Бал пожарных
Horí, má panenko
7.2
7.4
1967, комедия, драма
Чехословакия, Италия, 1 ч 13 мин
12+

В ролях: Ян Вострчил, Йозеф Шебанек, Йозеф Валноха, Франтишек Дебелка, Йозеф Колб
и другие
Много забавных ситуаций ожидает участников бала пожарных: чествование юбиляра, розыгрыш праздничной лотереи, конкурс красоты и даже... настоящий пожар!

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Бал пожарных

английское название:

Horí, má panenko

год: 1967
страны:
Чехословакия, Италия
слоган: «A Masterpiece from Czechoslovakia»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Мирослав Ондржичек
композитор:
художники: Карел Черны, Здена Снайдарова, Владимир Маша
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 декабря 1967 г.
на DVD: 12 декабря 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 13 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Бал пожарных», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бал пожарных», 1967

Последний чехословацкий выстрел Формана

В чехословацком городке уважаемый комитет пожарных проводит бал имени самих себя. Более 500 гостей, чествование заболевшего раком своего экс-руководителя, конкурс красоты и раздача призов по итогам покупки лотерейных билетов -программа мероприятия ожидает быть большой и насыщенной. Она такой и становится, с тем только отличием, что все идет не по плану и через организационную жопу. Гости начинают незаметно тырить подарки, девушки, отобранные на конкурс красоты, предстают сферическими дурами, по соседству с пожарными горит дом, да и организаторы праздника оказываются теми еще прохиндеями.

Последняя работа Милоша Формана его чехословацкого периода, по итогам которой он вынужден был благополучно свинтить за «железный занавес» и открыть Голливуду свой настоящий потенциал. В целом, комедия абсурда «Бал пожарных», которая достаточно едко раскрывает пороки современного социалистического общества, ничем особо криминально-крамольным не отличается. Форман демонстрирует общество с крайне низкой организационной составляющей, где за фасадом норм и приличий, таится тотальный непрофессионализм, вороватость и склонность к взаимному обману. Чем-то это кино напоминает наш советский «Гараж» с той только разницей, что Рязанов не доводил действо до откровенного идиотизма, да и снял свою картину на десятилетие (даже чуть больше) позже. Но картина Формана получила неожиданный взрывной эффект, попав в конъюнктурное поле большой геополитики. Кино было снято как раз накануне Пражской весны со всеми вытекающими последствиями. В Чехословакии стали «закручивать гайки», а на Западе, напротив, примечать «раздавленных талантов». В когорту таких и попал молодой Форман, чей «Бал пожарных» вдруг обрел политический подтекст.

Впрочем, даже за рамками политических срачей, фильм у Формана вышел симпатичным, хотя и не очень структурированным в плане сюжета. В некоторых случаях кино скатывается до откровенного фарса и абсурда, что не добавляет постановке адекватности восприятия. Ряд моментов (вроде украденного топорика в финале картины) просто предсказуем. Но есть здесь и по-настоящему взрывные сцены, вроде проведения конкурса красоты. Отдельного упоминания заслуживает подбор артистов-любителей. Важно не то, что здесь ВСЕ любители (в основном, настоящие пожарные), а то, насколько колоритных и антиглянцевых фактур набрал Милош Форман. Куцые, пухлые, лысые, целлюлитные, да и просто страшненькие (включая девушек) — это точно не «социализм с человеческим лицом».

С учетом неожиданно сложившейся политической конъюнктуры, в которой кино и появилось на свет, работа Милоша Формана в культурном плане все же существенно переоценена. По крайней мере, этот фильм точно не был полноценным конкурентом масштабной работе Сергей Бондарчука «Война и мир», проходившего в конкурсной программе «Оскара» того же года. «Бал пожарных» хорош сам по себе как образчик задиристого социально-едкого абсурдистского кино.

2 августа 2020

Абсурд геронтократии

Некий городок где-то в Чехословакии. Общество пожарных решает достойно проводить с поста своего 86-летнего председателя, подарив ему пожарный топорик, поскольку ему суждено умереть от рака. И они устраивают ему бал — с конкурсом красоты, лотереей и даже пожаром.

Последняя чешская картина Милоша Формана — не очень характерная для него абсурдистская сатира. Сатира, которую не очень поняли чешские пожарные, разом подавшие на увольнение (Нью-Йорк Таймс писал о 40 тысячах, но, скорее всего, это фейк). Думается, что Форман снял сатиру на зарождающуюся геронтократию — было бы ещё эффектнее, если бы фильм был показан где-нибудь лет через 10 в СССР. И смешно, и грустно. Это ли имел ввиду Форман на самом деле — вопрос хороший. Но ничего другого в ум и не приходит: нетяжёлый разврат, суровый маразм, почти недееспособность и полное разгильдяйство и воровство. Наверное, так режиссёр выстраивает веру в молодёжь накануне Пражской весны. Вернее, неверие в ветеранов.

1 сентября 2018

С топориком

«Бал пожарных» стал последней работой знаменитого режиссёра Милоша Формана на своей родине в Чехословакии. И так имевшего предложения и желание покинуть эту землю в поисках земли более плодородной, режиссёра в буквальном смысле «запретили» из-за создания сего фильма, чересчур порочившего уклады чешской жизни, демонстрирующего население недалёким, а пожарную службу и вовсе ненормальной. Как и многим славянским народностям, ирония и абсурдность действия были незнакомы чехословакам. Однако история всегда честна — пусть «Бал пожарных» остался непонятым в своё время и на своей территории, в настоящее время он выглядит настоящим алмазом в коллекции сатирических произведений.

Царство абсурда имеет власть в ленте в каждом кадре, хотя и ленту зачастую обвиняют в низком качестве этого жанра. Как ни крути, эти визуальные пессимистические забавы — лучшее отображение тёмной сатиры, однако, не принижающей человека, а видящей в нём жертву общества и своей натуры. Здесь верховенствует хаос с самого начала, когда экспрессивные или наоборот оцепеневшие пожарные начинают разгонять вечер к своему апофеозу. Один целуется прямо под столом с подарками, у второго из-под носа крадут победные призы для лотереи, а выставленная им на охрану жена ничем не стремиться ему помочь. Всем скопом они ищут девушек для конкурса красоты, однако мало того, что к своему возрасту понимают неповторимость вкусов, так ещё и девушки не согласны принимать в этом конкурсе участие. Да и позолоченный топорик, что приготовлен в подарок на день рождения шефа, требует, чтобы им как можно сильнее размахнулись и положили обратно в праздничную упаковку.

Используя длинные сатирические сцены по большей части в одной локации Милош Форман представляет зрителю театрализованное представление, с яркими образами и общим броуновским движением. Нельзя сказать, что это выдумка. Фильм представляется как некое нарочное искажение реальности, гипертрофированность глупости и строя, в котором Форману пришлось жить. И малейшее право выбора и свободы разрушает его — не случайно, что здесь подарки исчезают со скоростью кадра, а нескладная девушка в одном купальнике гораздо привлекательнее даже симпатичных в одежде.

Задействовав в своей ленте настоящих пожарных, которые снимались между службой, Форман приблизил свою абсурдную энциклопедию к состоянию прогноза общества — «смотрите, как будет, или оставайтесь такими же». В каком-то смысле её можно назвать радикальной, однако в настоящее время она поражает своей невинностью. Особенно легко увидеть в фильме своё общество будет и для российского зрителя, однако, как полувеком ранее сделали его сородичи, он вряд ли это признает.

19 марта 2017

Серьезная комедия

«В пожарном отделении города Врхлабы служили добровольцы. В основном они работали на заводе. На танцы они пришли, чтобы хорошо провести время, и веселились от души. Они организовали конкурс красоты для своих дочек. Они провели лотерею. Они пили, и спорили с женами, и вообще были самими собой», — так вспоминал работу над фильмом словацкий режиссер Милош Форман в своей книге «Круговорот». Вот из такой, казалось бы, простенькой фабулы родился один из лучших фильмов чехословацкой «Новой волны» и одна из классических «серьезных» комедий.

Форману помогли не только итальянские деньги продюсера Карло Понтии, но и идеи итальянских неореалистов. Актерами были пожарные-добровольцы, которые, отработав полную смену на заводе, к вечеру приходили на съемочную площадку. Они работали без сценария, руководствуясь лишь подсказками режиссера. Так продолжалось «семь немыслимых недель». И так появилась одна из важнейших и принципиальных особенностей «Бала пожарных» — полная натуральность происходящего.

Из всего, что задумали сделать на бале пожарные, качественно получилось лишь одно — пьянка. Все остальные начинания будут загублены поголовным воровством, старческим маразмом, забитостью местного населения, сластолюбием и формализмом. Фильм был назван «антисоциалистическим» и стал, по образному выражению Милоша Формана, его «каравеллой в Америку».

Кстати, говорят, что картина так понравилась Федерико Феллини, что он решил процитировать одну из сцен (любовное свидание под праздничным столом) в своей «Репетиции оркестра».

9 из 10

20 декабря 2015

Густо-чёрный юмор на фоне абсурда

В честь празднования 86-го дня рождения капитана пожарной команды, его подопечные готовят пышный бал. Приготавливают подарки, делают поздравительные растяжки, делают сюрпризы и последующий конкурс красоты. Ему собираются преподнести подарок, что в прологе очень комично обсуждается. Далее, собственно на балу, организаторы замечают, что начинают пропадать подарки и угощения. Сначала зельц, затем булка хлеба, далее пропадает торт, несколько подарков и т. д. В самый разгар веселья и проводимого конкурса красоты раздаётся сирена — в ближайшем доме пожар. Однако из-за сутолоки, суматохи и вообще от плохой организованности, дом сгорает до тла…

Фильм лаконичен и краток как хорошо рассказанный остроумный анекдот.

На самом деле пользователь Tommy2415 так замечательно всё рассказал про фильм, что мне остаётся лишь кое-что добавить и уточнить.

Заручившись поддержкой известнейшего европейского продюсера Карло Понти, молодой талантливый чех Милош Форман приступил к съёмкам истории, которую он случайно подглядел на праздненстве в реальной пожарной части. На фоне «Пражской Весны» ещё более едкой виделась «насмешка» режиссера, от которой, повторюсь, он открещивается.

На самом деле Форман и по сей день утверждает, что он просто решил снять фарсовую историю с элементами абсурда. Что он не подразумевал показать в картине аллюзию на высшее руководство Чехословакии. Тем не менее партийные деятели были крайне недовольны ещё и на почве того факта, что за год-полтора до выхода этого фильма, был крупный коррупционный скандал с одним из министров — Новотным — в Чехословакии, который, как оказалось, нещадно воровал из своего же ведомства. И подозрительное «начальство» конечно тут же обозвало крамольную поделку режиссера — антинациональной. И когда фильм практически был готов — упомянутое руководство выразило своё крайнее неудовлетворение и продюсер Карло Понти моментально забрал свои деньги из проекта, «вычеркнул» своё имя из титров и полностью «открестился» от его создания. И если бы не режиссеры Клод Берри и Франсуа Трюффо — возможно и лежать этому фильму «на полке» и по сей день.

Фильм смотрится как хороший спектакль в театре драмы. Сцены длинные, но запоминающиеся надолго. Персонажи яркие и выписанные. Мне лично увиделось непосредственное влияние итальянского «неореализма». Здесь это всё просто на просвет: полупрофессиональные и непрофессиональные актёры, чёткий сюжет, «документальная» манера съёмки и камерность повествования.

По-своему, конечно, фильм зол, едок и очень жесток. По большому счёту и смеяться-то тут не над чем. Однако не зная самых последних сцен фильма, смотришь его как чреду бесконечных гэгов и шуток. Собственно все европейские работы Формана достаточно жёстки по своей сути. Мне данная история напомнила не менее крамольное, хотя не запрещенное выступление Аркадия Райкина, высмеивающего бесконечную бюрократию. Дело происходило во время пожара на даче и хозяин звонил в «01», а те запросили документы из страховой компании и две фотокарточки.

Фильм по-своему прекрасен и уникален. Настолько яркого синтеза абсурда, густо-чёрного юмора и жестоких ситуаций я не видел более ни в одном кино.

9 из 10

22 декабря 2012

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Наивный, но добрый фильм с заявкой на сатирическую комедию. Немного не дотягивают, но раннему Форману это с лёгкостью прощается. Сюжет прост: пожарные собираются на ежегодный бал, где выбирают королеву красоты. Ещё один повод — 86-летие бывшего начальника пожарной охраны.

Особо отмечу сцену выбора участниц конкурса красоты — это единственное, над чем можно посмеяться. Да и в очередной раз продемонстрировать зрителю, что красота — понятие относительное и что не бывает некрасивых женщин.

Ну и конечно же не обошлось без пожара. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Примерно так можно описать всё происходящее на экране.

Фильм для фанатов творчества Формана. Остальным можно не смотреть, хотя, хронометраж и позволяет ознакомиться с этой картиной без особого вреда для здоровья. И, возможно, даже поднять себе настроение. Форману всё же ставлю плюс, не самый плохой фильм для молодого начинающего режиссёра из Чехии.

6 из 10

20 декабря 2012

Чешский язык не настолько непонятен, чтобы сомнения в адекватности перевода оригинального названия «Гори, моя паненка» на бал пожарных отсутствовали.

Не понравилось, не смешно. Материала в фильме на короткометражку, однако молодой Форман почти дотянул фильм до полного метра. Формально — что-то вроде вариаций на тему идиотизма официоза или «похождений м.. ков», аналог нашего «Праздника Нептуна» (тоже недлинный фильм, который можно было бы подрезать минут на двадцать). Постановочные сцены собственно на балу плюс выбор и осмотр участниц конкурса — это хорошо, этим надо было бы и ограничиться. Вставленная сцена пожара и образ погорельца трагизма и амбивалентности картине не придают. Если это и сатира, то уж точно специфически смягченная. Фильм не идет ни в какое сравнение с другими ранними работами Формана — «Черным Петром» или дивной мелодрамой о мытарствах блондинки.

5 из 10

13 сентября 2012

Не забываем про душу..

Фильм со смыслом, как говорят, в некой степени — фильм в который закладывают загадку. Забыв про загадку, мы начинаем жадно есть, быстро подкинутую нам пищу для ума, разглядываем и цепляемся за очевидное. Безусловно, в фильме присутствуют намеки на социальные темы, но в этом фильме они были как приправа, а в лучшем случае гарнир в большом блюде.

Я не хочу затрагивать анализ времени, анализ современного человека и мораль общества, я мало верю, что режиссер (сценарист) именно эти вещи вкладывал в основное.. По крайней мере это отдельная тема. Его сарказм по фильму быстро отвлек внимание, цепляя нас, видя нас.

Он внимательно следил за нами с экрана мудрыми глазами «председателя». Жизнь прошла. По мне, основная загадка именно про жизнь старика, и его «горящую душу». А вы знаете, что умираете? Какие у вас ценности под конец жизни?! С самого начала фильма, до самого конца — человек нужен.

С первых действий старик находится в особом душевном состоянии, но мы пропускаем это, отвлекаясь. Посмотрите на его ожидание, походку (выход). На что обращает внимание, как смотрит на свою проходящую жизнь (Горящий дом)? Принятие «ценного подарка», его речь при этом?! Главный подарок («пустая коробка») был не более пуст, чем все, что там происходило. Фильм о последних днях (минутах) жизни старика, и думаю, нужно было обратить внимание именно на это..

18 июля 2012

Социалистический «корпоративчик» пожарных.

Милош Форман снимал свой фильм, иронизируя над той системой, в которой он жил, которую он не любил, и, в конце концов, он все же покинул социалистическую Чехословакию и перебрался в США. Однако сегодня этот фильм воспринимается с особой тоской по тем временам.

Герои фильма — общество пожарных, которые собрались на ежегодный бал, посвященный 86-летию их бывшего председателя. Все люди в зале — обычные люди разных лет, среди них и люди средних лет и пожилые, лысые и седые, толстые и худые — и все они лишены того шика, лоска, по-современному «гламура», то есть того, без чего немыслимы современные герои кино.

Форману, которому хотелось изобразить комичность социалистического общества на примере небольшого коллектива, это удалось, однако теперь хочется не только смеяться, но и восторгаться теми отношениями, которых почти нет. Это вам не «корпоративная вечеринка», а социалистический праздник: на этом балу все чувствуют себя наравне и стар и млад, никто не боится сказать или сделать что-нибудь не то, за что будет уволен после окончания праздника.

Интересно посмотреть, как сильно поменялись взгляды на женскую красоту: единственная девушка из участниц конкурса красоты, которая была в купальнике, с ее огромными бедрами, сегодня вряд ли кому показалась бы привлекательной, но наши судьи — люди немолодые — сильно воодушевились. Да и сам факт осмотра девушки, оголенной до степени бикини, в настоящее время сравним разве что с созерцанием порножурнала.

Нынешнюю молодежь может сильно удивить момент в фильме, когда все претендентки на первую красавицу бала, сбегают с конкурса, не желая подниматься на сцену, причем даже та, которая пятнадцать минут назад, как самая смелая, демонстрировала себя в купальнике. Сейчас, в обществе, где показать свою скромность — значит прослыть «тормозной», все происходящее может показаться ненатуральным, надуманным. Но это было другое общество, и девушки реально боялись показаться нескромными.

В фильме есть немало смешных моментов, например, когда под столом парочка занимается любовью, а за столом сидит Йозеф, который должен охранять подарки, которые, в свою очередь падают от вибрации. Он называет разные имена, в надежде на то, что, если он угадает, кто же там под столом, то они прервутся.

Этому Йозефу вообще не повезло, потому что, по ходу действия фильма, сувениров становится се меньше и меньше, а ему как-то надо объяснять их отсутствие.

А кульминацией всего является сцена пожара, когда возгорается дом, соседний с рестораном, где идет бал, и все выбегают на улицу. Диалог официанта и человека в толпе считаю шедевром юмора: «Молодой человек, что вы заказывали? — Один лимонад — Позвольте вас понюхать? — Вот ваш счет». А бедному дедушке, чей дом сгорает на глазах, пожарные предлагают: «Замерз, дедушка? Может тебе поближе к огню сесть?».

Фильм абсолютно в стиле Формана: эдакая комедия с горчинкой.

8,5 из 10

12 ноября 2009

Горит, моя барышня!

Короткая и злая сатирическая комедия «Бал пожарных» (или «Горит, моя барышня» по-чешски) в далёком 1967 году вызвала немало озлобленных высказываний в адрес Милоша Формана как от итальянского продюсера Карло Понти, так и со стороны Коммунистической партии. «Бал пожарных» — последний фильм, снятый Милошем в Чехословакии.

В основе сюжета реальная история. Прототипом фильма стал настоящий бал пожарных, на котором Форману довелось присутствовать. Пожарное отделение в маленьком чехословацком городке Врхлаби устроило большой праздник, приуроченный к 86-летию бывшего председателя, почтенного начальника отделения. На танцы пожарные пришли, чтобы хорошо провести время, и веселились от души. Они организовали конкурс красоты для своих дочерей. Они провели лотерею. Они много пили, и спорили, одним словом были самими собой. Но подготовиться и провести сам бал оказывается вовсе не так просто, как им казалось. Тем временем неподалёку догорал дом…

Все — и главные и второстепенные роли в фильме исполняли обыкновенные жители Врхлаби, тем не менее, смотреть на их игру интересно. Форман предоставлял своим актёрам максимальную свободу: текст они не учили, а лишь импровизировали в кадре на заданную тему. Режиссёр избрал верный путь: с большой долей вероятности пожарный, исполняющий роль пожарного будет «в образе», как в жизни выглядеть органично.

«Бал пожарных» высмеивал не «буржуйское» западноевропейское сословие, а «среднего человека», на которого в социалистическом государстве возлагались все надежды, естественно выход фильма в широкий прокат мог повредить интересам партийного руководства: бюрократы считали фильм «насмешкой над рабочим классом», упрекали режиссёра в цинизме и сатирическом изображении жизни рядовых членов строящегося социалистического общества.

В результате, Форман, оказавшись меж двух огней, обвинённый в «нанесении экономического ущерба государству», под страхом десятилетнего тюремного заключения, вынужден был бежать во Францию. А потом наступила Пражская весна и «Бал пожарных» пришёлся на Западе очень кстати и получил номинацию на Оскар в 1969-м.

«Бал пожарных» стал для Формана судьбоносным фильмом. Если бы не Клод Берри, продюсер, выкупивший ленту у чехословацкого правительства, возможно, не было бы сейчас таких шедевров, как «Пролетая над гнездом кукушки» или «Амадей» от одного из виднейших режиссёров современности.

Фильм представляет собой злую сатиру на социалистическое общество, где всё фальшиво, наиграно: если поздравления, то штампованные, если слова благодарности, то заранее заученные, если казённое имущество то его обязательно кто-нибудь разворует, ну а секса, разумеется, официально нет, но если очень хочется, то можно, под столом… В «Бале пожарных» события местного масштаба используется для рассмотрения более крупных социальных проблем.

Сейчас, более сорока лет спустя, фильм заметно подрастерял своего революционно-провокационного шарма и смотрится разве что как очень весёлая комедия, что тоже совсем неплохо. Семьдесят три минуты «Бала пожарных» пролетают вмиг: за чередой постоянно следующих друг за другом комических эпизодов конец наступает даже слишком быстро.

«Бал пожарных» — очень лёгкое, увлекательное кино. Такой обворожительный фарс непременно заслуживает просмотра «с огоньком».

8 из 10

27 января 2009

Довольно тягомотное кино. Может быть изначально, перед просмотром, не стоило ожидать от фильма искрометного юмора и изобилия простецких шуток. «Бал пожарных» конечно из жанра комедии, но не относится к ее примитивным представителям. Великолепная сцена с отбором девушек на конкурс «Королева бала», да в общем много чего запоминающегося. Но, все же впечатление какое-то тяжеловатое.

6 из 10

2 марта 2008

Комедия Бал пожарных появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Милош Форман. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ян Вострчил, Йозеф Шебанек, Йозеф Валноха, Франтишек Дебелка, Йозеф Колб, Жан Стокл, Вратислав Цермак, Джозеф Ржегоржек, Вацлав Новотны, Франтишек Рейнстейн, Франтишек Паска, Stanislav Holubec, Josef Kutálek, Frantisek Svet, Ладислав Адам.

Производство стран Чехословакия и Италия. Бал пожарных — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.