Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек не птица |
английское название: |
Čovek nije tica |
год: | 1965 |
страна: |
Югославия
|
режиссер: | Душан Макавеев |
сценаристы: | Rasa Popov, Душан Макавеев |
видеооператор: | Александр Петкович |
композитор: | Петар Бергамо |
художники: | Драголюб Ивков, Миленко Йеремич |
монтаж: | Иванка Вукасович, Любица Несич |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 марта 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Фильм соответствует высшим эталонам европейского киноискусства своего времени: - Антониони, Годар, Феллини....
Иллюзия полета рано или поздно заканчивается.
Некий политический, идеологический окрас не имеет здесь никакого значения, абсолютно не важно в каком городе и в какой стране происходят события.
Речь идет о нашем, общечеловеческом, отношения, восприятия.
Картина состоит из параллельных противоположностей, из диалектики образов и характеров. Параллели везде, из них выстроен весь сюжет.
Опера, классика - балаган и цирк, однообразная реальность - захватывающая иллюзия, официальное - непосредственное, серьезно - ветренно, режиссер акцентирует внимание на парадоксах жизни, на её противоположностях.
Одно проявляет и делает заметным другое, и в этом развитие.
7 октября 2022
Нет, я не приверженец Фрейда или Лебона, но мысль в фильме так совпала с тем, что пришлось мне однажды прочитать в труде Зигмунда Фрейда с одноименным заголовком данной рецензии. Кажется, что источником фильма как раз и явилась такая «наука» как психология масс, а лейтмотивом — коммунистическая идеология и современное состояние Югославии в XX веке.
Вспомним, например, начальный момент фильма, где говорится о гипнозе, а в конце о нем еще и дается пояснение, а теперь к этому добавим еще слова несчастной героини, муж которой нашел себе любовницу. Она говорила, что гипноз — это нечто, что мы видим каждый день; это явление настолько обыденно, что сплелась уже одной нитью с семейными традициями и обычаями; дескать, все, что говорит женам муж, нужно слушать и выполнять беспрекословно, все его слова считать «истинными» и «правильными» — эти мужские голоса мужей звучат и действуют как гипноз на женщин.
Здесь как раз-таки Душан Макавеев демонстрирует гипноз как средство к бессознательному уразумению народа, которым можно управлять с помощью этой невидимой силы.
По коммунистической идеологии, семья всегда существовала между человеком и государством, семья — есть то, с помощью чего человек стремится к чему-то кроме идеологической цели государства, то есть, другими словами, там он находит свое убежище. Так мы подошли к основной проблеме в фильме — рабочему классу.
Человек в таком обществе мыслится лишь как собирательный образ, как в данном случае главный герой. Он никогда не соберет в качестве инженера станок для фабрики в одиночку, за это его и награждают орденом трудового красного знамени — за сплочение рабочих для одной цели. Ян Рудинский просит найти ему официальный костюм, чтобы, как по завещанию Блез Паскаля, надеть на себя мантию величия, сулившее ему титул Мастера, а не простого инженера-механика, чья униформа награждает лишь титулом простого, ничем не отличающегося от других, рабочего. «Я» в таком строе существует в рамках семьи, выходя из которой каждый день по звону, требующему работать, существует только масса, способная быть управляемой, как это продемонстрировал еще Фриц Ланг в своем «Метрополисе», хоть и идея «рабочего» у него немного иная, но картина выглядит практически таким же образом. Это еще доказал Ленин, у которого в кабинете лежала книга Гюстава Лебона «Психология масс».
Создав образ массы, автор пытался найти «оду к радости» в образе любви. Но любовь здесь подана двусмысленная. Парикмахерша Райки, расспрашивая Яна о его возможном браке, находит, что он так помешан на своей работе и статусе Мастера, что упрекает его, что он будто «женат на работе», предупреждая, что уже наслышана о сказках про командировки и т. д. Любовь же как она есть проявляется в гнетущих чертах для Яна и семьи Райки, так как у обеих сторон разные мнения о понятии «любви».
Существует в фильме и мнимая радость, и образ развлечения. Для рабочих — это цирк в прямом и переносном смысле, для более высоких чинов, которые не копаются в грязи голыми руками — это «гипнотический цирк»: смешно смотреть как «дурят» людей, заставляя их то страшиться змей, то играть в похоть, то быть птицами…, будто человек свободен, как птица, но «человек не птица». Разве что образ птицы существует, и такой образ можно увидеть в головах рабочих. Этот образ демонстрируется в фильме, когда рабочий, упрекает Яна, что у него скоро отрастут крылья. Развлечения как бы сигнализируют о сущности, или статусе, если угодно.
Все в социологической Югославии происходит по правилам этой психологии.
6 из 10
7 января 2020
В чём соль фильмов Новой волны? В стиле. Что делает их такими особенными? Люди. Люди в кадре с живыми и совершенно не гламурными лицами.
Имеете ли значение сюжет? Немного. Политический фон, социальный разлад, эротическая начинка. Минимум фальши, лёгкая отстранённость, мягкое заигрывание камеры с профилем главной героини.
На что здесь похожа любовь? На взгляд девушки через плечо. Взгляд, подведённых стрелками глаз. Взгляд, приглашающий в лучшую жизнь, даже если вокруг полная разруха и темень. «- Не обращайте внимание, она — шалая!». Вот и всё, что вам нужно знать о ней, прежде чем окончательно влюбиться.
А что после? Процентов девяносто, что вам конец. Девушка упорхнёт, вы сядете в лужу, пустые дни нахлынут как никогда ранее. А вы что? Вы — не птица — по осени не улетаете, свободы не имеете. Всё к чертям.
Кружевное бельё, туфельки kitten heel, чувственные планы белых волос и кожи на чёрном фоне и быт: стройка, цемент, холод, серый дым завода. Как хочешь, так и справляйся.
Очень не хватило хорошего саундтрека. Затяжного, хриплого, джазового.
5 ноября 2018