На вершине мира
Chi lavora è perduto (In capo al mondo)
6
6.1
1963, драма
Италия, Франция, 1 ч 21 мин
16+

В ролях: Сади Реббо, Паскаль Одре, Тино Буаццелли, Нандо Анджелини, Андреина Карли
и другие
Восхитительная Венеция и воспоминания о своем прошлом - войне, любви, дружбе - помогут молодому человеку выбрать свой дальнейший путь.
Дополнительные данные
оригинальное название:

На вершине мира

английское название:

Chi lavora è perduto (In capo al mondo)

год: 1963
страны:
Италия, Франция
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Бруно Баркароль
композитор:
художники: Рауль Шульц, Данило Донати
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 августа 1963 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «На вершине мира», 1963

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «На вершине мира», 1963

Совсем иной Тинто Брасс

Дебют Тинто Брасса показывает нам совсем иного мастера. Молодой человек сделал очень личный фильм - автобиографию. В картине он рассказывает о скучных и смешных родителях. Рассказывает о прошедшей войне, о любимой Венеции, о голубях на площади Сен-Марко, о забастовках и рабочем классе. Последнее - будто культурный код, пароль молодых итальянских режиссеров той поры.

Рассказывает об отношениях с девушкой, которые пришли в тупик вследствие навязанного ей аборта. Кстати, очень резонирующая тема редко встречающаяся в кинематографе.

В части визуала лента меня ничем не удивила. Другое дело - смысловая составляющая. Брасс был до утомительности многословен. Он буквально навязывал себя и свой мир зрителю. И многие современники заметили этот фильм и самого Тинто. Дело даже не в запретах или фестивальной славе. В своей автобиографии он рассказывает, как отец после просмотра фильма оскорбился увидев в персонаже отца Бонифация самого себя. В своем письме он поздравил сына с бесспорным успехом и предложил прекратить отношения. Так заканчивается история отношений родителя и ребенка и начинается путь значимого итальянского режиссера.

Нужно обладать большим опытом, чтобы гармонично смешать столь разные смысловые пласты. Молодой Брасс таким опытом не обладал. Он смешал все воедино, добавив яркий темперамент. Неожиданно в картине появляется ускорение. Неожиданно закадровый голос начинает шутить. Молодой автор пытается навязать зрителю свою страсть к жизни и исповедуется в ошибках. Это заставляет много простить. Да и как такое пропустить мимо себя?

Брасс с самого начала показал себя как перспективный молодой кинематографист. И несмотря на всю дисгармоничность и рваный ритм его 'На вершине мира' выглядел лучше, к примеру, того же 'Черного Петра' Милоша Формана, считающегося безупречной классикой. Развивая тему сравнений могу привести в качестве аналога - ранние короткометражки Скорсезе. И у Брасса, и у Мартина в центре нервный рефлексирующий молодой человек. Он видит несовершенство мира, признает свои слабости, но тем не менее пребывает в перманентной фрустрации

7 из 10

6 января 2024

«Лучше быть внизу и мечтать оказаться наверху, чем быть наверху и упасть обратно вниз.»

Пока будущему гуру жёсткого эротического кино не исполнилось 30 лет он успел поработать архивариусом в Париже, а вернувшись в родную Италию переквалифицировался в помощники кинорежиссёра. А когда грянул юбилей, тогда ещё Джованни Брасс, он впервые опробовал себя в самостоятельном плавании. Дебютным фильмом стала картина «На вершине мира». Кстати, это официальное название, но можно встретить и иные варианты: «Кто работает, тот пропащий» или же «Кто работает, тот потерян».

Но не надо считать, что Тинто Брасс с самого старта своей карьеры пристрастился к эротике, вначале никто и подумать не мог, что Брасс займёт свою нишу в кинематографе за которую только ленивый не будет его ругать, а между делом краем глаза просмартивать его картины. «На вершине мира» — это социально-философская драма о поиске себя в жизни, о саморазрушении, о прошлом, будущем и настоящем одного одинокого человека, так и не нашедшего себе стимула обрести себя. Сценарий к «На вершине мира» был написан самим Тинто Брассом, а также Джаном Карло Фуско, который впоследствии ещё несколько раз будет работать над сюжетами для лент Брасс, и Франком Аркалли, которому судьба уготовила встречу с другим известным итальянским режиссёром — Бернардо Бертолуччи — и они вместе будут работать над тремя картинами, в том числе над скандально известными «Последним танго в Париже» и «Луной», а последним фильмом Аркалли станет культовая лента «Однажды в Америке», снятая ещё одним мэтром итальянского режиссёрского цеха Сержио Леоне.

Вернёмся к «На вершине мире». Снят он на чёрно-белую плёнку. Главный герой по имени Бонифацио (был назван в честь первенца Тинто Брасса) праздно шатается с самого утра по улицам Венеции. Прекрасный город, всегда манящий туристов, показан с иной точки зрения, то есть глазами Бонифацио: тут тоже есть рабочий люд, который зовёт нашего героя наконец-то заняться делом, и политические диссиденты, не желающие мириться с тогдашними социальными устоями, и даже сумасшедшие. Пока Бонифацио бесцельно бродит и перекидывается небольшими разговорами со знакомыми мы больше узнаём об этом человеке, о его прошлом, о его возлюбленной Габриэлле и о том как сам Бонифацио разрушил свою жизнь, будучи холодным и циничным по отношению к окружающим…

Фильм действительно не похож на того Тинто Брасса, который стал известен миру. Драматургия его картины похожа на творения Федерико Феллини, когда за тривиальностью героев таится образность и глубина, будто целая планета крутится вокруг одного человека, хотя мы, простые обыватели, прошли бы мимо него и даже не заметили бы этого человека. Но кое-что в «На вершине мира» можно увидеть от будущего Брасса: он хотел шокировать, не желал быть похожим на кого, хотел быть индивидуальным. И это у него получилось, ведь человек, отказывающийся сейчас от работы в глазах многих выглядит фриком, вечно голодным и выпадающим из общепринятых правил социума, хотя эти же люди всегода вызывали утреннюю зависть у так называемого офисного планктона.

Что-то мне подсказывает, что если бы критики и зрители присмотрелись бы к премьерной работе Тинто Брасса, то «На вершине мира» стал бы более популярным фильмом; позже могло бы случится так, что ему бы приписали статус «непризнанного шедевра»; но случилось так, как случилось и теперь лента изучается теми, кто готов узнать о мэтре эротики больше и сделать для себя соответствующие выводы: почему же Брасс выбрал для себя такой путь в кинематографе, за который он до сих пор выносится на общественное порицание.

Я же поставлю наверное объективные:

7 из 10

31 мая 2017

Некоторые пишут, мол, раньше Тинто был классный, а потом начал извращенское кино снимать. Посмотрев его дебютную картину, хочу заявить, что Тинто классный был всегда. Все его «наклонности» уже наблюдаются здесь. Может не в такой явной форме, но всё есть — подглядывание, красивые женщины, мощное либидо.

Достойное место уделено самой Венеции. Без всяких красок показал подворотни, закоулки, бесконечные лестницы, переходы, мостики. Этот мотив будет потом часто встречаться в его фильмах.

Мотивация главного героя просто прекрасна.

Концовка фильма порадовала своим здоровым юмором. Тинто может.

7 из 10

26 апреля 2016

Бесполезная деятельность

Когда Тинто Брасс мечтал о карьере кинорежиссера и не был слишком озабочен подглядываниями, он снял свой дебютный и, наверное, лучший полнометражный фильм, название которого правильнее перевести «Кто работает, тот потерян».

Главный герой истории — 27-летний Бонифацио, представитель очередного «потерянного» послевоенного поколения. Он бродит по Венеции, подобно тени, разговаривая с самим собой, теряясь в фантазиях, воспоминаниях, мысленно продолжая давно законченные споры.

Бонифацио пытается найти своё место в стремительно меняющемся мире. Но все дороги постепенно сходятся в одну — полезная для общества работа. Молодой человек с этим не согласен, он ищет альтернативу, и поэтому обречен на одиночество в обществе потребления. Для него важно прошлое и будущее, но сегодняшний день не имеет смысла. И так каждый день.

Цензура изначально предъявила фильму претензии, но Тинто Брасс отказался вырезать сцены, изменив лишь название: «На вершине мира» вместо «Кто работает, тот потерян».

Картина, единственная из работ Брасса, вошла в сотню итальянских фильмов, выбранных для обязательного хранения (100 film italiani da salvare).

8 из 10

12 декабря 2015

Обломовщина

Это сейчас на родине режиссёра принято шутить, что поклонники творчества Брасса преимущественно подростки, матросы и стареющие порнократы, а на постерах его фильмов то и дело появляются голые задницы полунагих девиц, первые же работы итальянца не давали ни единого основания предположить, что начинающий кинематографист растратит свой талант на лёгкие эротические мелодрамы, незамысловатые истории о женском либидо, в следствии чего и прослывёт истинным вуайеристом, изначально отличались жанровым разнообразием и со временем всё более кричащей претенциозностью. Дебютная лента Тинто Брасса — зеркальное отражение социальной жизни Италии второй половины ХХ века, её переменчивых настроений и вызванных условиями существования негативных последствий, потерянного поколения страны.

Прибывающий в непримиримом противоречии с обществом, герой Сади Реббо уходит в затянувшиеся поиски себя, несостоявшийся художник, он отбросил любые попытки самореализоваться в занимающем его ремесле, предпочитает полагаться на промысел судьбы, с каждым новым днём отдаваясь во власть лени и безразличия, имея неустойчивое положение в социуме, даже не пытается изменить праздности своей жизни, день за днём сжигает страницы будущего в беззаботных прогулках по улицах Венеции, города, кистью режиссёра, скрывающего романтическое очарование в суетливой толпе местного населения, заключившего несчастного своего обывателя в тиски всеобщего неодобрения и покровительственной снисходительности его немногочисленных друзей.

Нравоучительное брюзжание малахольного старика относительно необходимости общественного чувства преподносится зрителю в нарочито саркастичной форме, указывает на равноценно отрицательное значение насильственного навязывания жизненных ориентиров и отсутствия их как таковых, оказывается корнем неизлечимой пассивности его сына, как правило, занимающего оборонительную позицию при попытках насаждения непонятных ему идеалов, в процессе взросление впитавшего разочарование правилами человеческих взаимоотношений и ревностного отвергающего обязанности перед людьми. Воспоминания минувших лет открывают столкновения Бонифация с неблаговидными реалиями, предопределяют смиренное его подчинение бессмысленности бытия и ироничность мироощущения.

Италия наигрывает пессимистичную мелодию несогласным с укладом жизни обычного трудового народа, вынуждает либо соответствовать выдвигаемым им стандартам поведения, уметь приспосабливаться к обстоятельствам, либо оставаться несчастным по причине несовместимости мечты и будничности, между тем, принципиальное бездействие нерадивого парня препятствует не только обретению веры в собственные силы, любовь также не приносит ему счастья, постепенно задыхается под игом эгоизма и, в итоге, окончательно исчерпывает себя. Отыскав причины отчуждения и бесполезного прожигания земного времени, главным образом, в превосходстве Бонифация над повседневностью, Брасса, тем не менее, не находит оправдания анабиозному состоянию сего персонажа, наталкивает на мысль, что он имеет лишь то, что хочет иметь.

16 февраля 2013

Драма На вершине мира появился на свет в далеком 1963 году, более полувека тому назад, его режиссером является Тинто Брасс. Кто играл в фильме: Сади Реббо, Паскаль Одре, Тино Буаццелли, Нандо Анджелини, Андреина Карли, Джино Кавальери, Франко Аркалли, Энцо Нигро, Моник Мессин, Carletto Chia, Giuseppe Cosentino, Пьеро Вида.

Производство стран Италия и Франция. На вершине мира — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.