Бабье царство
7.4
7.1
1967, драма
СССР, 1 ч 37 мин
12+

В ролях: Римма Маркова, Светлана Суховей, Светлана Жгун, Алексей Крыченков, Варвара Попова
и другие
История простой колхозницы, возглавившей женщин села в годы Великой Отечественной войны и прошедшей с ними весь ужас фашистской оккупации, которая лишила ее сына, мужа и родного дома.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бабье царство

год: 1967
страна:
СССР
слоган: «Бабьим царством стали наши сёла в годы Отечественной войны. Трудная и горькая судьба выпала на долю женщин. Но сердца их остались открыты людям.»
режиссер:
сценарий:
видеооператоры: Геннадий Цекавый, Виктор Якушев
композитор:
художник: Евгений Свидетелев
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 марта 1968 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Бабье царство», 1967

Видео: Фрагмент (Бабье царство, 1967) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Бабье царство», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бабье царство», 1967

***

Ещё один хороший фильм о войне. Деревня занята немцами. Среди баб да девок затесался дедок и мальчишка, который не смог уйти с партизанами. Оккупанты развлекаются, разыгрывая сценки из 'Дон Кихота'. То их главный несётся с шестом на мельницу, а то спасает стоящих по грудь в воде баб, загнанных туда ради красивой картины.

Под шёпот старухи Комарихи (В. Попова), рассказывающей, как им 'повезло' с немцем, ведь в других деревнях людей вешают, жгут, раздаются дикие крики Дуняши (С. Суховей), которую пытается изнасиловать немец. Как спасти Дуню, ещё ребёнка? Одна из баб Настёна (С. Жгун) заменяет её собой. Но сможет ли Настя тащить такую ношу, которую в порыве отчаяния схватила?..

За безобидную шутку немцы хотят жестоко отомстить пацану, сыну Надежды (Р. Маркова). В горе мать взывает к милости старосты (Б. Кудрявцев). Все готова отдать она за то, чтобы не наказывали её мальчишку.

Но глухо сердце мужика к горестям односельчанки. Когда-то давно свои же раскулачили его семью, отправили по этапу и никто не пожалел, так какого снисхождения сейчас от него хотят?

Главная героина Надежда (одна из самых удачных ролей Риммы Марковой) скажет потом вернувшимся фронтовикам: '... на войне один раз убивают, а нас каждый день убивали'.

Действительно, что бы ни случилось, а людям, живущим на оккупированных территориях, надо был терпеть, молчать, опускать глаза и мириться с происходящим. Лишь надежда на то, что когда-нибудь всё закончится, что придут с войны мужики и всё пойдет по-прежнему, поддерживает женщин, не ломает их.

Освобождают деревню. Но и мир приносит с собой немало трудностей. И снова надо оставаться стойким, справедливым и находить правильные решения.

А главное, делать всё вместе, сообща. В единении людей залог успеха любого предприятия. (Напоминание как нельзя более своевременное, потому как мы сейчас сплошь индивидуалисты).

Вообще фильм очень содержательный. Почти за каждым, пусть и небольшим эпизодом кроется очень многое для нашего человека.

Вот бабы, крестясь и рыдая, пускают в своих избах красного петуха. А в минуту отчаяния поют шёпотом песни. Жестокий, но справедливый самосуд, нужный не столько обиженной Настёхе, сколько всем живущим рядом с нею. 'Бабье царство' - фильм тяжёлый, но смотреть такое кино необходимо, чтобы окончательно не зачерстветь.

31 декабря 2023

Россия; конец XIX века

Анна Акимовна /Наталья Тенякова/ - молодая женщина, владелица завода, занимающаяся делами после смерти отца, не замужем, страдает от одиночества

Осип Пименов /Леонид Неведомский/ - рабочий завода, производит впечатление умного и надёжного мужчины

Виктор Лысевич /Олег Басилашвили/ - адвокат, мнит себя интеллектуалом, знающим толк в жизни и имеющим право учить других, как жить

Маша /Татьяна Иванова/ - горничная, верна хозяйке, влюблена в Мишеньку и страдает от того, что чувства не взаимны

Мишенька /Александр Романцов/ - лакей, пресмыкающийся перед хозяйкой, тяготится любовью Машеньки и не знает, как от неё отделаться

Телеспектакли – это отдельная моя любовь, я очень люблю их эстетику, размеренность, ограниченность съёмок декорациями и отсутствие натурных кадров. Очень жаль, что сейчас традиция снимать телеспектакли канула в Лету.

Да, появляются спектакли, которые сняты из зрительного зала, что, по-видимому, должно создать у зрителя ощущение присутствия в этом зале. Но мне подобные экземпляры пьес не нравятся, я к ним до сих пор не привыкла. Благо, советский кинематограф оставил огромное количество настоящих телеспектаклей.

Как обычно отошла от темы, забредя не пойми куда. «Бабье царство» - это телеспектакль, снятый по одноименному рассказу Антона Чехова. Считается, что прототип рассказа был знаком самому Антону Павловичу, это была реальная женщина, после потери мужа управлявшая делами завода и занимавшаяся благотворительностью.

Однако в рассказе – и в телеспектакле – перед нами предстаёт, прежде всего, обычная, внешне сильная женщина, которая изнывает от одиночества и от того груза неинтересных ей забот, которые давят ей на плечи и не дают свободно дышать.

Мне данная телеверсия понравилась, рекомендую её любителям творчества Чехова и советского кино, в частности, телеспектаклей.

18 июля 2023

Алексей Салтыков — прекрасный постановщик и «осветитель» психологической стороны человека. В данном случае, объектом «освещения» выступает группа деревенских женщин, оставшихся в тяжелом оккупационном положении конца Великой Отечественной войны. Но, не смотря на любовь режиссера к непредсказуемой женской натуре, картина не обладает систематизированным сюжетом, где условно ведётся деление на «до» и «после».

«До» — это немецкий захватчик, истязающий бедных баб, на не легкую долю которых выпало остаться один на один с заклятым врагом. «После» — это жизнь… точнее те крупицы жизни, которые после всех ужасов нужно собрать, как зерно на нужду целине, и двигаться дальше. И всё это на фоне войны, которая не прекращается и после капитуляции Германии (приобретая совершенно другой оборот).

Вступительная часть фильма, рассказывающая о положении сельского советского гражданина, понятна своим страхом и мерзостью. Но тут у Салтыкова получилась какая-то рядовая «бытовуха», плавно перетекающая в те самые женские головы. Эти головы своенравны, дерзки и непонятны ни им самим, ни мужикам, вернувшимся с фронта. Главенствующую позицию среди всего состава занимает Римма Маркова, исполнившая роль Надежды — председательницы колхоза. Надя — олицетворение той самой Русской Бабы (с большой буквы), у которой даже имя излучает нечеловеческую энергию. Такие, как говорится, и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Персонаж несомненно сильный и прекрасный, но непонятен он по той причине, что выстраивается в монументальный образ мученицы. Вот и получается по итогу, что советский солдат, якобы, в «танчики» играл на чужбине.

Говорить и распыляться тут нечего: война — это ад на земле, который калечит любого и каждого. И если не физически, то морально обязательно. И говорить тут, что кто-то страдал больше а кто-то меньше, смысла нет. Ну а Алексей Александрович, получается, хотел сказать, что есть?

7 из 10

19 мая 2019

Бессмертное горе

«Бабье царство» — советская, черно-белая, военная драма 1967 года. Фильм этот раскрывает бессмертные ужасны войны и горе советского народа. Драма очень сильная и тяжелая. При просмотре ее навариваются слезы. Очень жаль тех людей, которые перенесли весь хаос Второй Мировой Войны, фашистскую оккупацию.

В этой истории мы видим деревню, в которой советские женщины были под фашистским сапогом немецкой армии. Мы видим, какие ужасы здесь происходили и то, как бедные женщины держались до последнего. Когда же война закончилась, в деревню стали возвращаться мужчины, и мы видим подлинную историю настоящего, бессмертного горя и истинную силу духа советских женщин…

Некоторые сцены этой драмы просто шокируют, и их нельзя смотреть без слез. Само кино снято достойно и правдоподобно. Было показано все правдиво и невероятно драматично. Римма Маркова сыграла в этой драме первую свою значимую роль, и сделала она это просто шикарно. Маркова смогла передать на экран настоящий, сильных дух светской женщины. Мы видим через что прошла ее героиня, но это ее не сломило, и она шла дальше. Ее героиня настоящая личность и очень вдохновляющий персонаж, который достоин самого пристального внимания. Светлана Жгун тоже запомнилась мне после этого фильма. Она сыграла женщину, которая спасла молодую девушку и легла под фашиста, тем самым перечеркнув себе всю судьбу. Эта актриса сыграла тоже восхитительно. «Бабье царство» — кино нужное и сильнейшее. Оно держит в себе всю ужасную правду Войны, чтобы молодые поколения не забывали о своих предках, которые несли на себе такое ужасное, тяжелое бремя и победили над истинным, фашистским злом.

Сильнейшее кино!

5 сентября 2014

Доля

Вот ведь радость какая: еще один человек от войны спасся

Снова, как и в предыдущем фильме Алексея Салтыкова, безвестный, захиревший в годы оккупации колхоз выбирает себе председателя. Выбор, как водится, между коммунистическим и неверным. Но у местных баб, темных и беспартийных, свое видение: выдержанные и развитые не ко двору, здесь и сейчас, чтобы ноги не протянуть, нужен дьявол. Дьявол по имени Надежда. Темная лицом, по которому не угадаешь возраста, крупная, немногословная, работящая, умеющая беззаветно любить и почти не умеющая прощать — архетипичная. Русскую женщину перекатило войной, скупо показанной, но от того не менее страшной. Она целовала чужие руки, вымаливая жизнь сына. Сползала, хватаясь за иконы, по стене при звуке выстрела. Не отводила глаз, когда, точно скотину, угоняли в плен односельчан. Сегодня — радость освобождения, завтра — похоронка: на войне один раз убивают, а Надежду, и миллионы таких как она, убивали каждый день. Те, кто сумел выстоять, нынче коня в поле заменят, из горящей избы фашиста не выпустят и головы ни перед кем не склонят: ни перед Богом, ни перед райкомом, ни перед собственными мужчинами, вернувшимися к женам, которые научились выживать без них.

Однозначной творческой удачей «Бабье царство» назвать сложно. Сюжет ощутимо гуляет. Сквозная история Надеждиной крестницы Насти, ради спасения чужой девочки бросившей себя насильнику-оккупанту «словно кусок мяса», порой надолго забывается. Пожары и изуверства сменяются комедийными зарисовками в духе Аристофана. Находится место для любовей, слез раскулаченного старосты, самосуда, вакхических жмурок, сражения с мельницами, борьбы за женское равноправие, задушевных песен и прочая и прочая — все это скорее в банальном беспорядке, нежели в художественном многообразии. Напряжение скачет: пронзительные сцены, снятые лаконично и просто, вдруг обрываются длинными монологами, где проскальзывает то театральная драма-драма, то показательная советскость. Здесь нет привычной канонизации красноармейца, воина-освободителя, зато есть секс и манипуляции с помощью него (операция «лиши его ласки»)… Но беспартийная Надежда, едва став председателем, тут же начинает скликать народ на общее дело, и бригада девчат в белых косынках за считанные месяцы строит коммунизм/рай на земле, попутно объясняя воротившимся с войны мужьям, какие радужные перспективы открываются на селе и как здорово работать за трудодни.

Что делает картину достойной просмотра — это сама героиня. Первая (и самая известная) главная роль королевы эпизодов Риммы Марковой. В Надежде сошлись почти все когда-либо сыгранные ею женщины, девушки, старухи, в ней же — сама актриса, циничная и идеалистичная, неуступчивая и мудрая, одинокая. Вдова, мать всем и никому, повелительница бабьего царства руководствуется единственной заповедью: «Надо жить на свете, чтобы меньше боли было». За чужими радостями, заботами, чаяньями она забывает свое горе, неудовлетворенную потребность прижаться к мужскому плечу, укрыться за ним. Зато растут дети, милуется с кем-то из молодежи невеста покойного сына Дуняша, медленно-медленно время берет свое, затягивая раны. «Бабье царство» — не столько о войне, сколько о спасении от нее. С мая сорок пятого минуло всего полгода, год, пять, десять, все двадцать два года — на дворе 1967-й. Ветеранов еще не нужно подбадривать лозунгами о «нестареющей душе», воистину никто не забыт и ничто не забыто. Но женскому сердцу ведомо, что есть вещи, о которых лучше не вспоминать, оставить позади и не оглядываться никогда. Иначе не выжить: память тоже может ранить, выжечь изнутри, обратить в соляной столп — и немца давно нет, а на дворе все война.

30 марта 2013

Настоящая русская женщина

Лихолетье войны. Немецкая оккупация. Обычная советская деревня, в которой из мирного населения остались лишь женщины, старики и дети. Сполна хлебнул горя весь этот люд, испытав на себе унижения и издевательства гитлеровцев — поборы, побои, принудительную оправку деревенской молодёжи на работы в Германию, изнасилования и даже убийства. Особенно лютовал не просыхающий от пьянства немецкий комендант деревни Каспа (Ефим Копелян). Во всём старался угодить Каспе обиженный советской властью русский полицай-староста (Борис Кудрявцев). И такая невыносимая жизнь длилась месяц за месяцем. Пострадавшая от фашистского зверья больше, чем кто бы то ни было, простая деревенская баба Надежда (в главной роли — Римма Маркова) призывает односельчанок вступить в борьбу с оккупантами. И однажды этот день — день неотвратимой расплаты за все издевательства и унижения — настаёт.

Вторая половина фильма живописует жизнь деревни после великого Дня Победы над фашисткой Германией и возвращения на многострадальную землю мира. Возвращаются с фронта и мужья местных жительниц — те из них, кто уцелел в мясорубке войны. Поначалу в деревне царит атмосфера всеобщей радости — народ гуляет, пьёт, веселится. Но вместе с возвращением мужчин в деревенскую жизнь вклинивается проблема неожиданного свойства. В решении этой проблемы снова не обойтись без мудрости и решительности Надежды, нашедшей выход, как впоследствии оказалось, в точном соответствии с мифом о древнегреческой Лисистрате.

«Бабье царство» лично для меня стало открытием величия актрисы Риммы Марковой. Конечно, я видел Римму Васильевну и в других ролях, но Надежда в её исполнении — нечто совершенно потрясающее и, не побоюсь этого слова, роль на грани гениальности. Кстати, есть в конце фильма эпизод, когда героиня Марковой стремительно скачет в полный рост в повозке, запряжённой лошадью — при виде такой картины приходит мысль: ну чем не скачущая на колеснице героиня древнегреческой мифологии! И конечно, нельзя не провести очевидной аналогии между Надеждой из «Бабьего царства» и Прасковьей из известного фильма военных лет «Она защищает Родину» — образом, воплощённым на экране замечательной Верой Марецкой. Оба персонажа, потеряв близких людей, сплачивают вокруг себя для борьбы с захватчиками односельчан. Эти две во многом схожие роли показывают истинный символ русской женщины — красивой, решительной в трудную минуту, милосердной к чужому горю.

Фильм А. Салтыкова на редкость богат блестящими актёрскими работами. Римма Маркова, Ефим Копелян, Борис Кудрявцев, Светлана Жгун, Нина Сазонова, Анатолий Кузнецов, Виталий Соломин, Александр Грузинский — все они буквально ЖИВУТ на экране, и даже мысли не возникает, что это всего лишь ИГРАЮЩИЕ свою роль актёры и актрисы. Всё очень натурально, правдиво — смотришь, и ВЕРИШЬ тому, что видишь.

И ещё это очень-очень трогательный фильм. Могу честно признаться: несколько раз в процессе просмотра я не сдержал слёз, и думаю, такова естественная реакция любого нормального человека на то, что он, в данном случае, видит на экране. Один из самых пронизывающих фильмов о войне из всех, которые мне довелось увидеть — в нём точно передана атмосфера оккупации, жизнь и страдания людей, попавших в эту страшную атмосферу.

Наконец, без всякого преувеличения, взвешенно и объективно, могу назвать «Бабье царство» полноценным шедевром советского кинематографа. Очень сильное кино.

9,5 из 10

11 января 2013

Драма Бабье царство появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Алексей Салтыков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Римма Маркова, Светлана Суховей, Светлана Жгун, Алексей Крыченков, Варвара Попова, Ефим Копелян, Анатолий Кузнецов, Нина Сазонова, Александр Граве, Александра Дорохина, Петр Чернов, Валентина Столбова, Александр Грузинский, Федор Одиноков, Борис Кудрявцев.

Страна производства - СССР. Бабье царство — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.