трубы» — фильм в любом случае великолепный, и завершая рецензию, я, пожалуй, напомню зрителям одну второстепенную, но очень важную мораль из него: будьте осторожны, если приветливый незнакомец предлагает вас куда-то подвезти.
10 из 10
11 февраля 2023
Ты Садко знаешь?
(примерно 54-ая минута фильма)
Огонь, вода и… медные трубы
А-ха-ха — это ведь надо было такое ляпнуть! Специально, чтобы потом многие думали и гадали. Зачем это Роу приплел сюда еще Садко? Напридумывали всякой чепухи. Постмодерн, постмодерн — включайте уже сердце, а не мозги. Да это подколочка в адрес другого великого сказочника. Птушко! Конечно, все очень просто на самом деле. Птушко ведь снимал картину «Садко». Естественно сам Роу никогда бы не признался. Ох уж эти сказочники!
Кстати, кто произнес эту фразу в фильме? Правильно, морской царь. Морской царь — это Оскар, ребят. Я сейчас скажу ужасную вещь, но я хочу ее сказать, потому что не могу иначе. Актер Павел Павленко переиграл всех. Если выбирать любимого персонажа, то я выберу его морского царя. Как он букву Р не выговаривает, чудо. Где это вообще видано, чтобы морской царь хотел слушать современные песни? Ответ — у гениального сказочника Роу. Поросячий восторг!
А еще он сам песню придумал (на пол сейчас упаду от смеха). Сардинка, сардинка, сардинка моя… Что? Да не могу я его оставить в покое. Обычно в сказках у Роу самым крутым был Милляр, но Павленко меня покорил. Милляр тут сыграл сразу три роли (Роу очень сильно любил Милляра, чувствуется). Пожарный (буквально на пару секунд), Баба-Яга (она появляется в самом начале и ближе к финалу) и Кащей Бессмертный (основная роль Милляра).
Из этого можно понять, что в картине большое количество различных персонажей. Добавьте сюда забавного царя, которого сыграл Михаил Пуговкин (доченька-а-а-а…). Не стоит забыть про помощников Кащея — нежить (даже оборотни). Перед нами одна из самых лучших сказок Александра Артуровича. А какие тут красивые девушки — настоящие, русские, добрые. Снять сказку — можно. Снять хорошую сказку — труднее. Снять добрую сказку — это уже нужно иметь большое сердце. Александр Роу обладал (возможно) самым большим сердцем в кинематографе.
У этой картины практически нет минусов. Она вышла между такими мастодонтами, как «Морозко» и «Варвара-краса, длинная коса». Немного затерялась, совсем капельку, но это не минус. Слушайте, а ведь 60-ые годы были лучшими в творчестве Александра Роу. Не просто лучшими, а золотыми. Да вы только посмотрите, какие фильмы он снял в 60-ые. С ума сойти! Шедевр за шедевром. В 1968 ему присвоили звание народного артиста РСФСР.
И самое удивительное! Отец — ирландец, мать — гречанка, а Роу стал самым известным русским сказочником. Вот тебе и медные трубы…
P.S.
Парковка для нечисти. У меня глаза на лоб полезли, когда Баба-Яга свою ступу там припарковала. Еще переживала, что могут угнать средство передвижения. А-ха-ха, обожаю…
8,5 из 10
13 февраля 2017
Как я хочу той чистоты!
Как я хочу той высоты!
И глубины, и целомудрия непоколебимого.
Фильм-сказка Александра Роу «Огонь, вода и … медные трубы» наполнена лучезарной светом. Светом, который озаряет самые потаённые уголки измученной миром, в котором мы живём, души. И на этот свет откликается благодарная душа и уже тянет руки к спасению!..
И нет в этом фильме и вокруг него никакой корысти. Словно сама эта сказка делалась настолько свято, что даже ничтожное зло не просочилось и не посягнуло на её доброе имя.
Герой по имени Вася отправляется в лес, чтобы жечь уголь. Примерно в то же время и теми же дорожками блуждала Алёнушка со своей козочкой Белочкой. И я не знаю: способен ли злой волк-оборотень напугать детей (ведь на них наверняка делался ориентир), но Васе он ни по чём. Славный и статный паренёк расстраивает планы супостата, тот даёт зарок ещё напомнить о себе.
И далее мы видим нечисть в чистом виде! В светлице Кащея готовится пир в честь его свадьбы на дочке Бабы Яги!.. Съев молодильных яблок, поганый злодей решает отменить праздник, нанеся серьёзную обиду невесте и её летающей в ступе матери. Тут-то и появляется оборотень и ведает про Алёнушку. Коша загорается идеей с похищением! Он-то всё видит как на блюде!.. (хотя… почему «как»?).
И вот здесь сказка несколько намекает на… меркантильность что ли… Мечты мечтами, грёзы грёзами, но красивых коней прекрасная стать!.. И вот уже наша скромница в лапах у Бессмертного. Василий же вынужден пуститься на поиски. Его гонит на выручку любовь. Ну, в общем, это только присказка. Сказка впереди!
На пути Васю будут подстерегать козни слуг Кащея верных, слуг Кащея скверных. Но кроме того, уже зрителя будет ожидать наиприятнейшее увлекательное зрелище, коих нынче днём с огнём…
Смешные пожарные (во главе с экранным Алексеем Смирновым), шебутной царь, подводный мир и затмевающая слава — всё это препятствия, с которыми необходимо справляться. И так они построены, что каждое следующее похлеще предыдущего.
До сих пор не понимаю: какой магией должны были обладать создатели таких фильмов, чтобы выходило столь маняще и чарующе!.. Снятый на всём живом фильм, и тот умудрился поразить спецэффектами. А на дворе стоял 1967 год! Как сняли волновую рябь поверх изображения — для меня даже стало ребусом. Наверное, монтаж…
Артисты, приглашённые в этот фильм, знакомы в основном, по таким же сказкам. Они у Роу уже были. Наталья Седых и Алексей Катышев — это Алёнушка и Вася соответственно. Георгий Милляр — это и Кащей, и Баба Яга (а ещё, как подсказывают, глухой пожарный). Михаил Пуговкин (ну, кто его не знает?) — наземный царь, Павел Павленко — царь водяной. Слуги кощеевы: Чернобородый, Плешивый и Одноглазый — это Лев Потёмкин, Александр Хвыля и Анатолий Кубацкий соответственно.
Что можно выудить из этой сказки? Ну, как это часто и бывает, многое! Сказка — ложь, да в ней намёк… (Ну это все и без меня знают). Картина буквально кричит на злобу дня на все времена. Имеющий же разум, да поймёт.
«Гости ели, гости пили. Даже козочке налили в миску сладкий варенец. Тут и сказочки — конец!».
Узрите этой сказки великолепие! Я искренне всем желаю тех же эмоций, что получил я сам при просмотре!!!
10 из 10
19 мая 2016
Есть такое определение «идеальное кино». На него идёт равнение, такие фильмы зрители чаще всего хотят видеть и всё такое… Но где их взять в современном мире. Можно быть фильтром и пропускать через себя весь мусор и шлак, что льётся на нас как из рога изобилия современности. Но можно обратиться к истокам.
И это странно, но, заведомо зная, что советское кино на 85% состоит из шедевров, я всё равно уделяю ему мало места в своей голове и в своей жизни. Рог изобилия, знаете ли…
«Огонь, вода и… медные трубы» — это не просто шедевр. Это чистейший небесный родник. И такой чистоты здесь всё, что при просмотре наворачиваются сентиментальные слёзы. А за этим фильмом не хочется больше смотреть ничего, дабы уже не разочаровываться.
Простой парень на поляне жжёт уголь. Простая девушка на поляне пасёт козочку Белочку. Им суждено было встретиться и полюбить друг друга! А у Кащея во дворце расстраивается свадьба. Сам Бессмертный е ё и расстроил. А попутно он расстроил Бабу Ягу — мать невесты. Но злой тощий супостат уже обратил взор на Алёнушку. И слуги его верные — слуги его скверные поспешают умыкнуть красавицу. Вася же пускается вдогонку сквозь препятствия…
В картине играет из самых знаменитых — это, конечно, Михаил Пуговкин. Роль царя. Алексея Смирнова помните? («Надо, Федя, надо!»). Здесь он в роле главного пожарного. Пожарная охрана столь смешна, что я смеялся неподдельным смехом! Главные роли достались Наталье Седых и Алексею Катышеву. Те же, кто знаком с советскими сказками да и вообще с народным фольклором — должны помнить Георгрия Милляра.
Я поражён увиденным до глубины души! Вместо графики — живые костюмы. Вместо хромокея — декорации. Но кино просто поднимает с души ржавую муляку и чистит эту душу.
Александр Роу — любимый режиссёр моей жены. А я-то всё откладывал и откладывал эти бессмертные творения… Обещаю исправиться.
10 из 10
16 мая 2016
Слушайте-слушайте и не говорите, что не слышали! В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве — быть свадьбе богатой! Приглашены будут все, а те кто откажется — пусть пеняют потом на себя! Жених — красавец, молодец, удалец, да и умен он не по годам. Все вы его прекрасно знаете — это Кошей Бессмертный! Эй вы! Да-да, вы. Я к вам обращаюсь. Не стоит пытаться улизнуть под шумок. Кощей сегодня добрый, а потому мучить и неволить никого не будет. Даю честное злодейское слово. Так что садитесь поудобней, представление… я хотел сказать свадьба, да свадьба, скоро начнется. Невестой же выступает… Марья Искусница? Нет, за той Водяной решил приударить. Даже на кощееву свадьбу не пришел, представляете? Ну ничего, попросит он денег в долг на обустройство дворца. Кукиш с маслом получит! Оу, вы еще тут? Пардон муа. Так вот, избранницей Кощея становится… царевна Несмеянна? Да вы что, белины объелись?! Она же Кощея в гроб загонит не прибегая к помощи волшебной иголки. Да и вообще беда со всеми этими царевнами да принцессами, так как самопровозглашенные герои так и норовят вызволить девиц из плена. И иногда им это даже удается… Впрочем, не будем о грустном. Так вот невестой Кощея становится дочка Бабы-Яги… А ну прекратить! Ну прям как маленькие! И слова нельзя сказать, чтобы вы смеяться не начали. Да, я сам был в шоке, когда узнал, что у вредной старухи, которая разменяла седьмую сотню лет есть дочка, которой чуть больше сотни, ну так мы же находимся не где-нибудь, а в Тридевятом царстве, а тут случаются всякие чудеса. Пора бы уже и привыкнуть. Ммм, имя избранницы Кощея? Имя, имя, имя… А нет у нее имени. Как так? Да вот так! Стесняется девушка его говорить и все тут. Да и какая разница как ее звать-величать, если все пришли сюда ради самого процесса. Вон и подарками задарили, кхем, молодоженов. О, молодильные яблочки от Змея Горыныча?! Мне кажется или это плохая идея?.. Так и есть! Кощей, слопав чудо-фрукты решил, что он парень хоть куда и ему вынь да положь нужна девица помоложе. Мдя, а говорили, что побочных действий у молодильных яблочек нету. Как же нету, когда есть! Что ж теперь делать? Надо новую невесту искать… Вы еще тут? Кышь отсюда, дармоеды!
И по сути своей все это прелюдия. А сказка заключается в том, как приспешники Кощея похищают очаровательную Аленушку и ее новоявленный друг/возлюбленный/жених Вася отправляется на выручку. Которого, конечно же, ждут впереди опачные приключения, встречи с удивительными персонажами и битва с Кощеем, как же иначе. И подобные истории знакомы всем тем кому посчастливилось вырасти на сказках Александра Роу, вот только проблема в том, что данная сказка сильно отличается от остальных работ режиссера и отличается она не в лучшую сторону. Да-да, я знаю, что своими словами вызову негодование общественности, но будучи ребенком я лишь однажды увидел данную сказку и она мне в ту пору не понравилась. Было в ней что-то неправильное. Будто бы что-то сломалось в отлаженном механизме советских сказок. Тога я не понимал в чем была проблема. Сейчас понимаю. И поведаю я о ней вам. А вы уж решайте прав ли я или нет.
И начнем мы пожалуй с главных героев истории. Ну знаете рубаха-парень и девица-красавица, которым есть что рассказать о себе и у которых имеется четко поставленные характеры, благодаря которым к героям относишься как к родным. В этой же сказки главные герои получились на удивление обезличенные. Аленушка, которая встретив в лесу красивого парня через пару минут знакомства называет его своим женихом, садится в карету к незнакомцу, что увозит ее в царство кощеева улыбается и ехидничает, будто бы не понимает в какую ситуацию угодила. Может и впрямь не понимает? В тоже самое время Вася, который отправляется спасать Аленушку даже не имея представления, а кто ж ее похитил то? Он не спрашивает окружающих видели ли те его, кхем, возлюбленную, а просто идет вперед и через какое-то время даже забывает, а зачем он отправился в путь и решает жениться на девушке, которую он видит впервые в жизни, потому что… а это никак не объясняется. Надо просто принять как данность. И из-за этого главные герои не вызывают симпатии и за их приключениями попросту неинтересно наблюдать.
Быть может ситуацию спасут второстепенные герои? Да не сказал бы. Ведь героев в истории слишком много и несмотря на то что многие роли исполнили любимые советские актеры, запомнится они ничем не смогли. Запомнились лишь фрагменты самой истории. Пожарные, которые долгое время бездельничали, но как только случился пожар, не рванулись на него сломя голову, а решили привести себя в божественный вид, дабы приехать при всем параде и получить пару десятков медалей и прибавку к зарплате. Или же водяной, который мучается от тоски, но Вася решает приобщить царя морского к чтению и это возымеет положительный результат. Хорошая мораль для детей — книги способны отогнать хандру, ведь они рассказывают интересные истории, да.
Но на плюс находится и минус, так как книга, прочитанная Васей, повествует о приключениях майора Пронина. И да, в другое время и в другом месте, книга написанная в сказочном мире и повествующая о мире современном смотрелась бы интересно и придавала бы картине живости, но только не тут, так как рассказывает она о том, как майора Пронина пытались застрелить злые бандиты. Ну чему научит эта книга водяного царя, который маясь от скуки требовал, чтобы каждый год к нему присылали по девицы-красавицы? Разве что — поиграть в войнушку, но с живыми людьми. Также, фильм получился достаточно жутковатым, для сказки. Вступление, где Аленушку преследует жуткого вида волк и все что мы видим так это перепуганное лицо девушки и оскаленную пасть волка. Отчего создается чувство, будто Александр Роу хотел снять страшилку. И эту теорию подтверждает путь, который пройдет Вася в поисках смерти кощеевой. Жуткие звуки и шорохи. Зловещий смех. Нечисть шатающаяся на заднем плане. А с ними и зловещие предупреждение Бабы-Яги — «только не оглядывайся, оглянешься окаменеешь», наводят на невеселые думы.
И нет, я не буду сравнивать поведение Кощея и Васи на свадьбы, так как сравнивать нечего, поведение идентично. Я скажу лишь то, что сказка сия получилась серой и безжизненной, а это — самый страшный диагноз.
5 из 10
14 августа 2015
Как и любая другая экранизация замечательного постановщика Александра Роу, настоящего мэтра советской киносказки, эта не лишена художественного осмысления сюжета, и его интерпретации. Вот и повествование о простодушном русском парне Васе, который прошел через «огонь, воду и медные трубы» ради своей возлюбленной Алёнушки, следует воспринимать не иначе как преодоление жизненных испытаний, и прямое закаливание своей воли, и такая аналогия актуальна даже вне контекста данной киносказки.
Картина снятая на киностудии имени Горького, в явном духе предыдущего фильма режиссёра «Морозко», даже в некоторой степени превосходит прошлые картины известнейшего постановщика. Было особо неожиданно отметить динамичную операторскую работу и умелую форму повествования уже с начальных кадров фильма. И самая первая сцена, где на Алёнушку в лесу вместе с козой нападает серый волк, крайне впечатляет и оставляет о себе знать вплоть до конца картины, так как это пожалуй, самый необычный пролог снятый Александром Роу.
И безусловно во многом картина озарилась благодаря своей замечательной роли Натальи Седых, уже снимавшейся в предыдущей картине Роу, которая и в этот раз показала неподражаемый эталон красоты и невинности, смелости и непорочности простой русской девушки. Ну и естественно, что привычно для советского времени, в подобных картинах создавать образ «глуповатого царя», которых в этой картине снялось сразу два, в исполнении Леонида Харитонова и Михаила Пуговкина, которым безусловно тоже нет равных в исполнении ролей.
Ближе к концу картины начинаешь осознавать, что подобное кино можно снять только если будешь чувствовать всё то что хочешь показать, и безусловно Александр Артурович это чувствовал буквально с головы до ног. Нельзя снять такое кино, не полюбив красоту нашей природы, и не осознав всю суть русской культуры, построенной на исключительно человеческих ценностях.
А в конце будто солнце озарилось, и финальная сцена с Васей и Алёнушкой на фоне летнего поля и густого леса, снята гениально с эстетической точки зрения и является крайне душераздирающей, и отнюдь даже не только от красивой музыки и замечательных пейзажей, но и естественно от ощущения того что такое доброе и светлое кино, сейчас не по силам снять никому, и оно осталось где-то на рубеже времени…
7,5 из 10
7 февраля 2015
Неплохая сказка для детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Положительные моменты сказки — это хорошо подобранные актёры: простой парень Вася выглядит обыкновенным русским пареньком, Алёнушка красна девица с ангельским голоском — она восхитительна, именно такой я её всегда представлял, когда читал сказки. Баба Яга и Кащей сыграны Милляром, лучше которого этих персонажей никто не сыграет.
Сюжет сказки вполне достойный и содержит поучительные моменты: спасай тех кто в беде, будь предан своей суженой/суженому, не ставь золото, богатство, власть, украшения превыше всего, и т. д.
Баба Яга показана здесь не то злой, не то доброй, нейтральным героем, что соответствует её отражению в сказках — она не всегда там отрицательная.
Кроме того, сказка содержит комические моменты, что я даже сейчас смеялся с этих пожарников. К сожалению, не помню как я реагировал в детстве на юмор и сатиру в сказках.
Из недостатков сказки — это её ляпы и всякие пересечения с современностью: майор Пронин, домкрат, и т. д. Они полностью уничтожают ту атмосферу древности и таинственности, которую я так обожаю в сказках. Даже пожарная служба — это относительно недавнее нововведение, по сравнению с временами, о которых обычно рассказывают русские народные сказки.
Далее, некоторые моменты слишком наиграны, и могут восприниматься поэтому только маленькими детьми, что сужает аудиторию. Ведь есть сказки, которые даже будучи взрослым смотреть интересно и увлекательно, потому что там нет этой «детскости».
Сюжетные непонятки: непонятно почему Вася вначале был такой черный, потом стало непонятно, почему он жег уголь в лесу. Аленушка, пасущая козочку в лесу — тоже ляп. Коз обычно заводят несколько, и их не пасут, а привязывают к колу, и они сами пасутся, где-нибудь на лужайке, но не в лесу. Ну и напоследок извозчик (явно один и тот же) непонятно откуда появляющийся 3 раза подряд — вначале у Алёны и Васи была правильная реакция — удивление и недоверие, но неожиданно для меня Алёна вдруг решается прокатиться — как? Они же видят что это подвох.
И последний немного портящий момент — Вася и Алёна прячутся от козочки. Взрослые могут додумать, для чего — целоваться, обниматься и т. д. чтобы никто не мешал. Но детям не обязательно этот момент показывать. А тут же они аж издеваются над козочкой, смеются с неё, её становится жалко. Это сродни привязыванию коту на хвост консервных банок — поступок, который совершают только хулиганы.
28 апреля 2013
Наверное, всё-таки, не самая лучшая советская киносказка. В ряде эпизодов чуть ли не физически ощущаешь наигранность, утрированность, если так можно выразиться, отдельных эмоций, слов и пр. Хотя сюжет, определенно, интересен. Оригинален — уж точно. Плюс сценарий, я так понимаю, в некоторой степени адаптирован к реалиям тех лет, когда сказка вышла на экраны. Один майор Пронин чего стоит. Не нов, стало быть, используемый нынешними «сказочниками» прием.
Наибольшие нарекания у меня лично вызывает романтическая линия. Дважды повторяемое «Нечаянно!» — это, прямо скажем, несерьезно.
Точно так же не впечатляют едва ли не все герои «Эпизода 1. «Огонь» — безбожно переигрывают. Что Царь, что его дочь, что карикатурные пожарные. В этот момент начинает казаться, что сказка безнадежно устарела и продолжать смотреть ее означает бессмысленно тратить время. Ан, нет! На диво хорош Морской царь. Можно сказать, удержал у экрана, вернул интерес к происходящему. Ну а дальше — самое захватывающее. «Медные трубы». Апофеоз. Кульминация. Тут здорово. И главный герой на глазах меняется, и материал подается грамотно — «бац, бац, и в точку!», как говорится. Однозначно, лучшая часть фильма. И ведь, что немаловажно, «спасение утопающего» (пусть теперь и не в буквальном уже смысле слова) главного героя оказывается вовсе не его собственных рук делом. Проще говоря, не прошёл он испытания-то! В одиночку, в смысле. Кабы не верный «попутчик» (коза, то бишь) — быть беде. Но, не будем забывать, что это сказка, Кощей еще жив, а полюбившиеся нам по первым кадрам Баба Яга со своей дочуркой на авансцене с тех пор так и не появлялись. Нехорошо. Стало быть, спасибо этому дому (М. Пуговкин, кстати, сто очков вперед тому, первому, царю даст), идем к другому!
Дальше — дело техники. Девушка спасена, злодей (хотя, будем откровенными, ничего такого страшного он и не сделал, ну да будем считать, что за былые заслуги) безжалостно уничтожен, да здравствует Вася! Не хочется придираться, но о судьбе скрашивавшей досуг пленницы мышке-норушке нам не сообщают, а откровенное издевательство «молодых» над главной (с точки зрения заслуг, как мы уже выяснили чуть раньше) героиней сказки выглядит неуместным. Это так, к слову.
Таким образом приходится утверждать, что от былого очарования, к сожалению, с годами остается все меньше и меньше. Можно, конечно, грешить на возраст, с другой стороны, имея достаточное количество примеров «нестареющих» сказок, делать этого совсем не хочется. Куда как проще повторить то, с чего я начал сей опус: это была не самая лучшая советская киносказка.
7 из 10
17 ноября 2009