Тишина
7.3
7
1963, драма
СССР, 3 ч 29 мин
12+

В ролях: Георгий Мартынюк, Виталий Коняев, Т. Александрова, Игорь Безяев, Вера Бурлакова
и другие
Демобилизованный Сергей Вохминцев возвращается в Москву и поступает в институт. Неожиданно по клеветническому доносу соседа арестовывают его отца, а Сергея, как сына «врага народа», исключают из партии и института. Парень едет в Казахстан, работает на стройке. У него много верных друзей, и он верит в справедливость

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тишина

год: 1963
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Тимофей Лебешев
композитор:
художники: Георгий Турылёв, Валентин Перелётов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 января 1964 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 3 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Тишина», 1963

Видео: Фрагмент (Тишина, 1963) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Тишина», 1963

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тишина», 1963

Ложь во всём!

Фильм лживый, хотя и претендующий на то, что он обличает сталинизм. Не обличает… А убеждает нас, что до сих пор нет настоящей оценки тех трагических событий, которые описаны в фильме. Ложь и приспособление фронтовых трусов (Уваров) показаны, но никак не развёрнуты образы, причины этих поступков. Почему это стало возможным? Почему на партсобрании могут «плохие коммунисты» уничтожать «хороших»? А причина в том, что изначально и те и другие неправы. Какой коммунизм отстаивает 20 съезд, кого он обличил? Сталина? А что только Сталин был виной в трагедии русских людей, переживших и террор, и страшную войну? Идеология коммунизма стала причиной появления «подлецов» и «трусов», да и таких «честных простаков», какими показаны положительные герои фильма. Нефть нас спасёт — финал фильма. Не спасла и до сих пор не сделала из нашей страны процветающего государства. Бондарев не смог до конца жизни осознать трагедию и свою, и русского народа. Потому что не расстался с коммунистическими предрассудками даже в наше время, а уж в 60-е был коммунистом до мозга костей! Всегда служил власти, и писал только то, что она разрешала! В этом трагедия и фильма, и книг талантливого писателя!

8 мая 2021

Разочарован

Признаюсь, мне фильм совершенно не понравился. Более того, не понравился даже маме, которая уверяла меня, что фильм достойный и посмотреть его стоит. Это мнение о фильме осталось у неё с молодости, когда она смотрела его впервые. И вот, посмотрели вдвоём. М-да… Поколения разные, а мысли у нас возникли совершенно одинаковые. И это при том, что мы оба чрезвычайно уважительно относимся к феномену советского кино и смотрим фильмы той эпохи почти ежедневно. Причём как раз к кино 60-х годов у меня отношение самое доброе и тёплое. А тут — весьма посредственная партийно-идеологическая агитка, к тому же жутко затянутая и вызывающая раздражение. Людей таких не бывает, хоть убейте. Совершенно искусственные характеры, высосанные из пальца, крайне странное поведение, какой-то глупый и твердолобый максимализм главного героя, нелепые, странные поступки и высказывания героев, которые то и дело подчёркивают, что они коммунисты, намекая на то, что если это так, то на пакости они неспособны и побуждения их самые благородные. И тут же им в противовес немало коммунистов, творящих просто жуткие мерзости (сосед-махинатор, партсекретарь, фронтовик-подлюга, погубивший 27 человек и сваливший вину на другого). В результате, даже как агитка фильм не работает.

Грустно и обидно. Особенно от того, что в фильме снялась целая плеяда замечательных актёров, многих из которых считаю любимыми (Мартынюк, Жжёнов, Лужина). И играют они превосходно. Только за это оценка 5. Конечно, мне трудно судить о времени выхода фильма на экраны, ибо я в те годы ещё не родился. Готов поверить, что тогда фильм наделал шуму. Однако, как здесь верно заметили в предыдущих отзывах, подлинное искусство оно вне времени, стоящий фильм любим разными поколениями и в разные эпохи. Что и доказывает успех (как прошлый, так и сегодняшний) таких великолепных картин 60-х, как «Чистое небо» Григория Чухрая (кстати, тема его здорово перекликается с темой обсуждаемой картины) или, например, «Июльский дождь» Марлена Хуциева.

5 из 10

31 июля 2014

Тишина?..

Фильм снят по одноименному роману Юрия Бондарева и, конечно, оцениваю я его сквозь призму прочитанного.

Осень 45-го года… Фашизм побежден, грохот орудий и рев самолетов утих, воины-победители вернулись домой и привыкают к мирной жизни. Кажется, что впереди только мир и счастье. Но победив врага внешнего в стране начали искать образ врага внутреннего, чем, прочувствовав «политический момент», начинают пользоваться «шкуры», подлецы, трусы…

Если роман Бондарева состоит из 3 частей, то постановка В. Басова из двух — третья часть романа, где с тонким психологизмом изображено начало семейной жизни Корабельникова и Аси, в фильм не вошла. И глядя на то, как изображены первые две — я уверен что фильм просел бы еще больше, но мы забегаем вперед…

Итак, часть первая являет нам картину послевоенной жизни, постепенно в сюжет включаются главные и второстепенные персонажи. Сергей Вохминцев с трудом находит себя: «новая жизнь» дарит ему не только тишину дней, но и кошмары ночей; не только любовь Нину, но и встречу с подлецом Уваровым; не только надежды, но и сомнения…

Вторая часть — столкновение. Столкновение людей с подлостью, семьи с системой, наглой лжи с беззащитной правдой. Отец Вохминцева арестован по доносу, затаившийся на время Уваров наносит удар по Сергею со своего «фронта». И как с этим справится наш герой?..

За что любим мною роман Бондарева?.. За образы! За ярчайшие образы. Даже третьестепенные герои в книге выписаны так, что в воображении моментально возникает их облик. Удалось ли режиссеру воссоздать столь богатую палитру образов?.. И да, и нет. Наряду с живейшими образами Аси, Кости (именно такой Корабельников видится при прочтении! БРАВО!), художника Мукомолова и еще десятка колоритных эпизодических ролей, имеют место быть совершенно, на мой взгляд, проваленные образы Вохминцева и Нины.

Виталий Коняев играет роль Вохминцева неудачно. Если во второй части загнанный и растерянный от нахлынувших неприятностей Вохминцев еще понятен, то почему он такой с первого кадра — я не понимаю. Да и в некоторых моментах сильно переиграно: кино не театр, тут много надрыва не нужно. То же самое с образом Нины — из живейшего персонажа сделали печальную принцессу. Зачем?..

Остальной антураж можно смело списать либо на киношную специфику, либо на эпоху в которую снимался фильм. В романе Сергей и Костя поступали в горный институт, а в фильме — в нефтяной; Сергей уезжал работать на шахту в Казахстан, а в фильме на нефтяную скважину где-нибудь в Азербайджане — наверное в это время для страны нефть стала важнее угля :). То же самое с «партийным уклоном» — для советского фильма начала 60х это понятно, и не раздражает.

Отдельно хочется коснуться финала. Если финал третьей части романа дает надежду на хеппи-энд и тишину (Сталин похоронен, Вохминцев старший окольными путями дает знать, что он жив и относительно здоров, Костя и Ася пережили давку на похоронах вождя), то в финале фильма хеппи-энд фактически наступил. Да. Из ниоткуда. И это слабейшее место в фильме.

В целом, за некоторую затянутость отдельных эпизодов, проваленные образы Сергея и Нины, плавающий местами сценарий и откровенно неудачный финал — фильм заслуживает оценки 5 из 10. Но за яркие роли Аси и Корабельникова, а также россыпь эпизодических образов повысим итоговую оценку

7 из 10

8 ноября 2011

Жажда справедливости!

«Тишина» — это нешаблонный фильм о жизни молодого человека после войны. У главного героя есть друг, этакий остроязычный пижон того времени, есть «враг» со времен войны и конечно же любимая. Казалось бы, для человека, который прошел войну на которой мог ни раз погибнуть все мирные неурядицы это пустяк, а жизнь полна возможностей и перспектив. Оказывается могут возникнуть преграды в виде нечестных людей и правду отстоять не так просто. Но главный герой — образец своего времени — это принципиальный человек, который поступает так, как считает нужным. Про таких говорят «молодой — горячий».

Если структурировать фильм, то можно выделить несколько параллельно развивающихся тем: тема профессии (геолог), тема отношений, а также политичсекая тема. Геолог — для того времени романтическая специальность, а в послевоенное время и немаловажная специадьность — поэтому это направление лаконично вписалось в фильм. А сцена, когда люди плескаются в первой нефти просто классическая!

Политическая тема фильма не менее интересна. Фильм периода оттепели смог показать не совсем нормальное положение вещей в партийной ячейке (сцена партсобрания), тем самым показав, что партия не идеальна, а точнее она состоит из людей, среди которых встречаются порой «дуболомы» и бесчестные люди.

Думаю для того времени это немаловажный момент. А сама сцена партсобрания заставляет волноваться, сопереживать, непрестанно следить за всем происходящим — вот умение снимать кино, когда именно диалоги не позволяют оторваться от экрана, а не компьютерная графика!

Саундтрэк к фильму — это всем известная песня «на безымянной высоте» — просто гениальная композиция. В фильме используется замечательное исполнение.

Необычно видеть Михаила Ульянова в роли подлеца. Куда более привичны его герои председателя, маршала Жукова. Но актер пеоказал, что может отлчино сыграть любую роль, ведь опасно стать актером одной роли, одного образа и типажа.

Фильм — постановка Владимира Басова. И именно он — фронтовик, имел право снимать кино на подобные темы и сделал это с достоинством. Всем известны его более поздние многосерийные фильмы «Щит и меч», «Дни Турбиных», которые также созданы профессионально, нетипично! После этих трех произведений режиссура Басова для меня стала как знак качества.

9 из 10

24 июня 2011

«Я законы знаю!»

Едва ли не единственное, к сожалению, что запомнилось из этого фильма. Не понял я его — можно утверждать это со всей очевидностью. Причем вообще не понял. Ни сути, ни целей, ни даже структуры. Почему-то возникает ассоциация с «Живыми и мертвыми» — тоже весьма продолжительной в прямом смысле слова лентой, не добившейся от меня должного почтения.

Первое, что приходит в голову, как это часто бывает в подобных ситуациях, — нужно ознакомиться с первоисточником. Дескать, пусть книга даст ответы на интересующие вопросы. Что ж, почему нет, но несколько настораживает тот факт, что авторы и участники картины в один голос утверждали: экранизация удалась! Что, якобы, фильм, равно как и книга, являются едва ли не культовыми для своего поколения. Вот только в чем это выразилось, я, увы, понять не сумел.

Интересно, что даже аннотации к фильму отличаются одна от другой едва ли не диаметрально. То читаешь, что картина посвящена адаптации вернувшегося с войны фронтовика к мирной жизни, поиску им себя и пр., то вдруг видишь, что лента повествует о столкновении с «системой» (в значении репрессивно-карательных органов государственной власти). А самое-то интересное, что на деле выходит и то, и другое. Причем без малейшего намека на какие-то взаимосвязи. Первая серия — об обустройстве, притирке к новым старым условиям жизни, вторая — типичная история семьи, пострадавшей от лживого доноса. В результате мы имеем дело со скукой и банальностью соответственно. Оговорюсь сразу, что, разумеется, и речи быть не может, чтобы сравнивать восприятие фильма нынешнее и его значение, смелость, быть может, актуальность и пр. — на момент выхода на экраны. Но, согласитесь, нельзя жить только лишь былыми заслугами. Правда жизни такова, что «возрастное» кино либо по-прежнему волнует зрителя, либо признается безнадежно устаревшим. Третьего не дано.

Увы, и тут я возвращаюсь к тому, с чего начал, кроме весьма жизненного негодяя в исполнении М. Ульянова («На коленях будете!») — да и тут нельзя не отметить эффект контраста — всё-таки немалая коллекция ура-патриотических ролей — картина ничем не запомнилась. Рассуждения впоследствии арестованного отца главного героя о том, кто настоящий коммунист, а кто сбоку припека, не убеждают. На узколобых ГБ-шников, по совместительству председательствующих на заседаниях партбюро, мы уже насмотрелись тоже — ничего выдающегося. Купание в нефти выглядит до крайности наивным, а присвоение буровой имени ХХ съезда КПСС — и вовсе смешным и нелепым. Наконец, любовная линия (ни одна, ни другая, даже если считать, что в картине их две) опять-таки не вызывает ровным счетом никаких эмоций. Да и вообще главные герои получились почему-то слишком тусклыми, безликими. Совершенно неинтересно, что будет с ними дальше.

И главное. Такая песня! Я-то думал! А на деле… Никакого отношения к происходящему. Даже обидно, честное слово. И вопрос: зачем она здесь, к чему? Непонятно.

В общем, на редкость нудное, затянутое, несвязное и скучное получилось кино. Может, просто, действительно, уже слишком древнее?

5 из 10

25 февраля 2010

Драма Тишина появился на свет в далеком 1963 году, более полувека тому назад, его режиссером является Владимир Басов. Кто играл в фильме: Георгий Мартынюк, Виталий Коняев, Т. Александрова, Игорь Безяев, Вера Бурлакова, А. Фаттулаев, Сергей Голованов, Александр Граве, Лилия Гриценко, А. Клюшин, Николай Лебедев, Виктор Ломакин, Лариса Лужина, П. Макеев, Николай Парфёнов.

Страна производства - СССР. Тишина — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.