Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пропало лето |
год: | 1964 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Ролан Быков, Никита Орлов |
сценаристы: | Ролан Быков, Исай Кузнецов, Никита Орлов, Авенир Зак |
видеооператоры: | Геннадий Цекавый, Виктор Якушев |
композитор: | Борис Чайковский |
художники: | Александр Кузнецов, Наталья Мешкова |
монтаж: | Ирма Цекавая |
жанры: | комедия, приключения, семейный, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
В детстве обожал этот фильм, как и любой пацан, не слезающий с велосипеда. Забавно, что в комментариях пишут нечто вроде 'жаль, что спецэффектов нет; это отпугнёт молодёжь!' Можно подумать 'Операцию 'Ы' и 'Кавказскую пленницу' народ любит за какие-то невиданные и непревзойдённые спецэффекты ))
В общем, весёлая история о том, как скрипач Жека в Курепку попал.
Ребята отыграли свои роли просто блестяще! Я уж не говорю об актёрах взрослых.
Режиссёрская работа и монтаж - на твёрдую пятёрку (ну, иди десятку - на этом сайте). Ничего лишнего! Ни затянутостей, ни скороговорки. Каждый кадр необходим, строго отмерен и служит для развития сюжета.
Сценарий несколько похож на театральную пьесу, типа 'Слуги двух господ' или 'Безумного дня' Бомарше. Но это не мешает фильму, придавая ему лёгкость и стремительность. Слава богу, обошлось без занудной 'любовной линии', на чём помешаны современные сценаристы.
Натурные съёмки - на высоте. Пример того, как можно снимать гонки без трясущейся камеры и спецэффектов... не к ночи будь помянуты...
Словом, прекрасная работа 60-х. Прямо-таки учебное пособие для будущих режиссёров.
3 ноября 2021
С одной стороны, явных косяков в этом фильме нет: все сюжетные линии как-то связаны, все детали задействованы, каких-то бросающихся в глаза операторских ляпов тоже нет. В общем, именно качество фильма — нормальное. Не хватает лишь одного — создателям фильма не удалось сделать систему образов живой, чтобы за ситуацией было интересно следить, а персонажам — сочувствовать.
Проблема данного фильма в том, что из потенциально интересной завязки ничего не вырастает, всё слишком плоско, декларативно и без нюансов. Например, в фильме затрагивается тема разочарования Валеры в экспедиции — но она не раскрывается, просто говорится, что ему предстоит сопровождать груз, и дальше он уже идёт по Курепке. Далее поднимается тема тёток, которые оказываются не такими скучными — но при этом не показывают, как Жека изменил своё отношение к происходящему, как он кайфовал с ними, мы только слышим от него отзыв о прогулке. Нельзя сказать, что в фильме совсем ничего не показано, но то, что показано, показано как-то слишком поверхностно. Вместо собственно кино, где происходят какие-то события на экране, зрителю предлагается просто рассказ о них, сухой, как выпуск вечерних новостей. Это усугубляется периодически появляющимся голосом за кадром, который бы в более живом фильме мог бы добавить иронии. Но тут всё настолько прямолинейно и шаблонно, что ни для какой иронии просто не остаётся места. Причём эта шаблонность ещё и неправдоподобна: ну невозможно так легко перестать быть рохлей и всему научиться, да ещё и по брёвнышку лихо проехать. Чтобы раскрыть эту тему, нужно было придумать для Жеки убедительную мотивацию, но это в фильме, как и многое другое, что могло бы сделать его богаче и интереснее, отсутствует. Неудивительно, что хорошим актрисам в роли тёток тут просто нечего играть: у тёток нет характеров, они просто абстрактно-позитивные и деловитые.
В целом фильм получился слишком унылым для кинокомедии и слишком поверхностным для драмы. Даже гонка оставляет в недоумении: как вообще можно ухитриться так скучно снять такую динамичную сцену, как гонка? Нет ничего удивительного, что этот фильм потерялся в тени «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», снятым в тот же год. Если в художественном произведении есть яркое, живое начало, ему прощаешь даже имеющиеся недостатки. А когда у фильма нет достоинств, даже отсутствие явных недостатков не может его спасти. Единственное, что в этом фильме лучше, чем «никак» — это образ Валерия, который вроде бы чемпион и мачо, но при этом прячется за спиной друга-рохли.
3 из 10
12 апреля 2020
Детский фильм в постановке замечательного актера и режиссера детского кино Ролана Быкова, который а-ля Хичкок появляется в картине в небольшом эпизоде. Фильм снят в жанре детской эксцентрической комедии положений.
Мало кому известная, черно-белая картина, на мой взгляд, является прекрасным примером того, как без спецэффектов, в черно-белом изображении снять удивительно добрый, интересный, непредсказуемый и очень смешной фильм.
Достоинства:
- Образцовый сценарий, интересный, логичный, продуманный, где продумана и «выстреливает» каждая мелочь. Все сюжетные линии получают свое развитие и завершение.
- Ролан Быков славился своим умением подбирать юных актеров: ребята прекрасно справилась с ролями чемпиона-велосипедиста и мастера на все руки Валеры и доброго, но ничего не умеющего Жеки.
- Зоя Федорова великолепна в прекрасной комедийной роли, как и другие «тетушки» (Антонина Дмитриева, Людмила Чернышева).
- С тонким юмором обыграна фигура дяди Коли (Сергей Филиппов, который в фильме не участвовал).
- Очень понравилась сцена с очередью за билетами в кинотеатр (зонтики, проливной дождь), где идет культовый фильм «Смерть велосипедиста» (1955).
- Хорошая работа с животными в фильме (сцена с гусями и сцена с собаками).
Недостатков нет.
Хотя фильм относится к категории детских, скорее всего, современных школьников отпугнет черно-белая картинка, наивность сюжета и отсутствие спецэффектов.
Фильм предназначен, прежде всего, всем любителям и ценителям советского кинематографа; любителям веселых детских комедий; а также уставшим от засилья бездумного экшна и хоррора западного кино и современной российской неочернухи.
10 из 10
24 августа 2017
Все знают «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен» Элема Климова. Все любят этот фильм и находят в нём очень много современного. Я не против, я его тоже люблю.
Но практически никто не помнит вот этот фильм, «Пропало лето». А зря. Он ведь такой же классный. Да, в нём меньше сатиры, но он более милый. ОН очень добрый, огромное количество режиссёрских и операторских находок. Снят абсолютно в жанре Быкова, иногда с какими-то чаплинскими сценами.
Эту работу можно смело считать предвестником климовского «Иночкина».
Рекомендую к просмотру. У меня даже дети посмотрели с удовольствием.
27 января 2016
Черно-белый фильм о летних приключениях двух друзей. Мальчишки едут в провинциальный городок погостить у тетушек одного из них, но по дороге именно он отлынивает, а второму ничего не остается, как явиться к теткам под видом их племянника. Веселые курьезы сопровождают их пребывание на каникулах, напоминая чем-то «Принца и нищего» и подобные истории о подмене персонажей.
Добрая комедия, и будь она немного поярче, на ура смотрелась бы и современными детьми.
7 из 10
19 октября 2012