Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Порожний рейс |
год: | 1963 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Венгеров |
сценарий: | Сергей Антонов |
видеооператор: | Генрих Маранджян |
композитор: | Исаак Шварц |
художники: | Виктор Волин, Виля Рахматуллина |
монтаж: | Стэра Горакова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 февраля 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Очередной шедевр от Венгерова. В очередной раз, после 'Кортика', 'Двух капитанов' и 'Балтийского неба' он заставит зрителя порассуждать об истинном героизме.
Сибирь. Далеко от Москвы. Как здесь оказался столичный журналист? Зато он молод и неприкаян. Готовя статью о передовиках производства он без особого труда распутывает нехитрые комбинации. Производственные успехи оказываются не такими уж и безупречными. Да и кто проверит?
Дальнейшее развитие ленты в полной мере соответствует лучшим работам Венгерова. Вроде бы ничего не происходит выдающегося. Несколько диалогов как бы ни о чем. И там, где вроде бы интрига должна была бы завершиться начинается истинный триллер. Двое оказываются отрезанными от мира. Поломанная машина и белое безмолвие. И эти двое номинально оппоненты - передовик против журналиста, который спешит его разоблачать. Но происходит все совсем иначе. Героический Юматов на протяжении ледяной ночи предпринимает все, чтобы спасти Демьяненко. И фамилии у них говорящие: журналист - Сироткин, передовик - Хромов.
Режиссер не спешит играть в конспирологию, но ведь машина явно не просто так сломалась. Да и влюбленная в Хромова девушка имеет какие-то особые отношения с руководителем производства. Эти моменты остаются за кадром, но при внимательном просмотре их без труда можно выделить.
Лента будто предвосхищает линию 'Рабочего поселка' в котором Венгеров не столько обличал грехи и преступления, сколько рассказывал о героизме людей, которые выступали вопреки течению, оставаясь при этом порядочными людьми. Важно, что Венгеров не выводил картонных героев, а ставил их в самые неблагоприятные условия.
- (Хромов): Не то читаешь. Ты художественную литературу читай. Фауста читал?.. . Там описано как один академик черту душу продал. Ну а потом жил в свое удовольствие.
9 из 10
27 февраля 2024
Случайно увидела рекламу по тв и сразу начала искать информацию о фильме в Инете. Картинка захватывает так, что сам начинаешь замерзать вместе с героями. Тайга, температура примерно «полсотни пять — полсотни шесть». Кажется, что такой холод способен душу выморозить из людей. А оказывается, именно в этих условиях она только и способна оттаять… Нет смысла говорить, что Георгий Юматов неотразим — это очевидно. Дублёнка на голое тело нараспашку — вот он, русский богатырь! Но главное, что удивило в фильме — что нет попытки возвеличить советский строй и советского человека. Журналист, живущий именно по-советски, конечно, прав, но он меркнет на фоне шофёра, поступающего по-человечески. Не было ощущения, что старый чёрно-белый фильм далёк от современности. У каждого из нас и поныне есть начальство со своими, часто своеобразными требованиями, есть любимый человек и постоянно есть выбор — «по верхой дороге ехать» или по низу катиться… Посмотрите, не пожалеете.
28 ноября 2021
В 1962 году вышел фильм «Мы, двое мужчин» про депрессующего шофёра-забулдыгу из совхоза. Он должен был блистать на Московском международном фестивале. Но в последний момент кино сняли и оставили режиссёра и автора сценария ни с чем.
Вместо «Мужчин» поставили «Порожний рейс». Когда я это изучал, то мне было обидно, что за «рейс» такой перебил хороший фильм. И вот я его посмотрел и даже прочитал одноимённый рассказ Сергея Антонова. Интересно, что он тоже про водителей.
Журналист Павел Сироткин (Александр Демьяненко) приезжает в Сибирь. Сибиряки почему-то не считают себя частью страны и постоянно говорят: «это у вас там в России», словно отделяя себя от всех остальных.
Сначала Сироткин восхищается тем, как водители перевыполняют план в леспромхозе. Особенно отличается Николай Хромов.
Но постепенно журналист понимает — ребята химичат. Накручивают пробег, а топливо сливают, чтобы получать премии. Руководит всем этим Аким Севастьянович (Анатолий Папанов). Он бы никогда не смог удержаться в кресле, если бы не жульничал.
Чем мне понравился и фильм, и рассказ, так это классным напряжением. Журналиста, который собрал компромат на всю шайку, везёт по тяжёлой зимней дороге домой тот самый Хромов. Самолёты не летают и по другому журналисту не выбраться. Жизнь Сироткина в прямом смысле зависит от того, кого он собирается уничтожить в своей статье.
Здесь хорошо сыграли и Георгий Юматов, и Александр Демьяненко, и Анатолий Папанов, конечно. Так что скажу честно — оба фильма хорошие.
25 октября 2020
Сергей Петрович Антонов — человек интересный и разносторонний. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов и Великой Отечественной войны, служил в дорожно-строительных частях. В 1946—1948 годах был доцентом, работал преподавателем. Литературная деятельность С. П. Антонова начинается с 1942 года. В 1944 году опубликованы первые стихотворения, в 1947 году — рассказ «Весна». В 1950 году вышли сборник рассказов «По дорогам идут машины», за которую писатель получил Сталинскую премию третьей степени. Фильм «Порожний рейс» снят по его одноимённой повести, написанной в 1960 году. Для писателя характерен интерес к морально-нравственным проблемам, лирическая интонация в обрисовке характера, юмор. И первое, и второе, и третье в картине Владимира Венгерова имеется.
«Порожний рейс» — »… один из наиболее боевитых фильмов «оттепели», критиковавший очковтирательство, жульничество, всякого рода «потёмкинские деревни». На роль дутого передовика леспромхоза режиссёр позвал Георгия Юматова, в те годы чуть ли не лидера в компании «положительных рабочих парней» советского экрана. В этой роли, в этой человеческой судьбе Венгеров развил всё ту же свою любимую тему высвобождения личности, выздоровления заблудшей души…» (Кузнецова В. «Новейшая история отечественного кино»). Фильм поднимает «вечные» проблемы, у которых нет «срока давности»: так было, так есть и так будет (во всяком случае, — в обозримом будущем). Главное достоинство картины заключается в потрясающей актёрской игре артистов от Бога — Георгия Юматова, Александра Демьяненко, Тамары Сёминой, Анатолия Папанова.
Великолепная игра! Филигранное сочетание комического и трагического — именно так, как это бывает в нашей жизни. Ярчайший эпизод с Борисом Чирковым (дед на аэродроме). Да и вообще всё действие из мозаичных эпизодов с разными актёрами складывается в великолепный фильм, доставляющий зрителю истинную радость. Диалоговая часть выписана исключительно ярко. Много запоминающихся «сочных» фраз. Режиссёр наделяет героев всем спектром чувств, а не делит их исключительно по принципу «хороший — плохой». Каждый персонаж, какую бы маленькую (по времени) роль не сыграл, является неотъемлемой частью всего кинополотна, потому что рисует жизнь в её мельчайших деталях. Именно это обилие разноплановых героев и создаёт ощущение правдивости. Без преувеличения — великолепный фильм!
P.S. Награда: 1963 год — III Московский кинофестиваль, серебряная премия. (Владимир Венгеров)
8 апреля 2016