Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Когда разводят мосты |
год: | 1963 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Соколов |
сценарий: | Василий Аксенов |
видеооператоры: | Моисей Магид, Лев Сокольский |
композитор: | Надежда Симонян |
художники: | Александр Блэк, Д. Мэйн |
монтаж: | Валентина Миронова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Характерное для своего периода кино. Старые идеалы постепенно начинают размываться при попустительстве бюрократии и партноменклатуры, захватившей власть весной 1953-го, но новые пока взращивать рано — ещё в живых представители того поколения, которое вынесло две мировые войны, индустриализацию, коллективизацию, и которое знает, что же такое «цивилизованная» либеральная Европа, и что же такое плановое снижение цен в послевоенный период. Так что, до огульного опорочивания государственности СССР, которое началось с начала 1980-х в фильмах по типу «Охота на лис», «Остановился поезд» (несмотря на то, что приведенные являются как раз наиболее конструктивными из тех, которые довелось узреть), было ещё далеко. Но как говорится: безумие думать, что злые не творят зла, а тем более безумие думать, что нет дальновидных злодеев, которые знали, что сначала нужно мягко подготовить нравственный фундамент для будущей травли «совковых» предрассудков.
Романтизм, пустые философствования, жажда индивидуализма и т. д. — основное занятие главного героя. И конечно же, его «возлюбленная», стоп, или «возлюбленные»… Не суть. А вот суть-то как раз в том, что за первой он увязался, словно его половой орган к ней привязали, извиняюсь за грубость. Параллельно с развивающейся «драмой» в душе неугомонного юнца, которому по заслугам по-настоящему прилетает всего лишь раз за фильм (хоррошая такая пощечина от Отца), он умудряется приударять за второй, попутно «отбивая» её у своего лучшего друга, который, к слову, в её словах «просто хороший парень, ну просто» (видимо не заливает про огромный «Зюйд-Вест» и лондонский мост Ватерлоо, потому и «просто хороший»). Крайне вызывающее и откровенно хамское отношение к родителям заслуживало довольно жёстких телесных наказаний, которых, судя опять-таки по поведению «юнца», в процессе просыхания молока на губах, вовремя не следовало. Родители аморфны. Мать терпит сюсюканье сына с похотливой дурой, которая старше него годов эдак на 2—3, он едет за ней на край света, она его динамит, причем если взять эпизод «московских приключений», то сцены «погони» похожи на что-то вроде сюжетов «Discovery Channel», касающихся брачного периода антарктических пингвинов, когда самка отвергает напористого самца неуклюжими движениями, похожими на брыкания руками той, что динамит юнца. Отец, снова говорю — мог бы хорошенько потрусить голову молодого идиота, который, в отличие от «харитоновских» непутёвых, осознававших, что это ИМЕННО С НИМИ что-то не так, своим поведением показывает, что отец для него, что приятель по школе — зачем его уважать. Ах дааа, как же не по годам высокоинтеллектуальная, награжденная недюжинной порцией индивидуализма «Личность» может кого-то уважать?
Ну что — как все он не хочет. Кроха научилась нести псевдофилисофскую ахинею и жаждет за этот уникальный дар достойную награду в виде ковровой дорожки в «жизнь» по типу встреч на мосту Ватерлоо. И… получает. Попадает на вожделенный «Зюйд Вест», правда, плывет не в Индонезию, к сожалению. А ведь как жалко мальчика. Да, он, конечно, стреляет морализаторскими очерками по ходу ленты, но сути его темперамента это не меняет.
Самое главное — образы этих «возлюбленных» и самого ГГ не высмеиваются и не порицаются — они ведь «просто» молодые, еще разберутся. Облик некоторых персонажей, особенно ухажеров Инги, срисован с рекламных плакатов тематики «американской мечты» где-то в районе Бруклина. Прорывающееся западное музыкальное звучание не есть дань «Тронувшемуся льду» (ой, т. е. «оттепели»). Это как прецеденты в юридической практике, которые затем, нередко, облекаются в нужные правовые формы. Чем хуже кинорежиссеры и деятели «культуры»? Они тоже за 70-е и 80-е эти прецеденты раздуют до «тенденций».
Фильм спас от полного краха Быков… Как это ни странно. Его герой — отражение юнца, но подросшего. Но тут роль сводится к актерскому мастерству Леонида Федоровича, к его умению входить в образы — любо посмотреть на саму его игру. И да, и герой Быкова и ГГ «исправляются» в конце, но — это любимый прием некоторых режиссеров и сценаристов времен Союза: сумбур, сумбур, сумбур, правильная для минкульта концовка. Через этот сумбур прокладывалась дорога к будущему отторжению от предков, строивших то, на чем живет Россия во многом и в наше время.
6 из 10
28 июня 2015
Говоря о феномене массового иссякания (либо гнойного разложения) советских талантов диссидентского разлива аккурат в момент наступления истошно призыванной ими свободы, говорим мы, конечно, в первую очередь об Аксёнове. Бесславный творческий конец кумира шестидесятых, последние двадцать (и это как минимум) лет литературной деятельности поражавшего публику разве что гремучей смесью наглости и глупости вкупе с удивительнейшим писательским непрофессионализмом (шутка ли — сдать в печать в качестве окончательного варианта даже не черновик, а какие-то невнятные наброски третьего тома «Московской саги»!), наводили молодых и беспристрастных на откровенно крамольные мысли о том, а был ли мальчик, в смысле, а имелся ли вообще там талант или так, одна сплошная фига в кармане. Однако обращение к раннему, самим автором заклейменному «детским садом» свидетельствует: талант был, и не он один — в начале карьеры «Вася, стиляга из Москвы» славился ещё и недюжинным, настоящими трудовыми потом и кровью купленным словесным мастерством. Причем особенно филигранно это мастерство проявилось в его сценариях — и не столько даже в культовых «Коллегах» или распиаренном «Звездном билете» (натужный эзопов язык последнего — так и вовсе отдает местами наивным цинизмом прыщавого юнца), сколько в относительно скромно прошедшем по экранам соколовском bildungs-киноромане «Когда разводят мосты».
Собственно, тот факт, что наиболее полно аксеновский замысел был воплощен именно Виктором Соколовым, отнюдь не случаен. Смиренный, мало раскрученный Соколов должен войти в историю как гениальнейший аккомпаниатор советского кино, потрясающий «слухач» при корифеях, оставивший в качестве наследия лучшую в мире экранизацию Чехова (если под экранизацией понимать чуткое, без отсебятины, перенесение на экран духа и буквы) и, да простят меня почитатели Шепитько и Лозницы, лучшую киноверсию Василя Быкова. В сотрудничестве Соколова с Аксеновым первая скрипка опять была в руках сценариста. И сценарий «Когда разводят мосты» подкупает уже названием, удивительно ёмко вместившим в себя время и место, почву и судьбу, Трифонова и Пастернака, утро жизни, утро года и час, когда утро встает над Невой, рассветную романтику юности (корабелы, капитаны, ветер дальных странствий) и прозу жизни с ее сухогрузами, тянущими в ночи по Неве нефть, металл и лес. Развод ленинградских мостов у Аксенова — это иллюзия развода возвышенного и низменного, поэзии и обыденности, праздника и будней, и — иллюзия возможности ухитриться как-нибудь остаться на солнечной, свободной от скучной рутины стороне на всю свою молодую жизнь.
Сам автор, по крайней мере, именно этого требовал от пусть и обидевших поначалу, но потом таки вскормивших (если не откормивших) его страны и народа — в шестидесятых ещё с оттенком просительности, далее — всё более и более нахраписто. Валерка, его протагонист из «Мостов», покуда только надеется и жаждет, причем жаждет не подвига, как пристало бы сыну фронтовика, и даже не личностной реализации, подсказываемой всей логикой эпохи «смелых и больших» людей, а — вот ведь крамола! — банальных радостей земных: путешествий, статусной работы, бабс. Тут некое развитие, с вульгаризацией и профанацией, Кавалерова, главного героя «Зависти» Олеши, оправдывающего собственную бездарность и лень нытьем в таком примерно роде: «Я хотел бы родиться в маленьком французском городке, расти в мечтаниях, поставить себе какую-нибудь высокую цель и в прекрасный день уйти из городка и пешком прийти в столицу и там, фанатически работая, добиться цели. Но я не родился на Западе…» Разница лишь в том, что Аксенов, в отличие от Олеши, максиму «В нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами» уже тогда, в шестьдесят втором, воспринимал с публицистической буквальностью, той, по мнению Фридриха Горенштейна, что и сгубила отечественную литературу.
Новаторство и «шестидесятничество» Аксенова в «Мостах» выразились, главным образом, в том, что беспардонность желаний едва оперившегося (но уже подчернуто половозрелого) юнца, ровным счетом ничего из себя не представляющего (провалил физику на экзаменах в Мореходку, просадил деньги, вырученные за часы — родительский подарок — на дела, пардон, кобелиные, к настоящей работе — не способен, оценить адекватно окружающих — не способен), — находит у него если не сочувствие (до этого тогда даже и Василий Павлович ещё не договорился), но понимание. Драматический приём столкновения героя с карикатурой на него же лет этак через — прямо-таки трогательно щадящ. С девицами, что от щедрости душевной либо в душевном же смятении дают протагонистам (ах, Аксенов, ах, проказник!), но чистоту своих помыслов не соблюли, замутив их аналогичными мечтами о красивой жизни, платьях-духах-танцульках — наш автор не церемонится. В хорошенькие головки Инги из «Мостов» или Галочки Бодровой из «Звездного билета» прозрение приходит лишь ценой комсомолкина стыда, несостоявшегося замужа, поруганной, покореженной женской судьбы — когда то есть ничего уже по-настоящему не поправишь. Их бросают, о них вытирают ноги — а по Валерке уже вздыхает балеринка из Мариинки, свежий ветер треплет чуб, Мореходка ждет через год — ничего не потеряно, не исключая и самого гламурного варианта…
Справедливости ради стоит отметить, что в нормальных рабочих условиях всё потакание хотелкам в ущерб совести и профессионализму у Аксенова прошло бы вместе с прыщами. Но его развратили мировая общественность и родимая либеральная клака, что, почуяв нужный душок, пошли благодарно внимать любому его антисоветскому вспуку, вне зависимости от художественной ценности оного. При таком раскладе деградация дара и утрата писательского чутья были Аксенову гарантированы. Режиссер же Соколов, не получивший за всю свою жизнь ни объятий, ни лобзаний, ни настоящего признания, продолжать расти над собой и продолжал снимать, причем снимать в тематико-стилистическом диапазоне удивительной широты и неизменно безукоризненно качественно. Как тут не вспомнить нехитрую мудрость Татьяны Бек: «Мой внешний мир с одной читальней, троллейбусом и телефоном завидовал дороге дальней, лесам глухим, морям бездонным! Не знала я, что суть не в этом, что дух, невысказанный, пленный, и был бескрайним белым светом, огромной маленькой вселенной» ?
27 декабря 2013