Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Перед судом истории |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Фридрих Эрмлер |
видеооператоры: | Моисей Магид, Лев Сокольский |
художник: | Александр Блэк |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 ноября 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Отвлечемся от пропагандистской стороны фильма и углубимся в его содержание. Трудно Шульгину отвечать на «каверзные» вопросы. «Вы же хотели расстрелять 50 тысяч февралистов?» «Дожить до 86 лет и ничему не научиться?». Но видимо к старости что-то понял из собственного опыта. «Такой опыт был сделан в воскресение, которое было названо кровавым… Полегло более тысячи человек. Казалось, монархия устояла. Но на какой срок? Всего на 12 лет». «Мы большевикам не верили. Ни словам, ни делам». Вот тут врет Шульгин. Они и не хотели верить. Таким как он нужна была царская, самодержавная Россия, а не народная власть. «Мы их (коммунистов) просто ненавидели». Вот это верно, это то, чем собственно, и руководствовались господа Шульгины — ненавистью к собственному, восставшему против них народу.
Правильно Шульгин назвал главную причину поражения эмиграции «не было идеи, которая могла бы стать целью жизни». А она могла быть только одна и весьма непопулярная в народе — вернуть самодержавие. Шульгин поклонялся Муссолини и считал Столыпина предтечей русского фашизма. Народ для Шульгина — это «сплошная беспорядочная толпа, серо-рыжая солдатня и черноватая рабочеподобная масса», её место под царским сапогом. «Если кого-то из нас посадили бы диктатором, с помощью извне. Мы бы не знали чего делать. Необходимы были новые мысли, привлекательные идеи, а их то, как раз у нас и не было. Поэтому подлинным центром эмиграции становилось кладбище». «Гробница Ленина излучает свет» — хорошее признание! «Когда я шел туда (в Россию) я думал у меня родины нет, но теперь я говорю, она у меня есть»… «То, что вы, коммунисты, делаете сейчас для России, не только полезно, но и необходимо! И это должны понять все русские люди и те, кто отрезаны от России и даже те, кто родились вдали от Родины». Молодец, спасибо за признание и откровенность!
24 октября 2020
«Перед судом истории» предстал сам В. В. Шульгин — один из организаторов Добровольческой армии и, пожалуй, главный идеолог Белого движения. Если кто не знаком с сим персонажем, то мой вам совет — не спешите терроризировать поисковики. Прежде ознакомьтесь с фильмом. Тогда вы испытаете эффект невероятного прозрения в прошлое, в будущее и в прочие стороны нашей необъятной истории.
Ярчайший представитель креативного класса эпохи Николая Кровавого. Творец непревзойденного в своей ядовитости контента, упрямо втыкавший в национализм до тех пор, пока нация не вытошнила его за борт. Юридический тролль, политическая проститутка с романтическим уклоном в монархизм. Русский фашист, православный антисемит, профессиональный вегетарианец с 1918-го (по уверениям википедоидов). Очевидно, перебрал с травками, что вызвало регулярный навязчивый бред, выражавшийся в желании выбелить необъятные просторы нашей родины. Отчасти сей бред можно считать пророчеством, так как с некоторых пор время от времени московские улицы покрываются белоленточной сыпью.
Весьма интересно наблюдать за Василием Витальевичем, когда речь заходит о народе. Его лицо на миг застилает едкая гримаса отвращения. «Сплошная беспорядочная толпа, серорыжая солдатня и черноватая рабочеподобная масса» — какая поэзия в эпитетах! С тем же страхом и восторгом взирает вошь на уязвленный педикулезом организм, прячась в складках несвежего белья. В течение фильма он ловко уклоняется от прямых вопросов Историка, прибегая к велеречивой демагогии, чем опять же напоминает оное насекомое, попавшее на раскаленную адскую сковороду.
Шульгин часто упоминает Россию — вдохновенно и с любовью. Он любит Россию настолько, что готов поделиться ею со всем миром, особенно со странами Антанты. С русским народом он делить Россию, очевидно, не намерен.
Верный слуга Российской короны, весьма изящно избавивший Российского государя от ненавистного престола. Николая он искренне жалеет, о реках крови, пролитых «Всероссийским Городовым», старательно умалчивает.
Удивительно, но глядя на бодрого манерного старичка, вслушиваясь в его старорежимный французский прононс, как-то совсем не верится в ужасы сталинских лагерей. В. В. Шульгин, к слову, отсидел 12 лет во Владимирском централе, где занимался написанием мемуаров. Ни помрачения рассудка, ни следов пыток, ни хотя бы выбитых зубов в процессе просмотра картины мной так и не замечено. А ведь 58-я статья какбэ намекает нам на известные последствия. Удивительно.
Напоследок о режиссерской идее. Несмотря на упоминаемые исторические документы и события, фильм все же относится к разряду художественных. Оригинальная композиция, сочетающая в себе натурные съемки, кадры хроники и постановочные сцены, ставит картину «перед судом истории» особняком в отечественном киноискусстве. Несомненно, в этом заслуга не только авторов, но и главного героя. Его безукоризненный артистический талант и его жизненный путь окончательно убедили меня, что любые Парламенты, Сенаты и Думы — это не более, чем императорские театральные подмостки для провинциальных лицедеев.
1 сентября 2012
«Правда искусства», как известно, часто вступает в противоречие с «правдой жизни». Обычно в этой борьбе не бывает не выигравших, ни проигравших. «Перед судом истории» — уникальный случай, где исход далёк от паритета.
Убеждённый сталинист Фридрих Эрмлер решил снять фильм об «обречённости коммунизма» во всём мире. О том, что «цель оправдывает средства», если речь идёт о благом деле. О том, что победителей не должно судить никому. О том, что победители бывают, милосердны даже к своим заклятым врагам. В роли победителя Великая Страна Советских Социалистических Республик, свергнувшая гнилой царизм, победившая фашизм, запустившая первого человека в космос, ставшая Сверхдержавой. Истине в помощь эстетика прогрессивного кинематографа под руководством одного из лучших кинематографистов страны; засекреченная хроника; множество документов; персональная стена в парижском «Музее Человека»…да что там искусство, сама Жизнь сотворившая «homo soveticus» поддерживает победителя. И делать то ничего не надо, задавай вопросы с известными ответами и снимай.
Необычное кино, сделанное в форме учебного фильма в полудокументальной манере с двумя действующими лицами под руководством КГБ, заложенной идеи не оправдало. Эрмлер ошибся в выборе героя, но именно к этой работе сводятся основные достижения его творчества. Контрреволюционер, белогвардеец, монархист, антисемит Василий Шульгин — само воплощение поверженного врага, оскоплённого ходом исторического процесса, элементарным существованием в кадрах, сотканных из реальных и реконструированных пустых пространств артефактов дореволюционной России, отстоял свою «правду» понимания произошедших событий. Его собеседник в исполнении Сергея Свистунова, выступающий в образе историка обезличен, собирателен и фальшив. Так называемые, достижения гуманизма, противопоставленные идеологии седого старца не выдерживают адекватного восприятия, тем более, с позиции дня сегодняшнего. Шульгин до последних дней своей долгой и непростой жизни сохранил ясность памяти, и понимание противоречивых поворотов исторического времени. Навешанные ярлыки изменчивы и не так уж важны, если за ними стоит человек, каждый поступок которого осмыслен и движим благородными стремлениями. Ошибки и заблуждения неизбежны, но после просмотра возникает непредвиденный вопрос: «а судьи кто?».
Территория вечно переписываемой истории похожа на изобретательный триллер с палачом и жертвой меняющихся, время от времени местами, в зависимости, от веления нового хозяина. Но перед судом истории все равны, независимо от «очевидности» идеологии или её скрытых подсмыслов. Фильм Эрмлера, пусть и вопреки замыслу авторов преследующих локальную цель, находится в таком же вневременном аспекте восприятия, каким и должен быть настоящий «Суд Истории».
9 из 10
19 ноября 2010