Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черная чайка |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Григорий Колтунов |
сценарий: | Григорий Колтунов |
продюсер: | Марк Рысс |
видеооператор: | Дмитрий Месхиев |
композитор: | Антонио Спадавеккиа |
художник: | Исаак Каплан |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
После исчезновения на картах мира СССР, каждая республика пошла своим путём, при этом, не забывая о том, что многие культурные достижения были созданы благодаря коллективному творчеству. Вот и дебютный игровой фильм Григория Колтунова — это многонациональная работа. Хорошо, что работа эта не исчезла в «смутные времена» разъединения стран: «В Азербайджанский государственный фильмофонд передан фильм Черная чайка 1962-го года, где главную роль исполнил известный азербайджанский актёр и режиссёр Джейхун Мирзоев. Я благодарю художника Вугара Али, с чьей помощью мы получили эту замечательную картину, которую искали много лет, — сказал директор Госфильмофонда Азербайджана Джамиль Кулиев. — Благодаря этому фильму, мы продолжаем собирать богатое творческое наследие Джейхуна Мирзоева
Фильм рассказывает о событиях в послереволюционной Кубе, где мирные жители одной из рыбацких деревень пытаются вернуться к нормальной жизни. Но враги революции засылают в этот район диверсионный отряд, который убивает мирных жителей. Все эти трагические события зритель наблюдает глазами мальчика Манолы, невероятного фантазёра, который иногда сам путает, где правда, а где ложь. Сюжетных ответвлений немного, одно из них — рассказ о гастролях бродячего цирка, дающего представления и в деревнях. Гвоздь программы — легендарный стрелок, который поражает всех своей меткостью, и зритель прекрасно понимает, что появился он в кадре неспроста. В «Черной чайке» снялась также азербайджанская актриса Саида Дадашева в роли постоянно танцующей Панчиты, а также известный российский актёр и режиссёр Сергей Юрский.
Персонаж Юрского крайне неприятен нарочитым «злобным обаянием». Герой одновременно и притягивает и отталкивает. Впрочем, «притягивает и отталкивает» относится и ко всему фильму. Начало яркое, радостное, беззаботное, наполненное национальными ритмами и завораживающие-пластичным танцем Панчиты. Затем, словно фильм пересекает некую черту — начинается очень тяжёлая и даже гнетущая середина. Возможно, в какой-то степени это происходит из-за того, что Маноло будто живёт одновременно в двух мирах: реальном и вымышленном. И зрителю приходиться прикладывать определённые усилия, чтобы понять — где же реальность на самом деле? Однако причина некоторой «странности может скрываться и в другом.
По словам дочери режиссёра Елены Григорьевны Колтуновой «Сценарий фильма был написан моим отцом ещё в сороковые годы. Местом действия сценария, названного отцом «Черный баклан», была территория СССР (кажется, Абхазия, где потом, собственно, снимался фильм «Черная чайка»), а враги, естественно, немцы. Фильм в те годы не был поставлен. А когда отцу предложили создать сценарий о Кубинской революции, он предложил сюжет «Черного баклана», переименовав его в «Черную чайку». В 60-годы в СССР были тесные контакты с Кубой. Кстати, в 1961 году в СССР приезжал Рауль Кастро, который посетил и Грузию. Недостатка специалистов по Кубе не было. Главным консультантом в фильме был Ю. Папоров». (Юрий Николаевич Папоров — советский и российский журналист-международник, писатель — пять лет жил на Кубе, работая над биографической книгой «Хемингуэй на Кубе».)
Как бы то ни было, хорошо, что сценарий не затерялся, и нашёл своё воплощение на иных, но не менее интересных реалиях.
26 февраля 2020