Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зайчик |
год: | 1964 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Быков |
сценаристы: | Генрих Рябкин, Ким Рыжов, Михаил Гиндин |
видеооператор: | Сергей Иванов |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Белла Маневич-Каплан, Людмила Мочалина |
монтаж: | К. Лапик |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Мастерски непринуждённый. Естественен до гениальности.
Леонид Быков как Режиссёр создал лёгкий, безотрывный для просмотра фильм, освободив кинокартину от советской комедийной типичной «притошности» и «тяжеловозного» выделения каких-то отдельных персон.
Все на равных. Все вместе.
Быков не допустил перетягивания игры (я опасалась присутствия в составе Сергея Филиппова) и не затянул ни одной сцены. А то что Леонид Быков каков был в жизни, таким был и в кино, мы все и так знаем. Браво!
Что-то необычное есть в фильме, скорей всего, это акцент на времени суток в городе.
Дневные ситуации происходят в помещениях, где творятся достаточно взрослые курьёзы, но словно в развивающей игре-модели для детей разного возраста).
Интересны и по замыслу, и по ракурсу, сцены на открытом воздухе в сумерках. В общем, пока солнце опускается, опускается, от линии горизонта 0° до -6°. Либо, пока солнце поднимается, поднимается от -6° до 0° линии горизонта.
Хрестоматийно проделанная работа над фильмом «Зайчик» в сумерках, учитывая, что такая освещённость искусственной обработкой — не достигается.
Действо фильма начинается в городе, в его вечерний «золотой час» — последний час перед заходом солнца. Это когда Зайчик на автобус пытается попасть. Далее видим натурные съёмки и утреннего «золотого часа», после солнечного восхода. Освещённость в этот час поддерживается за счёт солнечного света, отражаемого небосводом.
Это время для красивых изображений улиц, движущихся машин и контрового света для пейзажей и облаков. Мягко скользящий свет идеально ложится на лица, а длинные тени от солнца над горизонтом не скрывают деталей.
В «синий час» сумерек сняты красивые сцены. Это небо между сумерками и самой ночью, с сине-фиолетовым оттенком, который также компьютерно не поддаётся. Вот там, где они все дружно забор сносили. За 30 минут до восхода солнца и через 30 минут после захода. В общем, солнце находится от -4° до -6° от линии горизонта. Этот момент также удачен для съёмок зданий со светящимися окнами, вывесками. Цвет неба, где светится оригинальное название: «Средний драматический театр»; из окна квартиры Зайчика вывески «Аэрофлота» мигают.
Ещё очень понравился сам Театр в фильме. Механика и символичность подмостков сцены очень современно смотрятся.
Сцена с трубкой телефонной, разговор Зайчика с Наташей, чётко достойна Оскара.
Крутизна, которую проявил Зайчик, фраппируя общественность, это не от осознания того, что он случайно услышал в щель врачебного кабинета. Он сам по природе и созидательный, и деятельный, и умелый, просто пришлось повысить концентрацию самого себя. Браво!
6 июня 2021
Совершенно случайно узнал об этой картине, когда смотрел документальный фильм про Леонида Быкова. В результате открыл для себя еще одну прекрасную советскую комедию.
Что будет делать человек, если узнает, что жить осталось всего лишь месяц? Наши современники наверняка перепробуют всё и вся. Главный же герой одноименного фильма, простой скромный гример по фамилии Зайчик звезд с неба не хватает, потому решает напоследок совершить обыкновенное доброе дело — снести забор в своем дворе, чтобы детям построили садик. Казалось бы, нехитрая работенка. Но это еще как посмотреть… Борясь с бюрократизмом на пути к заветной цели, Зайчик открывает доселе неизведанные стороны своей натуры и делает мир вокруг себя чуточку лучше.
Как и многие картины того времени, кинофильм оставляет после себя приятное и светлое ощущение. Добрый и остроумный юмор, масса известных и талантливых актеров на вторых ролях (Алексей Смирнов, Георгий Вицин, Сергей Филлипов), интересные режиссерские и операторские ходы и, конечно же, безграничное обаяние Леонида Быкова — всё это создает теплую атмосферу, которой проникаешься при просмотре данного фильма. К небольшим минусам хотел бы отнести разве что слегка смазанную концовку (ожидал немного большего), хотя на общее впечатление это особо не влияет.
Рекомендую данный фильм всем любителям нашего кино для поднятия настроения и положительной мотивации.
Спасибо за внимание!
8,5 из 10
»-Есть кто кричит, есть на кого кричат. Я очевидно из тех, на кого..
-Знаете, Зайчик, вы живете так, будто вам неудобно, что вы ходите по земле»
-Вот и вы на меня кричите…»
17 июля 2014
Часто ли мы задаем себе вопрос: «Какой жанр киноискусства наиболее любим и почитаем зрителем?» На мой взгляд, это комедия, где всегда много смеха, юмора, добродушного сарказма, аллегоричной мудрости и, конечно же всегда присутствует определенный урок, что очень сближает комедию со сказкой, в которой все так же кажется неправдоподобным, но на самом деле как посмотреть?… Частенько и в жизни случаются просто сказочные истории, после которых жизнь человека поворачивается на 180 градусов.
Вот таким и получился фильм хорошо всем известного актера и режиссера Леонида Быкова под аллегорическим названием «Зайчик», в котором главную роль исполнил сам режиссер, сыграв скромного, нерешительного и деликатного гримера по фамилии Зайчик. Внешне он робок и застенчив, боится жить в полную силу, боится брать на себя какую-либо ответственность, и даже боится признаться девушке в любви, поэтому с ним постоянно происходят какие-то нелепые ситуации. Но как говорится: «смелость зайца в его трусости», и только он сам в состоянии ее преодолеть, что, по сути, и происходит с нашим героем, когда в очередной нелепой ситуации он узнает о том, что жить ему осталось недолго. А что бы сделали вы, узнав, что жить осталось всего месяц?… Но не все так печально, как кажется, на первый взгляд. И наш герой даже забыл о том, что должен умереть в день собственной свадьбы, поэтому свадьбу пришлось отложить, правда, ненадолго… «Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок»… И свой урок Зайчик выучил на отлично. Он стал жить по-настоящему, он понял, что нужно быть самим собой, не бояться решать трудные задачи, проявляя упорство, настойчивость и решительность. И жить каждый день так, как будто он твой последний день, жить и не бояться, оставляя после себя только доброе, вечное, светлое… И наш герой действительно изменился. Вспомните комический эпизод, когда он вынужден был выйти на сцену в роли охотника, подстрелившего русака — это была его аллегоричная победа над зайцем в себе. А шутливая сцена в ресторане, где слегка подвыпивший герой расчесывает каменную гриву царя зверей, и снова аллегория, ведь иногда и заяц может спокойно расчесать льва. Интересным получился кадр, когда в момент отчаяния Зайчик пытался сломать злополучный забор, что отчасти ему удалось, а ведь это и есть тот самый внутренний забор страха и неуверенности, который он преодолел в самом себе. И, конечно же, железнодорожные рельсы, по которым в конце фильма уходит герой, держа «спасенную» за руку девочку, да — это новая дорога, которая поведет его в новую жизнь. Да и профессия гример выбрана не случайно, потому что грим актеров виден на сцене, а тот, кто его создал, остается неизвестен публике. Так и люди, подобные нашему Зайчику, всегда остаются за кадром своих славных дел, и как метко пошутила небезызвестная всем старуха Шапокляк, сказав что «хорошими делами прославиться нельзя», но быть может это и не обязательно, потому, что важна не слава, а те дела и поступки, которые остаются после нас. И совсем необязательно быть известным, знаменитым или занимать высокий пост, тем более, как сказал наш герой все равно «постов на всех не хватит », а сохранить за собой самый главный пост — пост человека должен каждый.
Поэтому нужно отдать должное этой невероятно доброй и милой комедии, которая соткана из множества ярких, шутливых и талантливых находок, стреляющих юмором, подобно карандашу, летящему из подтяжек главного героя в голову бюрократа Шабашникова.
6 июня 2013
Фильм «Зайчик» — это вторая по счёту режиссёрская работа талантливейшего человека Л. Быкова (первой была короткометражка «Как верёвочка не вьётся…»). Ещё далеко до его известных на всю Россию фильмов, выбивающих слезу даже у прожженных циников; но уже сейчас, в лирической и в то же время в сатирической комедии «Зайчик» чувствуется его несомненный талант. Да что я мелочусь — гений!
Почему же я так считаю?
Что ж, давайте разберём по пунктам.
Первое, что хотелось бы отметить, это тонкий ненавязчивый иронический юмор этой картины. Он не выжимает из зрителя улыбку насильно, им не тычут в глаза, он просто есть. Недаром же это именно лирико-сатиричная комедия, правильно? Если зритель будет настроен на лирику — он увидит лирику, и тонкая ирония ему в этом не помешает. Если же зритель будет настроен на сатиру, то флаг ему в руки — мягкая, но оттого не менее едкая ирония «Зайчика» его приятно удивит.
Второе: несмотря на то, что основное внимание здесь, что неудивительно и вполне правильно, сосредоточено на главном герое, немного внимания уделено и второстепенным персонажам. Например, звуковик театра, которого сыграл лучший друг режиссёра, талантливый актёр А. Смирнов (Верзила-Федя из «Операции Ы и других приключений Шурика», техник Макарыч из «В бой идут одни «старики») и его фраза, которую я не устаю цитировать: «Семья, дети, неприятности, скандалы — чувствуешь, что живёшь!», это и крикун-директор с его излюбленной цитатой… Правда, тут есть и один прокол. Наташа, девушка, в которую влюблён наш Зайчик. Хорошенькая, но совершенно не раскрытая, и за что её Зайчик так любит — совершенно неясно. Но, честно говоря, я не особенно обращала на неё внимание: оно было приковано к главному герою и по совместительству — главному достоинству этой картины.
Почему?
Да потому, что обаятелен до неприличия. Вызывает сначала желание пожалеть и потискать бедняжечку, а потом — искреннее уважение и теплоту.
В нём нет ни харизмы лидера, как у капитана/майора Титаренко («В бой идут одни «старики»), ни отчаянной храбрости Макара (Макаренко из фильма «Разведчики»), он даже не отплясывает цыганочку, как Сват («Аты-баты, шли солдаты…»)… Зато он мягко, немного виновато улыбается, смотрит в камеру грустными тёмными глазами, и голос у него такой удивительно приятный, тёплый и успокаивающий. А ещё он этим голосом исполняет тоскливую, тягучую песню «Для чего ты живёшь?..», от которой то светлая печаль на душу нисходит, то ноет сердце и щиплет в носу, то просто хочется зажечь в чьём-то сердцем мечту, надежду, тревогу, чтобы уйти не бесследно, чтобы не растаять, как следы на песке…
Также стоит отметить ещё одну деталь. Зайчик — не хронический неудачник, как герой Джима Керри из фильма «Маска», он просто слишком мягкий и уступчивый, из-за чего страдает. И меняется он не под воздействием той же мистической Маски, а по своей воле. И ещё раз хочется отметить актёрское мастерство Быкова, потому, что Зайчик в начале и Зайчик в конце — это два разных человека, и разное у них всё: и взгляд, и улыбка, и походка…
Итог.
«Зайчик» — это тёплая, светлая, сентиментальная и просто ужасно милая комедия от талантливейшего режиссёра. Она приятно согревает мне душу по вечерам и дарит хорошие добрые сны.
9 из 10
и пожизненное почётное место в списке моих любимых фильмов.
Приятного просмотра.
13 февраля 2013
Удивительно, с каких милых лирических и комедийных картин начинал свой путь режиссер Леонид Быков (в актерской карьере у него к этому моменту было уже около двух десятков ролей) который увековечил свое имя такими выдающимися произведениями военной тематики, как «В бой идут одни «старики»' и «Аты-баты, шли солдаты…». Впрочем и в «Зайчике» — в истории нерадивого гримера с говорящей фамилией — уже проступают те черты, которые будут присущи и лучшим фильмам Быкова — сентиментальность, искренность.
- Я удивляюсь, почему так медленно движется зритель?
- Я удивляюсь, что он вообще движется.
Тяжело быть гримером в театре. Ты, вроде бы, и близок к искусству, но с другой стороны — не имеешь к нему никакого отношения. Еще тяжелее гримеру-Зайчику — безголосому, бессловесному и покорному недотепе, на которого орут все: и истеричный директор, и бездарные актеры, и склочные соседи и бюрократы-чинуши. Все им помыкают, все ему говорят, как и что делать, а он всем покоряется, вечно попадая в нелепые истории из-за своей покладистости и доброты.
- Любите себя в искусстве, а не искусство в себе!
- Боря, наоборот.
- Да какая разница!
Однако недаром говорят, что русский долго запрягает, но быстро едет. Вот и объект всеобщих насмешек Зайчик впадает, наконец, в состояние праведного бунта. Особенно показательны эпизоды с режиссером и чиновником: Зайчик, припертый к стенке и всеми затравленный, оборачивается волком и добивается своего. Очень занимательная трансформация, скажу я вам.
Доброе советское кино с очень приличным составом актеров: Быков, Смирнов, Филиппов, Вицин.
Удивительно, кстати, как этот фильм без проблем допустили в широкий прокат. Образ чиновника, который всем все разрешал, — довольно острый, злободневный и сатирический…
Еще бы отметил песню. Она удивительно глубокая, тоскливая я бы даже сказал, задающая еще один важный мотив этой картины — поиски человеком самого себя, своей роли в обществе, своего предназначения.
Если в сердце зажечь ты не смог
Ни мечты, ни надежд, ни тревог,
Если ты, человек, так бесследно уйдешь -
Для чего ты живешь?
8 из 10
4 февраля 2013
Это добрая и душевная картина — в лучших советских традициях. Что касается жанровой принадлежности — то, по идее, «Зайчик» претендует на «лирическую комедию», где можно и посмеяться, и посочувствовать. Но со вторым на поверку оказывается туго.
Причин, на мой взгляд, две. Первая — авторы чересчур увлеклись сарказмом и комедией положений. Нелепые ситуации круто замешаны на высмеивании социальных пороков вроде бюрократии, очковтирательства и разгильдяйства. Смесь вышла вроде бы и смешной, но несерьезной — примерно как картинки в журнале «Крокодил».
Вторая причина поважнее. Центральный персонаж Зайчик — робкий неудачник, несостоятельный заморыш, становящийся за месяц нормальным человеком, выглядит искусственным характером. Сам образ вполне реалистичный, но у него нет предыстории (почему он таким стал) и внятного эпилога (что будет дальше), логика поступков тоже проседает.
Мой отзыв был бы почти антирекламой фильма, если бы не одно уточнение. Вышеупомянутые советские традиции также включают в себя отличную актерскую игру, классный монтаж и очень милое музыкальное сопровождение. К технической части — ни малейших претензий. А значит, 80 минут (именно столько длится «Зайчик») удовольствия зритель гарантированно получит.
7 из 10
28 сентября 2011
Первый полнометражный фильм Леонида Быкова — «Зайчик», получился очень добрым и искренним. В этом фильме главный герой, гример Зайчик (фамилия такая), ошибочно думает, что ему осталось жить только месяц. И вот представил он, что уже умер: старик со старушкой стоят у его могилы, пробегающая мимо, девочка спрашивает: «А кто это такой Зайчик?», старики ей отвечают: «Ну, всегда вовремя платил за квартиру, сдавал жилье», на что девочка удивленно восклицает: «И всё?».
Главный герой поразмышлял и понял, что не оставит следа на земле после того как умрёт, поэтому решил сделать доброе дело: вместо гаражей, которые хотят построить под окнами жилого дома, посадить деревья. Для этого он вынужден обратиться к бюрократу Шабашникову, чтобы тот подписал документ разрешающий слом забора, который мешает садить деревья. Эти походы к бюрократу, пожалуй, самые смешные моменты в фильме.
Сам Шабашников, тот еще тип, обычно в фильмах бюрократов показывают злыми людьми, здесь же чиновник не кричит и не ругается, он лишь запутывает пришедшего к нему на приём человека, своими ласковыми речами, при этом его проблему он так и не решает.
Но кроме этих походов к бюрократу, в фильме есть много других смешных моментов: прием у врача, игра Зайчика в спектакле, путь главного героя к кабинету Шабашникова под комментарий футбольного матча и другие моменты. Но в тоже время «Зайчик» хоть и кинокомедия, но заставляет задуматься для чего мы живем и зачем мы живем.
Леонид Быков замечательно сыграл своего милого персонажа, гримера Зайчика. Главный герой живет так, как будто ему неудобно за то, что он ходит по земле. Он вечно извиняется, терпит крики начальника (как он сказал: «Есть «кто кричит», есть «на кого кричат», ну, я видно из тех «на кого»). Внешность Быкова (приятная улыбка, грустные глаза, добродушное лицо и мягкий голос), очень подходит для такого доброго персонажа, как Зайчик.
Да, что я всё Зайчик, да Зайчик, между прочим, у него есть Имя и Отчество!
Помимо Леонида Быкова в этом лирическом фильме снялись и другие замечательные актёры: Сергей Филиппов, Алексей Смирнов, Георгий Вицин, Игорь Горбачев и другие. Во многом благодаря игре всех актеров это кино получилось таким светлым, милым и трогательным.
12 июня 2009