Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Семь нянек |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ролан Быков |
сценаристы: | Юлий Дунский, Валерий Фрид |
видеооператор: | Пётр Сатуновский |
композитор: | Карэн Хачатурян |
художник: | Давид Виницкий |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 августа 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
Как и многие советские фильмы начала 1960-х гг, «Семь нянек» несут в себе воспитательную функцию. Проблемные категории населения, представленного, как правило, самым юным поколением, почти в каждой ленте проходят через метаморфозу, взаимодействуя с условными воспитателями. Ролан Быков, в первую очередь известный как актёр, поставил собственный фильм, в котором использовал ещё более прямолинейный подход: семеро молодых людей осознанно берут на перевоспитание озорливого подростка Афанасия.
Удачным решением было снять это кино как комедию, поскольку в ином случае получилась бы серость, похожая на ту, которую обсмеивал ещё Рязанов в своей «Карнавальной ночи». Юмор в «Няньках» строится на поведении главного героя, который в силу своего жизненного опыта после колонии использует заботу себе во благо. Клептомания и склонность к вранью – черты типичного опустившегося человека, а когда речь заходит о несовершеннолетнем, то тревоги за подрастающее поколение усиливаются раза в два. Опекуны пытаются превратить Афанасия в спортивного, ответственного, честного, а главное трудолюбивого человека. Чтоб было всё «облико морале», как позднее выразится Геша в «Бриллиантовой руке». Но Афанасий – орешек крепкий. Спорт его не привлекает, планетарий отторгает, зато манят деньги. В результате няньки оказываются в неловком положении, особенно Павел, попутно обретающий проблемы на личном фронте.
Небольшое количество персонажей позволяет каждому раскрыться за отведённое время. Кто-то строгий и требовательный, кто-то более мягкий. Наверняка многие проникнутся симпатией к Лене, живущей с забавными, но очень консервативными родственниками. Почти наверняка многим понравится Павел, являющийся полной противоположностью Афанасия. Спортивный, ответственный и добродушный, Павел показан настоящим советским идеалом. Такого никто не выведет из себя, даже лоботряс вроде Афанасия. Что же до нашего антигероя, то он показан весьма разносторонней личностью, раскрывающейся через свои шалости. Но за нехорошими и откровенно хулиганскими поступками скрывается добрая, хоть и очень несчастная натура.
Советский быт того времени является, пожалуй, главной изюминкой подобных лент, хотя в нём же и кроются главные недостатки. В первую очередь сцены с курением, в которых отсутствует какое-либо осуждение. Честно говоря, курение – главная загадка советской эпохи. Эту дурную привычку на словах осуждали, но в фильмах почему-то не цензурили. Зато в «Семи Няньках» кратко перечислено то, что цензурили гораздо активнее: западные фильмы, западную одежду и азартные игры. С последними, кстати, вообще абсурдная ситуация, поскольку вместо предупреждения Афанасий слышит слова соблазна. Что же, интересно, могло пойти не так?..
Неплохая комедия о попытке перевоспитания и как она повлияла на её участников.
7 из 10
2 мая 2022
С удовольствием пересмотрели этот фильм. Комедия, с элементами сатиры. Про то, как молодая инициативная 'золотая' бригада надумала вдруг заняться 'волонтерством' и взять на поруки самого трудного подростка. Добрые хорошие ребята, все на позитиве, кроме реалиста-Виктора. Хотя и он не отказался участвовать в этой эпопее. Так они дружно, с верой в людей и их искренность, взялись за перевоспитание. Но как говорится, нельзя человека насильно сделать счастливым.
Воспитанник постоянно врал. Хотя сам по себе мальчишка не злой, не агрессивный, а юморной и веселый, а плохие привычки шли по накатанной с детских лет. Сейчас бы такого вряд ли назвали 'неисправимым бандитом'.
Хотя идея то была хорошая - личным примером, заботой, приучением к труду, попытались его исправить. Но одна ложь порождает другую, третью, и человек погрязает во лжи и запутывается. Ложь только отсрочивает наказание, пока не будет раскрыта. Как гласит библейская мудрость: 'Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным'.
Со временем его начала мучить совесть, видно что доброта способна менять людей и задевать их за живое. Он привязался, прирос к своим нянькам и стал меняться к лучшему. Ведь в каждого человека заложено что-то хорошее.
Искренность, доброта ребят и готовность идти ради 'ребенка' на жертвы не прошла даром. Как говорится, 'кроткий язык переламывает кость'.
Каждому дается выбор - меняться к лучшему или нет. Но за поступки придется расплачиваться.
Очень классно, прямо мастерски, сыграл Морозов, отлично передан авантюрный характер героя, его юношеская изобретательность, энергичность. Без фальши, и лишней наигранности крутился как уж на сковородке, пытаясь всех и вся перехитрить. Другие актеры тоже постарались на славу. Видно, как играли на совесть. Поэтому такие старые добротные фильмы всегда смотришь с удовольствием. Плюс есть чему научиться.
9 января 2022
Практически любую комедию времен СССР можно смотреть бесконечное число раз, и при этом продолжать смеяться над теми же самыми шутками… Вы когда-нибудь замечали это?
«Семь нянек» как раз из этой серии.
Казалось бы, фильм снят, без малого, пол-века назад, чем же может он зацепить нынешнего зрителя?
Хм… Давайте посмотрим вместе.
Неотъемлемая часть данной картины, это юмор. Не то, что принято сейчас понимать под этим словом. Спасибо Голливудским коллегам Российского кинематографа, которые не устают вываливать на жителей планеты тонны пошлятины и туалетного юмора, не требующего от зрителя каких-то размышлений и логических заключений.
Человек упал — смешно, его вырвало — еще смешнее, он упал в собственную блевотину — успех киноленте обеспечен. Если вы поклонник вот этого, ну что сказать, даже и не смотрите фильм «Семь нянек», он вам не понравится. Если же нет, тогда потратьте чуть больше часа своего драгоценного времени и насладитесь, просмотром киноленты. Обещаю, заряд положительной энергией на весь день вам обеспечен.
Нельзя не отметить актерскую игру. Семен Морозов, сыгравший главного героя — подростка, взятого на поруки, просто блестяще справился со своей работой. Ну как не поверить в рассказы человека с такими глазами, полными грусти и отчаяния. Словно все, что он говорит случалось с ним и на самом деле, и не было выдумано минуту назад. Остальные персонажи тоже радуют глаз. Все происходящее на экране так жизненно и правдиво, словно история не выдумана, а происходит прямо перед нами. Здесь и сейчас.
Ролан Быков замечательный режиссер. Об этом говорят его фильмы. В частности «Семь нянек».
10 из 10
25 сентября 2011
Это, конечно, был не самый трудный подросток, тут нам слукавили. Даже в то золотое времечко оттепели хватало настоящих трудных подростков, по сравнению с которыми Афанасий просто ангелочек. Суть, конечно, не в том, что коллектив сможет воспитать любого, хотя этот пропагандистский транспарант, как и еще парочку, фильм на себе несет. Чтобы было чем отмахиваться от цензуры.
Зато тут такой юмор. Мягкий, простоватый, добрый. Наверное, смешнее всего сцена гостеприимства еврейской семьи и блещет в ней, конечно, Гердт. «Ш-шамский говорит. Шамский. Да. Ши-ирока страна моя… Шамский. Вы мне мешаете! Нет, не вы, это кто-то из моих близких (про кошку)'. Замечательна и фраза увещевания «Соньки Золотой Ручки» про светлую жизнь. Кстати, там мелькает умилительнейшая схема Московского метро тех лет — такая маленькая еще, как нынешняя — Питерского. Москвы в фильме не так уж много (из режиссерских находок особенно ценна «утренняя зарядка» города), но полюбоваться есть на что.
И есть на кого. Почти о каждом герое рассказано столько, сколько необходимо. Это очень сложно, когда главных героев больше трех, и Быков справился с этим почти на высший балл.
Афанасий — жемчужина этого фильма. Толика изящества, немного иронии, полной ложкой — артистизм, для остроты — грубости и хитрости, для равновесия — детскости. Замечательный вышел юноша у Морозова. Красивый… странно, что в него никто из девчонок не влюбился. Ну понятно, это было бы непедагогично. Врет он, конечно, напропалую — но при этом все шито белыми нитками, совершенно невинный враль, потому что просчитывать последствия вранья дальше двух ходов не считает нужным или не умеет. Как он мило утешал Лену, плачущую от очередной грубости Виктора — отличный товарищ, нет, без шуток. Умение утешать даму — редкое умение у мужчины.
Павел и Виктор — два не менее любопытных образа. Вроде бы «дядя Паша» приятнее — простой такой, весь из себя правильный, симпатяга. А ведь он именно в итоге отвернулся от «предателя» Афанасия. Неглубок потому что, прост, сопереживанию чужд… не до такой степени лозунгами мыслит, как малоприятная Майя, но почти так же. А Виктор — тот изначально, конечно, максималист тот еще. Преступники, мол, не люди, выкинуть их на свалку… а потом проникается к Афанасию. Потому что сам живет не спокойно и прямо, а ищет что-то, недоволен чем-то, характер у него сложный, желчный.
Он, конечно, не прав, когда спрашивает у Афанасия: а за что тебя любить? Да ни за что, ответить бы ему, просто так, да только это по желанию не дается. Родители-то ни за что любят… а этого у Афанасия и не было, и конечно, жаждет он этого, но понимает — почти безнадежно.
Лена — самая сильная из девиц. Виктор ее, дурачок, тихой да безответной считал, а она — из тех гуманистов, что за человека будут до последнего биться, хоть с системой, хоть с самим же человеком. «А мне его жалко», — произносит она почти с угрозой, и тем самым Афанасия все-таки спасает. А еще у нее «глаза и даже профиль греческий». Хотя по мне так — скорее восточная у нее красота. Никогда не думала, правда, что мужики ночью, обсуждая девушек, останавливаются на сравнении глаз… тут, конечно, снова включается режим «советской невинности».
Странно, что среди классики советской комедии этот фильм как-то затерялся. Он ведь не хуже Гайдаевских лент. Но помнят о нем почему-то меньше. Не знаю. Мне очень нравится.
5 июля 2009
Я обожаю этот фильм, и всё в нем. И актеров, и их роли, и ситуации, и диалоги…
Многие фразы оттуда мы с мужем не устаём пересказывать друг другу, и каждый раз они вызывают смех, потому что главное, что я люблю в этом фильме — это Юмор, именно с большой буквы.
Этот юмор из далекого 62 года нисколько не утратил своей актуальности сейчас, он неустаревающий, посмотрите — убедитесь. И молодой Семён Морозов — просто умница, так отлично сыграл.
27 декабря 2008