Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Акваланги на дне |
год: | 1966 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Шерстобитов |
сценарий: | Евгений Шерстобитов |
продюсер: | Алексей Ярмольский |
видеооператор: | Николай Журавлев |
композитор: | Азон Фаттах |
художник: | Алексей Бобровников |
монтаж: | Алла Голубенко |
жанры: | боевик, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 июля 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Фильм снимался в 1965 году в Судаке и Новом Свете. Изначально фильм хотели назвать «Случай в Рыбачьем».
Фильм был очень популярен среди советских подростков. Фразы из фильма «Руки-то — вверх надо!», «Ты зачем меня в живот ударил? Может, у меня аппендицит!», «Плевал я на Лохматого!» вошли в лексикон, их можно было услышать практически в каждой подростковой компании.
Внимательный зритель сразу же обращал внимание на ляпы монтажв. Шпион убегающий в одних плавках, очень быстро мчится босиком по скалистой местности. Однако когда он присоединяется к туристической группе, на нем волшебным образом оказываются шлёпанцы. Заграничный коварный аквалангист-диверсант бьет Ромку ножом! А что с Ромкой? Да ерунда, он просто воды наглотался.
В мире шла холодная война. В советском кино шпионские сюжеты настойчиво внедрялась в тематические планы выпуска фильмов для детей. В этих фильмах экранные пионеры не просто хорошо учились и отдыхали, но и попутно разоблачали или помогали поймать матёрых вражеских агентов («Юнга со шхуны „Колумб“», «Акваланги на дне» и др.)
Отметим, что и в американских фильмах в борьбу с советскими врагами нередко вступали именно тинэйджеры (подросток; юноша или девушка в переходном возрасте (от 13 до 19 лет)), по своим повадкам похожие на рассвирепевших бойскаутов («Красный рассвет»)
Забавно, но режиссёр снимал этот фильм почти на том же месте, где снимал 'Юнгу со шхуны Колумб ' и с теми же пацанами.
12 февраля 2023
Фильм хороший. Такие картины, интересны, как исторический факт, можно посмотреть, как жили наши предки, какая техника, условия жизни. Ведь среди людей, которые снимались в этом фильме, есть и ветераны, второй мировой, ровесники Брежнева, а главный герой Ромка Марченко, по возрасту, как Путин, ещё и борьбой занимается.
Фильм типичный для киностудии Довженко, когда берётся московская звезда, здесь Юхтин, а в остальных ролях, малоизвестные украинские артисты, это удешевляет затраты и способствует увеличению кинопрокату. Такое наблюдается в фильмах: «Рождённая революцией», «Юркины рассветы», «Меж высоких хлебов» и т. д…
Композитор фильма для меня, малоизвестный, но кроме музыки, он ещё пару песен для фильма написал, которые не хуже, чем в тех же «Дальнобойщиках».
Понравился вертолёт, я такого раньше не видел, может это ми-1.
Что меня удивило, это когда сельские мальчики с кем-то разговаривают, у каждого своя партия, все говорят по очереди, никто никого не перебивает, диалоги постановочные и в реальной жизни маловероятны.
Когда ребята гоняют банку на шоссе, непривычен, не небольшой трафик машин, а то что машины едут на расстоянии друг от друга и в одну сторону.
Поимка шпиона, как охота на Рембо. Люди из КГБ везде и в кафе и на аэродроме, и под водой, но бедный шпион этого не замечает.
Странный случай с утоплением Ромки Марченко, известно, что в таких случаях дорога каждая секунда, потому что в течение 5 минут наступает смерть, а его почему-то везут на берег, а это драгоценное время, когда откачивать нужно было на яхте. И когда он лежит без малейших признаков жизни, а режиссёр с уверенностью профессора медицины, говорит ничего страшного, очнётся и будет играть. Наверное поэтому фильм и вышел на экраны, как детский.
Ещё в фильме Ромка Марченко опрыскивает виноград, из дальнейшего действия фильма, становится понятно, это происходит в середине, конце августа. Обычно виноград опрыскивают весной, летом в крайних случаях за месяц до сбора урожая. В конце августа 95% винограда уже созрело или на стадии созревания.
После поимки шпиона, руководитель операции, говорит немного не дотянули до бархатного сезона. Что он этим хотел сказать, может режиссёр этими словами завуалировал сроки съёмки фильма, с мая, когда опрыскивали виноград до бархатного сезона.
Такие позитивные впечатления остались от фильма. Я думаю, что этот фильм интересен не только детям, но и взрослым.
1 января 2021
В кино Евгений Фирсович Шерстобитов пришёл в 60-е годы, когда героико-патриотическая тема в искусстве была основной. Она стала главной для всего творчества Шерстобитова. Первый фильм «Юнга со шхуны «Колумб»» (1963) сразу завоевал зрительские симпатии. Успех закрепили «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964) и «Акваланги на дне» (1965). В них определилось творческое кредо молодого режиссёра — рассказывать о подлинном патриотизме и романтике героического подвига, утверждать веру в непременную победу добра над злом. В период с 1960-х по 1980-е годы влияние кинопримера вряд ли можно переоценить. Острота сюжетов, исключительные обстоятельства, в которых оказываются герои: моряки, пограничники, разведчики, и их юные помощники — ребята, осознанно помогающие взрослым, обуславливали зрительский успех и воспитательное значение его фильмов.
Фильм «Акваланги на дне» снят по одноимённой повести режиссёра. Евгений Фирсович как-то сказал: «Я сам вырос на захватывающих военно-революционных картинах «Чапаев», «Гуля Королёва», «Белеет парус одинокий», воодушевлялся ими. В молодости я перечитал всего Аркадия Гайдара, считая его выдающейся личностью». И в повести, и в фильме легко угадываются «гайдаровские мотивы» — искреннее желание ребят оказывать взрослым посильную помощь. И не просто взрослым, а — пограничникам. На этом стремлении ребят быть полезными «в настоящем деле» построен весь сюжет. Отличие «взрослых» шпионских фильмов от «детских» заключается в самой структуре такого фильма. Режиссёр не пытается удивить зрителя «шпионскими фенечками», потому что здесь иная задача: показать жизнь подростков «как есть»: пляж, купание, домашние заботы, встреча с хулиганами. Героико-патриотическая тема сама по себе подразумевает введение в сюжет элементов, которые выглядят малоправдоподобно. Но именно в этом и заключается притягательная сила приключенческих лент!
Важной особенностью характера режиссёра Шерстобитова являлись его смелость, умение рисковать, нарушать каноны жанра. Например, в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» впервые в революционно-приключенческом жанре были использованы комедийные ситуации при сохранении строгого гайдаровского стиля. В «Аквалангах на дне» тоже есть оригинальные и даже отчасти необычные моменты, которые делают ленту ещё интереснее. Разумеется, прожитые картиной 52 года экранной жизни, влияют на оценку сегодняшнего зрителя. И это правильно, однако нужно помнить, что старое кино требует понимания и взвешенности в вопросах внутренней глубины сюжета. Приключения приключениями, но в советском детском кино всегда на первом месте стояла не развлекательная, а воспитательная составляющая. Ребёнок не может из пелёнок сразу вступить во взрослую жизнь. Прежде он должен пройти все стадии становления личности. В СССР такие стадии были: октябрёнок, пионер, комсомолец. Ребёнок был окружён заботой и вниманием. Он не рос в цифровом вакууме интернета, а взрослел в кругу своих сверстников, друзей, наставников. Всё это в полной мере отражено в этом фильме, обладающем волшебной силой возвращения в детство.
P.S. «Когда-то давно я снял фильм «Акваланги на дне». Ну, чисто детское кино! Знаете, сколько миллионов зрителей (и детей, и взрослых) посмотрело его по всему тогдашнему Советскому Союзу? Служба учёта кинопроката (была такая) дала мне в своё время такую справку: более 300 миллионов за 20 лет проката! Умножьте это на среднюю стоимость билета — 25 копеек — и получите сумму, которую заработало на этом государство. А при производстве фильма было потрачено всего 260 тысяч рублей. Прибавим ещё 260 тысяч (существовала такая практика) — это стоимость тиражирования копий и показ фильма в кинотеатрах. Таким образом, себестоимость фильма равнялась 520 тысячам рублей. Сколько собрало государство, мы уже знаем, делим это на 520, и что получается? Прибыль почти в 60 раз превысила расходы! Не всякий взрослый фильм Голливуда может похвастать таким результатом. Вот вам и детский фильм, и его рентабельность. Но мы-то тогда этими расчетами не занимались и не о рентабельности своего труда думали. Совсем иные задачи были: доставить удовольствие своему зрителю, увлечь его сюжетом, поступками героев, заставить волноваться, переживать и, конечно же, восторгаться действиями героев». (Советский кинорежиссёр, сценарист и писатель. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР Евгений Фирсович Шерстобитов)
16 февраля 2018
В курортном городке, на пляже произошел странный случай: один из отдыхающих оставил вещи на песке и пошел купаться в море. На его место пришел другой курортник и по-хозяйски начал рыться в оставленных вещах. Это заметили сидевшие рядом мальчики. Курортник и клянется, и документы показывает, но разве советских школьников проведешь? Они бегут сообщить «куда надо» и, конечно, шпион разоблачен. Попутно разворачиваются отношения юных влюбленных, да еще на фоне того, что наши герои снимаются в кино.
Замах был на серьезный боевик, хотя и в коротких штанишках. И матерый преступник, перевозящий информацию в плавках, и труп, и красавица героиня, и бесстрашный герой, (а какой может быть еще советский юноша?) и все это на фоне моря и гор — все присутствует, но… Только не столько все это увлекает, сколько наводит на мысли о советском строе: это ж как нужно исковеркать детей, чтоб по каждой ерунде они бежали доносить! Ведь присутствующие рядом взрослые люди даже ухом не повели. Можно возразить: наши ребята состоят в отряде юных пограничников, а взрослые не должны беспокоиться о правопорядке?
5 из 10
19 июля 2012