Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фильм |
английское название: |
Film |
год: | 1965 |
страна: |
США
|
режиссеры: | Алан Шнайдер, Сэмюэл Беккет |
сценарий: | Сэмюэл Беккет |
видеооператор: | Борис Кауфман |
художники: | Барр Шмидт, William Smidt |
монтаж: | Сидни Майерс |
жанры: | драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 20 мин |
Владелец американского издательства Grove Press и и литературного журнала Evergreen Review Барнет Ли «Барни» Россет-младший в начале1960-х предложил своим авторам попробовать себя в кино. Если бы проект удался, мы бы увидели фильмы Жана Жене, Гарольда Пинтера, Эдена Ионеско, Нормана Мейлера, Алена Роб-Грийе. Но первым (и, как оказалось, последним) согласился Сэмюэль Беккет.
На помощь начинающему кинорежиссеру пришел обладатель Оскара, кинооператор Борис Кауфман. Главную роль в 20-минутной постановке согласился сыграть Бастер Китон. И, несмотря на эпоху звукового кино, от актера не требовалось слов.
Говорят, Китон так и не понял ни мотивации своего героя, ни задумки Беккета. Он играл человека, который панически боится не только чужого взгляда, но и своего собственного. Этот странный человек не уверен: жив он или уже умер. А потому постоянно проверяет свой пульс. Он спасается бегством от себя, своего прошлого, окружающего мира. И, как подсказывает опыт человечества, в этом соревновании процесс важнее результата.
Очень странное кино. Оно наполнено черным юмором (взять хотя бы сцену и котом и псом) и завораживает ощущением подглядывания за чужим сновидением. Но оставляет холодным. Беккет экспериментировал с незнакомым ему языком и, как иногда говорят футбольные комментаторы о слишком мудреный действиях игрока, переиграл сам себя.
Познавательно, но не более того.
6 из 10
27 января 2019
В короткометражном творении Алана Шнайдера «Фильм» 1965 г. банально только само название, способствующее быстрому забыванию. Фильм представляет собой визуальную зарисовку теории зримости себя и мира с опорой на эстетику Сэмюэля Беккета и философию абсурдизма в действии.
Похожий на грабителя пожилой мужчина в бесформенном плаще в неуклюжей шляпе, с повязкой, закрывающей лицо, попадает в лабиринт абсурдизма. Он всегда оказывается спиной к зрителю, потому нельзя увидеть те эмоции, которые его переполняют. По его движениям остается лишь догадываться, что он страшно напуган. Сначала он несуразно по стенке бежит домой, пытаясь с ней слиться, потом невротически воюет с домашними питомцами и вещами. В сознании мужчины укрепилась идея, что он жив, пока незрим, неузнан, непознаваем. Он боится встретиться взглядом с Другим. В качестве Другого выступает все то, что, по мнению мужчины, способно отразить его присутствие. Взглядом Другого обладают живые глаза и все проекции глаз — всевозможные отражающие поверхности, окружности и щели. Даже дырявые занавески как огромные глаза бессмысленно пытаются все рассмотреть.
По фильму можно понять, что с героем что-то случилось, и он изменился внезапно (хотя это совершенно неважно). Сумев скрыться от любопытных взглядов на улице, мужчина оказывается в своей квартире. Вроде бы испуг прошел, на него никто не смотрит и… В какой-то момент мужчина понимает, что дома любопытных глаз еще больше, так как все домашнее заключает в себе множество символических значений, а символ, как известно, является одной из основных форм отражения и присутствия. Так, пространство квартиры организуют любимые питомцы, портрет мужчины с безумным взглядом на стене, зеркало, малозначительная мебель, фотографии людей, навевающие радостные воспоминания. Все это дорогое сердцу героя привычное окружение в показанный в фильме момент времени превращается в смертельное оружие. Покончить с прошлым, покончить с самым дорогим оказывается единственным выходом из сложившейся ситуации. Тогда и начинается страшная драма. Мужчина пытается спрятать то, что можно спрятать, разбивает то, что можно разбить, уничтожает то, что можно уничтожить, выгоняет кошку и собаку из дома и остается в незрячей пустоте. Успокоившись после удаления всех взоров из зоны видимости, мужчина садится в кресло с резьбой, напоминающей человеческое лицо. Таким образом, он впервые оказывается к зрителю как бы лицом, правда, чужим, маскирующим человеческое присутствие.
Вроде бы мужчина серьезно пострадал, победил всех демонов, создал видимость присутствия, спрятался от всех взглядов, и на этом моменте можно было бы поставить трагическую точку, поаплодировать мужчине за то, что ему удалось угробить свою жизнь и остаться незримым. Но режиссер идет намного дальше, ударяя по сознанию бессознательным… В секунды сладостного забвения мужчине снится сон, в котором он оказывается под наблюдением еще большего количества глаз, от которых спрятаться уже невозможно. Так, в форме бессознательного Другой проникает в сознание героя и наносит сокрушительный удар. Абсурдность ситуации такова, что зримость тотальна, человек — отражатель себя для самого себя.
Для выражения своих идей режиссер использует черно-белую съемку, чтобы на ч/б дуализме поиграть цветом и светом. Так, черно-белое полотно фильма делится на полюса живое-мертвое — зримое-незримое. Приближение зрительскому взгляду людей и предметов обрамляет их в черный цвет и создает эффект присутствия. Удаленный предмет теряется в белом свете и растворяется в белизне, создавая тем самым безопасную зону невидимости.
При всей авантюрности идейной подоплеки режиссеру хватило времени и на иронию. Серьезность философских воззрений он разбавил трогательными эпизодами прощания с собакой и кошкой, которые снова и снова возвращались домой. Исполнитель роли мужчины в годах Бастер Китон органично вжился в свою роль, создавая впечатление необходимой для абсурдизма переигранной загнанности, суетливости и ужаса. Если фильм был бы звуковым, то в нем раздавались только звуки хохота оператора, который не успевал за действиями впавшего в пляску смерти героя.
Сама идея «Фильма» до безумия занимательна, но если бы она развивалась не только в визуальном плане, но и, скажем, в звуковом, фильм закончился бы намного раньше. С титрами зрителю остается напутствие абсурдистов о том, что чем больше развивается прогресс, тем труднее человеку оставаться невидимым.
16 апреля 2015
Болезненный фильм о невозможности смотреть в лицо самому себе. Фильм «Фильм», как завершённое художественное произведение не очень интересен. Слишком явственна его экспериментальная природа.
Это короткометражный, немой, чёрнобелый этюд, лишённый даже музыкального сопровождения. Даже финальный титр «Фильм Сэмуэля Бэккета» указывает на то, что дело в пробе великого писателя себя в новом жанре, в новом виде искусства. «Фильм» сразу напоминает не знаменитые пьесы Беккета, а его чуть менее знаменитые «рассказы», посвящённые, в сущности, сосредоточенному самоковырянию.
Смотреть этюд этот стоит по двум причинам; вторая — в предыдущем абзаце. Первая — Бастер Китон в главной роли. Точнее в основном руки и глаз Бастера Китона.
Ещё один плюс работы: оператор Борис Кауфман, снявший «12 разгневанных мужчин». В «Фильме» его работа — один из ключевых моментов произвдения. Камера постоянно вертится за героем, дёргается и словно плывёт. Тоже эксперимент, тоже любопытный.
4 февраля 2013