Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Оптимистическая трагедия |
год: | 1963 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Самсон Самсонов |
сценаристы: | Самсон Самсонов, София Вишневецкая, Всеволод Вишневский |
видеооператор: | Владимир Монахов |
композитор: | Василий Дехтерев |
художники: | Ипполит Новодережкин, Валентин Перелётов, Сергей Воронков |
монтаж: | А. Камагарова |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч |
В этой ленте мало действия, сюжетных линий. Зато есть много своеобразной поэзии. Матросы, анархисты и революционеры живут будто в другой реальности, на прекрасной планете. Их диалоги одновременно и реалистичны и возвышены. Мне понравилось, что Самсонов свел их идеологические беседы к некоей эйфории, благодаря которой они были готовы принять любое развитие ситуации, принять смерть. Все это дает впечатление того, что их отношение к вооруженной войне как к особому священному акту.
А раз речь пошла о вопросах сакральных, то без женщины не обойтись.
Ну, кто ещё хочет комиссарского тела?
Уже с самого первого появления на экране Маргарита Володина привлекает к себе внимание. Стильная, молодая, яркая и… жестокая. Кадры попытки группового изнасилования и незамедлительного женского ответа как раз и отправляют нас к многочисленным современным беседам о феминизме. Только вместо кислого «ревендж-муви», предполагающего насилие над женщиной и «законную месть» тут все сводится к разумным мерам предосторожности. Женщина с самого начала ставит себя с весьма агрессивным контингентом так, что гендерные вопросы более не поднимаются.
Немыслимая женщина! Порвать её на собачью закуску?
А в остальном перед нами пример того, как из минимума возможностей — бюджета, реквизита, актерского состава, может получиться масштабное действие. Крупные планы позволяют сэкономить на декорациях. Монтаж прямо отсылает нас к шедевру Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Возвышенный стиль не позволяет перейти в занудную театральщину удивляя зрителя неподдельным пафосом.
Вот и выходит, что при всей свей идеологической однообразности фильм оказывается очень ярким и оригинальным. Смотреть его даже по прошествии лет и полной смене курса — интересно. Да и сейчас, если бы в подобной стилистике был снят, к примеру, фильм религиозный или остро политический — решения Самсонова оказались бы к месту.
Ну а образ Маргариты и вправду шедеврален. Представляю с каким трепетом и удивлением смотрели этот фильм в Каннах. И я думаю, что ее работа была самой интересной в тогдашнем Каннском раскладе. Кто был ее конкурентом? Скромная Анна Канци из «Женихов» — скучно и просто. Мари Лафоре из «Американской крысы» — обыденно. Рейчел Робертс из «Такова спортивная жизнь»- мощно, но в разы менее возвышенно. Тот случай, когда персонаж не так интересен. Да и получившая приз Марина Влади была просто милой и техничной.
Определенно, на их фоне работа Маргариты Володина в «Оптимистической трагедии» была лучшей.
8 из 10
2 июня 2020
1. Общее впечатление
Оставляет хорошие впечатления, которые дают почву для размышлений.
2. Режиссерское решение/ постановка
Достойная постановка, в ходе решений, который раскрываются удачные кадры. Заметны разные пленки, но общее впечатление не портит, а погружает в атмосферу «тех» времен.
3. Операторская работа (динамика/статика)
Фильм в какой-то мере статичен и динамичен. При определенных сценах. Чувствуется разнообразие и этим притягивает к себе.
4. Декорации
Декорации достаточно скупы, но складывается ощущение точности и правильности, что так и должно быть.
5. Костюмы
Детализированы и продуманы до мелочей. Видна работа непосредственно с представителями данной профессии.
6. Сценарий
Сценарий хорошо проработан, чувствуется работа над диалогами, хронологическими событиями и «закадровым» пониманием.
7. Актерская игра
Актерская игра была на высоком уровне, никто не выбивал из общей картины, все смотрелись достаточно органично, в меру и в предлагаемых обстоятельствах.
8. Саундтрек
Музыка предрасполагала к себе, особенно, когда это была музыка на народном инструменте, ощущались приятные и теплые эмоции, благодаря этому инструменту.
9. Зрительское восприятие
Фильм определенно имеет свою аудиторию, которая укреплена тремя аспектами: морское дело, взаимоотношения мужчины и женщины; политические взгляды.
11 декабря 2017
Как это ни банально, все познается в сравнении. И не может познаваться иначе, если смотришь две экранизации одного и того же произведения. До просмотра этого фильма я был знаком с постановкой «Оптимистической трагедии» в Малом театре 1977 года (в Сети ее легко найти), поэтому просто не мог воспринимать его в отрыве от контекста. И сравнивая картину Самсонова с телеспектаклем, вынужден констатировать, что она, увы, уступает.
Причем эти «уступки» начались с самого главного — подбора актеров. Характеры практически всех важных героев театралам удалось воссоздать достовернее, глубже и драматичнее. В первую очередь это касается комиссара, которую здесь играет Маргарита Володина. Видно, что она старается изо всех сил, и все же она слишком симпатична и мила, чтобы воспринимать ее в таком образе. Ее горячие агитационные речи способны только умилить, но никак не убедить. В спектакле же комиссара играет холодная, как сталь, почти бесполая в своей суровой серьезности актриса с непроницаемым, гранитно тяжелым «сталинским» взглядом, и это выглядит гораздо аутентичнее (ведь автор пьесы Вишневский даже не сообщает имени комиссара).
То же самое с Вожаком. Тут он мощный и почти харизматичный, но в спектакле этот образ становится по-настоящему страшным, от него веет чем-то демоническим. Лучше, на мой взгляд, там и боцман (мягкий, как смоченный хлеб, и добрый старик), и Сиплый (более омерзителен, отвратен от начала до конца, как и должно быть). На одном уровне стоят только образы Алексея, который здесь действительно хорош. И то потому, что его играет сам Вячеслав Тихонов, перекрасившийся в жгучего блондина.
К режиссуре Самсонова тоже есть претензии. Монтаж сырой: сцены спаяны безыскусно, еле держатся вместе, словно костюм огородного пугала. Особенно швы чувствуются в концовке, которая представляет собой скорее отдельные импрессионистские мазки, чем четкое и понятное действие (видимо, заканчивали наспех). Если не знать текста первоисточника, ни за что не догадаться, что головной батальон так быстро проиграл бой из-за того, что убили дозорного, а из плена моряки спаслись благодаря тому, что сумели оттянуть время до прихода двух других батальонов, которые обходили немцев с тыла.
Но сюжетные тонкости — это еще ладно. Больше бросается в глаза то, что у фильма нет единой эмоциональной линии, действие разбивается на отдельные «пиковые» моменты, которые в своей автономности кажутся наигранными. Парадокс, но «театральщины» (читай: искусственности) в этом фильме больше, чем в театральной постановке, где ключевые сцены поданы не в пример выразительнее. В выгодную сторону отличается только сцена оглашения приговора Вожаку (за счет умелой операторской работы), а также излияния Алексея в любви к комиссарше.
В итоге экранизацию я бы посоветовал смотреть только из-за общей атмосферы, декораций, антуража, чего Малому театру явно недостает (бесспорно, смотрится живее, когда дело происходит на настоящем корабле, а не на стилизованной под морскую тему сцене). Антураж сделали неплохо, хотя в целом съемки довольно скупые и аскетичные (похоже, что малобюджетные), динамичные эпизоды можно пересчитать по пальцам. С точки зрения драйва запомнилась только сцена, как полк, истомившись переходом через песочные дюны, добрался до моря и ликовал.
До сих пор я не касался вопроса о содержании. Но тут особо обсуждать нечего. История о том, как моряки-анархисты обращались в коммунистическую веру и вступали в ряды Красной Армии — это нечто сугубо временное, злободневное тогда, но никого не интересующее сейчас (исследователей и любителей той эпохи выношу за скобки). Хорошо, когда в подобных произведениях злободневное сочетается с вечным. В том же спектакле Малого театра этот вопрос решен за счет психологизма: любопытно наблюдать не за тем, как коммунист переубеждает анархистов, а просто за развитием отношений людей в такой напряженной обстановке, за столкновением воль — типа кто кого подавит.
Но это ведь уже 1977 год — человеческий, индивидуальный подход уже прокрался в искусство. А фильм 1963 года представляет предыдущее поколение советской культуры, девиз которого — «слово «человечность» я давно забыл, и тебе советую» (цитата Вожака). Все снято почтенно-величественно, но при этом как будто созерцаешь застывшую фреску, а не живое полотно эмоций, групповой официальный портрет, на котором все стоят с однообразными каменными лицами.
Зато, как и полагается официальному портрету, патетика наличествует в достатке (славословия павшим за советскую власть и т. д.) Быть может, патетика была необходимым элементом замысла Вишневского, но в наши дни она смотрится довольно наивно, если не сказать нелепо. Причем над ней хочется лишь мягко иронизировать, она уже не воспринимается штыки как идеологическая обработка населения — настолько все быльем поросло. Но факт остается фактом: «Оптимистическая трагедия» принадлежит к особому классу советских фильмов, где парадный пафос подминает под себя реальных людей с их внутренним миром.
В событиях революции и Гражданской войны потенциально содержится выход еще на одну вечную тему — романтику обновления мира, встречи новой эпохи, построения нового общества (см. «Двенадцать» Блока — еще не встречал лучшего воплощения данной темы). Экранизация «Трагедии», увы, совсем не про нее (впрочем, не буду критиковать почем зря — первоисточник тоже на ней не акцентируется). Зато романтики военной строевой жизни тут хоть отбавляй. Правильно, когда не по силам передать драматическую составляющую события, уходят во внешнюю бутафорию — в лубок маршевых песен под бойкие переливы гармони, начищенные до блеска штыки, чеканный строевой шаг… Я и здесь не критикую, понимая, что это особый род эстетики, который тоже имеет право на существование. Но в моем понимании он не заслуживает больше, чем
6 из 10
30 октября 2012
Почитал отзывы о фильме, был сильно удивлен. Злобные и неумные выпады о выпивших всю кровь России комиссарах. Ну и ну. Кто бы пошел за такими в период безвременья, когда старая власть рухнула, а у новой авторитета на три копейки.
Фильм очень сильный психологически. На боевом корабле появляется женщина, что само по себе уже нонсенс. Подавляющее большинство матросов анархисты не признающие никаких авторитетов. Вожак — сильная личность, у него вся власть основанная на авторитете. И вот, эта маленькая женщина так сумела себя поставить среди этих людей, что постепенно ее зауважали и власть Вожака утекла как вода сквозь пальцы, оказавшись в руках у комиссара. В фильме очень хороших подбор актеров, сразу видно, что режиссер очень хорошо разбирается и в жизни и в людях.
Недаром фильм получил такую высокую оценку. С удовольствием переписал его в свою копилку.
27 февраля 2012