Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Приключения Толи Клюквина |
год: | 1964 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Эйсымонт |
сценарий: | Николай Носов |
видеооператор: | Бенцион Монастырский |
композиторы: | Анатолий Лепин, Мераб Парцхаладзе |
художник: | Мария Фатеева |
монтаж: | Нина Васильева |
жанры: | комедия, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 августа 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 7 мин |
Фильм поставлен по одноимённому рассказу Николая Носова, причём сценарий писал сам автор. Как и в случае «Дружка», рассказ дополнен материалами других рассказов, но гораздо более удачно. Если в «Дружке» сюжет второго рассказа начинается, когда обрывается действие первого, и эта склейка бросается в глаза, то здесь всё скомпилировано максимально органично и без швов. Толя Клюквин помещён на место главного героя двух других рассказов, изначально написанных не про него, но при этом все три истории увязаны в одну без накладок, действие развивается непрерывно, истории вытекают одна из другой, обогащая друг друга. То, что это три истории, а не одна, лишь создаёт своего рода арку: в начале и конце Толя общается с внешним миром, а в середине фильма он у себя дома.
Актёрская работа выполнена безупречно. Спортивный и самоуверенный Толя, задиристый хулиган Слава, строгая сестра Толи, видавший жизнь управдом с флегматичным бухгалтером, эмоциональная бабка, которую напугал Толя — все персонажи получились яркие и убедительные. Музыка в фильме очень солнечная и южная, неповторимый колорит создаёт обилие художественного свиста. Аварии и погони сняты очень классно и зрелищно, особенно эпизод с поездом. Фильм очень яркий, весёлый и динамичный, мораль всех трёх рассказов показана легко и ненавязчиво, но без поверхностности. Говорить об этом фильме что-то более конкретное — занятие неблагодарное, описания не заменят впечатлений от просмотра.
Данный фильм был последней совместной работой Носова и Эйсымонта, в период постпродакшна фильма режиссёр умер. От фильма к фильму чувствуется рост творческого тандема двух талантливых людей, но новым их проектам не суждено было реализоваться. Их работа оборвалась после покорения вершины совместного творчества.
10 из 10
13 апреля 2020
«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…' (Николай Носов)
«Приключения Толи Клюквина» — удивительный фильм. Удивительный, прежде всего тем, что вот так запросто может перенести взрослого в его детство, а ребёнку подарить 67 минут «оздоровительного» смеха. Фундамент любого фильма закладывают двое: режиссёр и сценарист. Все остальное творят актёры. Режиссёр Виктор Владиславович Эйсымонт создал целый ряд замечательных картин, но на премьеру своего самого яркого детского фильма так и не попал: он умер в январе 1964 года, а премьера картины состоялась только в августе того же года. Советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист Николай Николаевич Носов в представлении тоже не нуждается. Его детство и школьные годы пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Быть может именно по этой причине его произведения, посвящённые детям, поражают ярчайшим жизнелюбием. Детские рассказы Носова — это огромный самостоятельный мир. Короткие, порой отчётливо сконструированные, всегда весьма детальные, истории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду.
В ненавязчивом, но крайне доходчивом виде в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тщеславие, грубость. Всё это нашло отражение в трёх рассказах, которые были положены писателем в основу сюжета картины. Синтез трёх историй: «Саша» (1938), «Шурик у дедушки» (1956) и «Приключения Толи Клюквина» (1961) позволил Эйсымонту снять фильм, актуальность которого ни на йоту не уменьшилась за последние 56 лет. Даже не профессиональный талант, а скорее дар свыше помог режиссёру собрать в картине блистательный актёрский ансамбль. Дети — не профессиональные актёры. Они не учились в ВУЗах, не оттачивали сценическую технику, но если их игра поражает, тогда остаётся лишь стоя аплодировать человеку, сумевшему найти таких самородков. Андрей Филатов, безусловно звезда N1. Не потому что он ЗАГЛАВНЫЙ герой, а потому, что в фильме он — центр мира, вокруг которого, хотят они того или нет, вынуждены вращаться все. Толя Клюквин — это не какой-то отдельный человек, это квинтэссенция из всех и каждого десятилетних мальчишек. Удивительный собирательный образ, но сыгранный конкретным Антреем Филатовым.
Сыгранный просто безупречно. Безупречность эта ярко подчёркивается всем окружением мальчишки. Хитроватым Славой Огоньковым (Роман Боровков), не по годам рассудительной сестрой Иринкой (Виолетта Сеземова) и ещё десятком безымянных, но вполне конкретных мальчишек и девчонок. Взрослые тоже оказались втянуты в «орбиту притяжения» неугомонного мальчишки, потому что там, где он — там непременно что-то происходит. У взрослых короткие, но до чего же выразительные роли! Блистательная Татьяна Пельтцер в роли Дарьи Семёновны. Обаятельная Нина Гребенщекова — экранная мама Славы. Колоритный Борис Новиков, надевший на себя форму милиционера. Неподражаемый Сергей Филиппов, за пару минут покоривший своим бухгалтером домоуправления Васильком. Обаяние персонажа очень трудно передать визуальными средствами, но Виктору Эйсымонту такая сверхзадача вполне удалась. В качестве своего завещания, он оставил нам картину, которая год от года только молодеет, потому что у настоящего таланта нет и не может быть возраста…
«Как хорошо проснуться рано, чуть в небе солнце заиграло! Как хорошо весёлой песней встретить новый день чудесный, синеглазый день!» (Текст песни М. Пляцковского)
1 апреля 2020