Рейтинг фильма | |
IMDb | 3.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вторжение космических существ |
английское название: |
Invasion of the Star Creatures |
год: | 1962 |
страна: |
США
|
слоган: | «Beautiful... Deadly... In their Veins the Blood of Monsters!» |
режиссер: | Бруно ВеСота |
сценарий: | Джонатан Хэйз |
продюсеры: | Бердж Хагопиан, Сэмюэл З. Аркофф |
видеооператор: | Бейзил Брэдбери |
композиторы: | Jack Cookerly, Уильям Луз |
художник: | Майк МакКлоски |
монтаж: | Лью Гуинн |
жанры: | фантастика, комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
У любого фильма обязательно имеется своя предыстория. Имеется она и у этой картины… Джонатан Хейз в свои беззаботно-счастливые 25 лет работал на заправочной станции в Калифорнии, когда его заметил Роджер Корман и предложил роль в продюсируемом фильме. Корман впечатлился талантами Хейза, и в течение 10 лет снимал его в своих картинах. 50-е годы — золотая эпоха фантастических ужасов, а нередко и - ужасной фантастики. Природная наблюдательность позволила Хейзу перерасти амплуа актёра, и в 1957 году он продал свой первый сценарий компании Arrarat Productions. «Монстр с плато Николсон» был откровенной пародией на фильмы ужасов, в которых Джонатану Хейзу приходилось сниматься. Когда в 1962 году Бруно ВеСота приступил к съёмкам фильма, сценарий имел другое название: «Вторжение космических существ». В фильме одну из главных ролей должен был сыграть сам автор сценария — Джонатан Хейз, но по какой-то причине на съёмочной площадке он так и не показался. Возможно, появись он в кадре — фильм бы получился немного другим.
Картина снималась в настоящем «киношном раю»: сцены пещеры и пустыни были сняты в Бронсон-Каньоне, части Гриффит-парка в Лос-Анджелесе, Калифорния. Бюджет у фильма был как элементарная частица - «исчезающе малым», поэтому Бруно ВеСота после неуспеха своей предыдущей работы «Пожиратели мозгов» (1958) приходилось как-то изворачиваться. Может быть именно по этой причине внеземной корабль не прилетает на нашу многострадальную Землю, а УЖЕ находится здесь более 10 лет. Все эти годы сплочённый экипаж занимается… капитальным ремонтом звездолёта! Каким образом долгожданное завершение работ совпало с тем, что «правительство Соединённых Штатов взорвало самый мощный тип атомной бомбы на плато Николсон» зрителю не скажут. Как и умолчат о том, зачем в солнечной Калифорнии нужен атомный «кратер 5 миль в диаметре и глубиной почти в полмили»! Впрочем, все эти вопросы можно смело опустить, если всё время помнить, что Джонатан Хейз писал САТИРУ! К началу 60-х в мире наснимали столько всего об «этих ужасных инопланетянах», что не грех было немного поиронизировать на такую «сладкую» тему.
Абсурдность происходящего на экране сценарист Джонатан Хейз подчеркнул целым рядом «словесных перлов»: «Мы ждали две недели, чтобы определить степень ядерного опустошения. Господа, теперь мы можем приступить к очистке от радиоактивной пыли и осадков!» В армии, разумеется и не такое услышишь! Зрителю гораздо интереснее, зачем пришельцы заявились на нашу планету? Здесь сценарист за словом в карман не лезет: «Мы с планеты Челар из звёздной системы Белфар, которая находится на расстоянии около 600 миллионов световых лет от Земли.» Вот это «около» убивает наповал, потому что до Туманности Андромеды, по последним данным, - 2 537 000 световых лет! Заявленная невероятная цифра вовсе не глупость, как во многих фильмах тех лет, это — откровенный стёб. Как и название супер-пупер устройства, которое «трансформирует знание одного мозга в соответствующие символы для объяснения с другим мозгом» - 'электрофоффилагралокофроматик'! Это не название прибора — это же бальзам на сердце! Так пройтись по всем псевдонаучным бредням во многих фантастических фильмах!
Фантазия сценариста на этом не иссякает, и он выносит на суд зрителей цивилизацию с «маленькой и перенаселённой» планеты Челар, где благополучно уживаются 4 «фазы общества»: мужчины - воины, женщины - техники, люди - растения и, собственно, два «неземных создания», которые в течение 10 лет неустанно трудились над «капитальным ремонтом звездолёта»: профессор Танги (Долорес Рид) и доктор Пуна (Джоан Арнольд в титрах - Глория Виктор). Дуэт инопланетянок — безусловное украшение фильма. Учитывая то, что, по видимому, половина бюджета картины ушла на их «откровенно внеземные» костюмы, смотреть на них было одно удовольствие. Чего не скажешь о тандеме землян — рядовых Филбрик и Пенн. Сценарист не забыл и об этих откровенно недотёпистых вояках, вложив в их уста много «вкусных» фраз: «Я не прочь быть завоёванными таким как вы!» (Многие мужчины-зрители — тоже!) «Эй, детка, ты, действительно, не от мира сего!» «Не спут-у-у-ник, а спутник!» Со «словесным юмором» в картине полный порядок, но вот персонажи, которых Танги и Пуна выращивают в своей оранжерее, не выдерживают никакой критики. Иронизируя над подобными визуально дешёвыми фильмами, Джонатан Хейз (если это, действительно, он придумал такой типаж) попал в собственный капкан. Именно люди-морковки, люди-салат делают фильм таким… «малосмотрибельным».
Старые фильмы, независимо от их внутреннего содержания, несут в себе главное — отпечаток Эпохи. Так уже не снимают и не снимут никогда. И это хорошо - у каждого времени должны быть СВОИ фильмы. Но всё-таки, как приятно окунуться в атмосферу ТОГО времени! И погрустить, узнав дальнейшую судьбу людей, создавших эту чёрно-белую ленту. Бруно ВеСота больше не сядет в режиссёрское кресло, снимется ещё в 30 фильмах в качестве актёра, и проживёт всего 54 года. Для профессора Танги — Долорес Рид - этот фильм тоже станет последним в её недолгой карьере киноактрисы: в 1963 году в возрасте 30 лет она уйдёт из жизни — также, как ровно год до неё от передозировки барбитуратов умерла Мэрилин Монро. А создатель всей этой занятной, но крайне спорной истории, Джонатан Хейз проживёт… 94 года(!), продолжая пробовать себя в разных амплуа любимого всеми нами божества под названием — КИНО...
8 декабря 2023