Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мюриэль, или Время возвращения |
английское название: |
Muriel ou le temps d'un retour |
год: | 1963 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «From Alain Resnais, Brilliant and Controversial Creator of "Hiroshima Mon Amour" and "Last Year at Marienbad» |
режиссер: | Ален Рене |
сценарий: | Жан Кэйрол |
продюсеры: | Пьер Бронберже, Carlo Fedier, Роберт Хаггиаг, Анатоль Доман |
видеооператор: | Саша Вьерни |
композитор: | Ханс Вернер Хенце |
художники: | Жак Солнье, Лучилла Муссини |
монтаж: | Кену Пелтье, Эрик Плюе |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
«Мюрриэль, или Время возвращения» — третий полнометражный художественный фильм любимого мною Алена Рене.
Небесспорный и, на мой взгляд, не совсем удачный. Между тем, я получил удовольствие от его просмотра и попробую сейчас объяснить этот парадокс.
Начну с того, что и в этом фильме, как и в некоторых предыдущих, Рене использует тему войны. Точнее, пытается использовать. Я имею ввиду, что известность Алену Рене принес не художественный, а документальный фильм об узниках Освенцима «Ночь и туман». Затем последовала экзистенциальная «Хиросима, любовь моя», в которой трагическая любовь главной героини сопоставляется с трагедией сотен тысяч погибших в Хиросиме.
И вот «Мюрриэль».. Девушку с этим именем мы, кстати, не увидим, она была убита Бернаром и его сослуживцами во время войны в Алжире в ходе пыток.
Таким образом, отсылки к военной теме — это молодой человек по имени Бернар, страдающий вьетнамским синдромом, и Альфонс, который в разговоре также часто возвращается к теме иной войны — второй мировой.
Очевидно, автор пытался указать на несправедливость алжирской войны (в шестидесятые годы болезненная тема для французов) и жестокость любой войны, ломающей человеческие судьбы, но получилось это как-то неумело, контурно, неубедительно. В сущности, эта тема не раскрыта, а только обозначена. Трагедия искалеченного войной Бернара по мере приближения к финалу начинает восприниматься как фарс.
В целом к концу просмотра меня не покидало впечатление, что начав снимать драму, автор понемногу перевёл её в жанр абсурда.
Альфонс, который 23 года не виделся с любовью своей молодости Элен, решается приехать к ней, не только не сообщая о том, что женат, но и с молодой любовницей. Это не выглядело бы абсурдно, если бы не режиссерский замысел изобразить страдания главного героя от неразделенной любви.
В свою очередь Элен, пригласившая Альфонса в гости, накормив его ужином, уходит с любовником в казино.
Эмоции, которые пытаются изобразить актеры, входят в резкий контраст с событиями, которые происходят с ними на экране.
Именно по этой причине я считаю, что фильм получился слабым по драматургии.
Но есть причины, по которым его стоит посмотреть.
Замечательная операторская работа Саши Верни.
Прекрасная игра актеров Дельфин Сейриг и Жана-Батиста Тьере.
Самых высших оценок заслуживают мастера грима и костюмеры. 30-летняя Дельфин Сейриг вполне убедительно смотрится в роли 42-летней женщины во многом благодаря хорошему гриму.
Лично мне также понравилась музыка Ханса-Вернера Хенце, хотя многие со мной не согласятся.
29 января 2021
Рене — формалист. С его же слов. И всё-таки это очень цельная работа. Противоречивые, путанные, спонтанные характеры персонажей и событий замечательно усиливаются монтажом. Короткие мелькающие кадры. События, реплики поданы тонко обрезанными кусками. Очень интересный параллельный монтаж порой в совершенно абсурдных сплетениях. И музыка! — очень к месту, и то что надо.
Недостатком назвал бы довольно частое использование коротких кадров вообще неимеющих отношения к событиям и персонажам, соответственно с целью ещё больше подчеркнуть противоречивость и абсурдизм. По-моему, это излишне, и без этих «лишних» кадров у Рене всё получилось.
8 из 10
29 июня 2015
Прежде всего фильм привлекает именем режиссера — Алена Рене, а также тем, что в главной роли играет Дельфин Сейриг.
Это — прекраснейшая актриса, которая на мой взгляд, обладала колоссальнейшим потенциалом. К сожалению, использованным относительно немного.
Фильм сделан в блестящей тонкой и безукоризненной манере Алена Рене. На фоне рассказа о нескольких любовных романах, настолько запутанных, что достаточно сложно уследить за поступками героев, Рене поднимает проблему пост-военного синдрома.
Речь идет о войне в Алжире, с которой вернулись двое мужчин. Они ведут себя очень по разному, но в то же время тема войны незримо витает во всем фильме. Рене показывает насколько травмированы эти мужчины, не выходя за пределы жанра — легкой любовной мелодрамы.
Даже трагическая концовка — может только быть нарисована нашим воображением. Рене на нее только намекает.
Кстати, а Мюриэль вы так и не увидите в этом фильме. Мюриэль — это девушка, которая погибла на войне, по вине одного из героев фильма. И эту смерть он сильно переживает.
Понятно, что в те годы, во Франции тема Алжира была табуированной и Рене «отрабатывал» политическую часть по полной программе — но, сейчас, этот фильм может быть использован разве что как источник для цитат для новых режиссеров.
В итоге: великолепно снятое психологическое кино. Но мое отношение к нему формируется исключительно исходя из того, насколько интересно это кино смотреть. Вольер, кстати, как и Ален Рене француз, сказал, что «Все жанры хороши, кроме скучного». Так вот, история о Мюриэль необычайна скучна. Через полчаса фильма все режиссерские находки, равно как и актерская игра Дельфин, перестают интересовать. Единственное что остается в остатке — затянутый темп повествования.
6 из 10
15 декабря 2012