Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Да здравствует музыка |
английское название: |
Il cambio della guardia |
год: | 1962 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Джорджо Бьянки |
сценаристы: | Альбер Валентен, Шарль Эксбрайя, Жан Манс |
продюсер: | Альдо Помилия |
видеооператор: | Джузеппе Акуари |
композитор: | Марио Нашимбене |
художники: | Серджо Каневари, Fiammetta Petrucci |
монтаж: | Маурицио Лучиди, Нелла Нануцци |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 октября 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
«Да здравствует музыка!» — под таким названием этот фильм вышел во Франции. Его итальянское оригинальное название « Il cambio della guardia», что можно перевести, как «Смена гвардии» или «Смена караула».
Фильм самым непосредственным образом затрагивает тему предательства и коллаборационизма, особенно актуальную для итальянцев, долгое время живших под властью дуче и французов, оказавшихся в многолетней немецкой оккупации (и для Фернанделя, в частности).
Фернандель, между прочим, уже будучи киноактером, в 1938 году попал под всеобщую мобилизацию и прослужил рядовым в 15 эскадроне на линии Можино. В интернете можете найти его фотографии того периода — в военной форме и в обществе сослуживцев.
Служба, правда, длилась недолго. Его комиссовали. Фернандель вернулся в Париж и активно занялся актерским мастерством. В годы оккупации Франции он работает в театре и снимается в кино (даже ставит фильм в качестве режиссера).
Почему его не трогали фашисты, хотя формально он был бывшим солдатом? Скорее всего, благодаря возраставшей популярности актера. Арестовать популярного комика — значит, лишний раз «потерять лицо» — тем более что поводов для подобных мер он вроде никаких не подавал.
С одной стороны — чисто для справки можно вспомнить, что Жан Габен разорвал контракт с американской киностудией, чтобы воевать за освобождение Франции (он был командиром самоходной противотанковой установки М-10). Также в войне непосредственное участие принимали такие актеры, как Кларк Гейбл, Джеймс Стюарт, Генри Фонда, Дирк Богард, Кирк Дуглас, Марсель Марсо, Дуглас Фербенкс…Определенный вклад в борьбу с фашизмом внесли Лукино Висконти, комик Тото…
С другой стороны — по личному приглашению Геббельса Фернандель, Даниэль Дарье и некоторые другие французские актеры совершили творческие поездки в Германию для знакомства с работой киноконцерна «УФА».
Ну, это так — больше не оценочное суждение, а информация к размышлению. Мало ли какие у людей могли быть обстоятельства и мотивы (как и у героев этого фильма, в том числе). Полагаю, что не такому «диванному воину», как мне, об этом судить: по крайней мере, тот факт, что Жан Габен въехал освободителем в Париж на своей самоходной артиллерийской установке, а Фернандель продолжал играть на сцене и в кино в годы оккупации, не помешал им впоследствии стать близкими друзьями (значит, вопросов друг к другу не было? — так надо понимать — или ответы были понятны и всех устраивали?)
Кстати, в 1945 после освобождения Франции на вилле Фернанделя «Тысяча роз» появились представители Сопротивления, которые забрали актера для выяснения его возможных взаимоотношений с немцами (ему выдвигали обвинения в коллаборационизме). Но поскольку никаких взаимоотношений между ним и нацистами не было, на выяснение невиновности актера ушло не более двух часов. Уйдя с военными в 10 часов утра, в полдень он уже был дома.
Все это я привел для того, чтобы вы понимали, насколько тема фильма «Смена караула» близка лично тому же Фернанделю.
В фильме он остается убежденным антифашистом, невзирая на то, что город и страна — под властью дуче, а всех остальных антифашистов уже давно уничтожили. Может быть, он играет самого себя во время оккупации?
Естественно, Капелларо (герой Фернана), как и его сын — формально скрывают свое истинное мировоззрение якобы под нейтральной маской музыкантов (музыка для ушей, а уши вне политики!). Пишу «формально», поскольку Веничио, мэр города, и его помощники все равно прекрасно понимают, что представляет собой Капелларо.
Забавно, что моментами ему нужно притворяться идейным фашистом — даже «кидать зигу» — на что он идет с огромным внутренним сопротивлением…
Почему он его не трогают? Возможно, только потому что дочка мэра влюблена в сына Капелларо. И как только распространяются слухи о приближении к городу армии союзников (американцев), Веничио спешит передать власть своему будущему свекру, дабы, таким образом, обелить себя и остаться безнаказанным.
Волей-неволей вспоминается «гениальная» фраза одного горе-политика: «Он окрасил себя в те цвета, в которые он окрасил себя». Главное — уметь своевременно переобуться, перекраситься и поменять флаги.
Зритель прекрасно понимает трусость, подлость и приспособленчество Веничио (наверняка, за его душой — ни одна смерть, ведь в начале фильма он сам говорит, что в городе больше не осталось антифашистов). Однако Капелларо относится к нему вполне терпимо и даже иронически — думаю, это определенным образом смягчает и зрительское отношение к герою Джино Черви.
И, вообще, фильм — при всей серьезности темы коллаборационизма и предательства — все-таки представляет собой комедию. Хотите кино, где эта тема раскрывается по-настоящему серьезно? Посмотрите тогда «Восхождение» Шепитько!. Здесь же большинство фашиствующих итальянцев являются полными кретинами, а самые смекалистые герои — это, конечно же, антифашисты — Капелларо и его сын — в лучших традициях жанра «кино и немцы».
Кстати, в фильме в качестве киноактера дебютирует Франк Фернандель, который играет сына Капелларо и в реальной жизни является сыном Фернанделя. Ему здесь 27 лет. Вместе с отцом он снимется потом еще в одном фильме — «Трудный возраст» (1964), который впоследствии американцы переснимут и назовут «Знакомство с Факерами». Нельзя сказать, что Франк демонстрирует в этой картине что-то особенное: но роль не проваливает. Просто симпатичный парень, внешне сильно напоминающий (особенно, в плане мимики) молодого Фернана (правда, знаменитой «лошадиной улыбки» ему не досталось). Он вообще в дальнейшем прославится больше, как певец, а не киноактер.
В списке режиссеров мы видим известное имя — Серджио Леоне. В итальянской википедии уточняется, что Сержио Леоне принимал участие в постановке лишь некоторых сцен. А основную работу над фильмом совершил Джорджио Бьянки.
А вот Фернандель, как всегда, вытягивает фильм. Без него было бы намного хуже. А с ним — довольно хорошо. Пожалуй, все самые яркие моменты связаны с появлением этого комика в кадре. В общем, гениальный актер.
Остается только жалеть, что огромное количество фильмов с его участием до сих пор не переведено на русский — «Оноре из Марселя», «Шпунц» и так далее. Но за то, что на 5 канале (Петербург) перевели эту комедию — уже большое спасибо.
4 июня 2018