Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
След в океане |
год: | 1964 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Николаевский |
сценаристы: | Кирилл Рапопорт, Борис Васильев |
видеооператор: | Иван Артюхов |
композитор: | Лев Степанов |
художник: | Д. Кудрин |
монтаж: | Людмила Чузо |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 мая 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Ученые Советского союза разработали специальную конструкцию акваланга и газовые смеси для дыхания, которые позволяют людям погружаться на рекордные глубины океана. На удаленном острове, находящемся у морских границ СССР, проходят секретные испытания аквалангистов. Эти испытания вызывают повышенный интерес у представителей зарубежных спецслужб.
В фильме присутствует всё, что нужно, для такого фильма: умудренный опытом капитан второго ранга, который руководит испытаниями; советский инженер, который изобрел тот необычный акваланг (ученый, как ему и полагается, слегка «не от мира сего»); молодой энергичный врач, который следит за здоровьем ныряльщиков; четыре аквалангиста, которых отобрали, как лучших аквалангистов своего флота (и там есть черноморец, который говорит слегка по-одесски, и прибалтиец, говорящий с латышским акцентом, и еще двое); есть и «морской волк» — одинокий и неуживчивый, бородатый и курящий трубку смотритель маяка на острове, сборщик лекарственных трав и кореньев; есть и балагур-штурман, случайно оказавшийся на острове после несчастного случая. И в качестве фона какие-то моряки военного корабля и пограничники на острове.
И конечно же где-то на том острове прячется вражеский злодей-аквалангист, а в нейтральных водах, но поблизости от места испытаний, барражирует некая иностранная шхуна.
И в разгар испытаний на остров прибывает красивая и смелая девушка — аспирант-медик. При этом, уже в первых кадрах фильма нам показывают, что она на самом деле не та, за которую себя выдает, и мы не сразу понимаем, на чьей она стороне… И многие персонажи совершают поступки, вызывающие подозрительность зрителей… И дальше фильм стремительно и непредсказуемо устремляется к счастливому концу.
Я помню, как смотрел подростком этот фильм, когда он впервые вышел на экраны в 60-е годы. Это было для меня и моих ровесников захватывающее зрелище, тем более, что фильмов про Джеймса Бонда в ту эпоху мы были лишены. Сейчас, с высоты сегодняшнего опыта, многое в фильме кажется простодушным и наивным, не все правдоподобно, у некоторых поворотов сюжета не сходятся концы с концами, не всегда достоверна психологическая мотивировка поступков персонажей. Но в целом это — один из классических образчиков советского «шпионского» фильма периода «Холодной войны», когда весь западный мир против нас, наша оборонная наука — самая передовая, наши спецслужбы всегда на высоте, а злодеями и тайными сотрудниками органов оказываются те, на кого сразу и не подумаешь.
5 марта 2018
Советскими учеными изобретена новая газовая смесь для подводных дыхательных аппаратов. Это изобретение позволяет не только погружаться на довольно значительную глубину, но и всплывать потом за очень небольшой промежуток времени. Вполне естественно, что такое достижение советских конструкторов сразу же начинает интересовать некую вражескую разведку.
Так начинается кинофильм «След в океане» режиссера Олега Николаевского. Жанр фильма можно определить как шпионский приключенческий боевик с элементами фантастики. Фантастики здесь, конечно, не очень много, но она является важным сюжетообразующим элементом кинокартины. Всё-таки новые костюмы для аквалангистов в фильме выгодно отличаются от скафандров, существовавших в то время. Да и видеосвязь между кораблем и батискафом в 1964 году смотрится очень красиво, хотя и не совсем оригинально (сразу вспоминается фильм «Тайна двух океанов» 1955 года, и преимущество здесь не на стороне творения Олега Николаевского).
Надо сразу сказать, что сюжет рассматриваемого кинофильма не совсем продуман, сценарий довольно запутанный, однако, к концу картины, вроде бы, всё становится понятным (хотя и не совсем — кто стрелял на скалах в героиню Ады Шереметьевой неясно). Но при всём этом фильм смотрится очень динамично и интересно. Автокатастрофа аспирантки Балашовой (её роль опять-таки не совсем ясна), прибытие иностранных шпионов на исследовательское судно, перестрелки, драки на земле и под водой — всё это не дает скучать при просмотре фильма.
Надо отметить также неплохую работу оператора И. Артюхова — очень неплохо смотрятся сцены, снятые, так сказать, через объектив бинокля, подзорной трубы и даже через оптический прицел винтовки. Приятная музыка композитора Л. Степанова хорошо гармонирует с действиями главных героев.
А вот актеры сыграли не очень ярко. Ада Шереметьева неплохо выглядит в роли «шпионки», но вот остальные иностранные диверсанты не очень убедительны, даже Е. Весник (гораздо гармоничнее он будет смотреться в следующем, комедийном фильме О. Николаевского «Трембита»). Впрочем, остальные действующие лица кинокартины — советские ученые, водолазы, моряки, пограничники общего впечатления от просмотра фильма не портят, все играют достаточно ровно, без особых провалов.
В итоге, можно сказать, что кинофильм «След в океане» получился достаточно неоднозначным, но посмотреть его стоит. Если внимательный зритель сможет разобраться в хитросплетениях запутанного сюжета, то этот зритель удовольствие от просмотра фильма получит. Поэтому, не смотря ни на что, моя оценка этой кинокартины однозначно положительная.
7 из 10
16 октября 2012