| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.5 |
IMDb
|
7.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Звезда за темной тучей |
| английское название: |
Meghe Dhaka Tara |
| год: | 1960 |
| страна: |
Индия
|
| режиссер: | Ритвик Гхатак |
| сценаристы: | Ритвик Гхатак, Shaktipada Rajguru, Samiran Dutta, Рабиндранат Тагор |
| продюсер: | Ритвик Гхатак |
| видеооператор: | Dinen Gupta |
| композитор: | Jyotirindra Moitra |
| художники: | Рави Чаттерджи, Субод Дас, Surath Das, Barju Mohanty, Chhedilal Sharma |
| монтаж: | Рамеш Джоши |
| жанры: | драма, мюзикл |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
14 апреля 1960 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 6 мин |
Трагическая история о прекрасной девушке, дочери беженцев из восточного Пакистана. Её семья, когда то обладавшая средним достатком, сейчас живёт на окраине Калькутты в довольно скромных условиях. Нита жертвует всем ради семьи, в том числе и своим личным счастьем, достатком, здоровьем, в то время, как её стремления остаются незамеченными окружающими её людьми.
Грустное серое кино. Эгоистичные люди, готовые ради собственного выживания сожрать близкого человека. Ненавижу таких вот людей, которые живут за счёт страданий других. Ничего не пытаются сделать.
Но само действо мне понравилось. Героиню очень жаль, сестра мерзавка подлая, жених неверный, братья лентяи, мать сварлива, отец беспомощен. Главная героиня просто святая женщина, которая все страдания выносит молча.
Независимость Индии в августе 1947 года привела к разделу Бенгалии, что стало травмой, оставившей след в сознании людей, чьи жизни изменились навсегда. Нигде этот переворот не показан так хорошо, как в фильмах бенгальского режиссёра Ритвика Гхатака. Активный марксист, начавший свою карьеру в Коммунистическом народном театре, Гхатак никогда не пользовался широкой популярностью, но сейчас его считают одним из лучших индийских режиссёров второй половины XX века. Его самый известный фильм «Звезда за тёмной тучей», первая часть трилогии, посвящённой экономическим последствиям раздела страны, - это мощная история о молодой индийской женщине, которая жертвует своим образованием и браком, чтобы сохранить семью. Вдохновением для образа главной героини послужила женщина, которую Гхатак увидел на автобусной остановке. Её измождённый вид показался ему типичным для бенгальских беженцев.
Один из самых известных фильмов Ритвика Гхатака. Нита работает день и ночь, чтобы прокормить свою семью бенгальских беженцев. Отец работает учителем за гроши, а старший брат хочет стать певцом. Мать же надеется, что жених Ниты выберет в конце-концов её младшую сестру.
Фильм полон горечи и задевает за живое выразительными мизансценами и музыкой, полной чувства невозвратимой утраты. Такая печальная, печальная повесть о девушке, которая по другому не могла и не умела любить. Она отдавала всю себя. Ничего не требуя взамен. И позже сама поняла, что нельзя было молча сносить несправедливость. То, как с ней обошлись её родные... Использовали и выкинули, как только появился другой объект - добытчик, для их существования.
Один только брат искренне что-то пытался сделать, да и сосед помнил эту несчастную Ниту. К сожалению, такая ситуация и в наши дни, и в любой стране по прежнему актуальна. Нита, как образ, мне очень понравилась своей чистотой, что улыбалась искренне несмотря ни на что. Светлый человечек.
Прежде всего, это фильм, воспевающий красоту (при всей его мрачности). Красота природы, запечатлённая в захватывающих дух кадрах с деревьями, которые я когда-либо видела в кино, красота в отношениях между братом и сестрой, которые едят вместе, красота в лице Ниты, сияющем на солнце, когда приходит Санат, или красота, запечатлённая в лице сестры Ниты перед зеркалом. Фильм также показывает красоту в сознании людей через множество второстепенных персонажей, таких как сострадательный хозяин магазина. Тем не менее, эта красота как в природе, так и в человеческом духе резко контрастирует с крайней нищетой и унылой колонией беженцев. Природа играет важную роль и часто подчёркивает характер персонажа и создаёт контекст, делая это самым эффективным и тонким образом.
Второе качество этого фильма - намеренное использование классической музыки для смены настроения. Музыка создаёт ощущение счастья (красоты), и часто в ней появляются внезапные интонации или разрывы, словно напоминающие зрителям о суровой реальности.
Третье качество фильма - его простота и искренность по отношению к теме. В этом отношении фильм почти достиг качества настоящего документального фильма. Влияние раздела Бенгалии на бенгальский народ никогда не было показано так достоверно, как здесь, персонажи настолько узнаваемы, история настолько показательна, а обстановка настолько знакома.
Четвёртое качество фильма, - это кинематографическое совершенство. Здесь каждый кадр рассказывает больше одной истории, а лицо никогда не является завершённым без окружения и является его частью, а не центром. Кроме того, есть и другие аспекты, которые нужно понимать, соотнося контекст и то, что было показано.
Пятая и самая трогательная часть - это сюжетная линия. В конце концов, это очень человечный фильм. В нём рассказывается о семьях и отдельных людях, о нормальных отношениях, о нормальных жизненных ситуациях и о нормальном прошлом. Таким образом, он трогает сердце, показывая борьбу и страдания. При этом он не кажется слишком очевидным или сентиментальным.
«Звезда за тёмной тучей» - это гневный и часто мрачный фильм, но внезапные всплески музыки ситара и радостное пение Шанкара смягчают его тон. Несмотря на то, что фильм может показаться слишком мелодраматичным и неровным по актёрской игре, в нём есть преобладающий гуманизм, напоминающий о Сатьяджите Рее и неореалистических фильмах 40-х и 50-х годов. Необузданная страсть Гхатака и его убедительные персонажи позволяют легко забыть о недостатках, и в результате мы получаем дань уважения человеческому духу и более глубокое понимание трагедии, которую принёс в Индию раздел страны.
Если Сатьяджит Рей - виртуоз индийского кинематографа, то Гхатак - бунтарь. Его фильмы не такие отточенные и утончённые, как у Рея, но он не боится рисковать. Особенно это заметно в звуковом оформлении, где он поразительно (и зачастую красиво) использует музыку, фоновый шум, и почти научно-фантастические эффекты.
Однако основное внимание уделяется Ните, девушке, которую семья использует в своих интересах и при этом обижает. Семья - это микрокосм одержимости Гхатака, ущерб, нанесённый разделением, комментарий к тем, кто эксплуатирует слабых, и тем, кто позволяет себя эксплуатировать. Это высокая мелодрама, но, она снята так искусно и эффектно, что на неё просто приятно смотреть: захватывающие дух кадры, незабываемые моменты и своеобразное звуковое сопровождение. Режиссёр представляет драму с таким мастерским сочетанием света и тьмы, используя великолепные визуальные образы, звук и символы, чтобы передать нежные эмоции. Листва, поезд, горы, проникновенный вокал остаются в памяти надолго после просмотра фильма.
Собственная биография Гхатака - это великая трагедия; возможно, сдержанную ярость и безысходность этого фильма можно рассматривать как продолжение его собственной жизни и как стремление, которое должно было привести к созданию хотя бы одного шедевра, даже если это привело его к преждевременному концу.
Несмотря на всю свою мрачность, «Звезда за тёмной тучей» абсолютно захватывающий фильм - любому киноману (или историку) стоит его посмотреть. Величие этого фильма заключается в том, что он затрагивает все чувства и надолго остаётся в памяти. Одного просмотра недостаточно, чтобы понять его полностью, как и все великие фильмы, поскольку в нём есть много такого, что раскрывается только после повторных просмотров.
10 из 10
20 января 2025
Жизненная справедливость — штука эфемерная. И так же часто встречается как горький сахар. В неё можно верить, к ней можно стремиться, за неё можно бороться в одиночку или коллективно. Но вот достичь полной и объективной справедливости похоже не в силах человеческих. И дело не в порочности социального устройства, сколько его ни реформируй, сколько революций ни совершай, сколько злодеев ни казни. Все пролитые реки крови лишь удобрят почву, на которой взойдут всё более новые и крепкие семена зла. Такова жизнь, и в ней только мягкотелым идиотам все могут причинять боль совершенно безнаказанно. Грех не протестовать против несправедливости. Грех сносить всё молча. Вот только нельзя переплыть половодье зла в одиночку и выбраться из него целым и невредимым, не утопив при этом добрый десяток, цепляющихся тебе за ноги человек. Впрочем, это только предисловие сама история будет впереди.
В один большой бенгальский город переселилась семья беженцев из Восточной Бенгалии. По всей видимости, их выгнал с давно насиженных мест голод, бедность, разруха, невозможность открыто придерживаться исконного вероисповедания. А может быть, они просто попали под раздачу, и всё их имущество в порыве страшных беспорядков было уничтожено подчистую. Об этом остаётся строить лишь более менее правдоподобные догадки. Зрители застают семью, состоящую из отца, матери, двух сыновей и двух дочерей, проживающих на самом краю бенгальского мегаполиса. Отец хоть и подрабатывает в качестве учителя самых младших классов, слишком слаб здоровьем чтоб прокормить свои домочадцев. Он даже не способен противостоять злобному натиску своей сварливой старухи жены. Братья — те ещё подарочки судьбы! Младший не желает учиться и готов устроиться даже рабочим на завод, лишь бы вырваться из тисков семьи и жить по своей воли и в своё удовольствие. Вот только воля и отсутствие опытности быстро и навсегда обламывают ему крылышки. Самый старший из братьев из тех, про которых говорят, что он не от мира сего, постоянно витает в облаках. О неудобствах жизни он вспоминает лишь тогда, когда живот сводит голодная судорога, а давно нестриженые локоны начинают застилать глаза. Он единственный, кто искренне сочувствуют умнице старшей сестре — Ните, но даже не пытается облегчить её участь, слишком уж увлечён развитием своего прекрасного голоса и, в конце концов, вовсе пропадает из дома. Есть ещё Гита — обычная ленивая девчонка из тех, что живёт лишь новыми тряпками, косметикой и сиюминутными развлечениями. Такие расцветают быстро и слишком ярко и умеют использовать свою кратковременную красоту, чтоб ловко расставлять силки, стараясь поймать в неё наиболее жирную и перспективную птицу. И какое ей дело, что своим бессовестным хищничеством она разбивает сердце собственной сестре и ломает жизнь её хоть и умного, но такого неопытного в житейских делах жениха.
Нита. Она та сама звезда, что своим светом хранила едва сводящую концы с концами семью. Не дала погибнуть и рассыпаться в прах, который потом бы развеял без малейшей памяти, не знающий жалости и сочувствие ветер. В результате тучи насытились мраком, наполнились влагой и разрослись на пол неба, обильно курчавясь, плодонося и жирея на зависть соседям. И кому какое дело, что звёздочка, истратив весь свой свет на них, совсем исчахла. Она стала попросту больше никому не нужна. Вместо того, чтобы ярко и радостно сиять на небосклоне, освещая путь всем случайным путникам, вместо в того, чтобы дать начало целому созвездию подобных ей потомков, она сама стёрлась в тусклую пыль. Отвергнутая всеми осыпалась она тонкой искристой струйкой с небес. Старший брат, ставший знаменитым певцом, собрал ещё искрящуюся пыль в платочек и отнёс в дивные горы. Те самые, над которыми звёздочка мечтала сиять с самого детства. Но вот только теперь и горы уже какие-то не те, и от звёздочки остался лишь мерцающий прах. «Брат, я хочу жить!» — рвёт горный туман дикий истошный гортанный вопль сверхчеловеческого отчаяния и звёздная пыль разлетается от него, растворяясь в мелких каплях тумана и световых столбах встающего солнца. А где-то вдали ещё одна молоденькая хорошенькая бенгалочка рвёт последний изношенный сандаль, истратив всю свою скудную зарплату на благо семьи. И на губах её всё та же доверчивая радостная улыбка, а в глазах свет неземных звёзд.
Самую жестокую цену жизнь заставляет платить не за грех, и даже не за незаслуженную радость, а за страдание ради тех, кто никогда не оценит всей силы жертвы и даже никогда не вспомнит о ней. Тучи поглотили своей ненасытной утробой звёздочку и тут же забыли как ярко нежно и с какой любовью светила она им столько лет.
24 апреля 2017
Как быстро в моей жизни все стало слишком поздно.
Эмоции, вскользь обозначенные на грязной дощечке, что стали памятным отзвуком для нескольких призраков… Торжественный и гротескный спектакль, предназначенный исключительно для полых манекенов, коих нарядили в строгие одежды в надежде, что форма всегда сумеет превзойти столь необъяснимое для многих содержание печальной притчи. Да и нужно ли пояснять прописные истины, что мастерски поместили во внутренности еще одной измученной семьи, давно обессилевшей от груза своих неизменных проблем и чаяний? Раскаяние, ставшее совершенно ненужным, архаичным переизбытком жизни, ныне направленной лишь на пожирание собственного изумрудного хвоста. Многократно повторенная исповедь Ниты, что только благодаря таланту Суприи Чадхури, становится пламенным монологом, исповедью для очередной мученицы, хотя это далеко не первый и не последний фильм с подобным содержанием. Некое авторское откровение, переосмысление человеческих ценностей с поправкой на тогдашнее время и культуру страны, о которой мы знаем столь немного. Ну и, конечно же, страшная в своей неизбежности гонка, хотя все герои этого фильма убегают отнюдь не от смерти, лишь приоткрывшей стеклянную дверь с мнимыми и столь же масштабными в своей простоте событиями.
Именно простота «Звезды за темной тучей» поражает и стремительно опрокидывает навзничь. Невольно ожидая яркой, заполненной под самую завязку цветом истории, что стала бы очередным незамысловатым приключением, но получая в руки чёрный, еще горячий уголек, повествующий о бедности, умудряющейся одновременно прятаться под подолами у безысходности и злобы. Сложно рассуждать о высоких материях, когда от голода сводит желудок, а многочисленная родня становиться жадной, всепожирающей пастью, забирающей у тебя не только последние гроши, но и саму жизнь со всеми теми нелепыми надеждами, что втайне лелеет каждый. Бессмысленная во всех возможных отношениях борьба с мельницами быта и непонимания давно не удивляет, но сама игра Суприи Чадхури и постепенное разрушение первичного образа Ниты непроизвольно напоминает бергмановские монологи Ульман и даже не имеющую аналогов Жанну Дрейера. Подчас, конечно же, фильм несколько портит излишняя театральность, наигранность отдельных сцен, призванных продемонстрировать людскую глупость, алчность и злобу. Режиссер увлекается, используя крайне топорные сюжетные тупики, сочетающие в себе прекрасную историю брата, мечтающего стать знаменитым певцом и внезапную смерть отца, которая должна была бы стать катализатором, но только подводит жирную черту над очевидными, вышеуказанными проблемами и чаяниями человека обыкновенного и к реалиям суровой жизни никоим образом неприспособленного. У каждого своя маленькая комната с пауками. Собственный сорт страдания, которое всякий лишь пестует, заботиться об той неизбежной боли, что далеко не всегда проявляется внешне. Очень, очень грустное и честное кино.
Фильм Ритвика Гатака более всего походит на красивую глиняную фигурку, увидевшую свет солнца много веков тому назад. Чересчур наивное и чистое кинополотно, сбивающее с ног всякого той неподдельной искренностью, что следует за печальной историей девушки и ее самопожертвованием, обжигающим неподготовленных, пресытившихся однодневными поделками зрителей, которых в этот раз ожидает действительно нечто особенное. Пепел мертвого, но отнюдь не забытого феникса, что возрождается из раза в раз перед теми, кто пожелал увидеть звезду и ныне спящую за темной тучей безразличия к чужому горю.
3 июня 2013