Человек не птица
Čovek nije tica
6.9
7.2
1965, комедия, мелодрама, драма
Югославия, 1 ч 21 мин
18+

В ролях: Милена Дравич, Янез Врховец, Столе Аранджелович, Борис Дворник, Душан Антониевич
и другие
История о любовном романе между взрослым, респектабельным инженером, который приехал в промышленный город, чтобы выполнить работу эксперта и молодой парикмахершей, в доме которой он находился, и последствиях этих отношений после того, как вовлеченным в это оказывается молодой водитель.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек не птица

английское название:

Čovek nije tica

год: 1965
страна:
Югославия
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Александр Петкович
композитор:
художники: Драголюб Ивков, Миленко Йеремич
монтаж: ,
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 марта 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Постеры фильма «Человек не птица», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Человек не птица», 1965

Диалектика характеров - диалектика развития.

Фильм соответствует высшим эталонам европейского киноискусства своего времени: - Антониони, Годар, Феллини....

Иллюзия полета рано или поздно заканчивается.

Некий политический, идеологический окрас не имеет здесь никакого значения, абсолютно не важно в каком городе и в какой стране происходят события.

Речь идет о нашем, общечеловеческом, отношения, восприятия.

Картина состоит из параллельных противоположностей, из диалектики образов и характеров. Параллели везде, из них выстроен весь сюжет.

Опера, классика - балаган и цирк, однообразная реальность - захватывающая иллюзия, официальное - непосредственное, серьезно - ветренно, режиссер акцентирует внимание на парадоксах жизни, на её противоположностях.

Одно проявляет и делает заметным другое, и в этом развитие.

7 октября 2022

«Психология масс и анализ человеческого «Я»

Нет, я не приверженец Фрейда или Лебона, но мысль в фильме так совпала с тем, что пришлось мне однажды прочитать в труде Зигмунда Фрейда с одноименным заголовком данной рецензии. Кажется, что источником фильма как раз и явилась такая «наука» как психология масс, а лейтмотивом — коммунистическая идеология и современное состояние Югославии в XX веке.

Вспомним, например, начальный момент фильма, где говорится о гипнозе, а в конце о нем еще и дается пояснение, а теперь к этому добавим еще слова несчастной героини, муж которой нашел себе любовницу. Она говорила, что гипноз — это нечто, что мы видим каждый день; это явление настолько обыденно, что сплелась уже одной нитью с семейными традициями и обычаями; дескать, все, что говорит женам муж, нужно слушать и выполнять беспрекословно, все его слова считать «истинными» и «правильными» — эти мужские голоса мужей звучат и действуют как гипноз на женщин.

Здесь как раз-таки Душан Макавеев демонстрирует гипноз как средство к бессознательному уразумению народа, которым можно управлять с помощью этой невидимой силы.

По коммунистической идеологии, семья всегда существовала между человеком и государством, семья — есть то, с помощью чего человек стремится к чему-то кроме идеологической цели государства, то есть, другими словами, там он находит свое убежище. Так мы подошли к основной проблеме в фильме — рабочему классу.

Человек в таком обществе мыслится лишь как собирательный образ, как в данном случае главный герой. Он никогда не соберет в качестве инженера станок для фабрики в одиночку, за это его и награждают орденом трудового красного знамени — за сплочение рабочих для одной цели. Ян Рудинский просит найти ему официальный костюм, чтобы, как по завещанию Блез Паскаля, надеть на себя мантию величия, сулившее ему титул Мастера, а не простого инженера-механика, чья униформа награждает лишь титулом простого, ничем не отличающегося от других, рабочего. «Я» в таком строе существует в рамках семьи, выходя из которой каждый день по звону, требующему работать, существует только масса, способная быть управляемой, как это продемонстрировал еще Фриц Ланг в своем «Метрополисе», хоть и идея «рабочего» у него немного иная, но картина выглядит практически таким же образом. Это еще доказал Ленин, у которого в кабинете лежала книга Гюстава Лебона «Психология масс».

Создав образ массы, автор пытался найти «оду к радости» в образе любви. Но любовь здесь подана двусмысленная. Парикмахерша Райки, расспрашивая Яна о его возможном браке, находит, что он так помешан на своей работе и статусе Мастера, что упрекает его, что он будто «женат на работе», предупреждая, что уже наслышана о сказках про командировки и т. д. Любовь же как она есть проявляется в гнетущих чертах для Яна и семьи Райки, так как у обеих сторон разные мнения о понятии «любви».

Существует в фильме и мнимая радость, и образ развлечения. Для рабочих — это цирк в прямом и переносном смысле, для более высоких чинов, которые не копаются в грязи голыми руками — это «гипнотический цирк»: смешно смотреть как «дурят» людей, заставляя их то страшиться змей, то играть в похоть, то быть птицами…, будто человек свободен, как птица, но «человек не птица». Разве что образ птицы существует, и такой образ можно увидеть в головах рабочих. Этот образ демонстрируется в фильме, когда рабочий, упрекает Яна, что у него скоро отрастут крылья. Развлечения как бы сигнализируют о сущности, или статусе, если угодно.

Все в социологической Югославии происходит по правилам этой психологии.

6 из 10

7 января 2020

Превратности любви

В чём соль фильмов Новой волны? В стиле. Что делает их такими особенными? Люди. Люди в кадре с живыми и совершенно не гламурными лицами.

Имеете ли значение сюжет? Немного. Политический фон, социальный разлад, эротическая начинка. Минимум фальши, лёгкая отстранённость, мягкое заигрывание камеры с профилем главной героини.

На что здесь похожа любовь? На взгляд девушки через плечо. Взгляд, подведённых стрелками глаз. Взгляд, приглашающий в лучшую жизнь, даже если вокруг полная разруха и темень. «- Не обращайте внимание, она — шалая!». Вот и всё, что вам нужно знать о ней, прежде чем окончательно влюбиться.

А что после? Процентов девяносто, что вам конец. Девушка упорхнёт, вы сядете в лужу, пустые дни нахлынут как никогда ранее. А вы что? Вы — не птица — по осени не улетаете, свободы не имеете. Всё к чертям.

Кружевное бельё, туфельки kitten heel, чувственные планы белых волос и кожи на чёрном фоне и быт: стройка, цемент, холод, серый дым завода. Как хочешь, так и справляйся.

Очень не хватило хорошего саундтрека. Затяжного, хриплого, джазового.

5 ноября 2018

Комедия Человек не птица появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Душан Макавеев. Кто играл в фильме: Милена Дравич, Янез Врховец, Столе Аранджелович, Борис Дворник, Душан Антониевич, Dusan Bajcetic, Мирьяна Блашкович, Milan Lugomirski, Bosa Stojadinovic, Джурджевка Чакаревич, Roko Cirkovic, Djordje Djurdjevic, Митя Грегорач, Илия Йованович, Lepa Landek.

Страна производства - Югославия. Человек не птица — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.