Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Здравствуй, Гнат |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Ивченко |
сценарий: | Вадим Кожевников |
видеооператор: | Алексей Прокопенко |
композитор: | Игорь Шамо |
художник: | Михаил Юферов |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 февраля 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Любой фильм «базируется» на «трёх китах»: режиссура, сценарий, актёрская игра. Не во всех фильмах они являют собой «триединство», чаще случается некоторый перекос в ту или другую сторону. Это совсем нестрашно и не портит картины, если у неё имеется смысловой и духовный стержень. При всех возможных недостатках, такой стержень у картины «Здравствуй, Гнат» имеется — это ощущение взаимовыручки, о каком бы историческом периоде не шла речь. Основная фабула картины — строительство нефтепровода «Дружба», закончившееся в 1960 году. Значит, актёрам в фильме 35—40 лет, что полностью соответствует типажам. Всё это, так сказать, формальная, внешняя сторона, которая тоже зачастую не играет в фильме никакой роли, а вот что играет — так это актёрское воплощение созданных сценаристом персонажей.
Вадим Михайлович Кожевников — советский писатель и журналист, военный корреспондент — известен зрителю, прежде всего по роману «Щит и меч» (1965), однако наиболее успешной считают его фронтовую прозу, написанную в годы войны («Родные берега» (1943)). В фильме «Здравствуй, Гнат» нашли отражение морские мотивы и послевоенная проза, слившиеся в одну напряжённую историю о долге, о любви, о преданности своему делу. Для Виктора Илларионовича Ивченко это была седьмая картина. 7 — счастливое число, вот только предыдущая его работа «Иванна», снятая в рамках Хрущёвской антирелигиозной кампании, пик которой пришёлся на 1958—1964 годы, принесла её создателю не только Вторую премию на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году в Киеве, став одной из самых кассовых (за первый год проката в СССР ленту посмотрело 30,2 млн. зрителей), стала настоящим «камнем преткновения».
Фильм имел яркую антирелигиозную направленность, вследствие чего был предан анафеме Папой Римским Иоанном XXIII. Проклятие сработало или что-то иное, однако многие из работавших в той картине в короткий срок ушли из жизни, а 21-летняя Инна Бурдученко сильно обгорела на съёмках следующего фильма («Цветок на камне» (1960)). С инфарктом слёг и сам Ивченко. Но, видимо, высшие силы пощадили его, отпустив ещё 12 лет жизни. На съёмках картины «Здравствуй, Гнат» Виктор Ивченко познакомился с Нинель Константиновной Мышковой. Эта встреча стала знаковой для обоих. В своих последующих шести фильмах Виктор Илларионович на главные роли приглашал только Нинель Константиновну. Они проживут в счастливом браке всего 6 лет, а потом очередной инфаркт навсегда остановит творческие поиски и душевные терзания Виктора Ивченка.
Все эти детали, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к фильму «Здравствуй, Гнат», но это лишь на первый взгляд. Фильмы снимают живые люди и для живых людей. Мотивация поступков героев, их эмоциональные взлёты и падения напрямую зависят от душевной гармонии. Быть может именно поэтому, Нинель Константиновна буквально светится, играя жену Гната — Марию. Быть может именно поэтому, в её глазах стоят слёзы, когда она разговаривает с любимым, которого может лишиться в любой миг. Быть может именно поэтому у картины такой жизнеутверждающий финал — ведь всем нам так хочется семейного счастья…
«От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые, все мы вместе — это мы, тот народ, Россия. И поскольку это мы, то скажу вам, братцы, нам из этой кутерьмы некуда податься. Тут не скажешь: я — не я, ничего не знаю, не докажешь, что твоя нынче хата с краю. Не велик тебе расчёт думать в одиночку. Бомба — дура. Попадёт сдуру прямо в точку». («Василий Тёркин» Александр Твардовский)
15 марта 2018