Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Затухающий огонек |
английское название: |
Le feu follet |
год: | 1963 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Луи Маль |
сценаристы: | Пьер Дрё Ла Рошелль, Луи Маль |
видеооператор: | Гислен Клоке |
композитор: | Эрик Сати |
художники: | Бернард Эвейн, Джитт Магрини |
монтаж: | Сюзанн Барон |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 сентября 1963 г. |
на DVD: | 24 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
«Блуждающий огонек» (или, как принято в российском прокате, «Затухающий огонек») – последняя значительная черно-белая картина Маля, представляющее собой довольно заунывное кино о человеке, дезориентированном в окружающем бытии настолько, что не хочет жить. Герой Мориса Роне (действительно блистательная роль) при всем сочувствии к нему окружающих не способен оценить и принять их любовь к нему, ибо сам опустошен, или, как говорят сейчас, «пережил эмоциональное выгорание». У него много друзей и знакомых, позади порочная молодость с литрами выпитого алкоголя и грудами использованных женщин, но как у любого человека в пограничной бытийной ситуации это перестает иметь самодовлеющее значение. К сожалению, окружающие пытаются всего лишь пробудить у главного героя вкус к прошлым пошлым наслаждениям (само их поведение, шутки, поступки и мысли буржуазно примитивны), но не более того.
Однако, героя все это больше не удовлетворяет, он ищет чего-то другого, несравненно большого, чем земная жизнь. Ищет смысла, Абсолюта, но окружающее его жизненное пространство столь душно в своей бытийной горизонтальности, секулярности и материально-вещественной одномерности, что герой Роне буквально задыхается в нем. Мне всегда представлялась странной толерантность нашего мира в отношении к самоубийцам при всей непримиримости в отношении к убийцам. Почти никому не приходит в голову, к сожалению, что заповедь «Не убей» относится не только к другим людям, но и к самому человеку. Почему же тогда тот же Альбер Камю строит в «Мифе о Сизифе» целую философию суицида? Влияние этой книги на основную концепцию «Блуждающего огонька», хоть это и экранизация романа мало известного за пределами Франции писателя, огромно.
Меланхолично-омертвелая фортепианная музыка Эрика Сати лишь усиливает депрессивное впечатление от этого сделанного будто одной черной краской кинополотна. Может ли помочь этот фильм людям, находящимся на грани жизни и смерти, не сделать рокового шага? Думаю, вряд ли. Это не «Часы» Стивена Долдри. Вместе с тем картина получилась у Луи Маля, безусловно, талантливой, блестяще создающей атмосферу безысходности и бессмысленности бытия, запертого в рамках материальности. Подобные описанным пограничные ситуации на грани жизни и смерти вполне могут стать трамплином к обретению смысла, Бога и навсегда исцелить от глубинной меланхолии (как это происходит, например, с героями литературных произведений Достоевского, Владимира Максимова, Леонида Бородина), или, по крайней мере, поставить вопрошающего о смысле бытия человека перед лицом Бога, как это происходит в фильмах Бергмана, Дрейера и Брессона.
«Блуждающий огонек» - также и об отсутствии смысла в жизни всякого человека, чуждого творческому деланию. Одухотворение художественного образа или философской мысли, превращение небытия в бытие еще Николай Бердяев считал отважным уподоблением всякого творящего Творцу всего сущего. Герой Роне оттого и блуждает и тщетно пытается уцепиться за других людей случайными связями, ибо не ведает, что укрепление отношений между людьми возможно лишь через доброделание, которое всегда есть сотворчество человека и Бога. Жизнь его бессмысленна без алкоголя и мимолетных удовольствий именно потому, что он непричастен глубинным витальным энергиям жизни. Пытаясь забыться в наслаждениях, он все больше и больше опустошает себя, ведь именно причастность Богу как высшей Жизни, Его творческим энергиям может наполнить существование смыслом даже тогда, когда все опостылело.
По этой причине совершенно очевидно, что прийти к Богу и жизни как творчеству, можно лишь пережив разочарование в бытовой стороне существования, осознав мимолетность плотских наслаждений и всего вещественного мира. Только тогда, когда горизонтальная жизнь начинает осознаваться человеком как душная клетка, он способен выйти в вертикальное измерение. Все это было бы возможно для героя «Блуждающего огонька», будь он чуть более склонен к самоанализу и хоть немного чужд саможаления, причина чего, конечно, его самолюбие. Однако, жизнеутверждающее мировоззрение было чуждо герою фильма Маля, но не ему самому, о чем свидетельствует уже «Шум в сердце», аналог феллиниевского «Амаркорда» за три года до него самого.
30 июля 2024
Хоть Луи Маля и принято относить к французской новой волне, он всё же был более консервативным по отношению к киноязыку. На формирование его стиля сильно повлияла работа со знаменитым исследователем Жаком-Ив Кусто и французским классиком Брессоном. С первым Малю посчастливилось поехать в двухлетнее путешествие по океану, где он выступал в роли документалиста. Стремление сделать кадр максимально правдоподобным не только отразится на игровых картинах Маля, но и вдохновит на создание собственных документальных проектов. Затем в качестве ассистента Маля позовёт в свой фильм его давний кумир Робер Брессон. След этого прослеживается в отчасти академической, но такой эмоциональной драматургии режиссёра, которая будто отдаёт должное старой школе.
В общим всё складывалось для того, чтобы Маль сформировался как реалист. В его фильмографии безусловно было место и для экспериментов, но, в отличие от своих коллег по новой волне, Маль отдавал предпочтения классическим приёмам. Плавная камера, последовательные смены крупных и средних планов и незамысловатая по структуре история. Вроде ничего необычного, но зрителей цеплял глубокий психологизм и живые персонажи. Зачастую герои Маля — это несчастные люди, которые пытаются побороть эмоциональный кризис. Одним из таких можно назвать и героя фильма «затухающий огонёк», Алена Леруа. Позже Маль даже говорил, что, берясь за эту экранизацию, думал что уже не так молод для Алена Леруа...и поэтому он определённо был именно им, и вот почему.
Одна из главных тем фильма — принятие уходящего беззаботного юношества и неспособность устроить себя во взрослой и скучной буржуазной среде. Главному герою уже за тридцать, всю сознательную жизнь он безустанно выпивал, кутил и отдавался любви. Перерыв был разве что ради службы в Алжире. Могу предположить, что всё изменилось после его женитьбы на американке. Настолько Ален её полюбил, что даже пообещал бросить пить, ведь это уже становилось настоящей проблемой. После того как сдержать обещание не получается, единственным решением остаётся отправиться на лечение от зависимости в клинику. Однако даже когда лечение подходит к концу и врач уверяет в том, что он вылечен, Ален всё равно желает подольше оставаться в стенах реабилитационного центра. Чего он боится? Снова сорваться на алкоголь или вернуться в привычное общество, где ему нет места? Эти вещи напрямую связаны.
Обычно человек после реабилитации кажется посвежевшим, более здоровым. С Аленом же ситуация абсолютно обратная, все, кто его встречают, подмечают его хворое бледное лицо, в его глазах стремительно затухает огонёк. В компании знакомых вечно мелькают истории о его старых пьяных выходках: устраивать гонки на улицах Парижа или заснуть прямо возле надгробия. Сейчас Алену это совсем не кажется забавным, ведь для бывших собутыльников это всё события прошлых дней, время шло, они обзаводились семьями или погружались в работу. Все находили себе «бремя» под стать, а с Аленом оставалось только спиртное. Он даже мог и раньше видеть всю бессмысленность своей жизни, а алкоголь помогал забыться и отложить ментальные проблемы в дальний ящик. Ключевое слово - отложить. В момент попытки выхода из систематичного запоя сработает накопительный эффект и тогда будет уже слишком поздно заметить, что ты в окружении не тех людей, занимаешься не теми вещами или вовсе живёшь не в том мире. «Я ухожу из жизни не потому, что вы меня не любили, а потому, что я вас не любил». Интересно замечать в репликах Алена еле заметные крики о помощи. Так тонко намекающие, что другого исхода для него может и не быть, но так и не услышанные окружением.
Луи Маль нашёл в актёре Морисе Роне своё альтер-эго, почти как Годар в Бельмондо или Трюффо в Жан-Пьере Лео. Даже одежда для фильма была взята из собственного гардероба режиссера — рубашки, костюмы, галстуки, всё. Даже тот самый пистолет. «Моё сотрудничество с ним в создании фильма было гораздо более близким, чем с любым другим актером или актрисой», — вспоминал Маль. Застенчивый, закрытый и отстраненный от буржуазного общества, Роне видел в персонаже Алена зеркальное отражение самого себя, также страдающего от проблем с алкоголем. Маль изначально и не смотрел в его сторону, ведь Роне был недостаточно худым, но уж очень актёр был убедительным и даже согласился скинуть больше 15 кг веса. В конечном итоге Роне выглядит на экране по-настоящему истощённым и несчастным, то что нужно, сейчас даже сложно представить кого-то ещё на этой роли.
Маль неоднократно упоминал, что «затухающий огонёк» был первым фильмом, которым он был полностью доволен. На момент съёмок ему и самому было 30 лет, так что можно даже представить, что и сам Маль столкнулся со схожими экзистенциальными вопросами. Только вот, в отличии от Алена, ответ он нашёл противоположный. Чего, собственно, и вам советую!
8 из 10
10 апреля 2023
-Я неловок, тяжеловесен, у меня было доброе сердце. Я никогда не любил людей, не мог до них дотронуться.
-Ты что же — так сильно любишь людей?
-Мне бы хотелось, чтобы меня любили, чтобы мне казалось, что и я люблю
Фильм французского режиссера Луи Маля «Затухающий огонек» — в какой-то мере история душевного страдания, которое герой в течение всего фильма пытается артикулировать людям, которые являются для него одновременно близкими и отчужденными в силу того, что не понимают того, что творится в его душе.
Даже работники психиатрической клиники, где он проходит лечение от алкоголизма, казалось бы, совсем далеки от того, что происходит у него внутри. Освободив пациента от пристрастия к алкоголю, они оказываются неспособными помочь Алену, главному герою, справиться с жутким и непереносимым ощущением пустоты.
У Алена, казалось бы, есть все: красота, ум, комфорт, внимание женщин. Но в душе пустота. Он утешается в объятиях своей любовницы, пытается получить ответы на свои вопросы, снова и снова встречаясь с друзьями. Он отчаянно предпринимает попытки жить, но с каждой минутой это становится делать все труднее и труднее.
«Кто все эти люди?» — словно задается вопросом Ален. С виду они, в отличие от него, живут. Они едут на показ мод, садятся завтракать всей семьей, встречаются по вечерам. Но живут ли они, или, подобно ему, давно умерли, только еще не знают об этом? Возможно, когда-то он сам был на их месте, но сейчас продолжать врать себе стало невыносимо.
Луи Маль, оставляя в стороне законы драматургии, не стремится показать, как одно событие сменяет другое, но демонстрирует нам затухающую внутреннюю жизнь главного героя. Все в его фильме служит этой главной цели, в том числе музыка великого Эрика Сати, немногочисленные философские диалоги, великолепная актерская игра.
10 из 10
6 ноября 2017
В болотные огни опасно верить. Отправитесь на свет такого огонька темной ночью — и увязнете, так и не узнав, что горит он разве что только для себя самого, а вам на болотах, быть может, и места не было вовсе.
Говорить о поколении дада-экзистенциалистов, пожалуй, всегда стоит с некоторой опаской слегка увязнуть в правдивых, но до крайности пессимистичных суждениях. И все же, не эпохой своей должен быть характеризован герой «Затухающего огонька» обаятельный Ален. Вспоминаются и узнаются в его суждениях об окружающем мире легкие саркастичные фразы Оскара Уайлда, основная мысль которых сводится к домыслам совсем уж другого автора, бродяги Керуака — «В этом мире жить невозможно, но больше негде».
Ален, как и всякий добропорядочный экзистенциалист, успевает за свою жизнь вкусить сладких плодов этой самой жизни, чтобы после с грустью отметить — надоели. Успевает полечить свою тоску (и небольшой алкоголизм) в прибежище всех умнейших и оригинальнейших мира сего — в сумасшедшем доме. Успевает выздороветь, чтобы осмотреться по сторонам и не найти ни единой причины, ради которой стоило бы выздоравливать. Старые друзья смотрят либо с подозрением, либо — куда как хуже — с жалостью. Женщины все как одна готовы уложить его голову к себе на колени, чтобы утешить, да только нет тех колен в Париже, чтобы было удобно и покойно. Нет их и в Нью-Йорке, к слову, и куда бы ты ни бежал, везде постоянство опостылевшей жизни. Что странно, учитывая роскошность женщин или же приятную размеренность диалогов с друзьями.
Существование для Алена — долгая прогулка по музею. Красиво, дорого, величественно, страстно порой. Но трогать ничего нельзя. Каждый экспонат будто спрятан за стеклом, на него можно лишь смотреть и представлять, как когда-то давно его касались чужие руки. В душе сначала смирение, потом недовольство, потом и вовсе бунт. Хочется взять молоток и разбить тонкое стекло. Но самое удивительное — почему никто рядом не желает того же? Тяжело приходится слушать обыденные диалоги и рассуждения, когда каждая их мысль либо повторена десятки тысяч раз, либо вовсе пуста и сказана, лишь бы было чем бокал вина запить.
Удивительно, насколько серьезно может разбросать судьба старых друзей. Кутить вместе — далеко не значит друг друга знать, и с удивлением, с презрением, с завистью, с покладистым пониманием Ален видит, что все его знакомые в жизни себя нашли. На обочине жизни, без призвания и без талантов, остался только он сам, и задавать вопросы «почему так?» остается разве что самому себе. А сам себе, как известно, отвечаешь одни глупости. «Бедный малыш Ален», перешептываются женщины, печально качая головами. Такова уж мягкая женская доля — грустить о пропащих.
Ален признается, что он затухает, сравнивает себя с огоньком, за которым кому-то, быть может, даже хотелось бы идти. Он искренне хочет от других огня, но в то же время душа его глуха к попыткам сторонних людей дотронуться до нее. Сознательную жизнь свою он ждал, что вот-вот наступит нужный, правильный момент, но момент подвел, не наступил. Делал ли что-либо Ален для того, чтобы приблизить к себе это момент — остается за кадром. Так или иначе, он бросает гневное кровавое обвинение в сторону толпы, которая не уберегла, не спасла, не предотвратила. Обещала ли толпа уберечь, спасти, предотвратить — остается за кадром.
11 февраля 2017
«Затухающий огонек» под руководством Луи Маля вышел в 1963 году. Фильм снят по мотивам романа «Блуждающий огонек», написанного французским классиком середины 20-го века Пьером Дрие Ла Рошель. По мнению критиков, «Затухающий огонек» — последняя часть трилогии Маля, в которую входят «Лифт на эшафот» и «Любовники.
Ален самокритичный, алкоголезависимый мужчина, лечащийся от этого недуга в психиатрической больнице вот уже 4 месяца. У него есть жена Дорети, с которой у него сложные отношения из-за болезни, она живет в Нью-Йорке, а он лечится в Париже. Ален бьется в атеистическом экзистенциализме, пытается попробовать глоток воздуха по-новому, но безуспешно. Искать любовь всей жизни? Путешествовать, сбегая от проблем? Это всего лишь пустые иллюзии, которыми Ален и не собирается себя тешить, алкогольная пелена лишь скрывала его прожженную жизнь, остается только выпустить бренную душу на свободу, а пустое тело отправить на покой.
Луи Маль показал трагедию фаталиста, который так и не смог докопаться до правды.
9 из 10
31 августа 2014
Я кончаю с собой, потому что вы меня не любили и потому что я не любил вас. Я кончаю с собой, потому что между нами уродливые отношения, которые не являются отношениями вообще. Я кончаю с собой, чтобы оставить на вас неизгладимый след. Эти простые истины, вещаемые героем «Затухающего уголька» не только характеризуют всю картину. Они попросту не могут не проиллюстрировать многочисленные сочинения Сартра. Известный культуролог отводил вопросам самоубийства очень серьезное внимание. Он полагал, что именно сей акт выделяет человека от животного, являясь побудительным началом. Ведь, человек сам делает и создает себя. Тут можно долго еще философствовать и формулировать все составляющие поступка главного героя, который не в силах принять окружающую действительность, но и не может ничего ей противопоставить кроме алкогольной аддикции.
Осмысленный уход главного героя — мужчины в самом расцвете лет выглядит чудовищным, абсурдным. Но та серьезность с которой Маль и ставший в этом фильме его alter ego Морис Роне (кстати, очень он смотрелся в главной роли, этакий лишний человек с печальным блеском в глазах, такой же был и у Печорина) попросту обезоруживает. Обезоруживают эти точные детали. Такие например, как случайная встреча в мужском туалет со своим двойником — похожим мужчиной, типичное предвестие смерти в средние века. Или вот удачным получился разговор о сексе. Признание героя в собственной несостоятельности дорогого стоит.
И тут самое время перенестись в совершенно другой фильм Маля — новеллу «Три шага в бреду». Помните, там Уильям Уилсон в исполнении Делона прежде чем убить собственного двойника предпочтет от героини Бардо взамен выигранной игры — выпороть ее. Сквозь призму «Затухающего уголька» становится понятно, что Уилсон вероятно попросту переживал собственную мужскую несостоятельность (возможно мнимую, возможно и реальную — не так важно). Отсюда и его падение. Что здорово сближает Уилсона с героем Роне. Стремление контролировать собственную жизнь входит в полное противоречие с окружающим их миром.
И вот, тут Луи Маль в очередной раз пытается шокировать, спровоцировать зрителя на всплеск эмоций. Ведь кажется на первый взгляд, что Маль едва ли не восхищается своим главным героем. Проходки Роне по городу и его постепенное прощание со всем живым оказывается настолько эффектным, что самое время любителям Морали начать процесс обличения. Пропаганда ведь суицида, в чистом виде. Только такой эффект уже предвосхищено режиссером, он его ожидает. Именно поэтому специально не подводятся оценки. Он тут просто наблюдатель, психопомп связующий между зрителем и безжизненной некрофилической Вселенной, разместившейся за «четвертной» стеной. Тут-то и весь стиль, в том чтобы предоставить зрителю возможность оценивать достоинства этого героя. Лузер он или Герой-Герой. Впрочем, в любом случае, вышло очень скучно. Многозначительная пустота, как это нередко происходила у Маля захватила весь фильм в заложники, вместо того, чтобы самой стать объектом изучения. Поэтому и невысокая оценка.
5 из 10
26 августа 2014
Герой испытывает страх перед жизнью и перед тем, что бы быть настоящим мужчиной, у него нету желания быть им. Почему? Чего он боится? Он боится ответственности. Ведь жизнь взрослого мужчины полна ответственности, а наш герой избалован безделием. Он кутил в прошлом, о нем заботились женщины, потом он отлеживался в больнице. К тридцати годам он всей кожей ощущал свою неготовность жить и испытывал желание убежать, исчезнуть. Он боялся постареть, потому что станет менее привлекателен для дам, которые так поддерживали его все это время. Наш герой выбирает смерть, потому что он понимает, что жить дальше, не опозорив себя — он не в силах. Так можно было-бы охарактеризовать причины из-за которых герой лишит себя жизни, если бы не тот факт, что он воевал. Несомненно война повлияла на него, он желал любви как к себе, так и от себя. Но у него ничего не выходило. Возможно он считал, что отвоевал любовь — как приз? Но почему-то не получил её и это ввело его в такое состояние — затухание.
Всегда были люди — неудачники. Мужчины и женщины. Некоторые из них рано приходят к выводу, что их жизнь, а скорее существование будет посредственным. Карма или судьба не даст им шанса, они предрасположены к грустной жизни. Многие из таких людей все же хранят надежду на то, что что-то произойдет, хранят в душе огонек. Он ничтожество, которое понимает это и не хочет ничего делать. Ведь что бы быть с женщиной — нужно делать, что бы работать или творить — нужно делать, что бы жить вообще — нужно делать. Он не боялся делать, он просто не хотел этого, всем своим нутром. Такое ощущение, что та война — это и была его работа, а теперь он хотел платы, а не всей этой суеты и мороки, которой занимаются люди в повседневности.
Хочу отметить один минус. Женщины в фильме слишком навязчивы. Как тема и как объекты. Они все его жалеют, они все на него смотрят. Это навязывание мне немного не понятно. Женщина и есть жизнь? Которую боится главный герой? Да, но только от части, не стоило так навязывать этих дам, в таком количестве.
7 из 10
18 июля 2014
24-й Венецианский международный кинофестиваль проходил с 24 августа по 7 сентября, 1963 года. Очень успешный был год для кинематографа, родились такие шедевры как «Слуга» режиссера Джозефа Лоузи, «Рай и ад» Акиры Куросавы и «Мюриэль, или Время возвращения» Алана Рене и, конечно же «Затухающий огонек» Луи Маля. О котором и будет повествование. Французский режиссер создал поистине великий шедевр. Луи Маль зарекомендовал себя как умелый мастер снимать экзистенциальные драмы, о чем свидетельствуют картины «Лифт на эшафот» и «Любовники». Получилась некая трилогия о душевных переживаниях, об империи чувств, которая не всегда бывает радостна. Во всех трёх фильмах играла Жанна Моро, которая была бесподобна, ее выразительная игра завораживает. Несмотря на то, что в этом фильме она исполняла роль второго плана, талантливая актриса вне всяких сравнений. Перейдем к герою фильма — Морису Роне умело раскрывшему внутренний мир персонажа, такое ощущение, что он вжился в роль. Актер воплотил очень сложную идею писателя Пьера Дрие де ла Рошеля.
Расскажем о сценарии, который адаптировал Луи Маль. Закончилось пребывание Алена Леруа в частной психологической клинике в Версале, где ему пришлось лечиться от алкоголизма. Натянутые отношения с женой, которая отказалась приезжать из Нью-Йорка в Париж огорчают героя. У него много друзей, но он так далеко от них, что они не могут понять его душевных переживаний и того уныния и отчаяния, в каком Ален купается. У него потребность в деньгах, но он оставляет таксисту довольно большую сумму. И название «Блуждающий огонёк» в полной мере передает душевные поиски и переживания героя. Подчеркивает довольно точно фраза Алена Леруа: «Жизнь во мне течет не так быстро, и вот я ее подгоняю». Он был не согласен с повседневностью, с рутиной. Это бунт против действительности. Операторская работа Гислена Коке очень мягка, словно ты проникаешь на само место происходящего. Эта лента не оставит вас равнодушными потому что каждый из нас хоть раз был в разногласии с провидением.
12 января 2014
Интересно проследить противостояние Pierre Drieu La Rochelle и Henri-Pierre Roche. Или Луи Маля и Франсуа Трюффо. Трюффо которого привели в кинокритику, а потом и в кино люди из окружения Drieu La Rochelle (поддержавшего фашизм),но в кино он предпочел экранизировать Анри-Пьер Роше. И Маль неожиданно обратившийся к творчеству Дрё. Но не так уж неожиданно. Вспомним Париж у Трюффо и героя Антуана Дуанеля порхающего по этому умиротворенному Парижу в «Антуан и Колетт». И совершенно сумрачный Париж Маля и героя Мориса Роне, который уже изначально мертв. Это позже в «Украденных поцелуях» Трюффо выведет персонажа Майкла Лонсдаля, которого все не любят.
Сатирический портрет скрытого фашиста. Трюффо как бы открешивается от своих кумиров, Маль же стремится их понять. Все эти обвинения в оправдании Лакомба Люсьена беспочвенны. Это закулисная борьба внутри «новой волны». Где Трюффо говоря о своем отношении к фашизму ставит» Последнее метро» и получает Сезаров, а Маль -Лакомба Люсьена и получает по голове. Маль наблюдает что бы понять. Чистый вуайеризм ему не свойственен. Он никогда не был сторонним наблюдателем, если Шаброль-это энтомолог, Трюффо-лирик, то Маль -психотерапевт. У него на кушетке -то Лакомб Люсьен, то герой Мориса Роне. По природе своей Маль -анархист. Я отождествляю его с героем Жана -Поля Бельмондо из «Вора». Ему очень подходит легенда о стрельбе по полицейскому в 68-м.
7 из 10
23 сентября 2013
А ты был не прав, ты все спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час стало всем теплей.
Ален Леруа не освещал других огнём своей души. Наоборот, он направлял свою энергетику вовнутрь. Веселая столичная жизнь, ночные клубы и бесконечные вечеринки, даже задворки театра военных действий (подавление метрополией взбунтовавшегося Алжира). Не имея цели, трудно поддерживать душевный костёр. И горючего нужно всё больше и больше. Молодой человек увязает в алкогольном угаре, становится героем городских легенд, вроде путаницы домашней спальни и могильного склепа. Стрелка перевалила за тридцать лет. Замаячил пресловутый кризис среднего возраста.
Несмотря на буйную молодость, Ален, благодаря расчётливой женитьбе, состоятелен, внешне весьма привлекателен, чем-то неуловимо похож на раннего Штирлица, женщины на него засматриваются, старые товарищи рады встрече. Пожив в респектабельной лечебнице, француз вынырнул из пучин спиртного. И не увидел на поверхности ничего привлекательного. Всё чаще взгляд начал останавливаться на бережно завёрнутом вальтере. Воображение упорно рисует картину из серии «Когда щелкнул затвор и девять граммов свинца отпустили на суд его грешную душу». Но, может, прогулки по старым местам разожгут фитилёк, и наш герой едет попуткой в Париж.
Новая волна украшена россыпью лент, которые имеют высокий статус у киноманов, ищущих истину в черно-белых кадрах. Луи Маль занимает в пантеоне видное место. «Затухающий огонёк» — один из значимых фильмов того времени. Тема суицида, депрессивной меланхолии была практически табу, и посвятить почти два часа экранного времени этому вопросу решались немногие режиссеры. Другое дело, что кинематограф исподволь приучил нас сопереживать главному герою, сочувствовать ему.
Персонаж Мориса Роне склеен тоже по основным лекалам. Он не делает нехороших поступков, сценарно болен, что тоже обычно вызывает понимание, привлекателен внешне. Правда, последние два условия немного не состыковались. Хотя каждый встречный-поперечный пенял Алену на дряхлый вид, сравнивая его с трупом, выглядел бонвиван ничуть не хуже среднестатистического мужчины его возраста. И, чем больше, узнаешь историю героя, тем яснее возникает вопрос, а с чего это нужно волноваться за его судьбу.
Ален Леруа оказался хитиновой оболочкой. Он не делал людям зла (вынесем за скобки военный эпизод), он не делал людям добра. Бывшего пациента психиатрической лечебницы коробил факт, что старые знакомые смотрят на него снисходительно, припоминая угарные подвиги. Женщины не прочь провести рядом ночку-другую, не собираясь при этом соприкоснуться душой. Случайные прохожие смотрят сквозь жаждущего участия, спеша по своим делам.
Врач недоумевает по поводу состояния Леруа, считая того полностью исцеленным. «Жизнь — хорошая штука, в ней столько интересного»,- говорит он при встрече с изрядной долей недоумения. Но, если множество ровесников вылеченного алкоголика находят смысл существования в семье, детях, работе, хобби, путешествиях, просто сибаритстве, на худой конец, то последнюю утеху Алена — бутылку сухого — отобрали. Даже маленькая рюмочка, выпитая в кафе, превращает мужчину в развалину. Руки тянутся к пистолету.
Христианство связывает дух человека с огнём свечи. Если он еле тлеет, то ни света, ни тепла от него не дождаться. Пустая жизнь сродни затухающему огоньку. Можно, конечно, пожалеть его, поразмышлять о людском несовершенстве, но раскалённой отметины в душе малой капельке не оставить.
И я хотел идти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа.
Но верил я — не все еще пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
18 января 2013
«Затухающий огонек» — это лирическая драма о тяжелой судьбе одного француза по имени Ален Леруа, который окончательно разочаровался в жизни. Когда-то он служил в Алжире, кутил вместе со всей богемой Парижа, любил женщин и вино. И именно алкоголь сгубил Алена. Теперь легенды о нем живут отдельно, а он — отдельно.
Впервые мы встречаем героя в Версале, где в частной клинике он тайно лечится от алкоголизма. Но вот его выписывают, и в попытке переосмыслить жизнь Ален отправляется по бывшим друзьям. И хотя и кажется, что он блуждает в трех соснах обеспеченной жизни, но от его безутешного отчаяния и одиночества все равно становится как-то не по себе.
Особенно историей Алена проникнуться киноманы. Ведь сделана картина «Затухающий огонек» с прицелом на философичность. Фильм наполнен намеками, символами и красноречивыми образами. Чего стоит сцена, где Ален, только что вышедший из клиники, запрыгивает в автобус с рекламой вермута Чинзано.
Однако если вы человек простой, без склонности искать трансцендентное, не расстраивайтесь: действие в фильме довольно разряженное, у вас будет время подумать. А когда фильм закончится, вы с гордостью сможете рассказывать друзьям о вашем безбашенном эксперименте — просмотре фильма 1963 года о болезненных попытках избавиться от жизни. Ну а прожженные ценители авторских картин к своей радости насладятся ароматом классического кино. Простые смертные по ошибке часто принимают этот аромат за запах нафталина.
16 января 2013
Надо обладать поистине удивительным талантом, и Луи Маль обладал им в высшей степени, чтоб создать абсолютно завораживающий фильм, чьей, извините за выражение, магии, не может противостоять даже человек, который не испытывает ни малейшей симпатии к главному герою Алену Леруа.
Софи из книги Роберта Стайрона «Выбор Софи», пережившая Освенцим и оказавшаяся после войны в кругу профессионально-несчастных нью-йоркских интеллектуалов, которые уколовшись булавкой тут же бегут к своему психоаналитику, чтобы он смягчил их невыносимые душевные страдания, дает совершенно поразительную по краткости и емкости характеристику их душевного состояния — undeserved unhappiness, что можно несколько коряво перевести как «незаслуженная несчастливость». Именно «несчастливость», а не «несчастье», так как речь идет о некоем постоянном состоянии, в котором пребывают его носители и которые воспримут как чудовищное оскорбление саму мысль о том, что у них нет для него никаких серьезных оснований.
Ален Леруа — эгоцентричная амеба, у которой нет сил даже на то, чтобы любить хотя бы себя, не говоря уже о других. Но одно чувство, причем в самом крайнем его проявлении, ему все-таки доступно. Это бесконечная феерическая жалость к себе. Он окружен прекрасными женщинами, которые готовы его любить и даже содержать. У него есть замечательные друзья, каких многие хотели бы иметь и которые готовы ему сколько угодно помогать, а ему даже нечем воспринимать все эти чувства, обращенные к нему. Он пуст, как фантик от съеденной конфеты, который потом свернули обратно так, чтобы казалось, что конфета там по-прежнему есть. А ее там нет. Была ли когда-нибудь? Бог его знает.
В те невинные времена, когда не знали, чем заполнить пустоту души, ее обычно заливали, благо недостатка в соответствующих жидкостях никогда не было. Сейчас ее все больше занюхивают, закуривают и закалывает, что, разумеется, ничего не меняет, о чем, кстати, снимают множество фильмов, но, по-моему, ни один из них не поднялся не то что до художественных высот «Затухающего огонька», а вообще до каких бы то ни было высот, предпочитая оставаться среди низин. И дело вовсе не в том, что Ален Леруа хоть чем-то интереснее аналогичных героев нового времени. Это Луи Маль с его «Затухающим огоньком» интереснее тех, кто идет по его стопам, зная или не зная того.
Фильм фантастически красив. Каждый кадр — это картина, которой хочется любоваться, а она тут же исчезает, чтобы уступить место новой картине, которой опять хочется долго любоваться, и так без конца. Некоторые эпизоды относятся вообще к самым прекрасным моментам в мировом кинематографе. Например, когда женщина немыслимой красоты, у которой упавшая прядь волос закрывает один глаз, выходит из машины и проходит мимо этого пентюха Леруа, одаривая его таким взглядом, за который можно и жизнь отдать, а он ее даже не заметил. Может быть, это самый красивый эпизод в фильме, но других, мало в чем уступающих ему, великое множество. И именно ради них, а вовсе не ради того, чтобы понять, а почему же так несчастен бедненький Ален Леруа, стоит посмотреть «Затухающий огонек» хоть десять раз подряд.
27 ноября 2012
Меланхоличное, даже несколько безысходное начало фильма о жизни молодого красивого мужчины, которому казалось бы не на что жаловаться, и как-то непонятно, почему он не хочет видеть красоту жизни, но когда он выходит из больницы, где лечился от алкоголизма, и встречается со своими прежними друзьями, которые очень рады его видеть, но ставят во всякие неловкие ситуации, и уговаривают посмотреть на жизнь по-другому, и учат, и при этом говорят, что любят…
А он, чего он хотел? Он хотел завлечь их, привязать, хотел чтоб его постоянно любили и если не будет этой стабильности, пусть мир катится к чертям… что ж, так и вышло: его мир укатился к чертям, точнее он сам его туда укатил, потому что хотел отношений, а их не было, потому что в нем было сердце, а не сила жизни.
Очень тонкие и прочувствованные взгляды у режиссера на жизнь — зачем она нас позорит? зачем она нас унижает? Хотя, у кого-то была надежда, а теперь есть уверенность.
И вновь после этого фильма в моей голове повсплывали всякие извечные экзистенциальные вопросы… а повзрослела ли я достаточно, чтоб не хотеть именно того, чего так жаждал Ален — герой этого фильма?
24 февраля 2012
С первой и до последней минуты в этой драматической истории, не по накалу бушующих страстей, а по обреченности, неотвратимости приближающегося, видно как главный герой в вяло-текущей атмосфере безыдейности, бесполезности своего пребывания находит выход.
После продолжительной паузы вызванной болезненностью на почве алкоголизма, он оставшись в стороне от привычности прошлого, понимает, что дальнейшее для него не имеет смысла.
И вроде бы все ему рады: старинные друзья с радостью приглашают к себе на обед, и даже переехать жить, дабы отвлечь друга от скептических мыслей, но он тверд в своем решении, и дальнейшие события — это лишь способ сказать остальным свое прощальное слово.
Подчеркнуто черно-белый, проникнутый мистицизмом мир, где герой лишь телесной оболочкой пребывает, не видя иного исхода, как выбраться из неё.
Как скор в расправах я с собой.
Мне невозможно быть другими.
Себя найти среди своих.
И жить с виною быть не с ними.
Не вера делает меня сильней.
Не чувства прошлые врачуют.
Меня изгнание влечет в себе.
Во мне угасший огонек тоскует.
5 мая 2010
В 1963 году 30-летний режиссер Луи Маль перенес на экран книгу Пьера Дрие ла Рошеля «Блуждающий огонек», тем самым завершив свою трилогию, начатую картинами «Любовники» и «Лифт на эшафот». Книга посвящена французскому поэту-сюрреалисту и алкоголику Жаку Риго, покончившему жизнь самоубийством. Дрие ла Рошель практически полностью повторил судьбу друга.
Изначально Маль снимал «Огонек» на цветную пленку, но через несколько дней съемок передумал, пересняв готовые эпизоды на ч/б, превратив многолюдный Париж при помощи оператора Гислена Клоке в пустую хитиновую оболочку, из которой паук высосал остатки жизненной энергии. Через несколько лет подобный трюк повторил соратник Маля по новой волне Жан-Люк Годар в «Альфавиле». Блистательный и великолепный Париж, столь обожаемый иностранцами, не впечатлял молодых французских режиссеров, не внушая им священного благоговения перед собой. «Огонек» сделан по всем законам авторского кино, сюжет прост и предсказуем и главным образом зрителя привлекает непосредственно сама атмосфера картины, а также духовные метания героя. Во многих мифологиях есть разнообразные трактовки такого явления, как «Блуждающий огонек». Одно из них обозначает душу умершего человека, не находящего покоя после смерти.
Молодой и некогда беспечный 30-летний Ален Леруа прячется от внешнего мира и былого окружения за стенами элитной частной клиники. Леруа, несмотря на довольно молодой возраст, алкоголик со стажем, мрачный и неразговорчивый человек, угрюмо оглядывающий изменившийся мир, в котором он когда-то был счастлив. Картина Маля представляет собой нечто одиссеи призрака по миру живых. В ходе путешествия постепенно вырисовывается образ былого Алена, веселого и бесшабашного кутилы, полного жизни и прожигающего ее в компании верных друзей. Режиссер порой ведет зрителя на почти прозрачных ассоциациях, подсовывая детали и подсказки из которых стоит собирать некогда красивый витраж, разбитый ныне на тысячи осколков. У Алена есть конечная цель — покончить жизнь, а вернее ее жалкое подобие, самоубийством, закончив то, что начала за него жестокая судьба. Чтобы завершить путь, герою необходимо закончить земные дела и найти оправдание своему поступку.
Лишившись главного наркотика алкоголя, Ален протрезвел и ужаснулся бессмысленности существования. Беспорядочно разбросанные по комнате вещи, словно зеркало души метущегося героя. Внутренний хаос временами проникает наружу, окончательно подрывая тающие силы Алена. И теперь нет того наркотика, что застилал глаза раньше спасительной и пьянящей пеленой. Маль, как прекрасный режиссер-документалист временами то с отстраненной холодностью, то с интимным полушепотом ведет беседу со зрителем речь о смерти, жизни, обнаженных чувствах и упущенных возможностях. Камера путешествует по пустынным улочкам Парижа вместе с героем, а иногда и обгоняя его, добавляя полновесный эффект присутствия и почти физического ощущения царящего вокруг одиночества.
Война не простила ла Рошелю его образа жизни, уничтожив руками посредственностей. Война, но уже совсем иная, погубила и Алена. Нет, его минули пули алжирских стрелков, не сломили ужасы, творящиеся вокруг. Тот, настоящий Ален мог крепко спать на могиле неизвестного солдата возле вечного огня. И дерзко отвечать своим боевым товарищам, что лучше спать на могиле, чем в ней. Но вот ворвавшаяся в надломленную жизнь героя разрушительная экзистенциальная тоска довершила то, что не смогли сделать враги. Отравив кровь и сердце Алена, сильнее циркулирующего по венам алкоголя. Маль, добивавшийся максимального реализма, заставил Роне похудеть на целых 10 килограмм, а после этого начал методично спаивать Мориса. Правдоподобная и лишенная ненужной надрывности и исступленности игра Роне намертво впечатывается в подсознание, вызывая стойкие ассоциации с актерскими работами в картинах итальянского неореализма.
Леруа пристально вглядывается в лица былых товарищей, выслушивая их признания и исповеди, ужасаясь все больше и больше. Многие из друзей Алена променяли лихолетье молодости на степенную и выверенную дорогу, превратившись в довольных мещан. Кто-то, несясь по инерции, погиб на повороте, кто-то продолжил бежать, но скорей по привычке. Цели сменились жалкими подобиями. Ален — фаталист, бережно хранящий револьвер в столе, ставший единственным настоящим другом, не предавшим и выполнившим обещание с первого раза. Самое страшное для простого человека, это вопросы, на которые нет ответов. Главный герой беспрестанно задает их друзьям, натыкаясь на непонимание. Молодость ушла, вслед за ней испарились и сладкие грезы о прекрасном будущем. Ален, не добившийся в своей жизни ничего такого, что дало его кораблю спокойно покачиваться на рейде в тихой бухте, агонизирует. Маль, выступивший и сценаристом ленты, не оставляет герою выбора, не написав для Алена сказки со счастливым концом. Все события лишь мерцающие точки, освещающие дорогу к предсказуемому и неотвратимому концу.
Все выходы, что предлагают Леруа друзья молодости — сплошные и безвыходные тупики. Завести любовницу и попытаться познать любовь? Очередная иллюзия. «Соланж… Ведь если я останусь с ней, я превращусь в мышь!» Для Соланж Ален красивая полузабытая игрушка, которой не достанется даже частички любви. Флирт женщины — лишь игра. Бежать, бежать, бежать, не дать проникнуть в самое сокровенное, что еще сохранилось. Разгадать смысл жизни? Все псевдофилософские разговоры быстро растворятся в воздухе, подобно дыму из китайских опиумных курилен. Оставив лишь горькое разочарование и тупую боль, сменившую столь вожделенную толику прозрения. «Вы… вы просто пустые ракушки!» — этого не понимают салонные поэты, паразитирующие на своих прошлых заслугах, но четко ощущает Ален. Герой не может себе позволить жить прошлым, как эти позеры. Для него прошлое осталось за дверью с тяжелым замком. А жизнь проиграна со щедростью и размахом.
Фассбиндеровская Вероника Фосс погибает в таких же муках, но в ее прошлом есть, за что уцепиться и успокоить разорванное сознание на короткое время. У героя Маля нет подобной спасительной соломинки. Фосс судорожно глотает морфий, Леруа теперь недоступно даже действие алкоголя. Наладить спокойную жизнь, погасив гнетущую тоску? Невозможно, это равносильно предательству самого себя, подмене одной беды на другую. Страх перед смертью можно побороть, невозможно победить страх перед жизнью. Внутренняя сущность Алена давно умерла, но вместе с ним умерло и былое окружение. От мученика осталась лишь телесная оболочка, пустая как яйцо и окружающий его город-фантом. Смерть тела вопрос времени, затягивающаяся лишь по причине того, что остается еще не угаснувшая до конца призрачная надежда на чудо. Но и она понемногу исчезает. «Я ухожу из жизни не потому, что вы меня не любили, а потому, что я вас не любил».
«Блуждающий огонек» та ступень, на которую Малю уже не было суждено подняться, несмотря на то, что француз продолжал делать кино еще на протяжении 30 лет. И снова эта зловещая цифра, уже определившая печальную судьбу Риго и его экранного альтер-эго Леруа. Хотя один раз она принесла удачу беспокойному и не по годам мудрому французскому режиссеру.
2 февраля 2010
Луи Маль, которого формально принято относить к «Новой Волне», показал в своей картине блуждания одинокого человека в этом мире. Кинокартина «Затухающий огонек»- последняя из трилогии Маля, посвященной экзистенциальному одиночеству.
Несмотря на загруженность второстепенными персонажами и диалогами, по сути весь фильм- это монолог главного героя, затухающий крик о помощи и любви. А другие персонажи лишь помогают обрисовать протагониста.
В этой картине герой Ален Леруа переживает важный этап в своей жизни со всеми вытекающими последствиями. Он проходит лечение в тихой буржуазной клинике, лечась от алкоголизма. «До» и «почему» нам не показано- узнаем о прошлом мы только из диалогов. Картина начинается со спальной сцены с участием Жанны Моро, от отшлифованной сцены веет отчаянием. Главному герою за 30- вот оно время, чтобы оглянуться и посмотреть на свою юность и встретить зрелость. Он и оглядывается назад, но для себя видит лишь один выход: смерть. Чтобы проститься с прошлым Ален на один возвращается в Париж, в город-праздник. Здесь он встречает людей, прежде с которыми проходили дни бурных развлечений — все они изменились. Одни совсем не признают изменений, продолжая прежний образ жизни; а другие счастливо окутали себя теплыми, семейными путами. Это другая проблематика драмы — переход человека к другим ценностям, вследствие зрелости.
Луи Маль в образе маргинального Алена Леруа раскрывает трагедию человека, не имеющего способностей определить свое место в жизни. Для того, чтобы жить тоже нужен талант, люди не обладающие им, живут, чтобы страдать. В молодости за развязным поведением, выходками, придающими ему очарования Робин Гуда, по сути, было скрыто отчаяние и беспокойство. Поэтому с каждым шагом, Ален Леруа приближается к одному, для себя верному решению. Предсмертная записка ложится клеймом и на настоящее поколение, в котором до сих пор не научились по-настоящему любить друг друга.
Фильм снят на основе биографического романа Пьера дрё ла Рошеля о ныне забытом поэте-сюрреалисте Жаке Риго.
22 января 2010