Оптимистическая трагедия
7.2
7
1963, драма, военный, история
СССР, 2 ч
12+

В ролях: Маргарита Володина, Борис Андреев, Всеволод Санаев, Орво Бьёрнинен, Иван Жеваго
и другие
История о драматических событиях на одном из кораблей революционного флота в 1917 году.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Оптимистическая трагедия

год: 1963
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Владимир Монахов
композитор:
художники: Ипполит Новодережкин, Валентин Перелётов, Сергей Воронков
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 июня 1963 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Постеры фильма «Оптимистическая трагедия», 1963

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Оптимистическая трагедия», 1963

Трагедия

В этой ленте мало действия, сюжетных линий. Зато есть много своеобразной поэзии. Матросы, анархисты и революционеры живут будто в другой реальности, на прекрасной планете. Их диалоги одновременно и реалистичны и возвышены. Мне понравилось, что Самсонов свел их идеологические беседы к некоей эйфории, благодаря которой они были готовы принять любое развитие ситуации, принять смерть. Все это дает впечатление того, что их отношение к вооруженной войне как к особому священному акту.

А раз речь пошла о вопросах сакральных, то без женщины не обойтись.

Ну, кто ещё хочет комиссарского тела?

Уже с самого первого появления на экране Маргарита Володина привлекает к себе внимание. Стильная, молодая, яркая и… жестокая. Кадры попытки группового изнасилования и незамедлительного женского ответа как раз и отправляют нас к многочисленным современным беседам о феминизме. Только вместо кислого «ревендж-муви», предполагающего насилие над женщиной и «законную месть» тут все сводится к разумным мерам предосторожности. Женщина с самого начала ставит себя с весьма агрессивным контингентом так, что гендерные вопросы более не поднимаются.

Немыслимая женщина! Порвать её на собачью закуску?

А в остальном перед нами пример того, как из минимума возможностей — бюджета, реквизита, актерского состава, может получиться масштабное действие. Крупные планы позволяют сэкономить на декорациях. Монтаж прямо отсылает нас к шедевру Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“». Возвышенный стиль не позволяет перейти в занудную театральщину удивляя зрителя неподдельным пафосом.

Вот и выходит, что при всей свей идеологической однообразности фильм оказывается очень ярким и оригинальным. Смотреть его даже по прошествии лет и полной смене курса — интересно. Да и сейчас, если бы в подобной стилистике был снят, к примеру, фильм религиозный или остро политический — решения Самсонова оказались бы к месту.

Ну а образ Маргариты и вправду шедеврален. Представляю с каким трепетом и удивлением смотрели этот фильм в Каннах. И я думаю, что ее работа была самой интересной в тогдашнем Каннском раскладе. Кто был ее конкурентом? Скромная Анна Канци из «Женихов» — скучно и просто. Мари Лафоре из «Американской крысы» — обыденно. Рейчел Робертс из «Такова спортивная жизнь»- мощно, но в разы менее возвышенно. Тот случай, когда персонаж не так интересен. Да и получившая приз Марина Влади была просто милой и техничной.

Определенно, на их фоне работа Маргариты Володина в «Оптимистической трагедии» была лучшей.

8 из 10

2 июня 2020

Каждому — своё.

1. Общее впечатление

Оставляет хорошие впечатления, которые дают почву для размышлений.

2. Режиссерское решение/ постановка

Достойная постановка, в ходе решений, который раскрываются удачные кадры. Заметны разные пленки, но общее впечатление не портит, а погружает в атмосферу «тех» времен.

3. Операторская работа (динамика/статика)

Фильм в какой-то мере статичен и динамичен. При определенных сценах. Чувствуется разнообразие и этим притягивает к себе.

4. Декорации

Декорации достаточно скупы, но складывается ощущение точности и правильности, что так и должно быть.

5. Костюмы

Детализированы и продуманы до мелочей. Видна работа непосредственно с представителями данной профессии.

6. Сценарий

Сценарий хорошо проработан, чувствуется работа над диалогами, хронологическими событиями и «закадровым» пониманием.

7. Актерская игра

Актерская игра была на высоком уровне, никто не выбивал из общей картины, все смотрелись достаточно органично, в меру и в предлагаемых обстоятельствах.

8. Саундтрек

Музыка предрасполагала к себе, особенно, когда это была музыка на народном инструменте, ощущались приятные и теплые эмоции, благодаря этому инструменту.

9. Зрительское восприятие

Фильм определенно имеет свою аудиторию, которая укреплена тремя аспектами: морское дело, взаимоотношения мужчины и женщины; политические взгляды.

11 декабря 2017

Как это ни банально, все познается в сравнении. И не может познаваться иначе, если смотришь две экранизации одного и того же произведения. До просмотра этого фильма я был знаком с постановкой «Оптимистической трагедии» в Малом театре 1977 года (в Сети ее легко найти), поэтому просто не мог воспринимать его в отрыве от контекста. И сравнивая картину Самсонова с телеспектаклем, вынужден констатировать, что она, увы, уступает.

Причем эти «уступки» начались с самого главного — подбора актеров. Характеры практически всех важных героев театралам удалось воссоздать достовернее, глубже и драматичнее. В первую очередь это касается комиссара, которую здесь играет Маргарита Володина. Видно, что она старается изо всех сил, и все же она слишком симпатична и мила, чтобы воспринимать ее в таком образе. Ее горячие агитационные речи способны только умилить, но никак не убедить. В спектакле же комиссара играет холодная, как сталь, почти бесполая в своей суровой серьезности актриса с непроницаемым, гранитно тяжелым «сталинским» взглядом, и это выглядит гораздо аутентичнее (ведь автор пьесы Вишневский даже не сообщает имени комиссара).

То же самое с Вожаком. Тут он мощный и почти харизматичный, но в спектакле этот образ становится по-настоящему страшным, от него веет чем-то демоническим. Лучше, на мой взгляд, там и боцман (мягкий, как смоченный хлеб, и добрый старик), и Сиплый (более омерзителен, отвратен от начала до конца, как и должно быть). На одном уровне стоят только образы Алексея, который здесь действительно хорош. И то потому, что его играет сам Вячеслав Тихонов, перекрасившийся в жгучего блондина.

К режиссуре Самсонова тоже есть претензии. Монтаж сырой: сцены спаяны безыскусно, еле держатся вместе, словно костюм огородного пугала. Особенно швы чувствуются в концовке, которая представляет собой скорее отдельные импрессионистские мазки, чем четкое и понятное действие (видимо, заканчивали наспех). Если не знать текста первоисточника, ни за что не догадаться, что головной батальон так быстро проиграл бой из-за того, что убили дозорного, а из плена моряки спаслись благодаря тому, что сумели оттянуть время до прихода двух других батальонов, которые обходили немцев с тыла.

Но сюжетные тонкости — это еще ладно. Больше бросается в глаза то, что у фильма нет единой эмоциональной линии, действие разбивается на отдельные «пиковые» моменты, которые в своей автономности кажутся наигранными. Парадокс, но «театральщины» (читай: искусственности) в этом фильме больше, чем в театральной постановке, где ключевые сцены поданы не в пример выразительнее. В выгодную сторону отличается только сцена оглашения приговора Вожаку (за счет умелой операторской работы), а также излияния Алексея в любви к комиссарше.

В итоге экранизацию я бы посоветовал смотреть только из-за общей атмосферы, декораций, антуража, чего Малому театру явно недостает (бесспорно, смотрится живее, когда дело происходит на настоящем корабле, а не на стилизованной под морскую тему сцене). Антураж сделали неплохо, хотя в целом съемки довольно скупые и аскетичные (похоже, что малобюджетные), динамичные эпизоды можно пересчитать по пальцам. С точки зрения драйва запомнилась только сцена, как полк, истомившись переходом через песочные дюны, добрался до моря и ликовал.

До сих пор я не касался вопроса о содержании. Но тут особо обсуждать нечего. История о том, как моряки-анархисты обращались в коммунистическую веру и вступали в ряды Красной Армии — это нечто сугубо временное, злободневное тогда, но никого не интересующее сейчас (исследователей и любителей той эпохи выношу за скобки). Хорошо, когда в подобных произведениях злободневное сочетается с вечным. В том же спектакле Малого театра этот вопрос решен за счет психологизма: любопытно наблюдать не за тем, как коммунист переубеждает анархистов, а просто за развитием отношений людей в такой напряженной обстановке, за столкновением воль — типа кто кого подавит.

Но это ведь уже 1977 год — человеческий, индивидуальный подход уже прокрался в искусство. А фильм 1963 года представляет предыдущее поколение советской культуры, девиз которого — «слово «человечность» я давно забыл, и тебе советую» (цитата Вожака). Все снято почтенно-величественно, но при этом как будто созерцаешь застывшую фреску, а не живое полотно эмоций, групповой официальный портрет, на котором все стоят с однообразными каменными лицами.

Зато, как и полагается официальному портрету, патетика наличествует в достатке (славословия павшим за советскую власть и т. д.) Быть может, патетика была необходимым элементом замысла Вишневского, но в наши дни она смотрится довольно наивно, если не сказать нелепо. Причем над ней хочется лишь мягко иронизировать, она уже не воспринимается штыки как идеологическая обработка населения — настолько все быльем поросло. Но факт остается фактом: «Оптимистическая трагедия» принадлежит к особому классу советских фильмов, где парадный пафос подминает под себя реальных людей с их внутренним миром.

В событиях революции и Гражданской войны потенциально содержится выход еще на одну вечную тему — романтику обновления мира, встречи новой эпохи, построения нового общества (см. «Двенадцать» Блока — еще не встречал лучшего воплощения данной темы). Экранизация «Трагедии», увы, совсем не про нее (впрочем, не буду критиковать почем зря — первоисточник тоже на ней не акцентируется). Зато романтики военной строевой жизни тут хоть отбавляй. Правильно, когда не по силам передать драматическую составляющую события, уходят во внешнюю бутафорию — в лубок маршевых песен под бойкие переливы гармони, начищенные до блеска штыки, чеканный строевой шаг… Я и здесь не критикую, понимая, что это особый род эстетики, который тоже имеет право на существование. Но в моем понимании он не заслуживает больше, чем

6 из 10

30 октября 2012

О фильме «Оптимистическая трагедия»

Почитал отзывы о фильме, был сильно удивлен. Злобные и неумные выпады о выпивших всю кровь России комиссарах. Ну и ну. Кто бы пошел за такими в период безвременья, когда старая власть рухнула, а у новой авторитета на три копейки.

Фильм очень сильный психологически. На боевом корабле появляется женщина, что само по себе уже нонсенс. Подавляющее большинство матросов анархисты не признающие никаких авторитетов. Вожак — сильная личность, у него вся власть основанная на авторитете. И вот, эта маленькая женщина так сумела себя поставить среди этих людей, что постепенно ее зауважали и власть Вожака утекла как вода сквозь пальцы, оказавшись в руках у комиссара. В фильме очень хороших подбор актеров, сразу видно, что режиссер очень хорошо разбирается и в жизни и в людях.

Недаром фильм получил такую высокую оценку. С удовольствием переписал его в свою копилку.

27 февраля 2012

Драма Оптимистическая трагедия появился на свет в далеком 1963 году, более полувека тому назад, его режиссером является Самсон Самсонов. Кто играл в фильме: Маргарита Володина, Борис Андреев, Всеволод Санаев, Орво Бьёрнинен, Иван Жеваго, Даниил Нетребин, Григорий Михайлов, Петр Соболевский, Эраст Гарин, Олег Стриженов, Валентин Белохвостик, Иван Бондарь, Вероника Бужинская, Иван Бычков, В. Демидовский.

Страна производства - СССР. Оптимистическая трагедия — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.