Катерина Измайлова
7.5
7.4
1966, драма, музыка
СССР, 2 ч 1 мин
В ролях: Артем Иноземцев, Николай Боярский, Александр Соколов, Роман Ткачук, Татьяна Гаврилова
и другие
Экранизация одноименной оперы Д. Шостаковича на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Катерина Измайлова

год: 1966
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператоры: Ростислав Давыдов, Владимир Пономарев
композитор:
художник: Евгений Еней
жанры: драма, музыка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 апреля 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 1 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, музыка

Постер фильма «Катерина Измайлова», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Катерина Измайлова», 1966

Несмотря на цензуру, эта версия «Леди Макбет Мценского уезда» всё равно поражает остротой поставленного конфликта и, пусть и смягченным, натурализмом отдельных сцен. В основном это, конечно, заслуга литературного источника, на котором основано либретто оперы — одновременные естественность и ужас происходящего в повести «Леди Макбет Мценского уезда» вполне сравнимы с теми же самыми качествами отдельных платоновских произведений. Эти качества повести, по сути, составляют её основу, и от них невозможно отделаться, как не цензурь уже обработанную версию «Леди». Кинематограф же подарил этой постановке массу возможностей, позволяющих режиссёру-постановщику наиболее ярко проиллюстрировать отдельные моменты оперы, связанные, в основном, с мечтаниями героев. Надо отметить, что в этом фильме весьма изящно использован приём интеллектуального монтажа — рядом с подложкой, где Катерина Измайлова, в великолепном исполнении Галины Вишневской, стоит у окна, врезан кадр, где Катерина, молодая и счастливая, танцует с воображаемым кавалером. При этом звучит пение самой Вишневской, но в кадре обе актрисы так ни разу и ни открывают рот, до самого конца сцены. И такой тип монтажа используется не единожды — всякий раз, когда герои говорят о своём прошлом или мечтают. Пожалуй, это действительно один из самых выразительных приемов интеллектуального монтажа.

Что действительно замечательно удалось передать фильму, так это дух самой оперы, её атмосферу и настроение; сама «Леди Макбет» очень удобна для постановки — в ней очень много речитативных сцен, имеющих при этом рельефное мелодическое очертание. Музыкально-сценическое действие непрерывно, многочисленные симфонические эпизоды не смотрятся бессмысленным дивертисментом, а разухабистые, плясовые, зачастую хоровые сцены сменяются нежными и проникновенными лирическими ариями. Вообще очень остро чувствуется связь Шостаковича с композиторами «могучей кучки», в особенности с Мусоргским — в пользу этой родственности говорит особенный колоритный музыкальный язык оперы и своеобразное раскрытие русской мелодики, то лиричной, то уходящей в комедийный гротеск.

Надо отметить, что социальная сатира и пародия, ярко прописанные в самом либретто, в фильме подаются весьма умеренно: конечно, потешный Главный Полицейский в исполнении Константина Адашевского весьма забавен, но его нельзя назвать выразительным персонажем. Конечно, элементы пародии в фильме присутствуют, но они менее существенны и уступают основной драматической линии.

Зато с выразительностью главных героев нет никаких проблем; впрочем, тут следовало бы уточнить один момент — большая часть актёров, задействованных в фильме, не являются оперными певцами, и поэтому идёт запись с совершенно другими голосами. Так, Сергея великолепно играет Артём Иноземцев, а поёт за него не менее великолепный Василий Третьяк. И так практически со всеми, за исключением Катерины — Галина Вишневская и играет сама, и поёт. Впрочем, этот ход с различными исполнителями одной роли, не идёт фильму во вред: в конце концов, опера — специфический театральный жанр, который не всегда хорошо смотрится на экране в оригинальном исполнении.

Фильм «Катерина Измайлова» является любопытным опытом в жанре фильмов-опер: наверное, это всё-таки не самая значительная постановка «Леди Макбет Мценского уезда», но для советского кино этот фильм — явление уникальное. Это не просто удачная попытка адаптировать оперу к киноэкрану, это ещё прорыв и в области звука в отечественном кино: это был первый широкоформатный фильм со стереозвучанием. К сожалению, нет возможности почитать критику тех лет, но есть уверенность, что такой прорыв в сочетании именно с этим фильмом создавал ощущение полной погруженности в музыку Шостаковича.

14 декабря 2012

Гениальная певица в гениальной опере.

Дмитрий Шостакович писал партию Катерины специально для Галины Павловны Вишневской. Вместе они сотворили настоящий шедевр.

Тематика оперы актуальна как для того времени, так и сейчас: падение женщины на самое дно. Но ради чего? Ради любви.

В театре опера воспринимается прекрасно, на одном дыхании, но и экранизация сделана не менее талантливо!

11 августа 2009

Драма Катерина Измайлова появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Михаил Шапиро. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Артем Иноземцев, Николай Боярский, Александр Соколов, Роман Ткачук, Татьяна Гаврилова, Вера Титова, Любовь Малиновская, Константин Адашевский, Игорь Боголюбов, Константин Тягунов, А. Жила, Г. Красуля, В. Герасимчук, Марк Решетин, Нина Антонова.

Страна производства - СССР. Катерина Измайлова — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.