Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Военная игра |
английское название: |
The War Game |
год: | 1966 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «BBC TV's film about a nuclear attack on Britain directed by Peter Watkins» |
режиссер: | Питер Уоткинс |
сценарий: | Питер Уоткинс |
продюсер: | Питер Уоткинс |
видеооператоры: | Питер Бартлетт, Питер Сушицки |
художник: | Ванесса Кларк |
монтаж: | Майкл Брэдселл |
жанры: | фантастика, драма, документальный, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 апреля 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 48 мин |
Войска КНР вторглись в Северный Вьетнам и оттуда уже начали прессовать Вьетнам Южный, где как раз «трудились» американцы. Штаты включили ответку. Тогда уже Союз борзанул и «погасил» Западный Берлин. Слово за слово и началась мировая ядерная война. И тут уже прилетело и старушке-Англии как союзнице Штатов, а еще и обладательнице ядерного оружия. По британским городам СССР нанес стратегический ядерный удар, в частности, досталось графству Кент. И вот уже простые англичане отходят от прелестей ядерной войны — переживают ядерный смерч, радиоактивное заражение, утилизацию десятков тысяч трупов и естественное в такой ситуации мародерство.
Британец Питер Уоткинс — фигура в кинематографе признанная, хотя лично я больших талантов в нем так и не увидел. Но определенные подвижки в жанр Уоткинс все же внес, в частности именно он начал снимать документально-постановочные фильмы, получившие название докудрама, а десятилетиями спустя — мокьюментари. Уоткинс в своих немногочисленных фильмах моделирует события в документально-игровой манере, показывая, как в логичном ключе должны будут происходить события. В частности, в «Военной игре» режиссер концентрируется даже не на самом вероятном факте нанесения ядерного удара по Англии, сколько на бытовых последствиях оного. И при этом Уоткинс поднимает достаточно интересные детали, которые в комплексе образуют жесткую картину ядерного протрезвления.
Другое дело, что в плане формы Уоткинс так и остался на уровне любительщины. Режиссер подал идею, но эстетски реализовать ее по разным причинам (и не только финансовым) не сумел. Вся «ядерная война» у режиссера выходит местечково-пародийной, даже лубочной. Парадокс, но самыми интересными моментами в «Военной игре» был закадровый голос, который озвучивал статистические данные и последствия после ядерного удара. И, тем не менее, для середины 60-х это кино имело определенный эффект на тогдашнее общество. В Британии фильм вообще был запрещен к демонстрации, а в Штатах работе Уоткинса присудили «Оскар» (и что особенно смешно, в категории «Лучший документальный фильм). Ну а десятилетиями спустя поделки Уоткинса и вовсе были признаны «шедеврами».
Весьма оригинальная по задумке игровая документалка, позволяющая отрезвить сторонников «превентивного ядерного удара» по вероятному противнику.
6,5 из 10
18 марта 2020
Через три года после Карибского кризиса в Великобритании был снят весьма нестандартный для того времени фильм. Фильм был сделан по всем канонам документального кино.
Только вот, картина рассказывала о начале конца Великобритании. На протяжении всего фильма зрителю рассказывалось об истории возникновения конфликта, ядерных ударах и их последствиях — болезнях и голоде.
В принципе, поднимаемая тема была более чем актуальна, даже несмотря на то, что за 6 лет до этого вышел «На берегу» Стэнли Крамера. Однако, режиссер фильма Питер Уоткинс прекрасно поймал момент. Он ударил в самую точку, вызвав своей псевдо-документалистикой недоумение, шок, раздражение и интерес. А что еще нужно для продвижения малобюджетного фильма?
Через год картина получила Оскар в США. Обратите внимание, что это был приз за лучший документальный фильм года. А незадолго до этого, фильм был запрещен в Великобритании.
Но самой интересной в этом фильме мне представляется совсем не альтернативная история. Герберт Уэллс в «Облике грядущего» 1936 года, раскрыл эту тему полностью.
Интерес представляет то, как Уоткинс показал действия британских властей. В сущности, режиссер нарисовал антиутопическую картину тоталитарного государства, которая ничего общего не имеет с известной нам Британией. Например, власти могут абсолютно спокойно национализировать имущество; подселять беженцев к обычным людям, угрожая им и делать еще много странных вещей. Более едкой критики нельзя было и придумать.
Через несколько лет Джордж Ромеро снимет «Безумцев», окончательно показав бессилие властей при чрезвычайных ситуациях. Между тем, именно Питер Уоткинс вполне может считаться одним из лидеров — основателей жанра псевдо-документального кино.
В итоге: этот фильм конечно заслуживает самых высоких оценок. Но, несмотря на легкий стиль и небольшой хронометраж, картину сложно смотреть — слишком уж тяжелые темы в ней поднимаются. Именно поэтому, такой небольшой бал.
7 из 10
14 апреля 2013
«Военная игра» — полудокументальный-полуфантастический фильм о том, что произойдёт, если начнётся ядерная война. Показаны ужасные последствия применения ядерного оружия — трупы, лежащие на мили вокруг, перемежающиеся интервью с известными личностями и случайными прохожими.
«Технически и интеллектуально мы живём в атомном веке. Но эмоционально мы всё ещё живём в Каменном веке. Во время своих праздников ацтеки приносили в жертву богам 20,000 человек, веря, что это сохранит Вселенную в надлежащем порядке. Мы полагаем себя выше их».
В отличие от пропагандистских западных фильмов, «Военная игра» акцентирует своё внимание не на классовом враге, а на последствиях ядерной войны. События этого фильма предположительно возможны были бы не только в Великобритании, но и в любой стране мира, ведь ужас ядерной бомбы одинаков везде.
6 из 10
28 мая 2011
Любопытный фильм. Несмотря на свой почтенный возраст, все ещё способен напугать современного зрителя. Очень убедительно демонстрируется результат воздействия ядерного оружия. Особенно впечатляет демонстрация массовых пожаров и эффекта «огненного шторма»: движущиеся с ураганной скоростью массы воздуха, стены огня, агонизирующие попавшие в ловушку люди…
Попыток запугать зрителя такими далеко идущими последствиями, как вбивание цивилизации на долговременную перспективу в каменный, век не делается. Может на то время про подобное не думали, а может посчитали достаточным и то, что уже успели показать. В любом случае этот фильм сильно отличается от довольно оптимистической продукции, которую крутили на Гражданской обороне
7 из 10
22 января 2010
Британский псевдо-документальный фильм о ядерной войне.
Прямой предшественник «Нитей» (Threads).
Сценарий Апокалипсиса очень реалистичный — В 1965 году китайские регулярные войска вступили на территорию Северного Вьетнама и начали крупномасштабное наступление против американских и южно-вьетнамских сил. После того как американцы пригрозили применить тактическое ядерное оружие во Вьетнаме, СССР в знак солидарности с вьетнамскими и китайскими коммунистами, полностью блокировал западный Берлин руками ГДР-овских властей. Попытки НАТО осуществлять снабжение Берлина по воздуху привели к тому, что несколько транспортных самолетов были сбиты. Столкновения на границе зон вскоре привели к полноценным боевым действиям и штурму Западного Берлина войсками ГДР и попытке войск НАТО прорваться на помощь осажденному гарнизону. Ну а дальше — война охватывает всю Европу, серьезное численное превосходство ОВД неизбежно ведет к применению тактических нюков натовцами и последующему биг-бадабуму с применением стратегических зарядов обеими сторонами, где Англии из-за высокой плотности населения и наличия множества военных целей достанется ОЧЕНЬ сильно.
Собственно этому — последствиям ядерной атаки и полной неготовности к ней населения Соединенного Королевства — этот 40-минутный фильм и посвящен.
Настоятельно рекомендую всем любителям мрачного, реалистичного постапокалипсиса — по реалистичности и жути, кино на уровне «Нитей» и часто сравнивается с этим фильмом.
18 августа 2009