Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сага о викинге |
английское название: |
Den røde kappe |
год: | 1966 |
страны: |
Дания,
Исландия,
Швеция
|
режиссер: | Габриэль Аксель |
сценаристы: | Фрэнк Йэйгер, Габриэль Аксель, Саксо Грамматикус |
продюсеры: | Геста Бергквист, Йохан Боньер, Бент Кристенсен, Бенедихт Ауднасон, Юст Бетсер |
видеооператор: | Хеннинг Бендтсен |
композиторы: | Марк Фредерикс, Пер Норгаард |
художники: | Вальтер Даннерфьорд, Пер Аксель Лунгрен, Нильс Вангберг, Улла-Бритт Сёдерлунд |
монтаж: | Ларс Брюдесен |
жанры: | драма, приключения, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 января 1967 г. |
на DVD: | 10 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
В чём феномен перечитывания и пересматривания читанного и виденного в раннем возрасте? Вероятно, в сравнении восприятий, ответа на вопросы: что это было?, это в самом деле так хорошо, как тогда?, я в самом деле так изменился (или так сохранился)?
Перечитываем Дюма, Стивенсона, Лондона, Гайдара, Каверина, Германа. Пересматриваем «Никто не хотел умирать», «Крестоносцы», «Мёртвый сезон», «Пепел и алмаз»…
Вот «Красная мантия».
Упрёки критиков: простовато, вяловато, неубедительна главная героиня, малобюджетно.
Пересмотрел. Нет - превосходный фильм! И тогда и сейчас. Не изменилось за много лет впечатление. Именно в простоте и суровости его достоинство.
Избалованные изысками современных исторических (чаще, псевдоисторических) блокбастеров, зрелищным вывертам и техникой съёмок, мы теряем восприятие именно реальной простоты.
А здесь крайне скудная природа (веришь, что настоящая раннесредневековая Исландия), «королевства» сильно напоминающие овечьи хутора, незамысловатая одежда, простые нравы.
Но во всём этом:
- прекрасны Олег Видов, король, обе королевы;
- доверчивы и простодушны бойцы (ни рыцарями, ни викингами их как-то не назовёшь), быстро переходящие от дружелюбия к свирепой ярости;
- простое же, но эффективное злодейство;
- бой на берегу вообще шедевр, можно пересматривать и пересматривать;
- мать, встречающая троих убитых сыновей, и мать, встречающая единственного живого сына;
- колеблющийся король и непрощающая королева.
Может упрёки критиков и справедливы. И волк похож на собаку, а мужская одежда - на костюмчик для спортзала, и шея, защищённая кольчугой, так просто не перерубается и т.п.
Но не замечаешь этого. Фильм, полюбившийся в юности, остался навсегда.
29 января 2024
Так уж получилось, что смотрю сейчас о викингах всё подряд — и художественные фильмы, и документальные. Просто пишу кое-что о викингах, поэтому и смотрю всё, что найду.
Так вот, из целой кучи художественных фильмов мне понравился только один, да и тот — комедия, «Эрик викинг».
И ещё «Красная мантия». Сразу очень удивило, что на главную роль пригласили нашего Видова. То ли в трёх странах не смогли найти ни одного красавца, то ли ещё по каким-то причинам.
Кстати, один из рецензентов предположил, что любовную сцену в советском прокате вырезали. Так вот — нет, не вырезали. И фильм вызвал скандал не только в СССР — из-за постельной сцены, но и в Швеции — из-за того, что на главную роль пригласили русского.
Видно, что фильм малобюджетный — тряпичные головы, отлетающие от тел в батальных сценах, и всё такое. Но смотреть его было интереснее, чем многие дорогие голливудские поделки.
Когда главный герой появляется в женском платье в стане врага — это настоящий саспенс не хуже хичкоковского.
Хороший пример того, что для хорошего кино не обязательно иметь десятки миллионов долларов.
8 из 10
6 февраля 2021
Два клана викингов враждуют между собой. Но удается достичь перемирия и молодой Хагбард с братьями гостит у вчерашних врагов в землях конунга Сигвора. Там он встречает дочь конунга юную Сигнэ и влюбляется. Он хочет увезти ее оттуда, но Сигнэ обещана в жены другому. Ее нареченный жених ценой обмана сталкивает опять примирившиеся кланы, а любовь оказывается беззащитна перед коварством и ложью…
Эта картина датского режиссера Габриэля Акселя, известная еще под названием «Красная мантия», получила Технический гран-при на МКФ в Каннах в 1967 г. и даже была в советском прокате (из-за участия нашего Олега Видова, тогда совсем молодого в главной роли). Сюжет основан на исторической хронике «Деяния данов» Саксона Грамматикуса, хотя многим покажется перепевом Ромео и Джульетты.
Честно говоря технический приз в Каннах тут странноват. Операторская работа здесь средняя (хотя оператор Хеннинг Бендтсен работал с Дрейером и фон Триером). Визуальную часть лишь более-менее вывозят красоты скандинавской природы и фьордов. Скудность бюджета, видимо, не позволила создать более-менее приличный эпик, а постановка боев сейчас может вызвать лишь улыбку.
Из актеров. Главные герои могут похвастать лишь внешней красотой, наш Видов еще старается что-то играть и в кадре смотрится, его партнерша скорее присутствует и более-менее заметна когда без одежды (есть сцены с обнаженкой, а еще сцена в бане с голыми мужиками, они хоть немного оживляют действие). Еще заметен в роли Сигвора Гуннар Бьёрнстранд, один из любимых актеров Бергмана. Прочие совсем не выделяются, да и говорят в фильме не сказать чтоб много.
В картине довольно неплохо показан быт викингов и есть попытка поймать дух древних скандинавских саг. Но скудность бюджета, не слишком выразительная игра актеров, скромный антураж и практическое отсутствие саундтрека не позволяют считать фильм удачным. Посмотреть на юного Видова и скандинавские фьорды, конечно, можно, но без восторгов (разве что ностальгирующим и смотревшим фильм в юности может зайти).
5,5 из 10
5 июня 2017
Когда я был очень-очень маленьким, прабабушка читала мне баллады Жуковского. Потом уже я сам читал их ей — наизусть. Большинство тех строк уже стёрлось из памяти: дело было почти два десятка лет назад, — но «Роланда-оруженосца» я почему-то до сих пор помню почти полностью. Видно, уж очень потрясли меня тогда эти восхитительно-вычурные описания мира, где жестокость и благородство одинаково прекрасны и бескомпромиссны. Потом, конечно, я познакомился и с более аутентичными обработками средневековых легенд, но к тому времени восхищение романтическим повествованием эпоса уступило место смеху над его стерильной наивностью и по-тарантиновски гротескной кровавостью. Однако любовь к брутальному максимализму — осталась.
Эпос нынче сложно экранизировать, потому что до ужаса пафосная даже по голливудским меркам стилистика скальдов, трубадуров и тому подобных миннезингеров вряд ли будет воспринята сегодняшним зрителем всерьёз. Да и масштабы там таковы, что за двести рублей на лесной полянке ничего толкового не снимешь. Потому нечасто рискуют студии переносить старинные историко-мифологические сказания на киноплёнку и потому мало какой современный фильм подобного типа можно считать откровенно удачным (если, конечно, Кэмерон не стибрил-таки свой «Аватар» у якутов). «Красную мантию» Габриэля Акселя, к сожалению, приятным исключением не назовёшь. Фьорды, Олег Видов в главной роли и Гуннар Бьорнстранд, один из любимцев Бергмана, во второстепенной — вот практически и всё, чем она может похвастать.
Сюжет бродяч до тривиальности: красавец-воин гостит у врагов, с которыми вроде бы заключил перемирие, влюбляется в дочь хозяина — по совместительству правителя тех мест, — и она отвечает ему взаимностью. Потом, как обычно, происходит предательство, перемирие рушится, и все начинают стремительно гибнуть, в том числе и сама беззастенчивая парочка — естественно, с обязательным суицидом во имя любви. Антураж тотального рубилова вполне по-эпосному привычен, в канве же явственно просматриваются силуэты десятков легендарных романтических историй, будь то хоть известная каждому вменяемому землянину «Ромео и Джульетта», хоть её заметно менее раскрученный античный прототип про Пирама и Фисбу.
Сам литературный источник — «Деяния данов», — застенографированный почти синхронно с другими знаковыми аналогами вроде Нибелунгов, Роланда и Младшей Эдды, мало похож на свою экранную реализацию. Скромный бюджет ленты лишил историю какой бы то ни было масштабности: нет войск, флота, да и вообще вменяемых декораций. Полтора десятка человек в поте лица изображают жестокие схватки, но те больше напоминают сходки малоопытных ролевиков-реконструкторов. В итоге самым напряжённым оказывается эпизод в бане, где голые мужики ныряют в бочку с кипятком. Вялая работа оператора лишь подчёркивает дешевизну проекта, а почти полное отсутствие музыки в этом не самом многословном фильме и вовсе превращает просмотр в весьма утомительное занятие.
Однако, даже если смириться с тем, что вместо мантии тут одеяло, а в роли волка — овчарка, положительные стороны отыскиваются с трудом. Вся атмосферность держится на суровых скандинавских фьордах, вся актёрская игра — на Бьорнстранде. Вчерашний студент Видов (которого, конечно, крайне приятно видеть в гостях у зарубежного классика), рассекающий по скалам в стартрековском обмундировании, впечатляет скорее своей юной красотой, нежели лицедейским перформансом. Остальные же, включая его сюжетную спутницу, и вовсе столь невыразительны, что не сразу замечаешь, в какой момент любовная сцена — наверняка вырезанная в советском прокате — сменяется сценой с размахиванием бревном.
И всё же, думается, даже при таких скромных возможностях «Красная мантия» могла стать достойной картиной, ведь, чтобы сделать нормальное героическое кино, вовсе не обязательно клепать блокбастер типа «Тристана и Изольды». Основная проблема Акселя в том, что его история напрочь лишена атмосферы всепоглощающего романтизма древних эпосов — но при этом правдоподобие поворотов фабулы по-прежнему стремится к нулю. Формально тяготея к реализму, режиссёр забывает, что отсутствие внятных мотивов в содержании зазвенит в зрительском сознании отчётливым диссонансом. Это тогда, тысячу лет назад, скальд мог коряво бренчать на полутора струнах и городить возвышенную ахинею, получая за это премии, жилплощади и первые строчки в проточартах. Теперь же до крайности утрированный и ничем не аргументируемый максимализм героев (ещё и практически ничего не говорящих, видимо боясь смутить иностранца Видова) способен вызвать разве что саркастическую улыбку.
Наверное, будь мне сейчас года четыре от роду, я бы тоже с готовностью дал этой ленте какой-нибудь приз вроде пальмовой ветви за технику. С неменьшей готовностью я бы раздал какие-нибудь призы и ещё сотням фильмов, которые попались бы мне на глаза. И даже слегка обидно, что я вырос и стал таким требовательным к тому, чем меня развлекают. Но, быть может, пока зритель ещё не отучился быть требовательным, новое качественное кино не исчезнет как явление — и однажды я вдруг увижу великолепное эпическое полотно о том, как Карл Великий пировал, чертог богато был украшен, кругом ходил златой бокал…
18 июля 2013
Смотрел этот фильм еще 12-ти летним мальчишкой и под названием «Красная мантия» (под которым он и известен во всем мире). Непонятно, зачем нашим издателям приспичило это название менять на безликое, каких полно, и вносить путаницу в его идентификацию.
Тогда меня фильм потряс реализмом, северной романтикой, и, конечно, ключевой любовной историей — вариантом бессмертной «Ромео и Джульетты». Пересмотрев его зрелым человеком, я увидел и все недостатки — более, чем скромную работу костюмеров, бедный антураж, и откровенно слабую операторскую работу. Тем не менее, сам дух норвежских фьордов, атмосферу средневековых скандинавских саг убить во мне не удалось.
Один из лучших фильмов про викингов, именно исторический (а не тО, что снимают сейчас, с викингами в латексных трусах), очень жесткий, а оттого — правдивый. О мужестве, верности, чести — тех понятиях, которых так сейчас не хватает, и кторые выходят «из моды» у нового поколения.
9 мая 2010