Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры |
английское название: |
Furankenshutain no kaijû: Sanda tai Gaira |
год: | 1966 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «Can a Country Survive When Two Gargantuas Battle to Death?» |
режиссер: | Исиро Хонда |
сценаристы: | Исиро Хонда, Такэси Кимура, Рубен Беркович |
продюсеры: | Рубен Беркович, Кэнъитиро Цунода, Генри Дж. Саперштейн, Томоюки Танака |
видеооператор: | Хадзимэ Коидзуми |
композитор: | Акира Ификубэ |
художник: | Такэо Кита |
монтаж: | Рёхэй Фудзии |
жанры: | ужасы, фантастика, боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 июля 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
«Франкенштейн против Барагана», судя по всему, таки возымел какой-никакой успех в прокате, а в случае с Тохо это означает, что конвейера ну никак не миновать. Не успел Исиро Хонда толком отдохнуть, как его снова запрягли в японскую корпоративную упряжку и заставили тащить на себе одном механизм по обдуриванию зрителей, именуемый «кайдзю-конвейер», и вот, на следующий же год после оригинала выходит абсолютно пустой и бесполезный сиквел. Причём неудивительно, что триквела мы так и не увидели. Похоже, зрители кайдзю-конвейера тех лет оказались, всё-таки, не настолько слепыми и заметили, что им в фильме, в названии которого есть сочетание слов «Чудовища Франкенштейна», не показали даже самих чудовищ Франкенштейна!
Да-да, обещали нескольких, а не показали в итоге ни одного. А какие монстры тогда тут есть? Ну, главные вредители тут два йети, имена которых вынесены в название, но я для удобства буду называть первого — йети, а второго — Типа Франкенштейн. Йети появляется первым и начинает крушить и ломать всё и всех подряд. Вторым объявляется Типа Франкенштейн и… ну… по сути делает то же самое. Главное их отличие (хотя отличие-то всего одно, если так подумать) в том, что Типа Франкенштейн — это типа (не забываем это слово, весь фильм вертится вокруг него) тот самый Франкенштейн из первого фильма, который типа умер в конце оного, но типа обещал вернуться и теперь, получается, типа вернулся.
Йети и Типа Франкенштейн — это, вне всякого сомнения, самые убогие монстры, которых студия Тохо когда-либо рожала на свет. Мало того, что от Франкенштейна в них нет ровным счётом ничего, так они ещё и сами по себе пустые настолько, насколько это вообще возможно. Вот что они оба умеют делать? Ходить и махать кайдзю-кулаками? Отличная работа, сенсей Хонда, воистину впечатляет! Немудрено, что и их драка самая никакущая из всех тоховских кайдзю. Один ходит и рушит всё подряд, а другой скачет вокруг него, как мартышка с синдромом дауна. У Франкештейна образца первого фильма был характер. У этих он есть? Один добрый, другой злой — всё! На этом их характеристика исчерпывается.
Что там у людей? Ведь куда же без людской линии, правильно? В оригинале она была одной из лучших (если не) во всех тоховских кайдзю, здесь же мы в очередной раз видим пустоголовую унылую посредственность. Есть один персонаж из оригинального фильма, что похвально, однако куда дели второго, Ника Адамса? Тут вместо него какой-то кучерявый ноунейм, который раздражает уже только потому, что на его месте мог бы быть Ник Адамс. Хоть фан-сервисом порадовали бы, что ли. А то вся смысловая нагрузка и сюжетное наполнение людской сюжетной линии сводятся к диалогам по типу:
- Это не тот Франкенштейн.
- Вы уверены, что это не тот Франкенштейн?
- Да, мы уверены, что это не тот Франкенштейн.
- А что же это тогда за Франкенштейн?
- Мы не знаем, что это за Франкенштейн.
- А, ну ок. Тогда до следующего диалога.
Ну ладно, по ходу фильма это постепенно эволюционирует в:
- А вот это тот самый Франкенштейн!
- Тот самый Франкенштейн?
- Да, тот самый Франкенштейн.
- Так давайте грохнем того самого Франкенштейна.
- Но ведь того самого Франкенштейна нельзя грохать.
- Почему?
- Потому что он добрый.
- Окей. Грохнуть того самого Франкенштейна!
Чуть поинтереснее, согласен, но не то чтобы намного.
Ну и, раз смысла нет, рассказывать не о чем, Хонда берёт пример «Варана» и делает главной моралью фильма фразу «японская армия — это круто!». Видите этих бравых японских солдат? Видите их крутую технику (правда, она игрушечная, но да не обращайте внимания)? Видите, как слаженно японская армия действует? Слышите патриотическую музыку, под которую японская армия разбирается с Йети? Вступай в вооружённые войска страны восходящего солнца! Вместе мы принесём мир (мелким шрифтом — «и новый порядок») во все страны земного шара!
Одно радует — фильм хотя бы не скучный. На экране постоянно происходит какая-то движуха, монстры так вообще появляются в первые же две минуты и постоянно преследуют зрителя. Никаких запоминающихся сцен, правда, нет и в помине. Ну захотел Типа Франкенштейн огреть палкой Йети. Я в своё время видел, как Годзилла Кинг-Конгу дерево скормил, что вы мне тут впариваете? И да, на заметку, фильм не становится лучше с каждым новым монстром в нём! А то тут опять осьминога чисто для галочки приписали. Да и закончить как всегда не смогли — воспользовались роялем в кустах в виде извержения вулкана.
В общем, насколько хороша была первая часть, настолько же плоха вторая. В сиквеле не осталось ничего от оригинала — ни монстров, ни содержания, ни качества. Его общая нескучность во время просмотра — единственная причина для средней оценки. Потому что, поверьте мне, во франшизе, в которой существуют «Догора» и «Горас», это ещё не вершина зла.
5 из 10
28 февраля 2018
Помимо Годзиллы в 1960-е гг Исиро Хонда снимал немало прочих фильмов о гигантских монстрах (кайдзю), из которых наиболее успешным оказался «Франкенштейн против Барагона» (1965). Это единственный фильм, к которому сняли прямое продолжение — «Санда против Гайры».
Рассказанная на новый лад история монстра Франкенштейна, которого — увы — здесь путают с его создателем, не оканчивается. Побережье Японии атакует модифицированная форма существа — Гайра. Как нетрудно догадаться из названия ленты, ему противостоит Санда — ещё одна версия чудовища. «Санда против Гайры» — один из немногих фильмов, в котором монстры нападают непосредственно на людей, из-за чего воспринимаются без всякого восторга, как это было с Роданом, Мотрой и Годзиллой. Гайра свиреп и мерзок, на что и делался расчёт при его создании. Если его предшественник выглядел скорее как обычный калека, то теперь перед нами без всяких сомнений мутант, неплохо приспособившийся к жизни в тёмных глубинах моря. Санда, напротив, воспринимается как большой и добрый великан, сохранивший остатки разума и помнящий своих недавних опекунов.
Остаться равнодушным к противостоянию двух монстров невозможно, так как они сильнее, чем когда-либо наделены человеческими качествами. Модернизированная военная техника также радует глаз. С технической стороны ляп всего один, в сцене со следами Санды, которая выглядела уж очень ненатурально. Но, к сожалению, во всём остальном недостатков немало. Персонажи выглядят вторичными и потому малоинтересными. Неизвестно откуда взявшийся профессор Стюарт, которого играет Расс Тэмблин — стереотипный доблестный друг, не бросающий никого в беде. Акеми, роль которой почему-то исполняет Куми Мидзуно, должна была стать аналогом доктора Тогами из первой части, но вместо этого зритель до конца фильма будет задаваться вопросом, та ли это самая девушка, или нет. Хоть и нельзя сказать, что актёры плохо играют, их персонажи раскрываются не полностью из-за своеобразного сценария.
Достичь уровня «Франкенштейна против Барагона» не получилось. Чувствуется, что создатели пытались акцентировать внимание на трагедии с огромными существами, но вместо этого невольно поставили зрителей перед очевидным выбором, чью сторону принять. И тем не менее, этот фильм тоже способен обрадовать атмосферой своего времени. Не удивительно, что в дальнейшем к нему было сделано несколько отсылок в других лентах. А сюжет с Франкенштейном действительно подходит к своему концу.
7 из 10
29 октября 2017
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь монстр Франкенштейна в океане есть. Немногие кайдзю-фильмы с первых же кадров демонстрируют своих чудовищ, но здесь уже даже морской пролог настраивает на хороший лад благодаря невероятно крутой сцене нападения гигантского осьминога Удако (Оодако) на небольшое судно. Практические эффекты щупалец просто на высоте, да и грозовой шторм придаёт сцене больше напряжения.
А вскоре появляется и ещё одно чудовище — зелёный жуткий гигант, расправляющийся, как со спрутом, так и с командой корабля, в результате чего единственный оставшийся в живых и не сожранный страшным морским монстром едва может здраво соображать после увиденного.
Сиквел «Франкенштейна против Барагона» превращает монстра Мэри Шелли в японского кайдзю даже ещё более эффектно, чем грим первой картины. Если там было лишь видоизменённое лицо и гигантские размеры, то здесь это уже полноценные костюмы исполинов.
В первом фильме Франкенштейн самолично отрубил себе руку, которая продолжала жить своей жизнью и, видимо, не окончательно «померла», как предполагали учёный. Каким-то образом попав в море, рука вырастила из себя ещё одно чудовище, в то время, как первый погибший в горах монстр возродился в виде чего-то больше похожего на гигантского Снежного Человека.
Версия США, зовущаяся «The War of the Gargantuas», весьма отличается от японского оригинала — многие сцены снимались, как с наличием американского актёра, так и с его отсутствием в кадре. А заодно американцы вычеркнули все упоминания Франкенштейна.
При этом авторы картины связь с первым фильмом оставили крайне условную, без подробностей и флэшбэков оттуда, а молодого «Франкенштейна» сделали подобием обезьяны. Более того, сменился и американский профессор — не только актёром, но и своей фамилией, хотя суть персонажа, как и его ассистентки осталась прежней. Многие актёры, задействованные в первом фильме, здесь играют уже совсем иные роли.
Эйдзи Цубурая постарался на славу. На этот раз вместо «очелования» Годзиллы ему предстояло поработать с гигантками, которые сами по себе не то монстры, не то люди, нечто среднее и своенравное. Причём оба чудовища получились довольно жуткими, эффектными и отличающимися друг от друга.
Гайра — само олицетворение зла. Охотится на всё, что выходит в море, будь то животные, рыбы или люди. Делает, что хочет, пользуется неукротимой силой, поедает заживо любого человека, которого может поймать, не гнушается выходить на побережья — особо удалась в картине сцена в аэропорту.
В общем, поистине кошмарное чудовище, сеющее смерть, хаос и разрушения. Для правдоподобия некоторых сцен были даже изготовлены модели лапы монстра в натуральную величину, как в знаменитом «Кинг Конге». Жаль без модели головы, так что поедание людей тут смотрится без крупных планов в зубах Гайры.
Санда — добрый и никого не трогающий йети-переросток, живущий где-то в горах, не нападающий на мирных жителей. Сделан не менее страшно, чем свой собрат, зато совершенно с другой внешностью. При этом если Гайра появляется в фильме всё первое время, наличие Санды словно интригой держится до середины фильма, словно название или постеры ни о чём не говорят…
Тем не менее, сам сюжет у фильма выстроен крайне увлекательно. Разрывающие морально-этические противоречия, страшные чудовища, вспыльчивые и своенравные военные — всё это под прекрасную музыку Акиры Ифукубе, придающей должным сценам эпичности и драматизма.
Отлично раскрыты по мере своих возможностей и сами чудовища. Они как бы представляют собой общую двойственность Кинг Конга, куда больше, чем Чудовища Франкенштейна, из которого сформировались и выросли. Один очеловечен и не так примитивен, с симпатией к женщине и готовностью её защищать, второй же — настоящий дикий зверь, неудержимой бурей крушащий всё на своём пути, словно стихийное бедствие.
«Санда против Гайры» это и фильм-катастрофа, и полноценный хоррор, и отличная кайдзю-фантастика. Здесь полным-полно настоящей военной техники, а все миниатюрные модели по уровню исполнения не уступают картинам о Годзилле 90х и 2000х годов. Спецэффекты настолько хороши, что даже мэшапы с людьми и городами на фоне шагающих чудовищ не выглядят эффектом наложения, а получились сверх-реалитично. Но главная фишка фильма — это новое оружие — специальные Мазеры, которые ещё будут фигурировать в дальнейшем.
Здесь даже человеческие войска выставлены не беспомощными, а победной ударной силой, способной в кои-то веки справиться с гигантскими тварями. Более того, Тохо в драках чудовищ очень не любили портить костюмы, которые слегка меняются по ходу картины, окрашиваясь кровавыми ранами и всеми последствиями от стычек с вооружёнными силами или друг с другом. Уж что-что, а «воскресная схватка двух якодзун»(с) в этом фильме удалась лучше, чем в любом кайдзю-сражении до этого.
Не смотря на казусы со сменой имён персонажей и актёрского состава, а также смену ролей у тех, кто был в первой части, фильм всё равно производит яркое впечатление грамотной постановки. Здесь хорошо поставлены и сражения, и драматургия персонажей в процессе сюжетного действия, и сама рассказанная история, которая на фоне куда более детских и семейных фильмов о Годзилле шестидесятых — прямо-таки бальзам на душу. Серьёзное, атмосферное и в хорошем смысле порою до мурашек жуткое кино.
Нельзя не отметить не только общее количество колоссальных сцен с монстрами и их шикарно сделанную внешность, но и многообразие локаций! Горы, поля, пляж, небольшие поселения, уже упомятнутый аэропорт (лучшая сцена фильма), сражения в мегаполисе и финальный бой на причале, перерастающий в морское сражение.
Между собой он не столько братья, сколько клоны, поэтому в этой схватке «с самим собой» в течении фильма можно усмотреть невероятно глубокие метафоры, перекрывающие даже тему атомной бомбы и радиации. Сиквел вышел мощнее и осмысленнее первой части, как ни крути.
Тем символичнее выглядит всепожирающая стихия. Мрачный тон картины очень выигрышно смотрится настоящим фильмом ужасов на фоне многих представителей жанра. Никакой семейности, бредовости и комедийности. Картина очень многое черпает из «Кинг Конга» 30х, раскланиваясь тому в многочисленных оммажах.
Американская версия картины — очень высветлена, и многие ночные сцены происходят будто бы днём. Это позволяет куда лучше рассмотреть детали действия, однако портит всю атмосферу оригинала. Ну, и нельзя забывать, что кроме двух великанов здесь есть ещё и гигантский осьминог, на этот раз сохранённый во всей красе даже в международной версии картины.
Иширо Хонда снял превосходный шедевр. Суровое кино о первобытной животной ярости в духе «Годзиллы», «Радона» и, собственно, первой части — «Франкенштейна против Барагона». Вся эта дилогия будто бы вернулась к корням, к пятидесятым, когда гигантские монстры вызывали должный ужас и трепет, стихийным бедствием, словно тайфуном, извержением, землетрясением или торнадо обрушивались на людей. Получился не просто один из лучших представителей жанра, но один из главных кайдзю-шедевров вообще в истории кинематографа!
10 из 10
24 сентября 2016
Ну что, отдохнул немного — пора и честь знать. возвращаюсь к теме кайдзю — а меня тут сразу приветствует далеко не самый заметный экспонат.
Если «Франкенштейн против Барагона» был состыкован с, собственно, историей о профессоре Франкенштейне и его создании крайне опосредованно, неуклюже и неумело, то здесь значение этих трёх определений — опосредованно, неуклюже и неумело — можно смело умножать в двадцатую степень, ибо НАСТОЛЬКО жалкой и неуместной попытки подмазаться к популярному бренду я не видел уже очень давно.
Хоть монстры (да, здесь их два, плюс всё тот же Гигантский Осьминог в роли Гигантского Осьминога) здесь и не вызывают такого отвращения и неприязни, как Франкенштейн в предыдущем фильме, это совершенно не отменяет факта, что на Чудовище Франкенштейна даже хоть отдалённо не похож ни один из них. Санда — рыжий, и похож на Гарри из «Гарри и Хендерсонов», Гайра — те же яйца, но с чёрным окрасом. Попытка выдать их за то самое творение Мэри Шелли, только теперь разделившееся надвое — просто смехотворна.
И даже связей с предыдущим фильмом здесь нет! Флэшбек с детством Франкенштейна показывает нам совершенно иного монстра, нежели был в предыдущей ленте (в которой как раз и освещались ранние годы монстра). А один из вояк произносит шизофреническую фразу про «я не верю в великанов» или что-то по типу того. О, серьёзно? Не веришь? Ну тогда опустим тот факт, что и в прошлой, и в этой картине существование Франкенштейна было научно подтверждено и задокументировано, а в «Франкенштейне против Барагона» этих самых великанов ещё и видело полно народу.
Логика персонажей иногда идёт в дикий разнос. Вместо того, чтобы спокойно отсидеться в подземке, главная героиня зачем-то рвётся наружу — ясно и чётко видя, что около входа уже стоит Гайра (который здесь олицетворяет тёмную сторону). И предсказуемо получает на орехи. Естественно, ни о какой жалости к столь тупому персонажу речи не идёт. Думать надо, а не бегать как дурочка за своим дорогим Сандой (который, как вы понимаете, светлая сторона, посему учёные пытаются оставить ему жизнь).
Вообще, схлопотал бы у меня этот фильм четвёрочку, если бы не финальная сцена побоища. В старых-добрых традициях здесь полно качественных макетов и декораций, которые исправно разрушаются, вследствие чего эта сцена получилась действительно зрелищной, в отличие от всей предыдущей части ленты, где — вот курьёз — монстров показывали часто и исправно, но интересных моментов при этом было катастрофически мало. Хотя момент с электропушками, выкашивающими лес словно щепки неплох, да и в кои-то веки армия припёрла что-то, что реально покоцало монстра, а не бесполезно отлетало от него.
«Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры» — клинически скучный, бесполезный и болезненно паразитирующий на громком имени фильм, у которого в активе всё же есть хорошее финальное побоище. Но в остальном — большинство аспектов этой ленты находятся на уровне ниже среднего, вследствие чего мне например она не понравилась, и я только рад, что в дальнейшем тему Франкенштейна в японском кинематографе не мусолили.
5 из 10
19 июля 2015
Сюжет
Однажды на корабль нападает похожее на франкенштейновского монстра зеленое существо. Затем люди в горах видят похожее коричневое существо. Выясняется, что эти два монстра-Санда и Гайра, образовались из клеток франкенштейновского монстра. Первый-огромное человекообразное существо коричневого цвета, живущее в горах. Гайра-такое же существо, но зеленого цвета, живущее в море. Люди начинают их исследовать…
Сценарий написал тот же Такэси Кимура, но в этот раз он работал хуже. Стало больше скучных моментов. Тем не менее, сюжет все равно интересен.
Монстры
Их трое-Санда, Гайра и снова Гигантский Осьминог. Санда сделан более-менее нормально для своего времени. Сейчас он особо не смешит. На мой взгляд, Санда сделан лучше всех. Гайра по идее нас должен пугать, но сейчас он не то что не пугает, а даже смешит. Тогда, конечно, было нормально, но сейчас на него просто невозможно смотреть без смеха. Осьминог, на мой взгляд, лишний. Как и в предыдущем фильме, он никак не повлиял на сюжет. В прошлом фильме он убил Франкенштейна, это уже что-то, а здесь его просто убил Гайра. Также не понравилось, что у монстров нет никаких особых способностей.
Спецэффекты
Для своего времени они хороши. И мазеры, и взрывы-все мне понравилось. Сейчас они смотрятся смешно, но тогда они хорошо смотрелись.
Актерская игра
Актеры играли хорошо, претензия всего одна-мало запоминающиеся персонажей. Запоминается только персонаж Куми Мидзуно.
Режиссерская работа
Исиро Хонда и здесь молодец. Ляп допустил всего один, да и то мелкий.
Музыка
Саундтрек, написанный Акирой Ифукубэ, получился хорошим. Я запомнил отличный военный марш, но остальной музыки не особо много.
Реалистичность
В 1966 году не было компьютерной графики, поэтому ничего реалистичного в фильме нет.
Хороший фильм. Он получился не особо удачным как сиквел, но внимания заслуживает. И все-таки, предыдущий фильм, «Франкенштейн против Барагона» (1965), получился намного лучше.«Чудовища Франкенштейна:Санда против Гайры» (1966), сиквел, тоже получился весьма добротным. Всем кайдзю-фанатам к просмотру обязателен.
6,6 из 10
11 мая 2014