Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощай |
год: | 1966 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Григорий Поженян |
сценарий: | Григорий Поженян |
видеооператор: | Леонид Бурлака |
композитор: | Микаэл Таривердиев |
жанры: | приключения, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
держат внимание зрителя своим взаимодействием и не линейностью реакций. У каждого из героев — моряков свой точно выписанный характер и реакции актёров строго находятся в их русле. И это не стандартные «хулиганы», «паиньки» и «герои». Как и в жизни присутствует многогранность. Но и «притёртость» одной судьбой — военного бытия в подразделении почти «камикадзе» — ведь мореходность и способность не просто наступать, а даже оборонятся торпедных катеров типа Г- 5 (а именно этот тип катеров использовала 1я бригада торпедных катеров базировавшаяся в указанное время в Ялте) — весьма низка и каждый выход в море — как шаг в пропасть. Поэтому только ночью (ещё потому, что никакого корабельного прикрытия от «больших» кораблей нет — следствие потери мат. баз). Оттого-то и драма, и напряжение офицеров в ожидании выхода в боевой поход даже недопоказанны автором — сделал «ставку» на актёрскую игру, музыкальное оформление и вероятно собственную память о товарищах — и получили точный, чётко означенный сюжет и его воплощение на экране. По передачи характеров без «перегибов» в какую-нибудь сторону — лучший фильм в моей памяти но 8-ку не дал из-за чрезмерно мирной Ялты и недо-прокачки саспенса.
А то что Ялта не просто в 100 км(морем — гораздо ближе!) от Севастополя, но и освобождена только за три недели до освобождения последнего — факт! И поэтому мирная жизнь срисована режиссером по памяти из Поти — где до этого они базировались.
А так-то Ялта 60х годов попавшая на ч/б плёнку фильма красива и пленительна своими контрафорсами и лесенками, диабазом и верандами.
7 из 10
13 февраля 2020
Великой Отечественной войне посвящены многие сотни кино-работ, и вышедшая в 1966-м году на экраны страны картина Г. Поженяна «Прощай» — одна из них. При этом фильм весьма нетипичен для советского кинематографа, он выделяется из общего ряда своей нестандартной манерой, своеобразным почерком. Не будучи кинорежиссёром по профессии, да ещё и дебютировав в этом качестве, Григорий Поженян сумел снять картину, как минимум, интересную.
Ранняя весна 1944-го, Ялта уже освобождена от немцев, а вот в соседнем Севастополе ещё вовсю гремят бои. Дивизион торпедных катеров переброшен сюда, в Ялту, откуда моряки уходят в рейды на перехват немецких судов, обеспечивающих транспортную цепочку с осаждённым Севастополем. Наиболее неуязвимым для наших катеров является парусник «Лола», уберегаемый от магнитных мин своим деревянным корпусом, а от торпед низкой посадкой. Впрочем, ни мины, ни торпеды, ни самолёты советское командование не решалось использовать уже по той причине, что трюмы «Лолы» были заполнены детьми — гитлеровцы использовали последних в качестве живого щита. Как подобраться к «Лоле», как разрешить данную головоломку, как освободить детей — ответы на эти вопросы пытаются найти морские офицеры Подымахин (Виктор Авдюшко), Баталин (Валентин Кулик), Кикнадзе (Бимболат Ватаев), Юровский (Александр Стефанович), Чудаков (Валерий Шапкин) и Старыгин (Олег Стриженов).
Однако, морские сражения занимают в картине незначительную часть времени, основное внимание уделено жизни вышеназванной офицерской компании на суше. Вот они все вместе прогуливаются по освобождённой весенней Ялте, вот лежат-отдыхают на морском берегу, а вот и собираются за столом, пьют водку, поют песни. Именно здесь, в сцене застолья, лихо исполняет сольный номер с гитарой молодой актёр Олег Стриженов, и именно здесь мы видим совсем молоденькую актрису Ангелину Вовк (по фильму — молодая жена офицера Чудакова) — это единственная роль в игровом кино будущей популярной телеведущей! Первой же скрипкой в качественном актёрском ансамбле картины является Виктор Авдюшко, играющий главного героя Матвея Подымахина. Командир торпедного катера Подымахин — настоящий русский мужик, где-то рассудительный, где-то бесшабашный, но вне всякого сомнения патриот своей Родины. Не любящий бросать слов на ветер, знающий цену обещаниям, предпочитающий легкомысленному «до свидания» более веское и более честное для войны слово «прощай».
Большую долю своеобразия вносит в картину музыка М. Таривердиева. Или даже не столько сама музыка, сколько музыкально-поэтические композиции на стихи Григория Поженяна — не называю это песнями, поскольку оригинальную поэзию Поженяна трудно петь, — скорее, это начитывание стихов под аккомпанимент оркестра Таривердиева. Для меня, например, было весьма интересно впервые услышать в оригинале проникновенные композиции «Я такое дерево» и «Дельфины». В целом, музыка и поэзия задают тон и настроение на протяжении всей картины.
Мне кажется, важно отметить, что ключевой создатель фильма — автор сценария, постановщик и автор стихов Григорий Поженян — сам является ветераном прошедшей войны. Более того, воевал Григорий Михайлович именно командиром торпедного катера, поэтому сомневаться в правдивости деталей фильма не приходится. Что касается того, КАК воевал капитан-лейтенант Поженян, то об этом лучше всего свидетельствуют воспоминания командующего Черноморским флотом адмирал Октябрьского: «Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флоте я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза! А он потом во время Эльтигенского десанта выбросил за борт политработника!.. Естественно, последовала жалоба в Верховный Совет.» Думается, в образ главного героя фильма Подымахина постановщик картины вложил немало от себя самого.
Есть у картины, конечно, и свои минусы. Например, мне больше всего непонятно, как в непосредственной близости от фронта (от Ялты до Севастополя меньше 100 километров) может бурлить НАСТОЛЬКО мирная жизнь — танцы, бракосочетания, тишь, гладь, да божья благодать. Но опять же, приходится довериться автору — непосредственному очевидцу тех событий. Ему виднее.
7,5 из 10
5 января 2013