Рейтинг фильма | |
![]() |
7.2 |
![]() |
7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хроника одного лета |
английское название: |
Chronique d'un été |
год: | 1961 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «The key work of the controversial new school of CINEMA-VERITE» |
режиссеры: | Эдгар Морен, Жан Руш |
продюсеры: | Филипп Лифхиц, Анатоль Доман |
видеооператоры: | Мишель Бро, Рауль Кутар, Roger Morillire, Жан-Жак Тарбес |
композитор: | Пьер Барбо |
монтаж: | Нена Баратье, Франсуаза Коллин, Жан Равель |
жанры: | документальный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
20 октября 1961 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 25 мин |
В отличие от более ранней ленты «Я — негр», Руш и Морен решительно пересматривают в «Хронике одного лета» ряд принципиальных положений. «Киноправда» по-французски не боится камеры на улице, здесь нет никаких скрытых съемок и прочих вуайеристских ухищрений. Гораздо важнее, чтобы выбранные режиссерами-интервьюерами представители парижского общества (а это очень разные социальные слои и культурные предпосылки) стали воспринимать камеру как нечто привычное, и именно это дает шанс запечатлеть естественное поведение, сделает фильм феноменом на стыке кинодокументалистики и визуальной антропологии.
Характерно, что режиссеры прибегают и к методу синхронной записи звука. Это сильно отодвигает фильм в сторону от любой игровой ситуации, что еще весьма сильно ощутимо в «Я — негр». При этом нет и моделирования как бы реальных ситуаций. В большей части фильма место отводится не тому, как живут герои, а что они думают. Это съемки интервью, где немаловажное место отводится самим создателям фильма. Пожалуй, это самое радикальное, к чему они вообще прибегли. В кинематографе достаточно возможностей, чтобы опосредовать авторскую точку зрения, сделав ее при этом доступной для понимания зрителем. Руш и Морен делают все наоборот. Они спрашивают, спорят, даже направляют дискуссии. Кажется, что летняя хроника — это хроника не только героев, но и их самих. В самом деле, в фильме «Я — негр» натура была экзотической, африканской, постколониальной. По отношению к ней можно было занять определенную метапозицию. Но было бы странно, если бы посреди Парижа режиссеры изображали объективных этнографов, поэтому они и становятся частью своего материала.
Важен и прием ответного комментария. Герои обсуждают отснятый материал, спорят, насколько он «реален», не становится ли кто-то из них чрезмерным по своей композиционной нагрузке протагонистом. То есть позиции автора и героя настолько смещены, что говорить о привычном распределении функций говорить просто не приходится.
Тем не менее легко выявляется их общее «поле». Это область актуальных политических, экономических и социальных проблем. Видно, насколько французское общество уже наэлектризовано, расслоено, возбуждено противоречиями. Излишне напоминать, что к концу десятилетия эти противоречия выльются в ситуацию пресловутого 1968 года.
Так что главный вопрос фильма — вопрос о счастье — совсем не умозрителен и абстрактен. Что есть полнота и смысл в современном буржуазном мире? насколько он перспективен? и т. д., и т. п. Поэтому фильм оказывается не фактографичным, а симптоматичным, он ценен не фиксацией именно этого момента, перед которым и после него ничего нет, но ощущением Истории, к которой так или иначе подключены или даже вовлечены все те, благодаря которым стал возможен данный фильм.
8 из 10
14 марта 2018