Прощай
6.6
7.3
1966, приключения, военный
СССР, 1 ч 29 мин
12+

В ролях: Виктор Авдюшко, Валентин Кулик, Олег Стриженов, Бимболат Ватаев, Александр Стефанович
и другие
Весна 1944 г. Фашисты ещё в Севастополе, там идут ожесточенные бои. А в освобожденной Ялте стоят мирные дни, и кажется, что война ушла из этой жизни, что она далеко и не опасна. Но для моряков дивизиона торпедных катеров, базирующихся в Ялте и ежедневно совершающих вылазки в сторону Севастополя, это были суровые дни. Многие из них героически погибли, выполняя ответственные боевые задания.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Прощай

год: 1966
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Леонид Бурлака
композитор:
художник: Борис Биргер
жанры: приключения, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 мая 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения, военный

Постер фильма «Прощай», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Прощай», 1966

Сложные характеры персонажей

держат внимание зрителя своим взаимодействием и не линейностью реакций. У каждого из героев — моряков свой точно выписанный характер и реакции актёров строго находятся в их русле. И это не стандартные «хулиганы», «паиньки» и «герои». Как и в жизни присутствует многогранность. Но и «притёртость» одной судьбой — военного бытия в подразделении почти «камикадзе» — ведь мореходность и способность не просто наступать, а даже оборонятся торпедных катеров типа Г- 5 (а именно этот тип катеров использовала 1я бригада торпедных катеров базировавшаяся в указанное время в Ялте) — весьма низка и каждый выход в море — как шаг в пропасть. Поэтому только ночью (ещё потому, что никакого корабельного прикрытия от «больших» кораблей нет — следствие потери мат. баз). Оттого-то и драма, и напряжение офицеров в ожидании выхода в боевой поход даже недопоказанны автором — сделал «ставку» на актёрскую игру, музыкальное оформление и вероятно собственную память о товарищах — и получили точный, чётко означенный сюжет и его воплощение на экране. По передачи характеров без «перегибов» в какую-нибудь сторону — лучший фильм в моей памяти но 8-ку не дал из-за чрезмерно мирной Ялты и недо-прокачки саспенса.

А то что Ялта не просто в 100 км(морем — гораздо ближе!) от Севастополя, но и освобождена только за три недели до освобождения последнего — факт! И поэтому мирная жизнь срисована режиссером по памяти из Поти — где до этого они базировались.

А так-то Ялта 60х годов попавшая на ч/б плёнку фильма красива и пленительна своими контрафорсами и лесенками, диабазом и верандами.

7 из 10

13 февраля 2020

Более честное слово

Великой Отечественной войне посвящены многие сотни кино-работ, и вышедшая в 1966-м году на экраны страны картина Г. Поженяна «Прощай» — одна из них. При этом фильм весьма нетипичен для советского кинематографа, он выделяется из общего ряда своей нестандартной манерой, своеобразным почерком. Не будучи кинорежиссёром по профессии, да ещё и дебютировав в этом качестве, Григорий Поженян сумел снять картину, как минимум, интересную.

Ранняя весна 1944-го, Ялта уже освобождена от немцев, а вот в соседнем Севастополе ещё вовсю гремят бои. Дивизион торпедных катеров переброшен сюда, в Ялту, откуда моряки уходят в рейды на перехват немецких судов, обеспечивающих транспортную цепочку с осаждённым Севастополем. Наиболее неуязвимым для наших катеров является парусник «Лола», уберегаемый от магнитных мин своим деревянным корпусом, а от торпед низкой посадкой. Впрочем, ни мины, ни торпеды, ни самолёты советское командование не решалось использовать уже по той причине, что трюмы «Лолы» были заполнены детьми — гитлеровцы использовали последних в качестве живого щита. Как подобраться к «Лоле», как разрешить данную головоломку, как освободить детей — ответы на эти вопросы пытаются найти морские офицеры Подымахин (Виктор Авдюшко), Баталин (Валентин Кулик), Кикнадзе (Бимболат Ватаев), Юровский (Александр Стефанович), Чудаков (Валерий Шапкин) и Старыгин (Олег Стриженов).

Однако, морские сражения занимают в картине незначительную часть времени, основное внимание уделено жизни вышеназванной офицерской компании на суше. Вот они все вместе прогуливаются по освобождённой весенней Ялте, вот лежат-отдыхают на морском берегу, а вот и собираются за столом, пьют водку, поют песни. Именно здесь, в сцене застолья, лихо исполняет сольный номер с гитарой молодой актёр Олег Стриженов, и именно здесь мы видим совсем молоденькую актрису Ангелину Вовк (по фильму — молодая жена офицера Чудакова) — это единственная роль в игровом кино будущей популярной телеведущей! Первой же скрипкой в качественном актёрском ансамбле картины является Виктор Авдюшко, играющий главного героя Матвея Подымахина. Командир торпедного катера Подымахин — настоящий русский мужик, где-то рассудительный, где-то бесшабашный, но вне всякого сомнения патриот своей Родины. Не любящий бросать слов на ветер, знающий цену обещаниям, предпочитающий легкомысленному «до свидания» более веское и более честное для войны слово «прощай».

Большую долю своеобразия вносит в картину музыка М. Таривердиева. Или даже не столько сама музыка, сколько музыкально-поэтические композиции на стихи Григория Поженяна — не называю это песнями, поскольку оригинальную поэзию Поженяна трудно петь, — скорее, это начитывание стихов под аккомпанимент оркестра Таривердиева. Для меня, например, было весьма интересно впервые услышать в оригинале проникновенные композиции «Я такое дерево» и «Дельфины». В целом, музыка и поэзия задают тон и настроение на протяжении всей картины.

Мне кажется, важно отметить, что ключевой создатель фильма — автор сценария, постановщик и автор стихов Григорий Поженян — сам является ветераном прошедшей войны. Более того, воевал Григорий Михайлович именно командиром торпедного катера, поэтому сомневаться в правдивости деталей фильма не приходится. Что касается того, КАК воевал капитан-лейтенант Поженян, то об этом лучше всего свидетельствуют воспоминания командующего Черноморским флотом адмирал Октябрьского: «Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флоте я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза! А он потом во время Эльтигенского десанта выбросил за борт политработника!.. Естественно, последовала жалоба в Верховный Совет.» Думается, в образ главного героя фильма Подымахина постановщик картины вложил немало от себя самого.

Есть у картины, конечно, и свои минусы. Например, мне больше всего непонятно, как в непосредственной близости от фронта (от Ялты до Севастополя меньше 100 километров) может бурлить НАСТОЛЬКО мирная жизнь — танцы, бракосочетания, тишь, гладь, да божья благодать. Но опять же, приходится довериться автору — непосредственному очевидцу тех событий. Ему виднее.

7,5 из 10

5 января 2013

Приключения Прощай появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Григорий Поженян. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Виктор Авдюшко, Валентин Кулик, Олег Стриженов, Бимболат Ватаев, Александр Стефанович, Валерий Шапкин, Жанна Прохоренко, Ангелина Вовк, Иван Переверзев, Галина Костырева, Владимир Акимов, Анна Быстрова, Вячеслав Жариков, Эммануил Геллер, Лев Перфилов.

Страна производства - СССР. Прощай — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.