Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Безумцы Титиката |
английское название: |
Titicut Follies |
год: | 1967 |
страна: |
США
|
слоган: | «Don't turn your back on this film... if you value your mind or your life.» |
видеооператор: | Джон Маршалл |
жанры: | драма, документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 сентября 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
«Titicut Follies» — название концерта, поставленного персоналом и пациентами государственной лечебницы для душевнобольных преступников. Что-то вроде «Ziegfeld Follies», только в застенках Бриджуотера. Пациенты с воодушевлением исполняют песни, медсестры задирают юбки; ведущий снует туда-сюда, сжимая микрофон. Все это производит впечатление пира во время чумы. Как и вся наша жизнь.
Народ не любит правду. Народ любит обманываться. Не напрягаться, не выходить из зоны комфорта. В этом фильме — правда. Которая бьет тебя по морде и как кота окунает с головой в мочу.
Фредерик Вайсман целый месяц снимал материал о пациентах лечебницы, а после самостоятельно монтировал его. Режиссер играется с материалом, перетасовывая между собой отснятые сцены. Надо отдать ему должное — ни одного фальшивого звука или кадра Вайсман не допускает. Вот мы наблюдаем за лечащим врачом и его пациентом — педофилом, который растлил девочку 11-ти лет. Камера пристально вглядывается в лицо пациента, даже не думая отворачиваться. В другой сцене — «коммунист» с проникновенной речью об американском правительстве, Вьетнаме, французах и о США, как «о течной суке, которую все время надо удовлетворять» (смысл приблизительно таков). Пациент Владимир пытается достучаться до лечащих врачей, объяснить, что с ним все в порядке и он не болен, а нахождение в стенах больницы наносит ущерб его психическому состоянию…
Отношение к пациентам со стороны простых санитаров оставляет желать лучшего: больных поддразнивают, провоцируя на агрессию.
Большое количество людей в кадре среднего и пожилого возраста: исторически так сложилось, что многие люди, попадавшие в Бриджуотер, оставались там на очень долгий период, несмотря на то, что изначально направлялись туда на обследование или краткосрочное лечение. Их так и прозвали — забытыми людьми Бриджуотера.
Ну а финальным (прекрасным) аккордом стала попытка властей запретить фильм для показа широкой аудитории. И он действительно долгое время не демонстрировался — вплоть до 1991 года. Советую досмотреть фильм до самого последнего кадра, чтобы увидеть красноречивый финальный титр и порадоваться за Вайсмана. Он умница.
17 апреля 2019
Человеку на всем протяжении его осознанного жизненного пути, и не суть важно чудовищно долог он или невыносимо короток, свойственно сходить с ума, терять самоконтроль, падать в чёрную бездну бесчеловечности, когда нет никаких вообще принципов, рамок, границ, когда разум перестаёт подчиняться всем законам божественным и логическим, этот сладостный миг тотальной шизофрении. Безумие, этот удел страстей человеческих, столь же неотделимо от нашей эмоциональной внутренней природы, как и радость, грусть, вера или безверие, ибо безумие порой нас освобождает от многих условностей, навязанных нам обществом, родителями, воспитанием. Безумие, настоящее и неподдельное, не притворное и не фальшивое, в сущности является финальным этапом утраты отдельным индивидуумом собственных ориентиров в жизни, это апокалиптическое состояние отчаяния, когда кричать во все горло, постепенно наполняющееся кровью, уже бесполезно, а уходить в черное никуда, с петлей на шее или пистолетом во рту, не имеет смысла; тогда и остается лишь сойти с ума, отпустив свой разум в безвременье и лихолетье. Истово безумный человек может быть и святым, и юродивым, и грешником, и палачом, и самым худшим преступником из всех — тем, кто так и не понимает что он на самом деле совершил, тем, кто никогда не раскаится за содеянное, ибо штормовые вихри безумия охватили его окончательно и бесповоротно, и нет больше выхода, нет возврата назад.
Именно о таких людях, психически больных уголовных преступниках, осуждённых на длительное пребывание в застенках клиники Бриджуотер, что в Массачусетсе, и снял свой самый известный фильм «Безумцы Титиката» 1967 года знаменитый американский режиссёр-документалист Фредерик Вайсман, мастер тонкого, практически молекулярного исследования социальных проблем в США времён кризиса, социокультурного и психофизиологического слома. Причём картина эта, впоследствии попавшая в список 50 самых шокирующих фильмов ХХ века, для Вайсмана стала, пожалуй, самой и радикальной и неприятной, нарочито отталкивающий по своему изобразительному кинослогу, тяготеющему к эдакой безучастной фиксации всего происходящего на экране, лишенного принципиально любых признаков внесюжетной и внекадровой жизни, несмотря на сугубо документалистскую сущность фильма. Фиксация эта намеренно болезненна, страдальчески искажена гримасами отчаяния и того состояния безумия, которое не исцелишь, не излечишь. Монохромная, неторопливая, мертвенная манера сьемки, применённая Фредериком Вайсманом, медленно, но неумолимо погружает зрителей в состояние гипноза, транса и некоей зловещей сопричастности к льющимся непрекращающимся потоком историям бриджуотерских узников не своей совести, но разума.
Кинематограф, как известно, это не только рассказывание историй, будь фильм художественным или документальным; кинематограф почти всегда это сон, спроецированный в реальность, кино обладает невероятной способностью и видеть, и создавать такие сны. В случае с «Безумцами Титиката» Фредерик Вайсман соединил в рамках единого фильмического космоса плоть, живой текст, преподнесенный в формате множества историй больных Бриджуотера, и кость, изощренные постановочные игрища с формой авторского повествования, перенеся на экран кошмарный сон разума, рождающий чудовищ. Непривычно аскетичный, для кого-то слепо изобличительный и простодушно разоблачительный, переполненный натуралистическими сценами на грани (для шестидесятых уж точно), фильм едва ли стремится к глубинному анализу причин сумасшествия героев. Вайсман в первую очередь стремится к созданию некоего пространства тотальной ирреальности или даже гиперреальности, в которой царствует само безумие, порождённое не столько обществом в целом, сколь самими этими людьми в частности. Примечательно, что появившееся в конце восьмидесятых годов прошлого века в Петербурге движение некрореалистов Маслова-Юфита, а также отчасти припочковавшийся к нему, но фактически ставший творцом в себе Артур Аристакисян, воспользовались практическими теми же зловещими кинематографическими красками в своих палитрах, каковые впервые задействовал Фредерик Вайсман в «Безумцах Титиката», которые некрореализмом не были вовсе. «Ладони» и вовсе синонимичны мрачной исповеди деменции «Безумцев…».
Вайсман рассказывает и наблюдает. Перед зрителем проходит вереница героев, обьединенных тяжелейшей психологической или физической немочью. Камера бесстрашно и бесстрастно внимает их сбивчивым, странным, наивным и большей частью необычным рассказам, практически философским размышлениям о сути окружающих их вещей. Истинность их выводов о Боге, Сатане, преступлении и наказании и ещё очень многом в чем-то сомнительна, но в сущности они намного свободнее, чем все остальные, чем те, кто общепризнанно нормален. Но что есть норма и есть ли она вообще? Как бы это не звучало необычно, но фильм Вайсмана в своё время удачно сумел вписаться в полемику, возникшую после выхода романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», полемику о приемлемости применения тех или иных методов терапии в психлечебницах США, о праве на свободу и борьбу за неё. При всей ужасности картинки, фильм Вайсмана не очерняет психиатрию тем не менее, показывая что герои искренне счастливы в своем неведении безумствований, и так внутренне свободны, что нам и не снилось, но лишь в случае истинности и неопровержимости диагнозов, да и почти все герои ленты, которые обрели право голоса в ней, уже не нуждаются в еще большей свободе, ибо тогда им и всем нам будет лишь хуже. Попытки их вернуть в здоровое общество лишены смысла, ибо для большинства безумие оказалось намного приятнее здоровья. И кто намного нездоровее тогда: нормальный якобы человек, склонный накапливать годами стрессы, не выплескивая их наружу, или же настоящий безумец Титиката, который, возможно, видит правды больше, чем кто-либо из нас?
31 мая 2015